Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История»




Скачать 1.29 Mb.
Название Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История»
страница 1/12
Дата публикации 26.09.2014
Размер 1.29 Mb.
Тип Методические указания
literature-edu.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет) (СПбГТИ(ТУ))

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, К.Н. Скворцов

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДИКА

ИХ ПОДГОТОВКИ

Методические указания

Санкт-Петербург

2012

УДК 930(075.8)
Гостенков, П.А. Темы реферативных работ по истории и методика их подготовки: Методические указания / П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2012. –  82 с.
Методические указания содержат рекомендации по составлению плана реферативной работы, поиску и подбору литературы, излагают основные требования, предъявляемые к рефератам. Тематика реферативных работ включает большое число тем по русской истории.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История». Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствуют рабочей программе дисциплины и позволяют приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5).


Рецензент:


Ю.А. Рачковский, к.и.н., доц. кафедры исто­рии для преподавания на естественных и гу­манитарных факультетах исторического фа­культета Санкт-Петербургского государст­венного университета


Утверждены на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента 4 апреля 2012 г.
Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения всех факультетов СПбГТИ(ТУ), изучающих курс истории.

В настоящее время наряду с основными формами изучения курса – лекциями, семинарскими занятиями – все более важное место в учебном процессе занимает самостоятельная работа студентов с научной и учебной литературой. При этом значение самостоятельной работы имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из распространенных форм самостоятельной работы, позволяющей студентам глубже изучить какую-либо тему курса и продемонстрировать свои навыки работы с научной литературой, является реферативная работа (реферат). Написание ее сопряжено с целым рядом сложностей, с которыми неминуемо столкнется студент – это и трудности выбора темы, и поиск литературы по избранной теме, и правильный отбор необходимого материала, его изучение, осмысление и анализ, и, наконец, логическое его обобщение и изложение.

Целью настоящих методических указаний является оказание помощи учащимся в написании реферативной работы по дисциплине «История». Сам процесс подготовки и написания реферата можно разделить на ряд условных этапов, которые и изложены в данных методических указаниях. На каждом этапе студент может консультироваться с преподавателем, ведущим семинарские занятия.

ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы является первым этапом в процессе подготовки реферативной работы. Правильный выбор темы становится ключом к успешному ее написанию. От того, насколько удачно выбрана тема, во многом зависит конечный результат труда над ней. При определении темы студент должен учитывать следующее:

  1. Тема должна обязательно соответствовать проблематике изучаемого курса.

  2. Обычно при выборе темы руководствуются ее актуальностью; также должны учитываться профиль вуза и научные интересы самого студента, его увлечения в области гуманитарных знаний.

  3. Необходимо адекватно оценивать возможность раскрытия темы, т. е. нужно учитывать наличие и доступность литературы по избранной теме.

  4. Работа должна быть выполнена к определенному сроку, поэтому, выбирая тему, следует рассчитывать свои силы и ставить перед собой реальные исследовательские задачи. В связи с этим вполне возможна корректировка исследования в сторону сужения его проблематики.

Выбор темы должен быть сделан осознанно, самостоятельно или с помощью преподавателя. Для облегчения выбора тем в настоящем методическом пособии предлагается их обширный перечень. Этот список носит рекомендательный характер, и поэтому студент может сузить тему. Если же интересующей студента темы в предлагаемом перечне нет, он, по согласованию с руководителем, может сформулировать собственную.

ПОИСК И ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вторым этапом создания реферативной работы является подбор соответствующей литературы, причем общее ознакомление с ней фактически начинается уже с момента выбора проблематики, поскольку только так можно окончательно обосновать тему. Очень часто в ходе второго этапа работы в силу тех или иных причин возникает необходимость внести коррективы или даже изменить тему реферата. Это можно сделать, согласовав свои действия с преподавателем.

Привлекаемая для написания реферативной работы литература может включать монографии, произведения политических и общественных деятелей, сборники научных трудов, справочники, статистические сборники, словари, газетные и журнальные статьи. Среди различных видов привлекаемой литературы могут быть и мемуары, которые содержат много интересных материалов. Однако этот жанр литературы нужно использовать весьма осторожно в силу его специфики, поскольку авторы мемуаров часто субъективно и неадекватно (иногда это делается сознательно) излагают свое видение исторических событий. Наряду с классическими трудами по истории России, настоятельно рекомендуется использовать новейшую исследовательскую литературу.

Процесс поиска и отбора литературы для написания реферативной работы облегчается студентам тем, что в данном методическом пособии содержится обширный перечень литературы по предлагаемым темам. Впрочем, как и сам перечень тем, рекомендуемые списки литературы не являются обязательными и исчерпывающими.

Для подбора литературы следует обращаться в Фундаментальную библиотеку СПбГТИ(ТУ) и другие библиотеки, поскольку в Санкт-Петербурге, культурной столице России, к услугам студентов предоставлены фонды крупнейших библиотек, в том числе Российской национальной библиотеки (Московский проспект, д. 165), Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (набережная р. Фонтанки, д. 44) и Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (ул. Кирилловская, д. 19). Следует иметь в виду, что в Библиотеке им. В.В. Маяковского существует специализированный центр петербурговедения, а в Областной научной библиотеке – центр краеведческой фактографии. Помощь в выборе необходимой литературы окажут консультации преподавателей и библиографов.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

И СТРУКТУРА РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

После ознакомления с литературой студент может приступить к третьему этапу подготовки реферативной работы – составлению плана. Этот этап является очень важным и ответственным. Реферативная работа является простейшим видом научно-исследовательского поиска, поэтому ее автор первоначально должен сформулировать исследовательскую проблему. Только работы, написанные в проблемном ключе, могут претендовать на статус научного сочинения и на оценку выше удовлетворительной. Исследовательская проблема предполагает постановку и разрешение отдельных задач, без которых невозможно сделать общий вывод. Таким образом, только четкая формулировка проблемы позволит составить предварительный план исследования.

План строится, исходя из общего представления об избранной теме. В нем перечисляются основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в реферате. Поэтому все они должны быть приведены в соответствие с названием темы. План представляет собой своеобразный остов всей реферативной работы. Если он хорошо продуман и имеет четкие очертания, то это будет способствовать логическому, последовательному изложению материала. Вместе с тем, первоначально составленный план вполне может корректироваться в процессе дальнейшей работы над текстом. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать так: краткость, четкость, логичность и выразительность.

Структура реферата включает в себя введение, основную часть и заключение.

Введение. В нем дается обоснование выбора темы, т. е. объясняется, почему студент выбрал именно эту тему, раскрывается ее актуальность и научная значимость в историко-культурном процессе. Во введении выдвигаются также цель и основные задачи, которые ставит перед собой автор при написании реферативной работы. Кроме того, введение содержит характеристику основной научной литературы, используемой при написании реферата. Речь идет не о простом перечислении прочитанных книг по избранной теме. Необходимо дать краткую характеристику указанных трудов и отметить, что нового внес каждый из авторов в решение поставленной проблемы.

Основная часть состоит из нескольких разделов, в которых автор раскрывает центральные идеи темы. Число разделов не должно превышать двух-трех. Это объясняется тем, что общий объем реферативной работы ограничен, и при наличии большого числа разделов они будут очень короткими, что помешает полному раскрытию поднятых в них проблем. При необходимости внутри разделов могут быть выделены подразделы (параграфы).

Заключение сопряжено с исследовательской проблемой, целью и задачами реферата и отвечает на вопросы, сформулированные во введении. В заключении должны присутствовать обобщающие выводы, и оно не сводится к простой сумме итогов, подведенных в отдельных главах.

После заключения помещается список использованной литературы и источников, а после него – приложение. В качестве приложений могут фигурировать разного рода вспомогательные материалы: таблицы, иллюстрации, тексты документов и т. д.

Правила оформления списка литературы приводятся в данном методическом пособии (см. Приложение В). В списке литературы следует помещать только те издания, которые действительно были использованы при написании текста работы.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Изложение материала при написании реферативной работы происходит в соответствии с ее планом. При написании реферата по избранной проблеме следует осветить историю ее возникновения и показать современное состояние исследований на данную тему. Если рассматриваемая в работе проблема является дискуссионной, то обязательно надо показать суть дискуссии и основные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу и отраженные в современной литературе. Автору реферативной работы следует самому высказаться по дискуссионному вопросу, выдвинув свое оригинальное мнение, либо присоединившись к мнению одной из дискутирующих сторон.

Большую часть реферата должен составлять самостоятельный авторский текст, опирающийся на исследовательскую литературу. В то же время при написании реферата бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно используются при необходимости подчеркнуть видение той или иной проблемы определенным автором. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты, – реферат не должен быть простой сводкой чужих мнений и мыслей.

Цитаты вносятся в текст реферативной работы без искажения смысла, и в конце страницы на них делаются сноски, содержащие ссылки (см. Приложение В). Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более выдавать их за собственный авторский текст. Такая практика является литературным воровством, плагиатом, и наказывается неудовлетворительной оценкой. Поэтому очень важно умение пользоваться правильно оформленным библиографическим аппаратом. В реферативной работе нельзя давать «глухих» ссылок – т. е. ссылаться на какие-то положения без указания автора и его труда. Например: «Один из авторов, занимающихся этой проблемой, в своей работе сделал вывод о том, что…». Необходимо указывать конкретно, какой это автор, и в каком из своих трудов он сделал соответствующий вывод.

Все прямые (дословные) цитаты должны быть заключены в кавычки и снабжены соответствующими библиографическим ссылками – в форме сносок. Ссылка должна содержать ту информацию, которая позволяет однозначно идентифицировать документ. Такая ссылка дает читателю возможность проверить автора, а в случае необходимости самому обратиться к указанному документу. Последовательность элементов библиографического описания определена государственным стандартом и приводится по определенным правилам.

При употреблении в тексте специфических терминов необходимо разъяснять их при первом упоминании. Делается это в примечаниях, которые, как и ссылки, даются в форме сносок. Примечания также могут содержать иную информацию, которой не нашлось места в основном тексте.

В процессе написания реферативной работы необходимо показать хорошее знание предмета исследования, а также продемонстрировать навыки научной работы, умение правильно анализировать и излагать собранный материал. Реферативная работа должна представлять собою целостное исследование, поэтому все ее части должны иметь логическую взаимосвязь. Автору нужно стремиться к тому, чтобы выводы и обобщения, сделанные им в реферате, были достаточно самостоятельными и аргументированными1.

Подготовленная работа отдается преподавателю для ознакомления и выставления оценки не позже, чем за две недели до окончания последнего занятия.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Первые две страницы работы – титульный лист и оглавление. Они не нумеруются. Сплошная нумерация начинается со страницы 3. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение А). Второй лист предназначен для оглавления работы с указанием названий разделов и страниц, с которых они начинаются (см. Приложение Б).

Разделы основной части работы имеют арабскую нумерацию. После номера ставится точка. После названия раздела точка не ставится. Как отмечалось выше, если автор считает это целесообразным, разделы могут делиться на подразделы (параграфы). Они нумеруются арабскими цифрами через точку (1.1, 1.2… 2.1 и т.д.), затем ставится точка, и идет их название, после которого точка не ставится. Введение, заключение, список использованной литературы не нумеруются. Приложения нумеруются, если их в работе более одного.

В заголовках не допускаются переносы слов, использование сокращений и условных обозначений. Не следует также допускать висячих строк, когда заголовок помещен на одной странице, а его текст начинается на другой.

В списке литературы работы располагаются в алфавитном порядке, без нумерации.

При написании текста необходимо соблюдать поля 2,5 см.

Объем реферата – 20–25 страниц рукописного текста или 16–18 страниц машинописного текста (размер шрифта 12–14), через 1,5 интервала на бумаге форматом А-4 (297/210). Данный объем является минимальным и может быть незначительно превышен. Приложения в указанное число страниц не входят. Текст необходимо писать (или печатать) на одной стороне листа. Листы реферата должны быть скреплены между собой или вложены в папку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Выставляемая за написание реферата оценка зависит от следующих показателей:

  1. Соответствия темы реферата проблематике изучаемого курса и соответствия текста реферата обозначенной теме.

  2. Полноты и глубины раскрытия заявленной темы.

  3. Четкости структуры реферата.

  4. Логичности и связности повествования.

  5. Наличия в реферате самостоятельных обобщений, умозаключений, аргументированных авторских высказываний.

  6. Аккуратности в оформлении реферата в целом и библиографического аппарата в особенности.

  7. Языковой грамотности.

  8. Своевременности сдачи текста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon 1. матрицы и действия над ними
Методические указания предназначены для студентов I курса всех специальностей и всех форм обучения и для преподавателей кафедры высшей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические указания к проведению практических занятий для студентов...
Методические указания содержат контрольные вопросы и практические задания по основным темам курса «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов специальностей 200700 Радиотехника, 201600 Радиоэлектронные системы. В указаниях...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Министерство образования и науки Российской Федерации Дальневосточный...
Методические указания предназначены для студентов 5 курса дневной формы обучения специальности «Промышленное и гражданское строительство»....
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические указания предназначены для студентов всех специальностей...
При оформлении учебных проектов следует руководствоваться методическими указаниями [1,2] и Государственными стандартами ескд, спдс,...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу Отечественной...
Методические указания утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории пгту «13» апреля 2005 г
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические указания по обучению студентов технических университетов...
Методические указания предназначены для студентов факультета ибм, обучающихся по специальности «Менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Аэрокосмического приборостроения
Методические указания и контрольные работы предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «История» icon Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (для студентов всех форм обучения)
Студентами техникума очного и заочного отделений всех специальностей выполняются курсовые работы по нескольким дисциплинам. Это вызывает...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции