№ урока
|
Тема урока
|
Дата проведе-ния
|
Кол-во часов
|
Цели и задачи урока
|
Основные факты, понятия, проблемы
|
Домашнее задание
|
|
|
Введение в историю России
|
|
|
|
|
Стр.3
|
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч.)
|
|
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного
|
|
1
|
|
Предпосылки централизации, конец династии Рюриковичей.
|
§1 стр. 5
|
|
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
|
|
1
|
Рассказать о правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия.
|
Указ о Заповедных летах, об урочных летах, самозванство.
|
§2 стр. 9
|
|
Смута
|
|
1
|
Определить причины Смуты, рассказать о восстании И.Болотникова и определить его характер.
|
Смута, Федор Иванович, учреждение патриаршества. Самозванцы, смутное время, Лжедмитрий I, II, восстание Болотникова, Василий Шуйский
|
§3-4 стр. 14
|
|
Окончание Смутного времени
|
|
1
|
Рассказать о продолжении Смуты, ее этапах; охарактеризовать противоборствующие группировки – их состав, преследуемые цели, действия; рассказать об иностранной интервенции и действиях русских патриотов; объяснить понятие «гражданская война».
|
Семибоярщина, Минин и Пожарский, народные ополчения. Смутное время, семибоярщина, Шуйский, Годунов, династия Романовых.
|
§5-6 стр. 22
|
Тема 2. Россия в 17 в. (10 ч.)
|
|
Царствование Михаила Романова.
|
|
1
|
Рассмотреть изменения в управлении государством при новой династии, развивать навыки работы в группе.
|
Стан, волость, воевода, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович.
|
§7-8 стр. 39
|
|
Царствование Алексея Михайловича.
|
|
1
|
|
|
§9 стр. 46
|
|
Воссоединение Украины с Россией.
|
|
1
|
Определить основные задачи и направления внешней политики России в данный период показать ее преемственность, осветить значение факта присоединения Украины к России
|
Униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь.
|
§10 стр. 51
|
|
Власть и церковь. Раскол.
|
|
1
|
Рассмотреть изменения в Русской православной церкви после Смутного времени.
|
Филарет, Никон, старообрядчество, раскол, протопоп.
|
§11 стр. 56
|
|
Народные восстания в XVIIвеке.
|
|
1
|
Различать понятия «крестьянская война» и «восстание». Определить прогрессивное значение крестьянской
|
«Соляной бунт». «Медный бунт». Разинщина. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
|
§12-13 стр. 60
|
|
Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.
|
|
1
|
Развивать умения пользоваться картой, показывать территориальные изменения, которые прошли в результате войн.
|
Смоленская война. Русско-польская война 1654 - 1667 гг. русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Реестры, гетман, рада.
|
§14 стр. 63
|
|
Наследники Алексея Михайловича.
|
|
1
|
|
|
§15стр. 73
|
|
Хозяйство России в XVII веке.
|
|
1
|
Развивать умения оценивать экономическое, политическое положение в стране после и во время преобразований, развивать навыки индивидуальной работы.
|
Засечная черта, бобыли, мелкое товарное производство, мануфактура, рассеянное предприятие, буржуазия, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка, всероссийский рынок, меркантилизм, протекционизм, посессионные крестьяне, ремесленные цехи.
|
§16 стр. 79
|
|
Образование и культура. Сословный быт. Обычаи и нравы.
|
|
1
|
Проследить и оценить связь русской культуры с зарубежной. Сравнивать культуру и быт различных исторических периодов
|
Сатира, биографическая повесть, изразцы, тафта, сени, подклет.
|
§17-18
стр. 83
|
|
Повторение и обобщение.
|
|
1
|
Подвести итоги развития России в XVII веке.
|
Династия Романовых, «Бунташный век».
|
§ 1-18
стр. 3-91
|
Тема 3. Россия первой четверти 18 века (7 часов)
|
|
Начало царствования Петра I.
|
|
1
|
Сравнивать состояние России со странами Западной Европы, в которых прошли революции. Выявить истоки преобразований и понять их необходимость.
|
Реформы Ордина-Нащёкина, Голицына. Симеон Полоцкий.
|
§19,
стр. 105
вопросы и задания в конце параграфа
|
|
Начало Северной войны. Первые реформы Петра
|
|
1
|
Оценить действия русской армии и флота в Северной войне, развивать картографические умения и навыки. Рассмотреть начало царствования Перта Первого и дать оценку проводимым им преобразованиям.
|
Регулярная армия, рекрутская повинность, конфузия, виктория Регентство. Стрельцы. Местничество. Восстание 1682 г. в Москве. Регентство Софьи. Реформа. Модернизация. Ратуша. Земские избы. Великое посольство. Азовские походы. Полтавская битва. Поражение русской армии под Нарвой. Основание Петербурга.
|
§20-21
стр. 111
|
|
Народ и государство. Народные выступления первой четверти XVIII века.
|
|
1
|
Рассмотреть причины народных волнений и их последствия, развивать навыки работы в паре.
|
Астраханское восстание, восстание под руководством Булавина, Башкирское восстание.
|
§22
Стр. 119
|
|
Государствен-ные преобразования Петра
|
|
1
|
Развивать умения оценивать экономическое, политическое положение в стране после и во время преобразований, развивать навыки индивидуальной работы.
|
Абсолютизм. Бюрократия. Протекционизм, Меркантилизм, Коллегия, Сенат. Синод, Провинция. Дистрикт.
|
§23-24-25
Стр. 123
|
|
Внешняя политика России в 1705-1725гг.
|
|
1
|
Рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение военных реформ в победах на море.
|
Рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.
|
§26-27,
Стр. 130
вопросы.
|
|
Перемены в культуре России и быту в первой четверти XVIII века.
|
|
1
|
Выделить основные направления в русской культуре XVIII века. Рассмотреть новшества, привнесённые Петром.
|
Канты, гравюра, ассамблеи, клавикорды. «Юности честное зерцало», летоисчисление.
|
§28-29
Стр. 145
таблица.
|
|
Личность Петра Первого. Итоги царствования. Повторительно-обобщающий урок.
|
|
1
|
Оценить личность и деятельность Петра Великого.
|
Империя. Император. Ништадтский мир. Престолонаследие. Личность в истории.
|
Стр. 105-155
Выписать итоги царствования.
|
Тема 4. Российская империя 1725-1762 гг. (5 ч.)
|
|
Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.
|
|
1
|
Уметь оценивать значение дворцовых переворотов в истории России. Знать, кто их организовывал. Понять, почему расширились привилегии дворянства.
|
Дворцовые перевороты. Верховный тайный совет.
|
§30.
Стр. 168
«исторические деятели эпохи Дворцовых переворотов» - сообщения.
|
|
Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича
|
|
1
|
Рассмотреть внешнюю политику, проводимую в России во время дворцовых переворотов.
|
«Манифест о вольности дворянства». Манифест о вольности дворянства. Бироновщина.
|
§31.
Стр. 172
|
|
Царствование Елизаветы Петровны
|
|
1
|
Рассмотреть главные проблемы и задачи развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века; сравнить характер правления Петра I и его преемников
|
Дворцовые переворот, конституционная монархия, Верховный Тайный совет, Город и промышленность. Сельское хозяйство. Межевание земель.
|
§32
Стр. 178
|
|
Внешняя политика России в 1730-1761гг.
|
|
1
|
Рассмотреть основные направления внешней политики в эпоху дворцовых переворотов.
|
Русско-Турецкая война, Семилетняя война, гаубица, «восточный барьер»
|
§33
Стр. 182
|
|
Царствование Петра III и его свержение
|
|
1
|
Рассмотреть главные проблемы и задачи развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века; сравнить характер правления Петра I и его преемников
|
Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», секуляризация,
|
§34
Стр. 187
|
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (7 ч.)
|
|
Начало царствования Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
|
|
1
|
Доказать, что выступление Пугачёва это крестьянская война самая крупная в России и Европе.
|
Причины крестьянской войны. Состав восставших. Историческое значение восстаний. Усиление дворянства.
|
§35-36,
Стр. 190
вопросы и задания. Работа с документами.
|
|
Внутренняя политика Екатерины Второй. Просвещенный абсолютизм.
|
|
1
|
Уметь охарактеризовать период просвещённого абсолютизма. Понять к чему ведёт разложение феодального строя
|
Просвещённый абсолютизм. «Жалованная грамота городам». Уложенная комиссия.
|
§37,
Стр. 202
работа с документами.
|
|
Внешняя политика Екатерины Второй. Русское воинское искусство второй половины XVIII века.
|
|
1
|
Оценивать геополитическое положение страны. Охарактеризовать основные цели и направления внешней политики России.
|
Русско-турецкая война 1768-1774гг. Русско-турецкая война 1787-1791гг. Раздел Польши. Французская революция и Екатерина
|
§38-39,
Стр. 207
таблица «Разделы Польши»
|
|
Павел Первый. Тестирование «Правление Екатерины Великой».
|
|
1
|
Рассмотреть основные преобразования во внутренней и внешней политике России, проведённые Павлом Первым
|
Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Сословная политика, Указ «О трехдневной барщине», введение цензуры.
|
§40,
Стр. 216
вопросы и задания, документ
|
|
Наука и образование во второй половине XVIII века. Художественная культура во второй половине XVIII века.
|
|
1
|
Оценить развитие русской культуры второй половины XVIII века, способствовать развитию эстетических чувств у учащихся.
|
Академия наук, Ломоносов, Карамзин, Фонвизин.
|
§41-42-43,
Стр. 222
таблица
|
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в 1762-1801 гг.»
|
|
1
|
Обобщить и систематизировать знания. Тестирование.
|
|
Подготовка к итоговому уроку.
Стр. 168-237
|
|
Россия в начале Нового времени. Народы России. Урок итогового контроля.
|
|
1
|
Закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении курса истории России XVI - XVIII вв.
|
Смута, династия Романовых, «Бунташный» век, Пётр I, Екатерина II, «Окно в Европу», абсолютизм.
|
|