Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков




Скачать 180.61 Kb.
Название Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков
Дата публикации 25.09.2014
Размер 180.61 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > История > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МБОУ ДОД ДХШ г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков.

Данная рабочая программа предназначена для занятий с учащимися в возрасте от 10 до 18 лет, при 4-х летнем обучении; отделение «Художественное»

Главной задачей обучения в художественной школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в профильных учебных заведениях.

Обучение должно вестись таким образом, чтобы для всех учащихся, независимо, станут ли они профессиональными художниками или нет, - изобразительная деятельность, творческий подход к работе стали важной и необходимой частью их дальнейшей жизни…

Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты».

Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского и советского искусства. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран.

Одна из основных задач курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача – развитие художественного восприятия у учащихся.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих особенностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению эти задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т. д.) как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений, заполнение тестов и т. д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Большего развития требует самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе изучения истории изобразительного искусства большое место отводиться внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т. д.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения (DVD – плейер, видеомагнитофон и т. д.). Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т. д.)

Основной формой обучения по предмету «История искусств» является урок. Урок проводится в форме группового занятия. В году – 34 учебные недели. Количество часов в неделю – 1 час.

Итоги подводятся в конце каждого полугодия. Проверка знаний в форме зачетов. В конце 4-го класса – экзамен. Результаты оцениваются по пяти бальной системе.

Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а так же тщательная подготовка каждого урока; подбор натурного материала, который имеется в наличии (в достаточном количестве) в школьном натюрмортном фонде.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (1–й класс)





тем

Наименование тем

Количество часов

1

1. Введение.

Что такое искусство.

2

2

Искусство древнего мира.

Искусство первобытного общества.


2

3

Искусство Древнего Египта.



3

4

Искусство Древней Греции.


4

5

Повторение.

Зачет


3

6

Искусство Древнего Рима.



2

7

Искусство Византии.


1

8

Искусство Западной Европы

10-14 вв.


1

9

Готическое искусство 12-14 вв.


1


10

Древнерусское искусство.

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси 11-12 вв.



2

11

Искусство Владимиро-Суздальского княжества.


2

12

Искусство Новгорода и Пскова

12-15 вв.


2

13

Искусство Москвы 14-15 вв.


4

14

Искусство Москвы 16-17 вв.


2

15

Повторение.

Зачет.


3

ИТОГО: 34

Второй год обучения (2-й класс)




тем

Наименование тем

Количество

часов

1

Искусство западной Европы 14-20 вв.

Искусство Эпохи Возрождения в Италии.



9

2

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе.



1

3

Искусство Италии 17 в.


1

4

Искусство Испании 17 в.


1

5

Искусство Фландрии 17 в.


2

6

Повторение.

Зачет.

3

7

Искусство Голландии 17 в.



2

8

Искусство Франции 17 в.



1

9

Искусство Франции 18 в.


1

10

Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции.


1

11

Искусство Англии 18-начала 19 в.


1

12

Искусство Испании конца 18- начала 19 в.


1

13

Искусство революционного романтизма во Франции.


1

14

Искусство реализма во Франции середины 19 в.


1

15

Искусство импрессионизма.


2

16

Искусство постимпрессионизма.


2

17

Характеристика основных направлений западноевропейского искусства 20 в.


1

18

Повторение.

Зачет


3

ИТОГО: 34


Третий год обучения (3-й класс)





тем

Наименование тем

Количество

часов

1

Русское искусство 18-начала 20вв.

Архитектура первой половины 18 в.


2

2

Скульптура и живопись первой половины 18 в.


1

3

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины 18 в.


2

4

Скульптура и живопись второй половины 18 в.


2

5

Архитектура первой половины 19 в.


1

6

Скульптура и живопись первой половины 19 в.


5

7

Жанровая живопись второй половины 19 в. Творчество передвижников.


2

8

Повторение.
Зачет

2

9

Мировое значение творчества русских художников второй половины 19 в.


1

10

Творчество И.Е. Репина.


1

11

Пейзажная живопись.


4

12

Историческая и батальная живопись.


2

13

Творчество В.И. Сурикова.


2

14

Русское искусство конца 19-начала 20 вв.


4

15

Повторение.

Зачет

3

ИТОГО: 34
Четвёртый год обучения (4-й класс)




тем

Наименование тем

Количество

часов

1

Советское искусство периода иностранной военной интервенции и гражданской войны 1917-1920 гг.


6

2

Советское искусство 20-30 гг.


3

3

Искусство в годы ВОВ.


3

4

Искусство конца 40-начала 80-х гг.


6


5

Повторение.


3

6

Зачет.


1

7

Дизайн (архитектурный, промышленный, предметный).


3

8

Книжная графика.


3

9

Анимация.


3

10

Повторение.

Экзамен.

3

ИТОГО: 34
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 КЛАСС
- знать виды и жанры изобразительного искусства;

- иметь представление об искусстве, как составной части культурного наследия человечества;

- запомнить основные этапы развития искусства древнего мира;

- знать мегалитические сооружения; дольмены; кромлехи;

- усвоить понятие «канон»;

- знать черты, характерные для древнеегипетской скульптуры;

- знать специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта (плоскостность, повествовательность, масштаб фигур и т. д.);

- иметь представление об основных этапах развития Древнегреческой культуры;

- знать ордерную систему в древнегреческой

архитектуре (дорический, ионический, коринфский);

- понимать образное содержание ордерной системы;

- знать черты, характерные для древнегреческой скульптуры;

- знать черты, характерные для древнеримской скульптуры;

- иметь понятие о синтезе искусств;

- уметь различать памятники романские и готические;

- знать конструктивные особенности готических соборов;

- иметь представление о древнерусском искусстве;

- знать культовые сооружения Древней Руси;

- иметь представление о Владимиро-Суздальской художественной школе;

- уметь видеть гармоничную связь русской архитектуры с пейзажем;

- знать основные этапы развития древнерусского искусства;

- иметь навыки анализа художественного произведения.

2 КЛАСС
- знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;

- знать творческий путь Леонардо да Винчи и Микеланджело;

- иметь представление о монументальных композициях Рафаэля;

- знать основных скульпторов эпохи Возрождения.

- знать гуманистов эпохи Возрождения.

- иметь представление об основных художественных школах европейского искусства17 в;

- знать различные художественные течения;

- уметь выделять основные черты искусства барокко.

- знать творческий путь Эль Греко, Х. Риберы, Д. Веласкеса;

- иметь представление об испанской реалистической живописи 17 в.

- знать творческий путь Рубенса и Рембрандта ван Дейка;

- научиться выявлять поэтичность произведений «малых голландцев»;

- усвоить начала сравнительного анализа произведений Рубенса и Рембрандта ван Дейка;

- научиться чувствовать образное своеобразие архитектуры классицизма;

- научиться понимать психологическую глубину произведений великих художников 17 в.

- научиться выделять основные черты искусства рококо;

- иметь представление о расцвете прикладного искусства Франции 18 в.

- иметь представление об искусстве эпохи Великой Французской буржуазной революции.

- иметь представление о развитии реалистического пейзажа в Англии 18-начала 19 в.

- научиться чувствовать в пейзаже состояние световоздушной среды, настроение, переходное состояние природы, выделяя элементы формы, которые использует художник для их передачи;

- знать творчество Ф. Гойи.

- знать основные черты революционного романтизма;

- знать творчество Э. Делакруа.

- иметь представление о критическом реализме;

- иметь представление о реалистическом пейзаже.

- уметь выделять основные черты искусства импрессионизма;

- знать творчество Э. Мане и К. Моне.

- знать творческий путь П. Сезанна и В. Ван Гога.

- уметь видеть противоречия в творчестве отдельных художников 20 в.;

3 КЛАСС
- понимать образное своеобразие архитектуры барокко;

- иметь представление об архитектуре 18 в.

- понимать роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве.

- понимать значение образования Петербургской Академии художеств;

- иметь представление о творчестве Баженова, Казакова и др.

- знать о коренных изменениях, происшедших в искусстве России 18 в.;

- уметь выявить черты романтизма и классицизма в русском искусстве.

- иметь представление об архитектуре первой половины 19 в.

- обозначать новые черты живописи начала 19 в.

- иметь представление о творчестве художников первой половины 19 в.

- знать о реалистических и формалистических течениях в русском искусстве начала 20 в.

- иметь представление о мировом значении творчества русских художников второй половины 19 в.

- знать творчество И.Е. Репина. Этапы его творческого пути.

- иметь представление о пейзажной живописи конца 19 в.

- иметь представление о творчестве И.И. Левитана.

- иметь представление об исторической и батальной живописи конца 19 в.

- иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника

– знать творческий путь В.И. Сурикова.

- понимать, что противоречивый характер развития русского искусства в начале 20 в был связан с социальным кризисом в стране;

- понимать, насколько поиски новой формы в русском искусстве начала 20 в отражали новое содержание эпохи;

- понимать значение русского реалистического искусства для формирования и развития искусства социалистического реализма.

4 КЛАСС

- иметь навыки анализа отдельного произведения.

- иметь общее представление о советском искусстве;

- понимать роль советской скульптуры и идеологии.

- уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник.

- уметь различать индивидуальный «почерк» художника;

- знать наиболее известные произведения советских художников и скульпторов;

- уметь улавливать стилевое единство в произведениях разных видов

изобразительного искусства;

- усвоить основные сведения о «дизайне»;

- иметь представление об основных видах дизайна.

- иметь представление о книжной графике;

- знать об особых видах изобразительного искусства;

- знать основные виды анимации.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Учебно-методическая литература.

2. Периодические (подписные) издания (журналы):

- «Художественная школа»;

- «Художественный совет»;

- «Юный художник»;

- «Русская галерея».

3. Натюрмортный фонд (гипсовые головы, предметы быта, драпировки, муляжи и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебно-методические пособия
«Шедевры русской живописи» М.; 2005 г.

«Народная Русь» М.; 2007 г.

«Энциклопедия Русской живописи» М.; 2000 г.

В.Н Александров «История Русского искусства» Минск; 2004 г.

Р. Дикинс, Гриффит М. «Что такое искусство» М.; 2004 г.

М.В. Замкова «Лондонская Национальная галерея» М.; 2005 г.

Н.А. Дмитриева «Краткая История искусств» М.; 1986 г.

«Очерки истории искусства» М.; 1987 г.

«Замечательные полотна» Л.; 1962 г.

А.А. Гордеев «История казачества» М.; 2008 г.

«Демонстрационный материал» М.; 2007 г.

«Мифы древней Греции» М.; 2008 г.

Коллекция «Великие художники» М.; 2010 г.

/изд. дом «Комсомольская правда»/

Тематические словари, справочники:

- Всеобщая история искусств М.; 2009 г.

- Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств М.; 2008 г.

Демонстрационный материал:

- Репродукции куртин русских художников

(В.М. Васнецов; Н.Н. Ге; А.К. Саврасов; В.И. Суриков; И.И. Шишкин)

- Барокко

- Готика

- Романтизм

Загадки истории. «Древняя Греция»; Герои мифов и легенд.

Запретные темы истории. «Загадки древнего Египта» (2-е части).

Серия фильмов на видеокассетах:

«В Третьяковской галерее»:

- Исаак Левитан;

- Василий Суриков;

- Михаил Врубель.

Видеоэнциклопедия искусств «Эрмитаж»

Государственная Третьяковская галерея:

- «История и коллекция»;

- «Древнерусская икона».

Государственный музей изобразительных искусств

имени А.С. Пушкина 1898 – 1998 гг.:

- «Импрессионизм»;

- «Искусство XVII века»;

- «Искусство XVIII века»;

- «Искусство XX века»;

- «История и коллекции».
ОСНАЩЕННОСТЬ НЕОБХОДИМЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Школа располагает:

4-мя комплектами компьютеров; DVD-плейер; видеомагнитофон; муфельная печь; цифровой фотоаппарат; струйный цветной принтер; лазерный черно-белый принтер; ксерокс. Имеется библиотека методической и демонстрационной литературы по изобразительному искусству (520 экз.).

Имеется достаточное количество мольбертов, как деревянных, так и металлических, различного размера (с учетом возрастных категорий учащихся).

Активно накапливается натюрмортный фонд, школа располагает большим ассортиментом учебных гипсовых отливок, муляжей, драпировок, керамических, стеклянных и металлических изделий.

Для проведения занятий по истории искусств имеются тематические комплекты репродукций, справочная литература по истории искусства, тематические видеокассеты по разделам, DVD диски, - что позволяет проводить занятия более зрелищно, с максимальной наглядностью.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Гавриловский район муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Показатели деятельности мбоу дод «Школа искусств» с. Гавриловка 2-я по состоянию на 01. 04. 2014г
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Положение о музыкальном отделении
Закона РФ «Об образовании», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденного Постановлением...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Отчет о результатах самообследования мбоу дод «дюсш №2»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа №2» г....
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Пояснительная записка изучение литературы на ступени основного общего...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Стандарт нового поколения включает в себя требования по трём направлениям: к результатам
Мбоу сош№19- это сельская школа, расположена в ст. Ладожской Усть-Лабинского района
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Комментарии к образовательной программе мбоу дод «дюц»
Моу дод «дюц» г. Петровска (далее по тексту «Учреждение»), в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Республика дагестан
Мбоу «Гапшиминская средняя общеобразовательная школа им. Гасанова М. А.» призвано сформировать общую культуру личности и ее адаптацию...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Солнышко» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Непоседы» филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном контакте с общеобразовательными школами района способствовать воспитанию гармонически развитой личности детей и подростков icon Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции