Аэрокосмического приборостроения




Скачать 379.02 Kb.
НазваниеАэрокосмического приборостроения
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер379.02 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > История > Реферат
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Темы контрольных работ и методические указания

для студентов заочной формы обучения

Санкт- Петербург

2009


Составитель: к.и.н. А.А. Стерликова
Рецензент: кафедра социально-гуманитарных наук ГУАП;

Доктор философских наук, проф. В.И. Кравченко

Методические указания и контрольные работы предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения.

Подготовлены к изданию кафедрой Социально-гуманитарных наук по рекомендации методической комиссии Гуманитарного факультета ГУАП.

Введение

Отечественная история – одна из гуманитарных дисциплин, которые изучаются в ВУЗах согласно Государственному образовательному стандарту. Знания истории своего Отечества являются важным для всестороннего развития личности, ее общего восприятия мира, поэтому он обязателен для студентов всех специальностей.

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в экономических, социальных и политических процессах, явлениях человеческой жизни, которые касаются судеб народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений. История как область знаний о прошлой жизни является фундаментом наук об обществе и формирует вместе с другими науками мировоззренческие взгляды.

История российского общества рассматривается в дисциплине как процесс развития народов в многонациональном российском государстве в период с  по начало  в. при объединяющей роли великорусской (русской) нации. На этом долгом и сложном историческом пути формировалась российская цивилизация.

При разработке дисциплины использованы фундаментальные труды классиков отечественной историографии: Н. М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, работы историков советского периода (Б.Д. Грекова, В.В. Мавродина, Б.А. Рыбакова, Н.И. Павленко, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, В.И. Буганова, А.В. Авреха), современные научные разработки отечественных и зарубежных историков.

Для изучения общего курса Отечественной истории рекомендуется следующая литература:

  1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994.

  2. Новейшая история России. 1914-2002 // Под ред. М.В. Ходякова. СПб., 2004.

  3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по Русской истории. М., 1994.

  4. Согрин В. Политическая история современной России: От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

  5. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. СПб., 1996.


Рекомендации студентам заочного отделения по написанию контрольной работы.

В процессе изучения курса Отечественная история студентами заочного отделения предполагается написание одной контрольной работы в 1 семестре по одной из указанных тем. Контрольная работа – основная форма самостоятельной работы и средство контроля выполнения студентом учебного плана и усвоения материала. Тематика работ достаточно разнообразна: включает в себя такие направления, как дискуссионные проблемы политического, социально-экономического развития нашего Отечества на различных ее этапах.

Объем контрольной работы предполагается в 0.75 м.л. (20-24 стр.). Работа должна быть представлена в деканат до начала экзаменационной сессии.

На титульном листе контрольной работы должны быть ясно указаны фамилия студента, инициалы, номер студенческого билета, тема контрольной работы и дата отсылки работы в университет.

В самостоятельной работе над выбранной темой студент должен использовать историческую литературу, исторические источники (мемуары, воспоминания, документы). Значительная часть литературы указана в с списке рекомендуемой литературы в пособие. Возможно использовать и дополнительную литературу, однако в основе работы должна лежать указанная литература. Не допускается использование в контрольной работе только учебников и справочной литературы. Подобная работа не будет засчитана.

В контрольной работе студент должен продемонстрировать знание основной литературы по указанной теме, наиболее известные трактовки событий и процессов, а так же умение четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы из всего объема материала. Работа должная соответствовать теме и заявленному плану. К темам контрольных работ в методичке даются планы. Разрешается, проявив самостоятельность, изменить план, сделать его более развернутым. Необходимо, чтобы план отражал все необходимые факты, аспекты выбранной темы, отражал логическую связь событий. Традиционно план включает в себя три части: введение, основные разделы, заключение. Во введении указывается значение темы, ее место в изучаемом разделе курса, определяется задача работы, круг вопросов, подлежащих рассмотрению. В обосновании темы следует использовать точки зрения выдающихся отечественных исследователей. В основной части раскрываются основные вопросы темы, даются ответы на вопросы, поставленных во введении. В заключении должны быть сделаны выводы по основным задачам, так же указанных во введении.
В конце работы должен быть список используемой литературы и оглавление.
Следует обратить пристальное внимание на оформление научно-справочного аппарата работы. Цитаты должны заключаться в кавычки, к ним должны даваться ссылки на источник цитирования. Сноски указываются в конце фразы в квадратных скобках следующим способом: номер книги или источника из списка, который прилагается в конце работы, после двоеточия номер тома, двоеточие: номер страницы.
Пример: [2:Т.1:24 ]

Список использованной литературы и источников, правильно оформленный (фамилия, инициалы автора, название работы или источника, место и год издания) указывается в конце работы.

Пример: 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
К написанию работы следует относиться серьезно, небрежно выполненные и оформленные работы, а так же целиком взятые из различных баз рефератов в сети «Интернет» не будут засчитаны.

Темы контрольных работ, планы ответов и рекомендуемая литература:


  1. Проблема возникновения государства у восточных славян.




  1. Социально-экономическое и общественное развитие восточных славян.

  2. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян.

  3. Критика норманнской теории.

  4. Предпосылки создания государства у восточных славян во второй половине IX века.

  5. Два центра древнерусской государственности: Ладога и Киев.


В работе необходимо проанализировать факторы и предпосылки, способствовавшие зарождению государственности у восточных славян (социальные, политические, экономические). Рассмотреть основные теории возникновения древнерусского государства: «норманнскую» и антинорманнскую. Выяснить, почему государственность возникла сразу в двух центрах восточных славян: на севере и на юге.

Литература:

73, 74, 100, 101, 102, 107, 112.



  1. Причины и значение принятия христианства в Древнерусском государстве.

  1. Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве.

  2. Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи.

  3. Взаимоотношения древнерусских князей с Византией.

  4. Принятие христианства князем Владимиром.

  5. Историческое значение принятие христианства в Древнерусском государстве.


В контрольной работе необходимо проанализировать причины перехода к монотеистической религии в Древнерусском государстве. Выяснить, почему выбор пал на христианство восточного, византийского образца, как это было связано с русско-византийскими отношениями в IX-X веках. Каковы были политические, социальные и культурные последствия принятие христианства в Древней Руси. Отметить, какие пережитки язычества сохранялись в древнерусских традициях, что такое «двоеверие».

Литература:

24, 74. 85, 101, 102, 125, 138.



  1. Социально-политическое устройство Древнерусского государства.




  1. Социальная структура Древнерусского государства: категории древнерусского общества и их социально-экономическое положение.

  2. «Русская правда» о положении различных групп населения.

  3. Политическое значение князя.

  4. Князь и вече.

  5. Военная структура: дружина и народное ополчение.

  6. Общий вывод о социально-политическом развитии древнерусского государства. Мнения исследователей.


В контрольной работе необходимо проанализировать социально-политическое развитие Древнерусского государства, привести различные мнения исследователей касательно политического устройства и социальных отношений. Необходимо обратиться к главному источнику по древнерусской истории – «Русской правде», выяснить, что в нем говорится о юридическом положении различных социальных категорий Древней Руси: бояр, смердов, закупов, холопов и пр. На основе изучения «Русской правды» и мнений историков сделать общие выводы касательно древнерусского общества. Рассмотреть взаимоотношения князя с вече, дружиной, народным ополчением, определить политическое значение князя в системе управления государством. Сравнить социально-политические отношения Киевской Руси в IX-XI веках с западноевропейскими средневековыми королевствами.

Литература:

35, 74, 90, 95, 99, 125, 135, 138, 139



  1. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства.




  1. Постановка проблемы: социально-экономическое развитие Древнерусского государства и проблема зарождения феодализма.

  2. Теория раннего феодализма в Киевской Руси (Б.Д. Греков).

  3. Теория государственного феодализма (Л.В. Черепнин).

  4. Теория дофеодального государства и ее основные доказательства (И.Я. Фроянов).


В работе следует рассмотреть дискуссионный вопрос по древнерусской истории – социально-экономические отношения в Киевской Руси. Необходимо показать знание основных положений трех теорий зарождения феодальных отношений на Руси. Сравнить социально-экономическую ситуацию IX-XI веков в Древнерусском государстве со средневековыми феодальными королевствами, указать разницу в развитии. На основе изученного материала сделать основные выводы касательно социально-экономического развития Киевской Руси.

Литература:

35, 90, 99, 125, 136, 139, 142.



  1. Русские земли и Золотая Орда.




  1. Значение татаро-монгольского нашествия в древнерусской истории.

  2. Утверждение монгольского ига и форма зависимости русских земель от Золотой Орды.

  3. Взаимоотношения русских князей и Золотой Орды в XIII – XV веках.

  4. Куликовская битва и ее значение.

  5. Свержение Золотоордынского ига.

  6. Историческое значение ига для русских земель.


В работе следует рассмотреть вопрос о нашествии монголов на русские земли в первой трети XIII века и установлении ордынского ига. Дать общую характеристику взаимоотношений Руси и Золотой орды в течение 240 лет. Выяснить, каковы были особенности монгольского ига, в чем выражалась зависимость русских земель от монгольских ханов. Как боролись с этой зависимостью, роль Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Рассмотреть, в результате каких событий иго было ликвидировано, проанализировать значение данного периода для развития русской государственности.

Литература:

8, 9, 10, 23. 34, 38, 52, 105, 127, 141.



  1. Складывание единого русского государства.




  1. Причины начала процесса объединения русских земель.

  2. Центры объединения: причины возвышения Москвы.

  3. Роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества.

  4. Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель.

  5. Церковь и ее роль в объединении русских земель.

  6. Иван III и становление Единого русского государства.


В работе следует раскрыть предпосылки объединение раздробленных русских земель в централизованное государство и причины возвышения Москвы. Охарактеризовать политику первых московских князей (Ивана Калиты, его приемников, Дмитрия Донского). Более подробно необходимо остановиться на деятельности Ивана III, во время правления которого начинается процесс формирования русского самодержавия. Рассмотреть процесс объединения русских земель вокруг Москвы, внешнеполитическую деятельность Ивана III и его реформы по укреплению централизованной власти.

Литература:

8, 9, 10, 11. 23. 52, 105, 127, 141.



  1. Опричнина Ивана IV: причины, сущность, значение.




  1. Краткая характеристика первого периода правления Ивана Грозного ( 50-ые годы XVI столетия).

  2. Причины резкого изменения внутренней политики Ивана IV Грозного.

  3. Дискуссия историков о сущности опричнины.

  4. Начало и основные события опричнины.

  5. Итоги и значения периода опричнины.


В работе следует сосредоточиться на наиболее спорном аспекте правления Ивана IV Грозного – периоде опричнины. Следует разобраться в самом понятии «опричнина», выяснить причины начала опричнины, привести основные точки зрения историков по данному вопросу. Кратко рассмотреть события опричнины, проанализировать ее последствия для развития Русского государства.

Литература:

12, 53, 93, 94, 109, 126, 147.



  1. Личность Ивана IV.

  1. Детство Ивана IV.

  2. Начало самостоятельного правления.

  3. Окружение Ивана IV. Избранная рада.

  4. Причины перемен в характере и политике царя.

  5. Взгляды историков на личность Ивана IV и его роль в русской истории.


В работе следует изучить личность Ивана IV Грозного, одного из самых заметных и спорных персонажей отечественной истории. Обратить внимание на детство и воспитание будущего первого русского царя, отметить предпосылки формирования жестокого характера Ивана IV. Кратко рассмотреть период 50-х годов XVI столетия, когда Иван Грозный проявил себя как крупный государственный деятель. Изучить причины изменения характера и политики царя, указать основные точки зрения исследователей на данную проблему. Сделать вывод о личности и роли Ивана IV Грозного в русской истории.
Литература:

12, 53, 86, 93, 94, 109, 126, 147.



  1. Причины и основные этапы Смутного времени.




  1. Социально-экономическая и политическая ситуация в России в конце XVI века.

  2. Причины начала Смуты в России.

  3. Первый этап Смуты: Лжедмитрий I.

  4. Второй этап Смуты: начало общенационального брожения.

  5. Заключительный этап Смуты: борьба с иностранной интервенцией.

  6. Итоги Смутного времени.


В начале работы следует охарактеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране в конце XVI века. Указать коренные причины «смуты», раскрыть, что это было за явление в истории страны рубежа XVI-XVII веков. Рассмотреть причины и сущность явления «самозванчества» на Руси. Выделить основные этапы Смутного времени (первая самозванческая интрига, движение И.Болотникова, польская и шведская интервенции, Семибоярщина, народные ополчения). Каким образом завершилось Смутное время и каковы были его последствия для Русского государства.
Литература:

67, 94, 108, 110, 111, 113, 140.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аэрокосмического приборостроения iconПеречень используемых сокращений 5
Спбгуап – Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения 5

Аэрокосмического приборостроения iconРуководство пользователя администратор организации содержание
Вашему вниманию предлагается целый комплекс программных услуг для образовательных учреждений в рамках Всеукраинского школьного портала...

Аэрокосмического приборостроения iconПериод обучения время перемен для каждого молодого человека. Он совпадает...
В две тысячи шестом Ислам поступил на факультет Аэрокосмического университета и переехал в Самару. В общежитие, люди которого в будущем...

Аэрокосмического приборостроения iconПрограмма аэрокосмического кружка первого и второго года обучения
Программа первого года обучения расчитана на младший школьный возраст /1-4 классы/, предусматривает расширение по литехнического...

Аэрокосмического приборостроения iconРуководство пользователя учитель школы краткое описание возможностей...
Вашему вниманию предлагается целый комплекс программных услуг для школы в рамках Всеукраинского школьного портала «класна оцінка»...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции