Пояснительная записка.
«Полезные привычки»— школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавались с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.
Пособие «Полезные привычки» допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Полезные привычки» — это учебное пособие, предназначенное для школьников 7-10 лет и упоминающее только о табаке и алкоголе.
Создатели пособия убеждены, что оно позволит российским учителям заниматься превентивным обучением подрастающего поколения последовательно и на долговременной основе, а подросткам — избежать многочисленных рискованных для здоровья ситуаций.
Цель программы:
Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи программы:
-
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
-
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
-
Учить детей эффективно общаться.
-
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
-
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Методы обучения:
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе.
-
Кооперативное обучение
-
Мозговой штурм
-
Групповая дискуссия
-
Ролевое моделирование
-
Упражнения-энергизаторы
Ожидаемые результаты:
-
У учащихся формируются навыки сопротивлению давлению (сверстников, средств массовой информации). Оценка эффективности программы показала, что распространенность употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ падает в среде обучающихся на 35-45%).
-
Развитие личностной и социальной компетентности. У учащихся формируются навыки преодаления жизненных трудностей в целом: умения решать проблемы и принимать решения, контролировать своё поведение, преодолевать стресс и тревогу.
-
Формирование навыков эффективного общения, умений настаивать на своём, грамотно взаимодействовать с другими учащимися.
Учебные пособия содержат в себе следующие учебные материалы:
-
Рабочая тетрадь.
-
Материалы для учителя.
-
Материалы для родителей.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Я – неповторимый человек
|
сентябрь
|
2
|
Культура моей страны и Я
|
октябрь
|
3
|
Чувства
|
ноябрь
|
4
|
О чем говорят чувства
|
ноябрь
|
5
|
Множество решений
|
декабрь
|
6
|
Решения и здоровье
|
декабрь
|
7
|
Нужные и ненужные тебе лекарства
|
январь
|
8
|
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
|
февраль
|
2 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Вкусы и увлечения
|
сентябрь
|
2
|
Учусь находить новых друзей и интересные занятия
|
октябрь
|
3
|
О чем говорят выразительные движения
|
ноябрь
|
4
|
Учусь понимать людей
|
декабрь
|
5
|
Опасные и безопасные ситуации
|
январь
|
6
|
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
|
январь
|
7
|
Реклама табака и алкоголя
|
февраль
|
8
|
Правда об алкоголизме
|
март
|
3 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Мой характер
|
сентябрь
|
2
|
Учусь оценивать себя сам
|
октябрь
|
3
|
Учусь взаимодействовать
|
ноябрь
|
4
|
Учусь настаивать на своём
|
декабрь
|
5
|
Я становлюсь увереннее
|
январь
|
6
|
Когда на меня оказывают давление
|
февраль
|
7
|
Курени (часть 1)
|
март
|
8
|
Курение (часть 2)
|
март
|
4 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Самоуважение
|
сентябрь
|
2
|
Привычка
|
октябрь
|
3
|
Дружба (часть 1)
|
ноябрь
|
4
|
Дружба (часть 2)
|
декабрь
|
5
|
Учусь сопротивляться давлению
|
январь
|
6
|
Учусь говорить «нет»
|
февраль
|
7
|
И снова алкоголь
|
март
|
8
|
Алкоголь в компании
|
апрель
|
Частью программы является обучение родителей. Разработаны 8 уроков и 9 памяток. Уроки для родителей реализуются во время родительских собраний. Методы обучения родителей аналогичные методам обучения детей.
Календарно-тематический план обучения родителей.
тема (краткое содержание)
|
дата
|
Проблема? Существует ли она? Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям?
|
1 класс
|
Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами? Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы? Эффективное общение, правила эффективного общения
|
1 класс
|
Как повысить самооценку ребенку и почему это важно? Правила повышения самооценки.
|
2 класс
|
Как семейные ценности помогают противостоять давлению?
|
2 класс
|
Как поведение родителей влияет на ребенка?
|
3 класс
|
Что такое «навыки противостояния давления сверстников»?
|
3 класс
|
Помогают ли семейные правила противостоять употреблению табака?
|
4 класс
|
Можно ли предупредить употребление табака и алкоголя от скуки или просто любопытства?
|
4 класс
|
Темы памяток для родителей:
-
Информация о наркотиках.
-
Поддержка ребенка семьей.
-
Родители, как пример социальных связей.
-
Общение с родителями.
-
Общение с другими взрослыми.
-
Участие родителей в жизни школы.
-
Хороший школьный климат.
-
Правила для родителей.
-
Контроль со стороны родителей.
Рекомендуемая литература:
-
Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.
-
Сельцовский А.П., Ющук Н.Д., Поляков С.В. Организация и проведение просветительской работы по проблеме ВИЧ/СПИДа среди учащихся старших классов общеобразовательных школ. Методические рекомендации. 2002. - №8.
-
Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
-
Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
-
Федеральный Закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
-
Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие / В.В. Зарецкий, А.Н. Булатников, М.Ю. Воронин, Л.В. Зарецкая, А.С. Калабалин, Н.К. Кирилина, О.А. Толкачёва, В.В. Морозов, О.Е. Батова-Пясецкая, Г.А. Потёмкин – М.: АПКиППРО, 2008. – 188с.
-
Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.
-
Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.
|