Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951




Скачать 0.51 Mb.
Название Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951
страница 1/3
Дата публикации 26.09.2014
Размер 0.51 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3

Предлагаемая читателям Харьковского исторического альманаха работа - брошюра, изданная в Париже на гектографе в 1951 году, но по количеству ссылок на нее и цитируемости она обошла множество книг изданных по всем правилам. Причина успеха - значительный след, оставленный Ковалевскими в истории России и Украины, известность рода как в бывшей Российской империи , так и далеко за ее пределами. Убежденны, что исследования по истории рода Ковалевских будут полезны не только краеведам, но и историкам профессионалам, прошлое Слобожанщины невозможно представить без этой знаменитой фамилии.

Автор брошюры не обозначен. Однако известно, что это видный деятель русской эмиграции в Париже, Петр Евграфович Ковалевский (16.12.1901 - 4.05.1978) - историк, библиограф, организатор церковной жизни. Следует отметить - предлагаемая вниманию работа не лишена многих исторических неточностей и недостатков, поэтому редакция решила снабдить публикуемую брошюру небольшим комментарием и последующим современным исследованием В.Л. Маслийчука о генеалогии Ковалевских XVII-XVIII вв. Кроме этого, важно заметить, что в своих исследованиях П.Е. Ковалевский исходил из взглядов русского патриота и эмигранта, дворянина и сторонника возрождения "Великой России".

Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951



Юбилейная памятка к трехсотлетию Харьковской (Слободско-Украинской) ветви рода Ковалевских.
Краткая Семейная Памятка, которую удалось издать, не исчерпывает и малой доли того материала, который хранится в родовом архиве Ковалевских, но отсутствие средств заставляет пока ограничиться лишь обзором, дающим общую картину деятельности одной русской семьи, которая, не покладая рук в течение трех веков трудилась над укреплением мощи нашей родины, её просвещением и над утверждением в ней начал справедливости и права, - семьи, которая своими родовыми традициями может служить примером для подрастающего русского поколения.

1951 год, памятный во многих отношениях для харьковской ветви рода Ковалевских, должен был быть отмечен хотя бы этим скромным образом. В течение его исполняется триста лет со времени переселения одной из ветвей рода в Слободскую Украину, сто пятьдесят лет со времени вступления этой ветви на общегосударственное поприще деятельности, сто лет со дня заключения одним из замечательнейших её представителей, Егором Петровичем, Кульджинского Трактата, открывшего русским пути к заселению и освоению Семиреченского Края, сто лет со дня рождения известного ученого и государственного деятеля Максима Максимовича (27 июля), семидесятипятилетие военного историка и летописца рода Владимира Григорьевича (31 марта), пятидесятилетие свадьбы Евграфа Петровича и Инны Владимировны и начала их совместной работы на благо русского просвещения (21 января), двадцатипятилетие защиты Петром Евграфовичем диссертации на степень доктора историко-филологических наук (31 января) и десятилетие кончины Евграфа Петровича (1 марта).

Да послужит эта краткая памятка поводом для собрания и опубликования материалов о жизни и деятельности других русских семей, трудами которых созидалась Великая Россия и создавалась русская культура.

В конце Памятки приложено краткое оглавление трехтомной “Хроники рода Ковалевских”, которая едва ли сможет в скором времени выйти из печати.
Краткая история рода Ковалевских до отделения Слободско-Украинской его ветви.
Редко на долю одного рода выпадало счастье не только принять самое близкое участие в строении великой страны и культуры, но дать стольких выдающихся работников во всех областях государственной и общественной жизни, науки, литературы и искусства, как это выпало на долю русско-литовского рода Доленга-Ковалевских и, в частности, Слободско-Украинской его ветви.

О древней истории рода известно очень мало. В русско-литовских пределах, в районе между Вильно и Гродно, он был, без сомнения, пришельцем с Юго-Востока, так как упорно, через века, хранил православную веру и свою русскую народность.

Возможно, что он принадлежал к той части русского населения, которая, водворившись сперва в степях между Донцом и Осколом, вела длительную и упорную борьбу с кочевниками, встретилась в 8 веке, в битве при верхнем Салтове, со скандинавами, отбивала набеги печенегов, участвовала в жизни Киевской державы Владимира Святого и Ярослава Мудрого и ходила с князем Игорем на половцев. В Харьковщине до сих пор, в районе будущего расселения рода, сохранились Бусов Яр и Шаруканское городище, упоминаемые в Слове.

Только в середине тринадцатого века, под давлением татарских полчищ и из-за полного разорения страны, население Северо-Донецкой области покинуло на четыре века свои родные окраины и переселилось на Северо-Запад в те пределы, которые граничили с литовскими поселениями в были только что умиротворены и открыты для русского заселения Александром Невским.

Об участии рода в строительстве русско-литовского государства сохранялось уже значительно больше данных. Ковалевские принадлежали к той части поместных владельцев, которые принесли с собой из Киевской Руси твердая традиции веры и национальности и готовы были защищать их до последней капли крови.

Они приписались к известному Литовскому гербу Доленга и стали писаться Доленга Ковалевскими. Они не покинули пределов Великого Княжества Литовского, когда из него отъезжали к Москве знатнейшие литовские роды, потомки Гедемина: Голицыны, Куракины, Хованские и Трубецкие; не перешли на службу к Москве и в XVI веке, когда многие покидали Литву, а остались на крайнем западном аванпосте православия и русской земли, как перед тем защищали и восточные пределы.

Когда русское влияние в Литве ослабело в усилилось влияние Польши и католичества, Ковалевские продолжали, по свидетельству исследователя русской жизни в пределах Литовско-Польского государства, г. Ефименко, свое национальное дело. Работа по сохранению русской народности была им облегчена тем, что Вильна являлась тогда православным и русским центром. Там часто живали митрополиты Киевские и Всея Руси, после того, как им пришлось покинуть разоренный Киев, и когда произошло в 1458 году разделении Русской Церкви на две митрополии. Тут же была основана в начале XVI века Яковом Бабичем школа и типография “к изучению своему прирожденному русскому языку”.

Хотя в 1569 году. Литва окончательно, по Люблинской Унии, объединилась с Польшей и польское влияние стало преобладающим, из Московских пределов начался поток эмигрантов. Все, что было наиболее культурного в Москве, бежало в Литовские пределы, где образовался ряд новых культурных русских центров.

В Остроге князь Василий-Константин открывает Высшую Школу (1570) и принимает у себя бежавших из Москвы первопечатников. В Ковеле князь Андрей Курбский основывает переводческий центр, издает творения св. Отцов и собирает вокруг себе культурные русские силы. В Слуцке князь Юрий устраивает спасшегося из Москвы от преследований Грозного одного из просвященнейших людей своего времени, игумена Троице-Сергиевской Лавры Артемия, защитника на суде Сильвестра и Адашева. В Вильно основывается Православное Братство и типография Мамоничей. Во Львове местное русское население объединяется для защиты православия и своей народности. В пределах Литовского Великого Княжества живет также оригинальный мыслитель и просветитель Иоанн Вишенский.

Положение русского населения, находящегося под защитой Литовского Статута, в эту пору еще не очень тяжело. За ним обеспечены многие права, которых оно лишится только в конце века.

1576 год вдвойне важен для истории рода Ковалевских. С одной сторона, он привлекается королем Стефаном Баторием на службу в Реестре и присягает польский королям; с другой стороны, интересы рода вновь обращаются на Юго-Восток, в тем рубежам, откуда он пришел, и которые ему предстоит защищать.

Учреждая Реестр для русского войска на службе лично королю и жалуя ему привилегии и “клейноды”, Стефан Баторий делает решительный шаг к организации русского населения в Польско-Литовском государстве, а, основывая военный центр в районе Киева, он кладет первый камень для восстановления Киевской Руси. Когда, 10 лет спустя, избранный на польский престол шведский король Сигизмунд III Ваза, начинает открытое гонение на православную веру и русское население, последнее имеет уже опору в казачьем войске, которое сыграет решающую роль в деле воссоединения Киевской Руси и Московского царства.

В эту же эпоху начинается народное бегство от притеснений в Правобережную Украину и на низовья Днепра, особенно усиливающееся после Брестской Унии 1596 года.

Левобережная Украина остается пустыней, на безбрежном пространстве которой имеются только редкие населенные островки. В 1б2б году один из Московских служилых людей, на пути от Валуек до Днепра, не встречает ни одного человека.

В начале XVII века происходит разделение рода Доленга-Ковалевских на две линии. Одна, которая поступает на королевскую службу для охраны Юго-Восточных границ, переселяется в Богуслав Киевский, как о том свидетельствует Архиепископ Филарет в своем Историко-Статистическом Описании Харьковской Епархии, другая остается в районе Вильво и, в свое очередь, выделяет ветвь, отъезжающую в пределы Витебщины в расселяющуюся в районе Себежа и Двинска.

Часть рода, остающаяся в Виленщине, станет в начале XIX века родоначальницей Казанской ветви. Есть, кроме того роды Ковалевских, приписанные к другим гербам, а также несколько родов позднейшего происхождения.

Переселившаяся в начале XVII века в Киевщину часть рода принимает участие в строении Киевской Руси, основании Братства (1615), храмостроительстве и просвещении края.

1620 год является решающим для восстанавливающейся области. С одной стороны, Правобережная Украина, лишившаяся после Брестской Унии своих епископов, получает вновь иерархию от проезжающего через Киев Патриарха Иерусалимского Феофана; с другой стороны, король не признает новый епископат, и начинается борьба между русским населением и Польшей. Польские войска берут Киев и разоряют его, но, несмотря на страшный погром, он начинает очень быстро отстраиваться. Гетман Конашевич-Сагайдачный завещает все свое состояние на восстановление города, а Митрополит Петр Могила украшает его и основывает в нем Высшую Школу.

Хотя войсковая старшина остается верной королю, которому она присягнула, народные волнения не прекращаются, мысль об отделении от Польши и о переходе под покровительство Православного Царя растет с каждым годом. В виду того, что русское население приравнивается к холопам, а православные церкви отдаются на откуп евреям, бегство на Юг усиливается. Оно захватывает и Левобережную Украину.

Ковалевские принимают участие в деле устройства Малороссии в лице ближайшего помощника Богдана Хмельницкого, Ивана Ковалевского, который занимает при знаменитом гетмане должность генерального есаула и командует всей малороссийской конницей.

Богдан Хмельницкий одерживает в 1648 г. над поляками ряд блестящих побед при Желтых Водах, Корсуни и Зборове, но он остается верным присяге королю и не использует тех возможностей, которые ему представляются. В 1651 г. польское войско наносит казакам страшное поражение при Берестечном, и, по Белоцерковскому договору, Реестр сокращается вдвое. Большое количество казаков решает тогда переселиться на Восток, в район Северного Донца и Оскола, где они заселяют Слободскую Украину и кладут основание слободским полкам.

Иван Ковалевский еще в сороковых годах основывает в Полтавщине местечко Ковалевку, недалеко от Сорочинцев. В семейном архиве до революции хранился ряд духовных завещаний на земли в районе Ковалевки, восходящих до первого ее владельца.

В XVII в. насельники Левобережной Украина тяготили к Чернигову, как единственному духовно-просветительному центру по эту сторону Днепра. Там, после долгого вдовства, восстанавливается в 1648 г. архиерейская кафедра, которую занимают такие видные иерархи и просветители, как Зосима Прокопович, Лазарь Баранович и св. Феодосий Углицкий. Туда переселяется в XVIII веке одна из ветвей рода.

Исторические свидетельства о роли Ивана Ковалевского в судьбах Гетманской Украины относятся, главным образом, к 1654-60 гг. В 1654 году он принимает участие в Раде о присоединении к Москве, а в 1б57 г. ведет вместе с Выговским переговоры с послом царя Алексея Михайловича, боярином Бутурлиным, а после кончины Богдана Хмельницкого, 13 августа 1657 года, становится одним из опекунов его несовершеннолетнего сына Юрия, предизбранного в гетманы.

После перехода Выговского в Польше, он принимает самое близкое участие в борьбе с последним и в избрании в Гетманы Юрия Хмельницкого, за которого правит Малороссией. На Переяславской Раде 17 октября 1659 г. он подписывает, в числе других уполномоченных, статьи о привилегиях.

О его роли в государственном управлении Гетманской Украиной можно судить по переписке Юрия Хмельницкого с послом Польши Беневским в январе 1660 г., напечатанной С. Соловьевым в его Истории России. Посол польского короля, между прочим, пишет: “Если бы родитель Ваш (Богдан Хмельницкий) хоть немного больше пожил, то водворил бы совершенный покой радением и трудами пана Ковалевского”. В своем ответе Гетман Юрий Хмельницкий говорит, что он друг послу, что он может приезжать или не приезжать, все равно: “потому что не мое правление, а пана Ковалевского”.

Иван Ковалевский был убит в 1662 г. в битве с татарами. Населенная им Ковалевка была разграблена последними по наущению Выговского в 1658 году.

Брат Ивана Ковалевского - Семен, по приглашению царя Алексея Михайловича, летом 1651 г. с большой партией казаков переселяется на верховья Северного Донца и основывает там город Ольшаной. От него происходит Сдободско-украинская ветвь рода Ковалевских.
Слободско-украинская (Харьковская) ветвь рода Ковалевских, до вступление её на общегосударственное поприще.
Семнадцатый век.
Летом 1651 г. несколько крупных партий казаков, под предводительством своих старшин, двинулись из Гетманской Украины на Восток и, поселившись на юг от Белгородской Черты, основали ряд городов и селений по верхнему течению Северного Донца и его притокам, в районе от Псела до Оскола. Они же положили основание будущим слободским полкам, которые, Хотя и были окончательно сформированы немного позже, но ведут свое старшинство с 1б51 г., когда на их будущей территории поселились первые регулярные воинские отряды.

Во главе одной из таких партий, насчитывавшей несколько сот казаков и многочисленных, присоединившихся к ним сельских жителей, стоял Семен Ковалевский, основавший 1651 году город Ольшаной и заселивший его окрестности.

Партия пришла на новые места не только со своим имуществом, но и с походными храмами и колоколами и привезла с собой пушки для будущей крепости, которые салютовали при закладке первого укрепления.

На месте своего расселения пришельцы застали Донецкое и Хорошевское Городища, остатки славных и древних городов Донца и Хорошево, которые были разрушены в XIII в. татарами. Там, где стояли четыре века назад храмы, вскоре был заложен Хорошевский монастырь.

С первых же дней Симеоном Ковалевским и его ближайшими помощниками, в числе которых был его зять, женатый его сестре Евфалии. Григорий Донец, будущий стольник и полковник харьковский, было начато два дела: укрепление города и построение храмов. По переписям XVII века Ольшаной представлял из себя уже в ту эпоху значительный укрепленный пункт, который выдержал за первый десятилетия своего существования несколько нападений татарских орд. Храмостроительство началось с самого основания крепости и вскоре город имел уже 6 церквей, из них одну соборную, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

Ближайшим к Ольшаному крупным населенным пунктом был Харьков, куда в 1654 году пришла партия казаков во главе с осадчим Иваном Каркачем; но Харьков вначале не был чисто малороссийским, казачьим городом, в нем стоял великороссийский гарнизон и имел пребывание воевода, управлявший московскими служилыми людьми. Первым воеводой был воин Селифонтов, прибывший во вновь заселенный город в декабре 1655 года. Полк там был сформирован не ранее 1б59 года.

Долгое время между Ольшаным и Харьковом существовало соперничество, породившее легенду о том, что был особый Олышанский слободской полк. Произошла она от того, что двое Ковалевских, занимавших должность Ольшанских сотников и харьковских обозных, получили чин полковника, но продолжали жить у себя в Ольшаном.

С самого своего заселения Слободская Украина стала в личную зависимость от царя, которому присягнуло все население. Как в свое время реестровые казаки служили королю, а не Польше, так и слободские не раз заявляли, что служат Православному Русскому Царю, а не Москве.

Сознание своей русской национальности и некоторое недоверие к Москве, которая заменила древнее название Руси на чуждое для Юга наименование Московского царства было в Слободской Украине еще более сильно, чем в Гетманской Малороссии. Наоборот, преданность царю Алексею, даровавшему слобожанам льготы и всегда защищавшему их от притеснения воевод, было исключительно велика.

Если Москва во всех актах называла новых поселенцев “Черкасами”, то сами себя они называли слобожанами, вольными людьми и казаками.

С самого их расселения царь Алексей Михайлович даровал им следующие льготы:

1) Беспрепятственное занятие пустопорожних земель на юг от Белгородской Черты.

2) Казачье самоуправление вне воевод.

3) Беспошлинную торговлю и промыслы, разрешение заводить мельницы и винокуренные заводы и торговать вином.

4) Освобождение от податей и половину сборов с мостов и перевозов.

Взамен этих льгот слобожане обязывались крепко беречь граница и умирять Дикое Поле. Денежной помощи они не получали в должны была жить “от земли”.

Полки представляли из себя целые области, в которых все управление, и гражданское и военное, включая в суд, принадлежало полковой старшине. Воевода, где таковые были, заведовали только (до начала XVIII века) московскими служилыми людьми.

Первыми окончательно сформировались полки: Сумской (1652), Острогожский (1б52), который, впрочем, только при Петре Великом был включен в число слободских, Ахтырский (1б54), а Харьковский (не раньше 1б59 года.) и, наконец, Изюмский - 20 февраля 1б81 года. С 1667 по 1677 существовал еще полк Балаклейский, но он был поделен потом между Харьковским и Изюмским.

Кроме Москвы, слобожане первое время сносились с Черниговом, единственным, до учреждения Белгородской Митрополии (1666), духовным центром Левобережной Украины. Только в 1658 году, когда Слободская Украина бала отрезана от Гетманской из-за перехода Выговского к Польше, харьковцы и ольшанцы обратились в Москву за благословением для основания Хорошевского монастыря, на что получили Грамоту от Митрополита Питирима, Местоблюстителя Патриаршего Престола.

В 1686 году Киевская Митрополия была присоединена к Московскому Патриархату, но и тогда тяготение слобожан к Чернигову вполне не прекратилось.

История рода Ковалевских связана в XVII веке и с судьбами Слободской Украины в её целом (они участвуют в походах князя Голицына на Крым и Шереметева на Азов) и с внутренним устроением Харьковской провинции.

Если в переписи 1655 года, дающей имена пришедших с Каркачем, не имеется ни одного Ковалевского, так как они в это время живут в Ольшаном, то перепись 1663 года отмечает уже Григория Ковалевского и Григория Донца. Последний в том же году становится харьковским сотником, а в 1668 году избирается в полковники. Григорий же Ковалевский становится харьковским осадчим. Остальные члены семьи заняты устроением своего города, в котором Семен Ковалевский является сотником с 1651 по 1682 год, когда он умирает от ран, полученных в бою с татарами при защите крепости. Его сменяет старейший из казачьих старшин Смородский, а в 1688 году на должность сотника ольшанского назначается сын Симеона – Василий, будущий харьковский обозный. С этого времени и до уничтожения Слободских Полков сотниками Ольшанскими будут, из поколения в поколение всегда представители рода Ковалевских.

Из этого первого периода деятельности семьи в Слободской Украине необходимо отметить роль сестры Симеона - Евфалии, жены стольника и полковника харьковского - Григория Ерофеевича Донца. Она не только была ближайшей помощницей своего мужа, до самой его кончины в 1б91 году, и приняла самое близкое участие в основании им Куражского монастыря (1663), но воспитала трех сыновей, которые явились вместе с отцом устроителями харьковского и изюмского полков и просветителями края.

Из них Константин Донец, избранный в харьковские полковники, вместо своего отца, был убит в битве с татарами в 1692 году, Феодор, тоже полковник харьковский и изюмский, разбил в 1693 году султана Нуррадина, напавшего на русские пределы, а Иван был полковником в начале - XVIII века.

Евфалия Донец (Ковалевская) умерла в 1695 году и была первой из длинного ряда замечательных представительниц рода Ковалевских, которые воспитали многих крупных деятелей для России и имели благотворное влияние не только на свою семью, но и на всех окружающих.

В краткой Памятке невозможно рассказать о полной тревог и постоянных волнений, но, в то же время, исключительно творческой жизни Слобожан в XVII веке и, в частности, рода Ковалевских.

Она описана у историков Харькова и Слободской Украины Е.А. Альбовского и профессора Д.И. Багалея. Подробно она будет изложена в первом томе Семейной Хроники. Можно только сказать, что, несмотря на постоянная разорения, жизнь налаживалась и благоустраивалась, страна покрывалась новыми селениями с многочисленными храмами, торговля процветала. По словам профессора Багалея, местная старшина много заботилась и о просвещении края, устраивала школы, братства и “шпитали” (странноприимные дома и богадельни). Семья Ковалевских тогда уже славилась своим гостеприимством и хлебосольством, но и бережливостью, что давало ей возможность тратить много не только на себя, но и на общее благо.

В последние годы столетия Ковалевские участвовали в рядах своего харьковского полка в боях армии Шереметева под Кизикерменем (1695) и во взятии этой крепости, потом оберегали границу, а в 1698 году ходили с князем Долгоруковым к Перекопу. Царь Петр распространил, было, подати на Слободскую Украину, но полковая старшина добилась их отмены. Век закончился в постоянных тревогах, но край был уже укреплен и составлял прочный аванпост России в её продвижении к Черному морю.
Восемнадцатый век.
Весь восемнадцатый век Ковалевские живут в Харьковщине, а если и выезжают из неё, то только временно и всегда возвращаются в свои “маетности”. Их интересы сосредоточена на устроении, защите и просвещении Слободской Украины.

Если кое-кто отъезжает в другие части Малороссии: в Полтавщину, где сохранились родственная связи, или Черниговщину, где обосновывается во второй половине века одна из ветвей рода, после того как сын полкового есаула Якова Ковалевского - Симеон принимает священный сан и назначается на Борзненскую Протопопию, - то центр деятельности семьи находится в Харькове и прилежащей к нему области.

В столицах никто не селится, и они посещаются только по служебным обязанностям.

Деятельность рода, как и в семнадцатом веке, разделяется на военную: защиту границ и участие в походах к войнах, который ведет Россия, и на гражданскую, которая соответствует будущей земской службе: устройство больниц и странноприимных домов, содержание докторов, поддержание дорог и застав.

Параллельно с этим идет духовное просвещение области, постройка и обновление храмов и монастырей с приходскими при них школами, участие в основании и жизни Коллегиума.

Все старшинские семьи роднятся между собою и составляют то культурное Слободско-украинское общество, из которого вышел целый ряд деятелей русского просвещения. Роль Харьковских усадеб, как культурных центров, начала изучаться очень поздно. Только в 1917 году появился труд Г. Лукомского, тогда как эти усадьбы имели исключительное значение в деле просвещения Юга России.

К основным семьям, прибывшим в Слободскую Украину еще в середине XVII века: Ковалевским, Донцам (Захаржевским), Кондратьевым и Перекрестовым, присоединились вскоре Квитки, Шидловские, Кранокутские, Данилевские, Лесевицкие и Камбурлеи, потом выходцы с князем А. Кантемиром из Валахии-Абазы и Куликовские и, наконец, в 1752 году, сербские роды: Шевичи и Депрерадовичи.

Благодаря родственным связям в области поселились и Великороссийские семьи, как князья Кропоткины (имение которых “Должик” перешло потом к Голицыным), Палицыны, Тевяшевы.

Ковалевские принимали в течение всего века деятельное участие в защите степных границ и в походах против татар, нападавших на Харьковщину до 1780 года. Многие из них были убиты и ранены в боях. Они занимали наследственно Сотничество Ольшанское и дали Харьковскому Полку много Обозных, Судей, Есаулов и Сотников.

Наиболее замечательными за 18 век деятелями являются Полковой Обозный Василий Семенович, его сын, Полковник Иван Васильевич, его племянник, бригадир Иван Григорьевич и его внук Иван Яковлевич, последний Ольшанский Сотник и автор Топографического Описания Ольшанского Комиссарства (1767).

Невозможно в краткой памятки дать обзор всех походов, в которых приняли участие отдельные члены рода. О них говорится в Истории Харьковского Слободского Полка Альбовского и в многочисленных трудах профессора Багалея. Мы ограничимся только кратким перечислением важнейших событий в жизни рода.

Мы видим подписи Ковалевских под многочисленными челобитными царю Петру по поводу сокращения льгот, наложения на полк повинностей или изменения в управлении областью. В 1706 году вся власть передается полковникам, но последние отныне утверждаются или назначаются верховной властью.

В 1713-14 годах Якову Васильевичу поручается размежевание земель Гетманских и слободских полков. В 1716 году нисколько тысяч казаков посылаются на рытье канала Волга-Дон. В числе старшин с ними идут Ковалевские.

В 1719 году, после суда над Царевичем Алексеем, один из Ковалевских, вызванный в Петербург, как представитель Слободской Украины, отказывается подписать приговор. В 1721 году 12 тысяч казаков направляются на рытье Ладожского канала. Очень многие гибнут на работах от непривычного климата. Отдельными отрядами командуют двое Ковалевских, разделявших все тяготы своих подчиненных.

Трое Ковалевских идут в Персидский поход 1725 года, а в 1731 году принимают участие в построении Украинской укрепленной линии. Несколько членов рода участвуют в походе Миниха в 1735 году против Турции.

Иван Васильевич, харьковский полковой обозный, посылается в 1742 г. в Петербург на коронацию императрицы Елизаветы. Он же командует отрядом при встрече императрицы у Севска, во время посещения ею Малороссии, в 1744 году.

В 1756 году, по приговору 65 старшин, Иван Григорьевич избирается харьковским полковником, но не утверждается и жалуется императрицей в отставку бригадиром. Наконец, в 1765 году слободские полки уничтожаются, на их место учреждаются гусарские, а вся администрация приравнивается к общеимперской. Полки, как территориальные, самоуправляющиеся единицы, перестают существовать. При переименовании полковой старшины в имперские военные чины, Иван Васильевич жалуется полковником.

Ковалевские, как и большинство слободских землевладельцев, мало отзываются на екатерининские реформы. Из Харькова посылается, правда, “Наказ” в Комиссию 1767 года, но найти представителя очень трудно. Избранные члены рода так в столицу и не едут.

Первым выборным дворянским капитаном в Харькове является Петр Иванович, отец того поколения государственных деятелей, которые прославят родовое имя. Он получает из рук императрицы Екатерины II, при проезде её чрез Харьков на обратном пути из Новороссии в июне 1787 года, золотую табакерку.

Ковалевские принимают также участие в походах на Крым и в Турецких войнах.

Параллельно с военной службой отечеству идет просветительная работа. Уже в начале века в Ольшаной ими построено 6 церквей, из них одна соборная, которая гибнет в 1723 году от пожара, но восстанавливается их же радением. Кроме Ольшан, Ковалевские строят ряд церквей в других селах и местечках и основывают приходские школы. В 1744 году игуменья Афанасия (Ковалевская) восстанавливает Хорошевский монастырь, пострадавший после пожара. На её имя имеется несколько грамот, одну из которых мы приводим в приложении. Хорошевским монастырем управляет в конце века игуменья Феофания (Ковалевская) и, кроме того, в него поступает нисколько других представительниц рода.

Ковалевские пополняют также ряды местного белого духовенства. Кроме Ольшанских священников, они дают двух благочинных Черниговской Епархии (протоиерей Симеон и Ефимий Борзненские), чугуевского протоиерей Михаила Семеновича и три поколения Салтовских настоятелей, двое из которых становятся змиевскими благочинными, а один, Иоасаф, после Змиева назначается в Изюм, где управляет протопопией с 1783 по 1814 год. Это выдающийся оратор, подвижник, человек высокой святости. Его память чтилась в Изюме еще долго после его кончины.

Хотя в Слободской Украине 42 народных училища и церковно-приходские школы почти при каждом храме, местное культурное общество стремится еще в начале века, создать центр, в котором преподавались бы все известные тогда науки и который был бы высшей школой по образцу Киевской академии. Харьковский Коллегиум, основанный в 1727 году фельдмаршалом князем М.М. Голицыным и епископом Белгородским Епифанием Тихорским, явился, с самого своего открытия, всесословной и общеобразовательной средней и высшей школой. В нем получили образование нисколько поколений местной старшины и в том числе очень многие Ковалевские. Параллельно с Харьковским Коллегиумом, который поддерживали денежно все местные владельцы, существовало особое сословие блуждающих учителей, “мандрованных дьяков”, которые обходили усадьбы и обучали детей и юношей. Они были большей частью учениками Киевской академий или того же Коллегиума. Многие из них побывали и за границей. Их культурная роль в деле просвещения края была очень велика. Самым известным мандрованным дьяком был религиозный мыслитель Григорий Саввич Сковорода. Его называли, по обширности его познаний, “блуждающим университетом”.

С личностью и деятельностью Г. Сковороды семья Ковалевских была связана тесными узами, и он сыграл решающую роль в дальнейшей её судьбе.

В 1770 году императрица Екатерина II пожаловала греческому полковнику Назару Александровичу Караджи, герою войны с Турцией, взявшему город Бухарест и поступившему в российское подданство, село Кручик, недалеко от Харькова. Он прибыл на свою новую родину в 1771 году, принял фамилию Каразина и женился на Варваре Яковлевне Ковалевской, женщине исключительных душевных качеств, начитанной и во всех отношениях выдающейся, которая после Евфалии Семеновны является второй замечательной представительницей рода.

Варвара Яковлевна привлекла в Кручик культурных представителей Харьковского провинциального общества, сумела воспитать своего сына Василия и дать ему широкий круг интересов. Рано овдовев, она, в 1734 году, вышла замуж за своего кузена Андрея Ивановича Ковалевского и продолжала в Пан-Ивановке собирать образованных людей. В числе их был Григорий Саввич Сковорода, который подолгу гостил у Ковалевских, имел у них свою “кимнатку”, где хранил все бумаги и “твори”. У них же он окончил свои дни 29 октября 1794 года.

Сковорода имел исключительное влияние не только на Андрея Ивановича, но и на двух сыновей Варвары Яковлевны:

Василия (Каразина) и Петра (Ковалевского), а также на её кузена, Петра Ивановича Ковалевского. Все они примут потом деятельное участие в создании Харьковского университета.

Василий Назарович Каразин, который высоко почитал свою мать, не ладил с отчимом и вскоре уехал в СПБ, поступил сперва в Кирасирский полк, а потом продолжал свое образование в Горном Корпусе. Он много путешествовал по России,. решил поехать за границу, но был задержан при переезде Немана и освобожден только после письма императору Павлу I.

Если Г. Сковороде семья Ковалевских обязана своим широким интересом к науке и образованию, то Василий Каразин сумел своими письмами и рассказами пробудить у неё желание участия в общегосударственной жизни. Под его влиянием Петр Иванович посылает двух своих сыновей в Горный корпус, который Каразин считал самой лучшей школой в столице. Под его же влиянием семья усиливает своя интерес к делу просвещения.
Девятнадцатый век.
1801 год является не только рубежом двух столетий, но и переломным в истории рода. В самый день восшествия на престол Александра I, 12 марта, Василий Назарович Каразин кладет на стол юного Императора проект государственных преобразований. Александр I вызывает автора, дает ему право личной переписки с ним и назначает в Главное Управление Училищ. В. Н. Каразин тогда уже ратует за учреждение Министерства Народного Просвещения и за устройство в своем родном городе университета. На государственной службе в столице он не уживается. Каразин слишком энергичный, деятельный, напористый и беспокойный человек. Ему приходится выйти в отставку и перенести свою кипучую деятельность в Харьков, но он открывает путь своим родным, и в следующем поколении род Ковалевских дает России трех замечательных государственных деятелей.

Завещанное Каразину Г. Сковородою и его матерью дело основания университета не ново. Уже в 1767 году местные землевладельцы пробовали учредить Высшую Школу в Сума. Там же существовал литературно-научный кружок А.А. Палицина. Между образованным обществом и белгородскими владыками шла глухая борьба за Коллегиум. Архиерей, особенно пр. Аггей Колосовский (1774-1786), хотели превратить его в духовную школу, а местное дворянство настаивало на его всесословности. Коллегиум, кроме того, страшно пострадал от секуляризации монастырей. Все его имущество было отобрано в казну и на его содержание было назначено всего по 1000 рублей в год.

Создание Университета было обдумано Каразиным еще во время его поездки по России и в годы пребывания в СПБ. Он вел переписку со многими западноевропейскими учеными и писателями, в том числе с Гете, Шиллером и Фихте. По их рекомендации в Харьков приехали первые профессора. Если Каразин был вдохновителем всего дела, то харьковское общество, не только дворянство, но и купечество и мещанство, отозвалось на призыв с необыкновенным одушевлением. Были собраны исключительные по тому времени суммы, землевладельцы заложили часть своих имений и обязались вносить проценты от своих доходов. Это был действительно единодушный порыв всего населения, свидетельствующий о высоких культурных его запросах. С первых же шагов В. Каразин нашел в семье Ковалевских (особенно у Петра Ивановича) самый горячий отклик.

Вторым культурным начинанием было создание харьковского Женского института, основанного Гр. Ф. Квиткой, при ближайшем участии того же П.И. Ковалевского (1812).

Первые десятилетия XIX века представляют эпоху расцвета малорусской литературы. Харьков является центром, куда съезжаются со всего юга культурные работники. Тут живет писатель и деятель просвещения Гр.Ф. Квитка (Основьяненко), автор “Приезжего из Столицы”, прообраза Гоголевского “Ревизора”. Здесь работают: П.П. Гулак-Артемовский, читающий лекций по истории в университете и институте и часто посещающий дом П.И. Ковалевского; И.П. Котляревский, автор “Наталки Полтавки”, поэт Е.П. Гребенка. Р.Т. Гонорский и Е.М. Филомафитский издают литературный журнал “Украинский Вестник”. В. Каразин основывает Филотехническое Общество и развивает свою неутомимую деятельность. Он открывает добычу воздушной селитры, подает в Академию свою замечательную записку по метереологии, заготовляет для войск сушеные овощи и сухой бульон, заводит у себя в Кручике химическую лабораторию, улучшает быт крестьян, выписывает усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, издает книги по экономике, два катехизиса (церковный и гражданский), ратует об устройстве приходов. Этот универсальный, до сих пор не вполне оцененный человек, является культурным центром Харьковщины.

События 1812-15 годов мало отзываются на провинции, хотя из Харькова на войну идет ополчение. Петр Иванович Ковалевский теряет на войне одного из своих сыновей, Илью Петровича, убитого в Бородинской битве (1794-1812). Максим Максимович Ковалевский (сын Максима Ивановича), капитан, а потом полковник кирасирского великой княгини Екатерины Павловны полка, участвует в походе за границу, остается два года во Франции и триумфально возвращается в Харьков в 1816 году. В семье до революции хранилась почетная сабля, с выгравированными на ней именами битв, в которых он привял участие, поднесенная ему его однополчанами. После войны многие семьи начинают выписывать из заграницы журналы, и в городе открывается несколько иностранных пансионов.

Участие Ковалевских в жизни Харьковской области не прекращается и тогда, когда многие члены семьи переселяются в столицу. Двое из сыновей Петра Ивановича остаются в Харькове, и Владимир Петрович: займет вскоре место председателя судебной палаты. Максим Максимович, после выхода в отставку, занимает долгие годы пост предводителя дворянства. Даже те Ковалевские, которые живут в Санкт-Петербурге, не теряют связи с своей губернией и проводят там каждый год по несколько месяцев.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Александр Сергеевич Селищев www selishchev finec ru Иркутск в 1951 году 1
Иркутск представлял собой явление еще вполне патриархальное, но приметы нового становились всё более заметными
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Риа новости, «Интерфакс» ижурналом «Огонёк»
Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Внучка по одной линии – писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской, по...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Реферат ко дню космонавтики (физика) на тему : «наш космонавт: муса манаров»
Муса Хираманович Манаров Летчик-космонавт, герой Советского Союза, родился 22 марта 1951 года в городе Баку (ныне Республика Азербайджан)...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Расул гамзатов 1923-2003
Дагестанского радиокомитета. В 1945—1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon 01. Чувство Парижа. Ориентация Париж никогда не кончается, и каждый,...
Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Род корневое для русской жизни, не устаревающее, в разные исторические...
Что это за основания? Почему они вечны и безупречны? Почему надо признать, что, пренебрегая ими, мы, может быть, лишаем себя чего-то...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Тарифы, гарантированные номера и самая свежая информация
Концерты австралийской рок-группы ac/DC. Марсель Stade Vélodrome; Париж Stade de France
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Николай Александрович Бердяев о "вечно бабьем" в русской душе
...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon «прекрасно однажды в россии родиться »
Пять лет В. Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию, двенадцать лет вел литературное объединение при газете «Вологодский...
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951 icon Призовые места в школьных конкурсах и олимпиадах по род яз
Член клуба «Вдохновение», учится в школе искусств, занимается прикладным искусством
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции