Скачать 180.61 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МБОУ ДОД ДХШ г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков. Данная рабочая программа предназначена для занятий с учащимися в возрасте от 10 до 18 лет, при 4-х летнем обучении; отделение «Художественное» Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в профильных учебных заведениях. Обучение должно вестись таким образом, чтобы для всех учащихся, независимо, станут ли они профессиональными художниками или нет, - изобразительная деятельность, творческий подход к работе стали важной и необходимой частью их дальнейшей жизни… Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского и советского искусства. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран. Одна из основных задач курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени. Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача – развитие художественного восприятия у учащихся. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло. Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих особенностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению эти задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т. д.) как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений, заполнение тестов и т. д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения. Большего развития требует самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения. Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития одного из видов изобразительного искусства. С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях. Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем. В процессе изучения истории изобразительного искусства большое место отводиться внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т. д. Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве. При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения (DVD – плейер, видеомагнитофон и т. д.). Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т. д.) Основной формой обучения по предмету «История искусств» является урок. Урок проводится в форме группового занятия. В году – 34 учебные недели. Количество часов в неделю – 1 час. Итоги подводятся в конце каждого полугодия. Проверка знаний в форме зачетов. В конце 4-го класса – экзамен. Результаты оцениваются по пяти бальной системе. Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а так же тщательная подготовка каждого урока; подбор натурного материала, который имеется в наличии (в достаточном количестве) в школьном натюрмортном фонде. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения (1–й класс)
ИТОГО: 34 Второй год обучения (2-й класс)
ИТОГО: 34 Третий год обучения (3-й класс)
ИТОГО: 34 Четвёртый год обучения (4-й класс)
ИТОГО: 34 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 1 КЛАСС - знать виды и жанры изобразительного искусства; - иметь представление об искусстве, как составной части культурного наследия человечества; - запомнить основные этапы развития искусства древнего мира; - знать мегалитические сооружения; дольмены; кромлехи; - усвоить понятие «канон»; - знать черты, характерные для древнеегипетской скульптуры; - знать специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта (плоскостность, повествовательность, масштаб фигур и т. д.); - иметь представление об основных этапах развития Древнегреческой культуры; - знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский); - понимать образное содержание ордерной системы; - знать черты, характерные для древнегреческой скульптуры; - знать черты, характерные для древнеримской скульптуры; - иметь понятие о синтезе искусств; - уметь различать памятники романские и готические; - знать конструктивные особенности готических соборов; - иметь представление о древнерусском искусстве; - знать культовые сооружения Древней Руси; - иметь представление о Владимиро-Суздальской художественной школе; - уметь видеть гармоничную связь русской архитектуры с пейзажем; - знать основные этапы развития древнерусского искусства; - иметь навыки анализа художественного произведения. 2 КЛАСС - знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения; - знать творческий путь Леонардо да Винчи и Микеланджело; - иметь представление о монументальных композициях Рафаэля; - знать основных скульпторов эпохи Возрождения. - знать гуманистов эпохи Возрождения. - иметь представление об основных художественных школах европейского искусства17 в; - знать различные художественные течения; - уметь выделять основные черты искусства барокко. - знать творческий путь Эль Греко, Х. Риберы, Д. Веласкеса; - иметь представление об испанской реалистической живописи 17 в. - знать творческий путь Рубенса и Рембрандта ван Дейка; - научиться выявлять поэтичность произведений «малых голландцев»; - усвоить начала сравнительного анализа произведений Рубенса и Рембрандта ван Дейка; - научиться чувствовать образное своеобразие архитектуры классицизма; - научиться понимать психологическую глубину произведений великих художников 17 в. - научиться выделять основные черты искусства рококо; - иметь представление о расцвете прикладного искусства Франции 18 в. - иметь представление об искусстве эпохи Великой Французской буржуазной революции. - иметь представление о развитии реалистического пейзажа в Англии 18-начала 19 в. - научиться чувствовать в пейзаже состояние световоздушной среды, настроение, переходное состояние природы, выделяя элементы формы, которые использует художник для их передачи; - знать творчество Ф. Гойи. - знать основные черты революционного романтизма; - знать творчество Э. Делакруа. - иметь представление о критическом реализме; - иметь представление о реалистическом пейзаже. - уметь выделять основные черты искусства импрессионизма; - знать творчество Э. Мане и К. Моне. - знать творческий путь П. Сезанна и В. Ван Гога. - уметь видеть противоречия в творчестве отдельных художников 20 в.; 3 КЛАСС - понимать образное своеобразие архитектуры барокко; - иметь представление об архитектуре 18 в. - понимать роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве. - понимать значение образования Петербургской Академии художеств; - иметь представление о творчестве Баженова, Казакова и др. - знать о коренных изменениях, происшедших в искусстве России 18 в.; - уметь выявить черты романтизма и классицизма в русском искусстве. - иметь представление об архитектуре первой половины 19 в. - обозначать новые черты живописи начала 19 в. - иметь представление о творчестве художников первой половины 19 в. - знать о реалистических и формалистических течениях в русском искусстве начала 20 в. - иметь представление о мировом значении творчества русских художников второй половины 19 в. - знать творчество И.Е. Репина. Этапы его творческого пути. - иметь представление о пейзажной живописи конца 19 в. - иметь представление о творчестве И.И. Левитана. - иметь представление об исторической и батальной живописи конца 19 в. - иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника – знать творческий путь В.И. Сурикова. - понимать, что противоречивый характер развития русского искусства в начале 20 в был связан с социальным кризисом в стране; - понимать, насколько поиски новой формы в русском искусстве начала 20 в отражали новое содержание эпохи; - понимать значение русского реалистического искусства для формирования и развития искусства социалистического реализма. 4 КЛАСС - иметь навыки анализа отдельного произведения. - иметь общее представление о советском искусстве; - понимать роль советской скульптуры и идеологии. - уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник. - уметь различать индивидуальный «почерк» художника; - знать наиболее известные произведения советских художников и скульпторов; - уметь улавливать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства; - усвоить основные сведения о «дизайне»; - иметь представление об основных видах дизайна. - иметь представление о книжной графике; - знать об особых видах изобразительного искусства; - знать основные виды анимации. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Учебно-методическая литература. 2. Периодические (подписные) издания (журналы): - «Художественная школа»; - «Художественный совет»; - «Юный художник»; - «Русская галерея». 3. Натюрмортный фонд (гипсовые головы, предметы быта, драпировки, муляжи и т. д.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебники и учебно-методические пособия «Шедевры русской живописи» М.; 2005 г. «Народная Русь» М.; 2007 г. «Энциклопедия Русской живописи» М.; 2000 г. В.Н Александров «История Русского искусства» Минск; 2004 г. Р. Дикинс, Гриффит М. «Что такое искусство» М.; 2004 г. М.В. Замкова «Лондонская Национальная галерея» М.; 2005 г. Н.А. Дмитриева «Краткая История искусств» М.; 1986 г. «Очерки истории искусства» М.; 1987 г. «Замечательные полотна» Л.; 1962 г. А.А. Гордеев «История казачества» М.; 2008 г. «Демонстрационный материал» М.; 2007 г. «Мифы древней Греции» М.; 2008 г. Коллекция «Великие художники» М.; 2010 г. /изд. дом «Комсомольская правда»/ Тематические словари, справочники: - Всеобщая история искусств М.; 2009 г. - Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств М.; 2008 г. Демонстрационный материал: - Репродукции куртин русских художников (В.М. Васнецов; Н.Н. Ге; А.К. Саврасов; В.И. Суриков; И.И. Шишкин) - Барокко - Готика - Романтизм Загадки истории. «Древняя Греция»; Герои мифов и легенд. Запретные темы истории. «Загадки древнего Египта» (2-е части). Серия фильмов на видеокассетах: «В Третьяковской галерее»: - Исаак Левитан; - Василий Суриков; - Михаил Врубель. Видеоэнциклопедия искусств «Эрмитаж» Государственная Третьяковская галерея: - «История и коллекция»; - «Древнерусская икона». Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 1898 – 1998 гг.: - «Импрессионизм»; - «Искусство XVII века»; - «Искусство XVIII века»; - «Искусство XX века»; - «История и коллекции». ОСНАЩЕННОСТЬ НЕОБХОДИМЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ Школа располагает: 4-мя комплектами компьютеров; DVD-плейер; видеомагнитофон; муфельная печь; цифровой фотоаппарат; струйный цветной принтер; лазерный черно-белый принтер; ксерокс. Имеется библиотека методической и демонстрационной литературы по изобразительному искусству (520 экз.). Имеется достаточное количество мольбертов, как деревянных, так и металлических, различного размера (с учетом возрастных категорий учащихся). Активно накапливается натюрмортный фонд, школа располагает большим ассортиментом учебных гипсовых отливок, муляжей, драпировок, керамических, стеклянных и металлических изделий. Для проведения занятий по истории искусств имеются тематические комплекты репродукций, справочная литература по истории искусства, тематические видеокассеты по разделам, DVD диски, - что позволяет проводить занятия более зрелищно, с максимальной наглядностью. |
Гавриловский район муниципальное бюджетное образовательное учреждение... Показатели деятельности мбоу дод «Школа искусств» с. Гавриловка 2-я по состоянию на 01. 04. 2014г |
Положение о музыкальном отделении Закона РФ «Об образовании», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденного Постановлением... |
||
Отчет о результатах самообследования мбоу дод «дюсш №2» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа №2» г.... |
Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... |
||
Стандарт нового поколения включает в себя требования по трём направлениям: к результатам Мбоу сош№19- это сельская школа, расположена в ст. Ладожской Усть-Лабинского района |
Комментарии к образовательной программе мбоу дод «дюц» Моу дод «дюц» г. Петровска (далее по тексту «Учреждение»), в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с... |
||
Республика дагестан Мбоу «Гапшиминская средняя общеобразовательная школа им. Гасанова М. А.» призвано сформировать общую культуру личности и ее адаптацию... |
1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Солнышко» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |
||
1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Непоседы» филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя... |
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |