Планы практических занятий по русской литературе второй половины XIX века
Проблемы пародии, гиперболизации и гротеска
в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Вопросы и задания:
Дайте теоретическое определение следующих понятий: сатира, памфлет, карикатура, юмор, ирония, сарказм, абсурд, гротеск, фантасмагория, эзопов язык. Приведите примеры из текста.
Смысл названия «История одного города». Зачин сатиры.
Главы «О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальникам» в общем замысле произведения.
Какие приемы сближают внешний облик и внутреннюю суть таких градоначальников, как Брудастый, Прыщ, Бородавкин, Микаладзе, Дю-Шарио, Грустилов и др.? (Приведите конкретные примеры.)
Какие принципы и приемы использует писатель для характеристики «деяний градоначальников»? (Приведите конкретные примеры.)
Принципы и приемы создания образа Угрюм-Бурчеева.
Финал сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина и его трактовки в литературоведении.
Хронотоп города, его значение.
Индивидуальные задания.
Прокомментируйте иллюстрации Кукрыниксов к «Истории одного города».
Литература:
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969. (Текст произведения и комментарии.)
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Дмитренко С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998. С. 20–37.
Николаев Д. П. История одного города // Три шедевра русской классики. М., 1971. С.
Николаев Д. П. «История одного города» и проблема сатирического гротеска // Вопросы литературы. 1971. № 2. С. 71–91.
Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
Николаев Д. П. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество: Очерк. М., 1985.
Николаев Д. П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.
Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1959.
Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. С. 99–114.
Павлова И. Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» // Филологические науки. 1979. № 3. С. 85–86.
Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Вопросы и задания
Место проблемы женской эмансипации в литературе конца 50-х - начала 60-х годов. Трактовка этой проблемы Лесковым в 60-е годы.
Сюжет, композиция и система персонажей в повести.
Художественные принципы изображения любовной интриги Лесковым.
Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:
описание быта;
роль художественной детали;
пейзаж;
фольклорные элементы в повести;
роль рассказчика и др.
Литература:
Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М. ,1956-1959.
Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996-.
Троицкий В.Ю. Лесков - художник. М., 1974.
Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.
В мире Лескова. М., 1983.
Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.
Бытовой фон в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». Изображение Петербурга
Первый день с Раскольниковым в Петербурге. Комнаты, улицы. Встреча с Мармеладовым. Какой вывод делает из увиденного и услышанного Раскольников, и как этот вывод связан с дальнейшими событиями? (Ч. 1, гл. 1, 2).
История Мармеладовых, их быт. Исповедь Мармеладова. Образ Катерины Ивановны и его функция в романе. Судьба Мармеладовых глазами Сони. В чем проявляется и чем мотивируется двойственность авторского отношения к Семену Захаровичу и Катерине Ивановне Мармеладовым? (Ч. 1, гл. 2; ч. 2, гл. 7; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 2, 3, 5).
Каковы характерные черты Петербурга в изображении Достоевского («урбанистический пейзаж», интерьер, цветовые оттенки и их роль)?
Какие функции выполняет в романе история несостоявшейся свадьбы Дуни и Лужина?
В чем своеобразие такого героя как Разумихин? В чем сходства и различия Разумихина и Раскольникова? Почему Раскольников отказывается от помощи Разумихина?
Герой-идеолог и авторская позиция в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Что является последним толчком в оформлении теории Раскольникова (ч. 1, гл. 6)? Когда и как высказывает Раскольников свою теорию? В чем ее сущность? Чем больше всего дорожит герой в своей теории? (Ч. 3, гл. 5.) Почему Достоевский включает в роман не саму статью Раскольникова, а только разговоры о ней?
К чему стремится Раскольников, совершая свое преступление (раскройте как общественные, так и личные «выгоды» преступления)? Удается ли Раскольникову добиться своих целей? Почему, замыслив преступление, он становится суеверным человеком? Какую роль в авторском замысле играют намеки на участие в судьбе Раскольникова таинственных сил, и что это за силы?
Когда начинается наказание Раскольникова и почему? В чем оно проявляется? Как складываются отношения героя с самим собой и с окружающими людьми до и после преступления?
Как соотносятся в романе теория Раскольникова и его характер? Как оценивает Раскольников свои сердечные порывы (помощь пьяной девушке (ч. 1, гл. 4), Мармеладовым, Дуне и др.) и почему?
Почему Раскольников признается в своем преступлении именно Соне (мотивировка героя)? Какой отрывок из Евангелия читает Соня Родиону и почему? В чем, по мнению Сони, состоит преступление Раскольникова? (Ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.)
В чем своеобразие стратегии и тактики Порфирия Петровича? Чего добивается Порфирий Петрович от Раскольникова?
Сны Раскольникова, значение каждого из них в раскрытии характера героя и общем строе романа.
Композиционный принцип «зеркального отражения». Какие черты личности Раскольникова присущи другим героям романа? Какие цели преследует автор, указывая на подобные сходства? «Двойники» Раскольникова.
Эпилог романа. Какие изменения в сознании Раскольникова показывает автор? Что понимает Раскольников?
Литература о романе «Преступление и наказание»:
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 6: Преступление и наказание. Л., 1973 (текст и комментарии).
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1970. (Литературные памятники.)
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Сост., послесловие и комментарии Т. А. Касаткиной. М., 1998. (Серия «Школа классики».)
Анциферов Н. П. Петербург Достоевского // Анциферов Н. П. «Непостижимый город...». Л., 1981. С. 176-254.
Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976. То же: Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. С. 13-195.
Кожинов В. В. Преступление и наказание // Три шедевра русской классики. М., 1971.
Кунильский А. Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1979. То же: М., 1985.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972 или др. издание.
Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. М., 1996. С. 80–109; 145–156; 186–189; 197–201.
Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М., 1997. С. 3-50.
Мочульский К. В. «Преступление и наказание» // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 352–373.
Ветловская В. Е. Приемы идеологической полемики в «Преступлении и наказании» Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 12. СПб., 1996. С. 78–98.
Ветловская В. Е. «Тот свет» в романе Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 14. СПб., 1998.
Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики: Учебное пособие. Абакан, 1999. (Электронная публикация: http://philology.khsu.ru).
Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Достоевского. М., 1959.
Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. С. 80-225 и др.
Чирков Н. М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеал. Образы. М., 1967. С. 80-90.
Старикова Е. В. Исторические корни преступления Раскольникова // Вопросы литературы. 1971. № 2.
Войтловская Э. А., Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX в. М., 1975. Гл. 4.
Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978.
Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для заочников. М., 1972. С. 20-29.
Альтман М. С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке XX века. Ижевск, 1993. (Хрестоматия.)
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1990.
Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Проблема характера
Вопросы и задания
«Диалектика души» воюющего человека. Анализ массовых сцен. Система военных событий. Система образов.
а) смотр в Браунау (т. 1, ч. 2, гл. 1, 2);
б) переправа через реку Энс (т. 1, ч. 2, гл. 6, 8);
в) Шенграбенское сражение (т. 1, ч. 2, гл. 14-18, 19-20, 21);
г) Аустерлицкое сражение (т. 1, ч. 3, гл. 8, 12, 14, 15, 16);
д) Бородинские сцены (т. 3, ч. 2, гл. 20-22, 31-32).
Проблема народных масс и личности в философии истории. Изображение Наполеона и Кутузова.
Литература:
Фейн Г.Н. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Целостный анализ. М., 1966. С. 25-36, 45-50, 167-170, 176-181.
Купреянова Е.Н. «Война и мир» // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. С. 293-296.
Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
Скафтымов А. П. Образ Кутузова и Философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Проблема положительного героя
Вопросы и задания
Изображение светского общества (особенно т. 1, ч. 1). Место Пьера и Андрея в светском обществе. Пьер и Андрей до событий 1805 г.
Разочарования князя Андрея в идее личной славы и приход Пьера к масонству.
Богучаровский спор.
Выход Болконского из кризиса. История его взаимоотношений с Наташей.
Разочарование Пьера в масонстве.
Андрей и Пьер в период событий 1812 г. Почему умирает князь Андрей?
Пьер и Платон Каратаев.
В чем заключается основное нравственно-психологическое отличие характера Николая Ростова от характера Пьера и Андрея?
Идейно-композиционное значение эпилога.
Литература:
Купреянова Е.Н. «Война и мир» // История русского романа: В 2 т. Т.2. М., Л., 1964. С. 304-318.
Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1972. С. 74-80, 87-100.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. С. 120-140.
Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М., 1988.
Громов П. О стиле Льва Толстого «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. О романе Л.Толстого «Война и мир». М., 1938.
Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Целостный анализ. М., 1966.
Лурье Я.С. Об исторической концепции Л.Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С.26-43.
Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л., 1989.
Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
Особенности драматургии А.П. Чехова.
Пьеса «Вишневый сад»
Вопросы и задания
Система персонажей в пьесе.
Поколение прошлого. Раневская, Гаев и др. Отражение дворянской культуры в их образах, ее оценка.
Поколение настоящего. Купец Лопахин. В чем внутренняя противоречивость этого образа?
Новое поколение. Петя и Аня. Можно ли сказать, что Чехов связывает с ними свои надежды на будущее?
Особенности конфликта и своеобразие психологизма А. П. Чехова. Построение диалогов, ремарки. Текст и подтекст. Как в образах героев соединяются их внутренний мир, речь и поведение?
Роль интерьера и пейзажа. Как характеризует героев их отношение к вещам?
Образ вишневого сада и другие образы-символы пьесы. Их роль в пьесе.
Жанр пьесы.
Литература:
Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 12-13. М., 1978.
Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Хализев В. Е. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969.
Семанова М. Л. Драмы и комедии жизни. «Вишневый сад» // Семанова М. Л. Чехов–художник. М., 1976.
Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.
Шах-Азизова Т.К. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Шах-Азизова Т.К. Чехов и его время. М., 1977.
Полоцкая Э. А. «Вишневый сад». Жизнь во времени // Литературные произведения в движении эпох. М., 1979.
Ревякин А. И. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Пособие для учителей. М., 1960.
Малюгин Л. Драматургия Чехова и ее исследователи // Малюгин Л. Театр начинается с литературы. Статьи. М., 1967.
Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.
Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
Строева М. Чехов и художественный театр. М., 1955.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.
|