«Программа деятельности школьного краеведческого музея»




Скачать 114.01 Kb.
Название «Программа деятельности школьного краеведческого музея»
Дата публикации 20.09.2014
Размер 114.01 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > История > Программа
МКОУ Советская средняя общеобразовательная школа.

«Программа деятельности

школьного краеведческого музея».

Автор: Магомедова Исманат Мансуровна,

учитель истории высшей категории,

руководитель школьного музея МКОУ

Советская СОШ.

Адрес: Бабаюртовский район с. Советское

2011 г.

Объяснительная записка.

Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МКОУ Советская средняя общеобразовательная школа. Область применения методического материала: Программа деятельности музея является методическим обеспечением поисково-исследовательской деятельности обучающихся МКОУ Советской СОШ, мощным воспитательно-образовательным ресурсом, используемым в образовательных целях, и решающим задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 5 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Цель реализации программы:

воспитание гражданско-патриотических качеств личности на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МКОУ Советской СОШ и села Советское.

Задачи реализации программы:

  • интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.

  • Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

  • Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.

  • Активизация работы школьного самоуправления.

  • Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы другие.

Принципы построения программы.

- принцип личностно- ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско-краеведческой деятельности:

  • создание хроник, летописей, истории школы, села Советское и села Туршунай Бабаюртовского района;

  • составление родословных и семейных летописей;

  • сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;

  • формирование банка краеведческих данных,

  • экскурсии,

  • презентации,

  • конференции,

  • поисковая деятельность и др.

Методы работы школьного музея:

1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение.

2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.

3. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.

4. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.

5. Практический метод – оформление краеведческого материала.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат:

- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;

- развитие интереса обучающихся к поисково – краеведческим экспедициям.

- становление школьного музея как базового методического центра.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:

- выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.

- Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей села и района.

- Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.

- Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования с обучающимися,

- наблюдения.

Обеспечение программы.

Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

1. Комната-музей.

2. Руководитель краеведческого музея.

3. Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по ВР, ШМО классных руководителей, ШМО учителей истории, географии, физической культуры.

4. Совет музея.

5. Близкое расположение районного архива, школьной библиотеки.

Содержание программы.

Перспективный план деятельности краеведческого музея

МОУ Советская средняя общеобразовательная школа

на 2011 - 2015 годы.

 

Направления

деятельности

Мероприятия

Срок

Форма подведения итогов

Ожидаемые результаты

1.

Фондовая работа.

Сбор документов,

Работа с фондовыми материалами.

2011-2015 гг.

Оформление фондовых документов – книги учета основного и вспомога - тельного фондов и др.


Овладение знаниями по данному вопросу.



















2.

Проведение теоретичес - ких занятий.

Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.

2011-2015 гг.

Положения по описанию объекта.

Освоение теоретически-

ми знаниями по данной проблеме.

3.

Исследова-тельская работа

Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей поселка, выпускников школы и их родных, мест трудовой славы, поселкового музея и т.п. с целью накопления материала).


2011-2015 гг.

Планшеты, альбомы, папки-раскладуш-ки,

Презента - ции,

стенды

и т.п.

Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции.

4.

Просвети-

тельская работа.

Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея.


2011-2015 гг.

Создание «копилки» музея.

Включение детей в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы, музея с обществен -ностью, выпускниками школы.


5.

Методическая работа.

Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания.

2011-2015 гг.

Отчёт о проделан-

ной работе

Постоянная связь с активами классов, краеведами –активистами музея.

 

 

 

 

 

 

 

6.

Экспозицион – ная работа.

Сбор и оформление новых материалов по истории школы,

о знаменитых выпускниках школы.


2011-2015 гг.

Альбомы, стенды, презента - ции, рефераты по темам «История Советской СОШ», «Наши знаменитые выпускники».


Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление.

7.

Проведение конкурса краеведчес -ких находок между 1-11 классами.

Организация конкурсной работы.


2011-2015 гг.

Пополнение экспонатов музея.

Активизация работы классного самоуправления, воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.


8.

Участие в районных, областных и других конкурсах, связанных с краеведчес - кой работой.

Организация конкурсной работы.

2011-2015 гг.

Пополнение материалов музея об истории края, школы,

земляков и др.

Воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.

Этапы реализации программы.

I этап - 2011-2012 учебный год:
- сбор сведений об участниках ВОВ, о тружениках тыла в годы ВОВ;

- сбор сведений об участниках контртеррористических операций;

- участие в краеведческих конкурсах, викторинах.


II этап - 2012-2013 учебный год:
- создание летописи родных мест – истории села Советское и села Туршунай;
- сбор информации об истории школы;

- награды в моём доме рассказывают.


III этап - 2013-2014 учебный год:
- сбор материала о выпускниках школы;
- гордость нашего дома (семьи), реликвии семьи.

- история семей по фотографиям семейного альбома.

IV этап - 2014-2015 учебный год:
- изучение быта местного населения;

- обряды и традиции Бабаюртовского района.

Количество детей в группе – 15.

- возраст обучающихся – 11 – 16 лет.

- режим работы - 1 час в неделю.

Положение о краеведческом музее школы.

1. Общие положения.

1.1. Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории с. Советское и с. Туршунай.

1.2.  Краеведческий музей создан в 2010 году учениками и учителями школы.

1.3.  Экспонаты музея собраны учителями и учениками школы, фонд музея постоянно пополняется.

2. Цели и задачи музея:

2.1. Краеведческий музей создан с целью систематизации накопленного материала по краеведению и истории родного края.

2.2. Задачи музея:

Изучение истории возникновения и развития с. Советское, истории МКОУ Советской СОШ, быта и культуры населения.

Изучение материала о знаменитых земляках, в том числе выпускниках Советской СОШ.

Поисковая работа по краеведению родного края.

Проведение экскурсионной работы на базе накопленного материала.

Постоянное осуществление связи с работниками краеведческого музея, районного архива, со старожилами села, ветеранами ВОВ и боевых действий.

3. Направления деятельности музея, содержание и формы работы.

3.1. Основными направлениями деятельности музея являются:

Поисковая работа.

Просветительская деятельность.

Организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов).

3.2. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:

Организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея.

Осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея.

Проводят экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции. Участвуют в районных и других конкурсах, смотрах школьных музеев.

Сотрудничают с другими музеями района, с общественными организациями, районной газетой.

Организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, старожилами поселка.

Проводят линейки, митинги, конкурсы, праздники, уроки мужества, конференции и другие мероприятия, связанные с историей района, школы, жизнью знаменитых земляков.

Помогают учащимся в написании рефератов, подготовке докладов, выступлений по тематике музея.

Создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпускают стенные газеты.

4. Структура и руководство музеем:

4.1. Музей имеет одну комнату, оборудованную витриной, стенными и переносными стендами.

4.2. Руководитель музея назначается директором школы и непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе.

4.3. Для организации работы музея его руководитель подбирает актив из числа педагогов и учащихся школы.

5. Документация школьного музея:

Паспорт музея.

Инвентарная книга.

Программа работы музея на 3-5 лет.

План работы на год.

Отчеты о проделанной работе.

Список литературы.

1. Кружковая работа по истории и обществоведению: Сб. статей. Кн. для учителя/Сост. М. П. Простов. – М. 1984

2. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

3.  Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

5. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.

7. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

8. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 от 26.05.96).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Программа школьного историко-краеведческого музея на 2013 2014 учебный год
В последние годы у обучающихся значительно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её культурным...
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Рабочая программа «Активисты школьного музея» на 2013-2014 учебный...
Программа: «активисты школьного музея», типовая, специализированного уровня, туристско-краеведческой направленности
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование...
Внеучебная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно...
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск...
Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Всероссийское творческое движение
Мы сегодня используем кукол только в качестве игрушки. Какими куклами играли наши бабушки и прабабушки сегодня почти никто не знает....
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Об итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
Ш №3 ст. Фастовецкой от 12 сентября 2011 года «О проведении школьного этапа краевых олимпиад школьников», 14 октября была проведена...
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon По материалам коллекции путеводителей библиотеки Государственного...
По материалам коллекции путеводителей библиотеки Государственного музея истории с -петербурга
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Уроки «Наш край» в начальной школе. Темы занятий: история образования...
В сентябре 2011 года нашему музею исполнилось 5 лет. Создание музея стало результатом многолетней работы по военно-патриотическому...
«Программа деятельности школьного краеведческого музея» icon Р. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции