Скачать 38.32 Kb.
|
Олимпиадные задания по русскому языку. 9 класс. I. Нормы литературного языка 1.Даны слова: моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница. В каких словах пропущена буква н? Нормы русского литературного языка 2. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным: [шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’]. 3. Расставьте ударения в словах Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш 4. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть. Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге. Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое II. История русского языка 1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной. А) Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Иную жизнь и берег дальний. (А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…") Б) Медлить нечего: "Скорее! Люди, на конь! Эй, живее!» (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке») 2. Слово «инженер» является заимствованным. А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение? Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении. В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». -А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера… - Вы его знаете? – спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский? - Военный. - Инженер? - Нет. Кавалерист. - А почему вы думали, что он инженер? Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке? 3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры. III. Язык художественных произведений 1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами. 2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье». В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. Бегут меняясь наши лета, Меняя все, меняя нас, Уж ты для своего поэта Могильным сумраком одета, И для тебя твой друг угас. Прими же, дальняя подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга, Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его (1830 г.). А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой). Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе. IV. Современный русский язык 1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный». - Что ж нового? «Ей-богу, ничего». - Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь, Не стыдно ли, от друга своего, Как от врага, ты вечно все скрываешь. Иль ты сердит: помилуй, брат, за что? Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово… «Ох! Отвяжись, я знаю только то, Что ты дурак, да это уж не ново». 2. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Рвать - … прерывистый 3.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами. Много - …. Обмануть - … 4. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал». Страшись прелестницы опасной, Не подходи: обведена Волшебным очерком она; Кругом ее заразы страстной Исполнен воздух! О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете? 5..Как называются жители следующих городов: Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск. 6. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте. 7.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте. А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов) Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов) В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин) |
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? Формирование каких граждан и специалистов должно быть обеспечено... |
Я рассказывать начну Аз: Здравствуйте, дети. Угадайте, какая я буква? Меня зовут «аз», назовите слова |
||
Ответы на олимпиаду по русскому языку для учащихся 8-9 классов Е во втором слоге; удвоенная буква нн звучит как долгий Н. Кроме того, я отметила редуцированные: ь – во втором слоге, Иэ – в третьем... |
Русский язык Укажите строку, в которой во всех словах пропущен ь. А пал чик, руж ё, Ил я, помощ |
||
Кожне завдання оцінюється 5 балами Отметьте строку, в которой во всех словах буквы я, ю, е, ё обозначают два звука |
В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге? Этот вопрос надо адресовать к главному редактору |
||
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе Отметьте строку, в которой во всех словах буквы я, ю, е, ё обозначают два звука |
1. Слово, в котором звук [щ'] передан буквосочетанием В этих словах не пишется на конце слова ь. А брос дрож в реч тиш |
||
Г пор вняться, предполагаемый, р внина, отр елевой Отметьте строку, в которой во всех словах буквы я, ю, е, ё обозначают два звука |
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе Отметьте строку, в которой во всех словах буквосочетание- чн- нужно произносить как [шн] |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |