Литература 390




Скачать 6.26 Mb.
Название Литература 390
страница 1/102
Дата публикации 09.06.2014
Размер 6.26 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102





Философия и методология науки
Под редакцией В. И. Купцова
Рекомендовано Государственным комитетом РФ
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва

1996
(2)
Содержание


РАЗДЕЛ I 3

I. Образ науки 4

II. Проблема возникновения науки 25

III. «Большая наука» 39

IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 44

V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ
НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА 53


РАЗДЕЛ II 69

VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ 70

VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 85

VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 98

IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 117

X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ 138

XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ 161

XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ 171

XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ 187

XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ 200

РАЗДЕЛ III 228

XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ 229

XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ 249

XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ 266

РАЗДЕЛ IV 294

XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА 295

XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ 308

XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО 321

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 339

ПЕРСОНАЛИИ 349

ЛИТЕРАТУРА 390



РАЗДЕЛ I
(5)

(6)

I. Образ науки

1. Что такое наука?


Дать определение любому понятию, как показывает опыт, не так легко И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука Имеется немало подходов к определению этого понятия, однако, вероятно, самый естественный и плодотворный из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей

Любая деятельность

— имеет цель,

— конечный продукт,

— методы и средства его получения,

— направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,

— представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов

По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности

2. Цель науки


Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.

Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле Но здесь получение знаний не является главной целью

(7)

Искусство предназначено для создания эстетических ценностей. Даже в литературе, где правдивое отображение жизни является важным критерием ценности произведения, не существует жестких критериев отличия подлинных событий от вымышленных. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой. Оно призвано к тому, чтобы развить у человека эстетическое отношение к действительности, создать новый мир художественных ценностей, в которых оно проявлялось бы наиболее концентрированно. Эта творческая, субъективная сторона искусства наиболее четко проявляет себя в музыке, живописи, архитектуре, танце, где, очевидно, проблема отображения реальности уходит на второй план.

Экономическая реформа, чтобы быть успешной, конечно, должна опираться на знания о действительности. Иной раз для этого необходимо и проведение специальных научных исследований. Однако каждому ясно, что она оценивается прежде всего с точки зрения ее эффективности, практического результата.

Аналогично дело обстоит в инженерной деятельности. Ее продуктом является проект, разработка новой технологии, изобретение. Сегодня они все в большей степени опираются на науку. Однако и в этом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности используемых ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности, а не по количеству и качеству приобретенных знаний.

Таким образом, мы видим, что наука по своей цели, очевидно, отличается от всех других видов деятельности.

Отсюда, конечно, не следует, что определение «ненаучный» надо связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Но мы видим с другой стороны, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно.

(8)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 390 icon Правила приема в башкирский государственный
Минобрнауки РФ от 22. 10. 07 №285, в редакции приказов от 09. 08 №255, от 20. 03. 09 №92 и от 10. 2009 №371, а также приказами Минобрнауки...
Литература 390 icon Ю. М. Лотман Выходные данные
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Семиосфера. – С. Петербург: «Искусство–спб», 2000. – с. 150-390
Литература 390 icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература 390 icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература 390 icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Литература 390 icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Литература 390 icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Литература 390 icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература 390 icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Литература 390 icon О проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции