Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств




Скачать 338.19 Kb.
Название Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств
Дата публикации 24.09.2014
Размер 338.19 Kb.
Тип Научно-исследовательская работа
literature-edu.ru > История > Научно-исследовательская работа



МАКЕТ
Министерство образования Российской Федерации

Утверждаю

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

_________________Л.С. Гребнев

_____________ 2002 год

Номер государственной регистрации

_______________________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 052100 История и теория изобразительного искусства


Квалификация: искусствовед







Москва 2002 год



Общая характеристика специальности 052100 История и теория изобразительного искусства
1.1. Специальность утверждена приказом министерства образования Российской Федерации 24.01.2002г. № 181
1.2. Квалификация выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства – в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения: искусствовед – 5 лет.

Предусмотрены очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения.

При заочном и вечернем обучении срок освоения программы – 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускников.

Через систему исторически сложившихся образовательных программ специальность обеспечивает подготовку историков искусства и художественных критиков для профессиональной деятельности в художественном пространстве культуры и общества.

Объектами профессиональной деятельности являются:

Произведения искусства, памятники культуры, процессы художественной жизни, аспекты взаимоотношений с культурой прошлого, социальная среда, как объект воздействия на нее средствами искусства.

Видами профессиональной деятельности являются:

научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств;

педагогическая деятельность в области художественного образования;

художественная критика;

исследования в области реставрации и консервации художественных произведений;

музейная и выставочная деятельность;

общественная работа в творческих союзах и объединениях;

менеджмент и организационно-творческая деятельность в сфере изобразительного искусства.

1.4. Возможности продолжения образования выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства.

Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование. Уровень подготовленности абитуриента определяется в ходе предварительного собеседования.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства проводятся собеседования и профессиональные вступительные экзамены по истории искусства (письменно и устно), предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки искусствоведа к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально- регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки искусствоведа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД – Специальные дисциплины для получения соответствующей квалификации;

цикл ДС – Дисциплины специализации:

ФТД – Факультативы;

цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины. По специальности 052100 История и теория изобразительного искусства дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии и эстетики, а также, с учетом профиля подготовки специалиста, в циклах ОПД и СД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки искусствоведа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства


Индекс

Наименование дисциплин

и их основные разделы
Всего часов



ГСЭ





Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00


ГСЭ.Ф.01

ГСЭ.Ф.02

ГСЭ.Ф.03


ГСЭ.Ф.04

ГСЭ.Ф.05

ГСЭ.Ф.06

ГСЭ.Ф.07

ГСЭ.Ф.08

ГСЭ.Ф.09

ГСЭ.Ф.10


ГСЭ.Ф.11

Федеральный компонент


Иностранный язык

Закрепление программы средней школы. Изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях и для работы с литературой на иностранном языке, касающейся специализации студента. Различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной), овладение лексико-грамматическим минимумом. Спецкурс, связанный с профилем специальности.
Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Отечественная история

Проблема взаимодействия человека и культурной среды. Культура древней Руси. Киевская Русь. Сложение Московского государства. Россия в XV-XVII вв. Особенности российской истории XVIII в. Пути исторического развития России XIX-XX вв. Место России ХХ вв. во всемирно историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза, эволюция менталитета человека в истории России второй пол. ХХ в.
Философия

Роль философии в жизни человека и общества. История философских учений. Философская, религиозная и научная картина мира. Познание, его границы и возможности. Знание и вера. Общество. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Человек в мире культуры. Диалог культур – Запад, Восток, Россия. Личность. Проблемы свободы и ответственности. Человек в информационно-техническом мире. Роль науки в развитии общества. Гуманитарные и естественно-научные направления познания действительности. Проблемы и перспективы развития современной цивилизации.
Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

История мировой культуры и цивилизации. История культуры России.
Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы. Россия в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни

общества

Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Право, личность и общество, структура права и его действие.

Конституционная основа правовой системы. Частное право. Авторское право и смежные права.
Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Личность и межличностные отношения. Свобода воли. Личностная ответственность. Общее и индивидуальное в психике человека. Сущность творчества. Творческие способности, генотип и среда как факторы творчества. Мотивы и стимулы творчества. Методы выявления творческой одаренности.

Психологические особенности творческой личности.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Цели образования и воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Система художественного образования. Воспитание творческой личности как педагогическая проблема.
Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней и научной речи. Речевые нормы учебной и научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и речи.
Социология

История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальная структура, социальные институты, социальные организации. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества и возможные альтернативы его развития в будущем. Социология искусства, система взаимодействия искусства и зрителя. Методология социологического исследования.
Экономика

Предмет экономической науки. Введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора). Понятие собственности и ее экономические и правовые аспекты. Введение в макроэкономику. Структура бизнеса. Регулирование экономики. Сравнительные экономические системы. Экономика сферы культуры и искусства.


1260

340

408

140


140

ГСЭ.Р.00





Национально-региональный (вузовский) компонент


340



ГСЭ.В.00


Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом



200

ОПД


ОПД.Ф.00

ОПД.Ф.01


ОПД.Ф.02

ОПД.Ф.03

ОПД.Ф.04



ОПД.Ф.05



ОПД.Ф.06




ОПД.Ф.07



ОПД.Ф.08



ОПД.Ф. 09



ОПД.Ф.10


Общепрофессиональные дисциплины
Федеральный компонент

Всеобщая история

Сущность, формы, функции исторического сознания. Типы культуры и цивилизации древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. История древнего мира. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Проблема национальных государств в Западной Европе. Начало Нового времени и проблема формирования целостной европейской цивилизации. XVIII в. в западноевропейской и североамериканской истории. Духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Место ХХ в. во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Эволюция менталитета человека в Западной Европе и других регионах мира.

История искусства и архитектуры Древнего Мира

Происхождение искусства и его ранние формы. Искусство Древнего Востока: Египет и Передняя Азия. Искусство и архитектура Древней Греции, этрусков и Древнего Рима. Раннее христианское искусство.

История зарубежного искусства и архитектуры


История искусства Византии и западноевропейского Средневековья. Искусство Возрождения и Нового времени. Художественная культура Запада ХХ в. – основные течения и направления. Тенденции и перспективы развития современной западной художественной культуры.

История русского искусства и архитектуры

Древнерусское искусство. Русское искусство XVIII в. и его место в общеевропейской художественной культуре. Стилистические направления в русском искусстве – XIX века. Искусство второй пол. XIX в. Русское искусство рубежа XIX-XX вв. на фоне европейской художественной жизни этого периода.

История русского искусства и архитектуры ХХ в.

Становление и этапы развития отечественного изобразительного искусства первой пол. ХХ в. Своеобразие творчества русских художников второй пол. ХХ столетия. Основные тенденции в развитие современного российского искусства.

Народное искусство

Основные принципы формообразования и стилевые особенности отечественного народного искусства. Народные промыслы.

Специфика народного искусства и многообразие его видов. Значение народного творчества для развития отечественной культуры. Древнерусское художественное ремесло: художественная обработка дерева и металла, резьба по кости. Керамика. Ювелирное дело. Шитье, ткани, вышивка. Художественные промыслы XIX и ХХ веков.

История декоративно-прикладного искусства

Основные виды и техники декоративно-прикладного искусства. История развития декоративно-прикладного искусства в России и за рубежом. Проблемы стиля. Периодизация развития декоративно-прикладного искусства, история и методы его изучения. Западноевропейское прикладное искусство Средневековья, Возрождения, XVII-XVIII, XIX вв. Русское декоративно-прикладное искусство, его генезис и специфические особенности развития. Проблема разделения русского декоративно-прикладного искусства на промышленное и народное. Русская художественная промышленность ХХ века.

История отечественной и зарубежной литературы

Основные этапы развития литературы от Античности до начала ХХ в. в Европе, России, Америке. Древнерусская литература XI-XVII вв. Русская литература XVIII-XIX вв. История русской литературы ХХ века. Зарубежная литература античности Средних веков, Возрождения XVII-XVIII вв.

Введение в изучение изобразительного искусства

Основные понятия и терминология изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Художественно-образные возможности различных видов художественных техник и материалов. Описание и анализ памятников изобразительного искусства.

Эстетика


Эстетика как учение о выразительной форме. Эстетические ценности и категории. Эстетика как общая теория искусств. Эстетика изобразительного искусства. Эстетические проблемы композиции в изобразительном искусстве. Гармоническая целостность как главный принцип композиции. Эстетическая функция основных принципов и приемов композиции. стилевые особенности композиции.

История эстетических учений. Описание и анализ наиболее значимых эстетических идей с древнейших времен до наших дней.

4550

4220


ОПД.Р.00


Национально-региональный (вузовский) компонент


200

ОПД.В.00


Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

130

СД.00





Цикл специальных дисциплин, необходимых для получения квалификаций:


1432



СД.Ф.01

СД.Ф.02



СД.Ф..03

СД.Ф.04


СД.Ф.05


СД.Ф.06

СД.Ф.07

СД.Ф.08

СД.Ф.09

СД.Р.00
СД.В.00

СД.В.01

СД.В.02

СД.В.03



Федеральный компонент

Теория и история художественной критики

Предмет художественной критики и основные этапы ее развития в России и за рубежом. Семинар по художественной критике. Рецензирование художественных выставок и анализ специализированной искусствоведческой литературы.
История искусства зарубежного Востока

Искусство мусульманский стран. Искусство стран Дальнего востока с древних времен до конца ХХ в. Зарубежный Восток в Средние века: Арабский Восток, Малая Азия, Османская Турция – архитектура, миниатюра, художественное ремесло. Искусство Индии и Юго-восточной Азии. Искусство Дальнего Востока: Китай, Корея, Япония. Искусство Зарубежного Востока XIX-XX вв.: Египет, Ирак, Сирия, Иран Афганистан, Турция. Искусство Индии, Цейлона, Вьетнама, Пакистана, Китая, Монголии, Кореи, Японии.
История искусства стран Восточной Европы

Этапы художественного развития стран Балканского полуострова, Румынии, Венгрии, Чехии и др. Обсуждение выставок изобразительного искусства Восточно-европейских стран, рецензирование статей и монографий.

История материальной культуры


Понятие Модели мира эпохи и отражение ее в мире предметов.
Редакционно-издательское дело

Основы редакторской работы. Принципы макетирования книги. Работа в типографии.
Рисунок и живопись

Овладение навыками рисунка с гипсовой модели, натуры. Основные приемы работы в технике акварели и масляной живописи.
Основы археологии

Предмет археологии как науки. Разделы археологии, ее специфические особенности. Связь археологии с другими отраслями знаний. Объекты, методы и основные этапы развития археологических исследований. Развитие археологии в России. Археология первобытного общества, Древнего Востока, Античности. Значение археологии для искусствоведения.
Основы музейного дела

Возникновение музеев. Развитие музейного дела в России XVI-XX вв. Классификация музеев. Профильные группы музеев: исторические, литературные, художественные, мемориальные, историко-архитектурные и др. Музейные объединения. Музеи-заповедники. Учет и хранение музейных ценностей. Основы комплектования фондов. Порядок учетно-хранительской работы. Экспозиционная работа в музее. Научно-просветительская работа музеев. Охрана памятников. История культуры.

Основы архивного дела

Ведение работы в архивах. Определение архива. Исторические сведения об архивах. Архивное дело в России и зарубежных странах. Международные организации архивного дела. Современная система архивов в России. Архивы главных учреждений науки и культуры. Технические средства современных архивов. Работа в архивах, поиск вспомогательного материала.
Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

Рекомендуются


Искусство народов России

История музыки

Спецсеминар по современному искусству


1282

100
50

ДС.00


Дисциплина специализации

300

ФТД.00




Факультативы





450



Всего часов теоретического обучения 8532


  1. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства


5.1.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки для получения квалификации искусствовед при очной форме обучения составляет 260 недели. В том числе:– теоретическое обучение и практики – 190 недель (теоретическое обучение – 139 недель, практики – 32 недель, сессии, включая Государственный экзамен, - 19 недель)

- Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - 20 недель

  • Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – 50 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, а также в случае сочетания различных форм обучения сроки освоения основной образовательной программы подготовки искусствоведа по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличиваются вузом до 1 года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть определен в соответствии с п. 5.2. постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 940 « Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства

Для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста вуз должен пройти процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по квалификации указанной в п.1.2.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки искусствоведа

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основные образовательные программы для подготовки выпускников по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства с присвоением квалификации, указанной в пункте п. 1.2 на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными,

а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Специализации предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова «по отраслям» или «по видам», специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специаизации.

По всем дисциплинам компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).

В течении указанного нормативного срока обучения выпускник получает лишь одну квалификацию обозначенную в п. 1.2.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 5%;

  • перераспределять время, рекомендованное для дисциплин примерным учебным планом, утвержденным в Минобразования России, между отдельными дисциплинами в пределах цикла при условии сохранения общей направленности образовательной деятельности;

  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее 5-ти обязательных дисциплин из 11, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме 340 часов), «Физическая культура»( в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия», «Правоведение». Объем часов по каждой из трех других дисциплин предусматривается не менее 136. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников.

  • Предусматривать занятия по дисциплине «физическая культура» при очно-заочной (вечерней» и заочной формах обучения с учетом пожеланий студентов;

  • Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  • Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;

  • Устанавливать (по согласованию с УМО по художественному образованию) перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами.


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства с присвоением квалификации, указанной в п. 1.2.

6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной, научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень (почетное звание работника искусств, работника культуры) и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звания.

6.2.2. Основным учебно-научным, учебно-творческим, структурным подразделением вуза (факультета) является кафедра (отделение) – объединение педагогов, обеспечивающих профессиональное обучение студентов по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства. Кафедру (отделение) должен возглавлять специалист, имеющий ученую степень, ученое либо почетное звание. Кафедра (отделение) не может состоять только из совместителей; наличие штатных педагогов обязательно.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства с присвоением квалификации, указанной в пункте 1.2.

6.3.1. Реализация основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства должна обеспечиваться наличием учебных программ и методических пособий, рекомендованных для данной специальности Учебно-методическим объединением по художественному образованию, а также авторскими программами, имеющими внешнюю рецензию УМО по художественному образованию или кафедр ведущих художественных вузов.

6.3.2. Для реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства обязательно наличие в вузе специализированных библиотечных фондов и баз данных, наглядных пособий, аудио, видео и мультимедийных материалов, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Информационное, учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно соответствовать минимально необходимым лицензионным нормам, определяемым УМО по художественному образованию.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства с присвоением квалификации искусствовед

6.4.1. Высшие учебные заведения, реализующие основную образовательную программу по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающим проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной, практической подготовки, научно-исследовательской и творческой работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза.
6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства необходимо проведение следующих практик:

  • ознакомительная практика, имеющая целью реальное изучение культурного наследия;

  • учебно-творческая практика может проводиться в групповой форме и форме индивидуальных заданий, утвержденных кафедрами для каждого конкретного студента;

  • обмерно-археологическая, организуемая отдельно, либо входящая составной частью в другие виды практик;

  • музейная, проводимая в групповой форме или в форме индивидуальных заданий, утвержденных кафедрой;

  • редакционно-издательская, утвержденная кафедрой для каждого конкретного студента;

  • преддипломная практика, проходящая по утвержденным кафедрой индивидуальным планам.

6.5.2. Программы учебных практик разрабатываются в соответствии с особенностями подготовки выпускников для получения квалификации искусствовед.

6.5.3. Формой контроля результатов проведения групповых и индивидуальных учебных практик является зачет, проводимый в устной или письменной форме.
7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства

7.1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.1.1 Итоговая государственная аттестация по специальности 052100 История и теория изобразительного искусства включает государственный экзамен по истории отечественного и мирового изобразительного искусства, позволяющий выявить теоретическую подготовку выпускника, а также квалификационную (дипломную) работу.

7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа искусствоведа представляет собой законченную разработку темы, связанной с историей мировой художественной культуры, в которой раскрывается умение будущего специалиста:

  • владеть навыками научной и методической работы;

  • ориентироваться в специальной литературе, архивных и других источниках информации, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;

  • обладать знаниями основных закономерностей развития искусства и верно определять место рассматриваемых памятников в истории развития мировой художественной культуры.

Тематика и объем дипломной работы зависят от образовательной программы подготовки специалиста для получения соответствующей квалификации и определяется выпускающей кафедрой вуза.

Для выполнения дипломной работы отводится 20 учебных недель.

7.1.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен по истории и теории изобразительного искусства должен выявить умение выпускника:

  • ориентироваться в основных вопросах, касающихся определенных направлений искусствознания, стилей и эпох развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а также основных произведений, фактов, художественных школ и отдельных мастеров;

  • обладать знаниями в области теории изобразительного искусства, живописи, рисунка, композиции, в области создания скульптурных и графических произведений;

7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен уметь профессионально решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта. В результате итоговой аттестации выпускников, проверяется соответствие выполнения профессиональных задач квалифицированным требованиям, изложенным в п.1.3.
Составители: Учебно-методическое объединение

по художественному образованию



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Научно-исследовательская работа >10 Научно исследовательск
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Педагогическая практика относится к разделу «Практика и научно-исследовательская работа» (М. 3)
«Новейшая русская литература» и адресована студентам II курса (третий семестр). Практика проводится кафедрой истории русской литературы...
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Исследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Научно-образовательный материал
Н3-78 7 «Организация и проведение выездного семинара «Первые шаги в науке: исследовательская работа молодого учёного»
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития
Диссертация выполнена на кафедрах народных инструментов, методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского...
Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств icon Тема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции