Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий




Скачать 83.71 Kb.
НазваниеВопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий
Дата публикации23.09.2014
Размер83.71 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы

Планы практических занятий по русской литературе второй половины XIX века

Проблемы пародии, гиперболизации и гротеска
в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Вопросы и задания:


  1. Дайте теоретическое определение следующих понятий: сатира, памфлет, карикатура, юмор, ирония, сарказм, абсурд, гротеск, фантасмагория, эзопов язык. Приведите примеры из текста.

  2. Смысл названия «История одного города». Зачин сатиры.

  3. Главы «О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальникам» в общем замысле произведения.

  4. Какие приемы сближают внешний облик и внутреннюю суть таких градоначальников, как Брудастый, Прыщ, Бородавкин, Микаладзе, Дю-Шарио, Грустилов и др.? (Приведите конкретные примеры.)

  5. Какие принципы и приемы использует писатель для характеристики «деяний градоначальников»? (Приведите конкретные примеры.)

  6. Принципы и приемы создания образа Угрюм-Бурчеева.

  7. Финал сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина и его трактовки в литературоведении.

  8. Хронотоп города, его значение.

Индивидуальные задания.


Прокомментируйте иллюстрации Кукрыниксов к «Истории одного города».

Литература:


  1. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969. (Текст произведения и комментарии.)

  2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  3. Дмитренко С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998. С. 20–37.

  4. Николаев Д. П. История одного города // Три шедевра русской классики. М., 1971. С.

  5. Николаев Д. П. «История одного города» и проблема сатирического гротеска // Вопросы литературы. 1971. № 2. С. 71–91.

  6. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

  7. Николаев Д. П. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество: Очерк. М., 1985.

  8. Николаев Д. П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

  9. Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1959.

  10. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. С. 99–114.

  11. Павлова И. Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» // Филологические науки. 1979. № 3. С. 85–86.

Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Вопросы и задания





  1. Место проблемы женской эмансипации в литературе конца 50-х - начала 60-х годов. Трактовка этой проблемы Лесковым в 60-е годы.

  2. Сюжет, композиция и система персонажей в повести.

  3. Художественные принципы изображения любовной интриги Лесковым.

  4. Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:

  • описание быта;

  • роль художественной детали;

  • пейзаж;

  • фольклорные элементы в повести;

  • роль рассказчика и др.

Литература:





  1. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М. ,1956-1959.

  2. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996-.

  3. Троицкий В.Ю. Лесков - художник. М., 1974.

  4. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.

  5. В мире Лескова. М., 1983.

  6. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.

Бытовой фон в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». Изображение Петербурга


  1. Первый день с Раскольниковым в Петербурге. Комнаты, улицы. Встреча с Мармеладовым. Какой вывод делает из увиденного и услышанного Раскольников, и как этот вывод связан с дальнейшими событиями? (Ч. 1, гл. 1, 2).

  2. История Мармеладовых, их быт. Исповедь Мармеладова. Образ Катерины Ивановны и его функция в романе. Судьба Мармеладовых глазами Сони. В чем проявляется и чем мотивируется двойственность авторского отношения к Семену Захаровичу и Катерине Ивановне Мармеладовым? (Ч. 1, гл. 2; ч. 2, гл. 7; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 2, 3, 5).

  3. Каковы характерные черты Петербурга в изображении Достоевского («урбанистический пейзаж», интерьер, цветовые оттенки и их роль)?

  4. Какие функции выполняет в романе история несостоявшейся свадьбы Дуни и Лужина?

  5. В чем своеобразие такого героя как Разумихин? В чем сходства и различия Разумихина и Раскольникова? Почему Раскольников отказывается от помощи Разумихина?


Герой-идеолог и авторская позиция в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


  1. Что является последним толчком в оформлении теории Раскольникова (ч. 1, гл. 6)? Когда и как высказывает Раскольников свою теорию? В чем ее сущность? Чем больше всего дорожит герой в своей теории? (Ч. 3, гл. 5.) Почему Достоевский включает в роман не саму статью Раскольникова, а только разговоры о ней?

  2. К чему стремится Раскольников, совершая свое преступление (раскройте как общественные, так и личные «выгоды» преступления)? Удается ли Раскольникову добиться своих целей? Почему, замыслив преступление, он становится суеверным человеком? Какую роль в авторском замысле играют намеки на участие в судьбе Раскольникова таинственных сил, и что это за силы?

  3. Когда начинается наказание Раскольникова и почему? В чем оно проявляется? Как складываются отношения героя с самим собой и с окружающими людьми до и после преступления?

  4. Как соотносятся в романе теория Раскольникова и его характер? Как оценивает Раскольников свои сердечные порывы (помощь пьяной девушке (ч. 1, гл. 4), Мармеладовым, Дуне и др.) и почему?

  5. Почему Раскольников признается в своем преступлении именно Соне (мотивировка героя)? Какой отрывок из Евангелия читает Соня Родиону и почему? В чем, по мнению Сони, состоит преступление Раскольникова? (Ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.)

  6. В чем своеобразие стратегии и тактики Порфирия Петровича? Чего добивается Порфирий Петрович от Раскольникова?

  7. Сны Раскольникова, значение каждого из них в раскрытии характера героя и общем строе романа.

  8. Композиционный принцип «зеркального отражения». Какие черты личности Раскольникова присущи другим героям романа? Какие цели преследует автор, указывая на подобные сходства? «Двойники» Раскольникова.

  9. Эпилог романа. Какие изменения в сознании Раскольникова показывает автор? Что понимает Раскольников?

Литература о романе «Преступление и наказание»:


  1. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 6: Преступление и наказание. Л., 1973 (текст и комментарии).

  2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1970. (Литературные памятники.)

  3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Сост., послесловие и комментарии Т. А. Касаткиной. М., 1998. (Серия «Школа классики».)

  4. Анциферов Н. П. Петербург Достоевского // Анциферов Н. П. «Непостижимый город...». Л., 1981. С. 176-254.

  5. Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976. То же: Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. С. 13-195.

  6. Кожинов В. В. Преступление и наказание // Три шедевра русской классики. М., 1971.

  7. Кунильский А. Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.

  8. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1979. То же: М., 1985.

  9. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972 или др. издание.

  10. Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. М., 1996. С. 80–109; 145–156; 186–189; 197–201.

  11. Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М., 1997. С. 3-50.

  12. Мочульский К. В. «Преступление и наказание» // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 352–373.

  13. Ветловская В. Е. Приемы идеологической полемики в «Преступлении и наказании» Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 12. СПб., 1996. С. 78–98.

  14. Ветловская В. Е. «Тот свет» в романе Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 14. СПб., 1998.

  15. Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики: Учебное пособие. Абакан, 1999. (Электронная публикация: http://philology.khsu.ru).

  16. Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Достоевского. М., 1959.

  17. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. С. 80-225 и др.

  18. Чирков Н. М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеал. Образы. М., 1967. С. 80-90.

  19. Старикова Е. В. Исторические корни преступления Раскольникова // Вопросы литературы. 1971. № 2.

  20. Войтловская Э. А., Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX в. М., 1975. Гл. 4.

  21. Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978.

  22. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для заочников. М., 1972. С. 20-29.

  23. Альтман М. С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975.

  24. Роман Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке XX века. Ижевск, 1993. (Хрестоматия.)

  25. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1990.

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Проблема характера

Вопросы и задания


  1. «Диалектика души» воюющего человека. Анализ массовых сцен. Система военных событий. Система образов.

а) смотр в Браунау (т. 1, ч. 2, гл. 1, 2);

б) переправа через реку Энс (т. 1, ч. 2, гл. 6, 8);

в) Шенграбенское сражение (т. 1, ч. 2, гл. 14-18, 19-20, 21);

г) Аустерлицкое сражение (т. 1, ч. 3, гл. 8, 12, 14, 15, 16);

д) Бородинские сцены (т. 3, ч. 2, гл. 20-22, 31-32).

  1. Проблема народных масс и личности в философии истории. Изображение Наполеона и Кутузова.

Литература:


  1. Фейн Г.Н. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Целостный анализ. М., 1966. С. 25-36, 45-50, 167-170, 176-181.

  2. Купреянова Е.Н. «Война и мир» // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. С. 293-296.

  3. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

  4. Скафтымов А. П. Образ Кутузова и Философия истории в романе Л. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».
Проблема положительного героя

Вопросы и задания





  1. Изображение светского общества (особенно т. 1, ч. 1). Место Пьера и Андрея в светском обществе. Пьер и Андрей до событий 1805 г.

  2. Разочарования князя Андрея в идее личной славы и приход Пьера к масонству.

  3. Богучаровский спор.

  4. Выход Болконского из кризиса. История его взаимоотношений с Наташей.

  5. Разочарование Пьера в масонстве.



  1. Андрей и Пьер в период событий 1812 г. Почему умирает князь Андрей?

  2. Пьер и Платон Каратаев.

  3. В чем заключается основное нравственно-психологическое отличие характера Николая Ростова от характера Пьера и Андрея?

  4. Идейно-композиционное значение эпилога.

Литература:


  1. Купреянова Е.Н. «Война и мир» // История русского романа: В 2 т. Т.2. М., Л., 1964. С. 304-318.

  2. Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1972. С. 74-80, 87-100.

  3. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. С. 120-140.

  4. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М., 1988.

  5. Громов П. О стиле Льва Толстого «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

  6. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. О романе Л.Толстого «Война и мир». М., 1938.

  7. Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Целостный анализ. М., 1966.

  8. Лурье Я.С. Об исторической концепции Л.Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С.26-43.

  9. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л., 1989.

  10. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

  11. Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

Особенности драматургии А.П. Чехова.
Пьеса «Вишневый сад»

Вопросы и задания


  1. Система персонажей в пьесе.

  • Поколение прошлого. Раневская, Гаев и др. Отражение дворянской культуры в их образах, ее оценка.

  • Поколение настоящего. Купец Лопахин. В чем внутренняя противоречивость этого образа?

  • Новое поколение. Петя и Аня. Можно ли сказать, что Чехов связывает с ними свои надежды на будущее?

  1. Особенности конфликта и своеобразие психологизма А. П. Чехова. Построение диалогов, ремарки. Текст и подтекст. Как в образах героев соединяются их внутренний мир, речь и поведение?

  2. Роль интерьера и пейзажа. Как характеризует героев их отношение к вещам?

  3. Образ вишневого сада и другие образы-символы пьесы. Их роль в пьесе.

  4. Жанр пьесы.

Литература:


  1. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 12-13. М., 1978.

  2. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  3. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  4. Хализев В. Е. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969.

  5. Семанова М. Л. Драмы и комедии жизни. «Вишневый сад» // Семанова М. Л. Чехов–художник. М., 1976.

  6. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

  7. Шах-Азизова Т.К. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

  8. Шах-Азизова Т.К. Чехов и его время. М., 1977.

  9. Полоцкая Э. А. «Вишневый сад». Жизнь во времени // Литературные произведения в движении эпох. М., 1979.

  10. Ревякин А. И. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Пособие для учителей. М., 1960.

  11. Малюгин Л. Драматургия Чехова и ее исследователи // Малюгин Л. Театр начинается с литературы. Статьи. М., 1967.

  12. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

  13. Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

  14. Строева М. Чехов и художественный театр. М., 1955.

  15. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconКонтрольные вопросы к зачету
Определение понятий «патологическая реакция», «патологический процесс», «патологическое состояние»

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Определение понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника»

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Методические указания содержат программу курса, контрольные вопросы по темам курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconТеоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами
Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются...

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-дана, 2005. — 383 с

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconВопросы и задания
Методологические принципы преподавания вокала и работы с вокальным ансамблем как отрасли музыкально-педагогического знания

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий icon№13. 1, 13. 4,13. 12, 13. 21. Все вопросы по адресу uztest ru
Ваше домашнее задание по алгебре : Изучите по красному учебнику §12,13 и попробуйте решить задания №12. 1, 12. 4, 12. 17,12. 19.,12....

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconН. И. Рамза в статье рассматриваются вопросы, связанные с применением...
Поднимаются вопросы, касающиеся роли преподавателя при проведении стратегического тренинга, и ставится задача создания научно-методического...

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconОрганизация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности
Совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование,...

Вопросы и задания: Дайте теоретическое определение следующих понятий iconНенормативные кризисы в семье 23 Вопросы и задания 24
Ц34 Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения / Валентина Целуйко. — Екатеринбург: у-факто-рия; М.: Act москва: хранитель,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции