Тезисы докладов




Скачать 286.17 Kb.
Название Тезисы докладов
страница 1/3
Дата публикации 26.09.2014
Размер 286.17 Kb.
Тип Тезисы
literature-edu.ru > История > Тезисы
  1   2   3
Международная конференция «Российский Императорский Двор и Европа. Диалоги культур»

С 18 по 21 октября в Государственном Эрмитаже проходила международная конференция «Российский Императорский Двор и Европа. Диалоги культур», в которой принимали участие ведущие специалисты Франции, Италии, Швеции, России, научные сотрудники, как Государственного Эрмитажа, так и других музеев Санкт-Петербурга. В день открытия с приветственным словом к участникам конференции обратился директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, пожелавший начинающейся программе удачи и выразивший надежду на плодотворную работу участников в эти дни.

Доклады представленные на конференции затрагивали широкий круг вопросов, различные аспекты жизни Императорского Двора. В заключении прошёл круглый стол, где в живой и непринуждённой беседе коллеги договорились о дальнейшем сотрудничестве и проведении следующей конференции по данной теме в следующем году.
Тезисы докладов

Жоэль Корнетт

Профессор, Новая История, Университет Париж-8
Королевский двор с точки зрения историка: Версальская Парадигма

Версаль всегда воспринимался как образец, модель, как историческая, так и историографическая, в особенности после диссертации «Придворное общество», защищенной в 1933 году Норбертом Элиасом, в которой рассматривался Версаль эпохи Людовика XIV.

Я предлагаю заново оценить как значимость, так и ограниченность модели Элиаса, представить научный вклад недавних исследований позволяющих по новому посмотреть на придворное общество.

Существует в некотором роде несходство позиций. Норберт Элиас построил свои рассуждения в рамках исследования по социологии, защищенного во Франкфурте. Модель Версаля, которую он предлагает, Версаля, застывшего раз и навсегда в 1680х годах, основана на очень ограниченном наборе источников (в частности, на единственных Мемуарах современников). В этой модели нет места другому измерению придворной жизни – жизни, которая изменяется, эволюционирует, которая в какой-то мере не может быть предугадана. Эта модель не допускает вообще сравнительной перспективы в рамках европейского пространства и времени.

За последние десять лет многочисленные исследования, в которых рассматривается функционирование двора, а также хитросплетения придворных интриг, включавших взаимовлияние, покровительство, создание сети своих приближенных и благосклонность к фаворитам, позволяют нам использовать новый и плодотворный подход к функционированию политической деятельности, двигателем которой является королевский двор.
Беатрис Соль

Главный хранитель Версальского Замка,

Директор центра исследований Версальского Замка
Цари в Версале

На этой конференции мы вспомним - в форме хроники – пребывание в Версале Петра Великого в 1717, царевича Павла (будущего Павла I) в 1782, Александра I в 1814 и Николая II в 1896.

Приезд Петра I в 1717 был первым, когда русский монарх был признан таковым. Он уже пытался во время своего европейского путешествия двадцатью годами ранее добиться чести быть принятым Людовиком XIV , который вежливо ему отказал. В 1717 царь открывает для себя совершенно другой Версаль – не то, чтобы обезлюдевший, но оставленный королевским двором. Он посещает его инкогнито, в сопровождении лишь герцога д’Антэна – главного интенданта Зданий – который оказывает ему радушный прием. Это пребывание имело несколько целей: увидеть своими глазами нравы и искусство французов, увидеть, как Россия заменила Швецию в качестве северного союзника и что она (Россия) унаследовала и налоги, которые Франция ей платила.

В 1782г царевич Павел в сопровождении своей супруги Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской, совершает путешествие по Европе… Цели этого вояжа не политические, а образовательные. Речь пойдет о единственном императорском визите в замок, где находился французский двор.

Их сын, Александр I, приехал в Версаль при совершенно особенных обстоятельствах. В 1814г он появляется там как завоеватель, после того как вынудил Наполеона отречься от престола.

Визит Николая II, последнего российского императора 8 октября 1896г можно рассматривать как некий парадокс. Революция произошла более века назад, но пышность и блеск, с какими французы обставили прием царя, были ни с чем не сравнимы. Впервые великий монарх посещает Республику, и впервые проявляется восторг Республики перед пышностью царского двора.
Жан-Луи Фурнель

Профессор, итальянские исследования, Университет Париж-8
«Книга Придворного» Бальдасара Кастильоне (1528): знание жизни и знание политики

Доклад посвящён произведению, которое служило одновременно кодексом для придворного общества всего Старого Режима Европы, что доказывают многочисленные переводы и переиздания во всех европейских странах (cf Burke 1995), и источником критики придворного общества, в особенности во французских салонах XVII века. Не сводя данное произведение к статусу «иллюстрации процесса цивилизации» (по Норберту Элиасу), доклад ставит своей целю предложить прочтение формулы: знание жизни \ знание политики в тексте Кастильоне и посмотреть каким образом, основываясь на этом двучлене, данное произведение может стать символической матрицей для огромного количества текстов, которые ссылаются или не ссылаются на Кастильоне и одновременно способствуют созданию того, что потом назовут классицизмом (от трактатов по нормам поведения до руководств по мудрому управлению страной, от опусов на тему образования королей до защиты места женщины в высшем обществе…)
Сара Мамон

Профессор, Зрелищные искусства, Университет Флоренции
Куртуазность при дворе и обмен артистами: медицейские создатели театра при европейских дворах в век барокко

Флоренция считается идеологическим, культурным, организационным и артистическим источником модели самосознания царственной особы. Эта модель породила в частности зрелищный и артистический дискурс, разработанный для брачных церемоний. В докладе будут рассмотрены формы «экспорта» этой модели ко дворам Франции, Германии и России, и их влияние на «национальные» концепции и практики организации праздничных церемоний. В частности будут рассмотрены визиты московских посланников ко двору Флоренции (1659), а также маршруты различных флорентийских артистов, таких как Баккьо дель Бьянко, по европейским дворам в XVII веке.
Жерар Сабатье

Профессор, Новая История,

Университет Пьер Мендес Гренобль II

Конная статуя короля в современной Европе: выражение власти и завоевание пространства
Матье да Вина

Доктор исторических наук,

Центр исследований Версальского Замка
Обычаи двора через призму франко-российских отношений в XVII веке

Данный доклад ставит своей целью провести сравнительное исследование французского и русского дворов до появления петербургского двора. Россия в XVII веке с восшествием на престол Романова в 1613 – это нация в процессе кардинальных перемен. В конце XVI века бывшие сановники связанные с личностью царя, уступили место камергерам, придворным, и т.д.. В самом деле, поворот в сторону Запада стал первостепенной задачей для царя Алексея Михайловича, который старался преумножить контакты с Европой. С этой целью он отправил многочисленных послов ко дворам Франции, Испании и Англии в частности, для того чтобы заключить коммерческие соглашения между своей страной и этими королевствами, однако все попытки наладить отношения с Францией были неудачны, хотя отказы были всегда изысканно вежливы. Лишь его сыну Петру Великому удалось превратить Московию в Россию, и сделать из своего государства не только Империю, но и новую великую державу на Севере. После первого путешествия по Европе в 1697-98 годах, когда Людовик XIV ответил вежливым отказом его принять, надо было ждать 1717, чтобы царя приняли во Франции с подобающими почестями. Мы остановимся в особенности на следующих вопросах:

Поворот в сторону Запада: от Московии к России

Франко-российские отношения: связь невозможна?

Различные посольства
Мишель Константини

Профессор, французская литература,

Университет Париж-8
Фальконе в Санкт-Петербурге: долгая история

Принимая во внимание многие путешествия русских коллекционеров, любителей и знатоков искусства на Запад, во особенности во Францию и Италию, а также поездки западноевропейских художников в Польшу и Россию, XVIII век можно считать периодом очень плодотворным с точки зрения обмена интеллектуальными и эстетическими ценностями. Скульптурное произведение Фальконе в Санкт-Петербурге представляет собой кульминационный момент взаимодействия культур, влияние которого продолжается во многих поэтических произведениях (Рубан, Мицкевич, Пушкин) и метадискурсах (в частности в анализах Якобсона значения этой статуи в символике Пушкина).
Свен Хид

Профессор, Театроведение, Университет Стокгольма
Опера и Политика в Балтийском регионе в XVIII веке. Политический диалог Короля Швеции Густава III и Екатерины II на языке оперы

В тот самый день, когда Густав III, король Швеции, объявил войну России в 1788г, Екатерина II, российская императрица, приказала сочинить оперу: «Богатырь Косометович». Эта опера–буфф (композитор Мартин и Солер) рассказывает о смешных путешествиях некоего короля-сумасброда, которому не терпится напасть на соседние государства. Заказ этой оперы был частью стратегического плана Екатерины II в поддержку обороны России. Этот прием был ей подсказан ее кузеном Густавом несколькими годами ранее, когда он воспользовался оперой «Густав Ваза» в качестве анти-датской пропаганды в подготовке к войне с этой страной. Войны против Дании не было, но этот эпизод наглядно доказывает значение оперы как инструмента пропаганды в политике той эпохи.

В реальности, понимание политики как театрального действа или оперы как выражения власти не было новым; в этом и заключалась сущность придворного оперного искусства в XVIII веке. Фридрих II, король Пруссии, который сам писал либретто и сочинял музыку для своих опер, показал Густаву и Екатерине, которые оба являлись представителями той же семьи, как можно выражать напрямую свою государственную политику, используя оперу. Более того, они оба были страстно влюблены в театр и охотно (и, бесспорно, всегда привлекая много талантов) ставили на сцене свои собственные произведения.

Данное исследование покажет значение оперы в XVIII веке в политике великих держав по обе стороны Балтики.
Елена Михайловна Болтунова

кандидат исторических наук,

младший научный сотрудник

Института российской истории РАН (Московское отделение)
Родственные связи как один из принципов организации европейского императорского двора

Чины русского императорского двора XVIII в. представляли собой корпоративную общность. Основой возникновения этой общности являлся принцип семейственности.

При этом речь идет не только о родственниках императорской фамилии, таких как Скавронские или Нарышкины, а о группе придворных в целом. На наличие подобной тенденции указывают как биографии придворных, так и собственно законодательство (например, указ 1794 г., согласно которому низшие должности при дворе должны занимать дети придворных служителей).

Принцип родства оказывал влияние на систему двора в целом, прежде всего, на чинопроизводство. Известно, например, что в Германии и Австрии существовали наследственные придворные должности, которые сохранились вплоть до начала XX в. Подобная система была характерна и для России: зачастую распределение высших придворных должностей осуществлялось в соответствии с принципом клановости, семейственности. Это особенно заметно при анализе назначений фрейлин и статс-дам.

Задача предлагаемого доклада – определение уровня родственных отношений при дворе и их влияние на развитие системы русского императорского двора.

Владимир Борисович Гендриков

Старший научный сотрудник

Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Западноевропейские влияния в императорском погребальном ритуале

1. Официальная идеология петровской эпохи представляла время, переживаемое Россией, как некий поворотный пункт, новую точку отсчета исторического пути страны.i Одним из многочисленных свидетельств этого было создание нового императорского некрополя в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

2. В эпоху Петра I взаимодействие западноевропейской культуры с русской нашло отражение не только в повседневной жизни и быте императорского двора, но также и в церемонии погребального обряда.

3.В допетровской Руси царь перед смертью, как правило, принимал монашеский постриг (схиму). Погребения царей совершались в сороковой день после кончины. Похоронную процессию возглавляло духовенство, далее следовали ближние бояре, царская семья.

4. Петр I вводит новый церемониал похорон знатных лиц, заимствованный, в большей своей части, из подобных церемониалов немецких княжеств. Оставив без изменения православный чин погребения, он придал ему характер большей светскости, пышности и торжественности. Окончательно этот церемониал оформился во время похорон самого Петра в 1725 г.

5. По новому ритуалу монарх перед смертью монашеский постриг не принимал. Тело покойного императора по западноевропейскому обычаю бальзамировалось.

6. В новом ритуале особая роль отводилась процессии переноса тела в Петропавловский собор для погребения. Отныне она стала наиболее значимым элементом погребального обряда. Состав процессии и порядок ее следования регулировался специально созданной «Печальной комиссией».
Наталья Юрьевна Гусева

Кандидат искусствоведения,

Ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры

Государственного Эрмитажа
Парадные опочивальни эпохи Петра и Елизаветы

(К ВОПРОСУ О РУССКОЙ ПРИДВОРНОЙ КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ БАРОККО)

Мода на парадные спальни пришла в Россию с Запада. Пышность церемониалов при французском дворе нашла воплощение в стиле барокко. Звучные сочетания дорогих материй, султаны из перьев на балдахинах наглядно свидетельствовали о богатстве их владельцев.

Самыми крупными мастерами «кроватного убору», жившими в Петербурге в 1 половине XVIII века, стали Жан и Антуан Рушботы. Деятельность обоих французов, длившаяся более четверти века, является показательным фактом для рассмотрения вопроса развития придворного церемониала в России в целом. Их ремесло было востребовано, а работа постоянно хорошо оплачивалась именно потому, что сложились новые традиции придворного быта. В эпоху барокко, когда выходы императора и его семьи рассматривались наподобие театральных действ, даже самые интимные стороны жизни властителя обретают показное величие.
Тамара Джакешевна Исмагулова

Научный сотрудник сектора источниковедения

Российского института истории искусств (Зубовского)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы докладов icon Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. Институт хирургии...
Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. ( Институт хирургии им. А. Л. Микаеляна. Тезисы докладов совместной научно-практической...
Тезисы докладов icon Информационноеписьм о
Для публикации принимаются тезисы лучших докладов студентов, представленных на итоговую научную студенческую конференцию
Тезисы докладов icon Тезисы докладов к сборники материалов конференции
Основные вопросы, которые будут предложены для обсуждения участниками конференции
Тезисы докладов icon Тезисы докладов и сообщений V всероссийского научно-практического...
К истории Калужско-Бежецкого удела в начале XVI в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. С....
Тезисы докладов icon Официальным языком конференции является русский
Материалы для публикации в Сборнике материалов конференции (тезисы пленарных и устных докладов, а также стендовых сообщений), оформленные...
Тезисы докладов icon Тезисы докладов VIII всес. Сов по кинетике и механизму хим реакций...
Максимюк В. А. Физически нелинейные осесимметричные задачи теории ортотропных оболочек вращения: Автореф дис канд физ мат наук: 01....
Тезисы докладов icon Сборник докладов и выступлений
Профсоюзы и хризотил: Сб докладов и выступлений / Международная конференция. 25-27 апреля 2007 г., Москва. – Асбест: но «Хризотиловая...
Тезисы докладов icon Инструкция по оформлению публикаций Публикация докладов конференции...
Инструкции по подготовке устных сообщений и оформлению публикаций в сборник докладов международной конференции
Тезисы докладов icon Тезисы проекта «Лицейское братство»
Тезисы проекта «Лицейское братство», представленного в номинации «Лучший образовательный проект»
Тезисы докладов icon Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции