Пояснительная записка.
«Полезный выбор» — школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.
Пособие «Полезный выбор» допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Полезный выбор» — учебное пособие, предназначенное для 10-11 классов, которое является результатом выполнения запроса учительской общественности и Министерства образования Российской Федерации о создании современного, построенного на научной основе пособия по превентивному обучению для старшеклассников. Продолжая и развивая превентивное образование, начатое «Полезными привычками» и «Полезными навыками», «Полезный выбор» способствует формированию у старшеклассников положительного образа Я, навыков эффективного общения и принятия рационального решений в ситуациях, связанных с риском, употребления наркотиков и инфицирования ВИЧ.
Создатели пособия убеждены, что оно позволит российским учителям заниматься превентивным обучением подрастающего поколения последовательно и на долговременной основе, а подросткам — избежать многочисленных рискованных для здоровья ситуаций.
В старших классах наслышаны о наркотиках и наркоманах и видели употребляющих наркотики сверстников.
По данным многочисленных исследований в России отмечается саоме быстрое распространение ВИЧ в мире. В научной литературе и СМИ всё отчетливее и чаще звучит информация об инфицировании ВИЧ подростков, внутривенно употребляющих наркотики. До настоящего времени именно внутривенное употребление наркотиков остается главным путем инфицирования. Так две проблемы: употребление наркотиков и распространение ВИЧ инфекции переплетаются в один тугой узел.
Другим путем распространения ВИЧ является половой путь передачи инфекции. Недавние опросы молодежи показывают, что возраст начала половой жизни снизился примерно до 16 лет, и примерно треть всех подростков 14-20 лет живет половой жизнью. При этом только 20-30% из них пытаются предупредить инфицирование ВИЧ и инфекциями, передающимися половым путем.
Старшеклассники находятся именно в том возрасте, когда уровень употребления наркотиков и рискованное половое поведение наиболее высоки. Однако, основными источниками информации о наркотиках и ВИЧ для них по-прежнему остается СМИ.
«Полезный выбор» позволит учителю продолжить систематическую воспитательную работу по снижению факторов риска и усилению защитных факторов старшеклассников. Возможность разговора о насущных проблемах: предстоящей работе и учебе, свиданиях и конфликтах с родителями создаст подходящие моменты для акцентирования опасных для здоровья ситуаций. Информация об инфекциях передающихся половым путем, сексуальном насилии, ВИЧ и дискриминации наркологических больных и ВИЧ-инфицированных предоставит учителю возможность ещё раз обратить внимание старшеклассников на ответственное и безопасное для здоровье половое поведение.
Цель программы:
Научить детей ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержке в деском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ и ВИЧ-инфекция.
Задачи программы:
-
Предоставление гимназистам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ.
-
Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
-
Формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
-
У гимназистов должны сформироваться навыки эффективного общения.
-
Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
-
Наличие у гимназистов объективной информации о ПАВ и ВИЧ инфекции.
-
В случае приобщения к ПАВ и раннего начало половой жизни меньшая интенсивность и большая осторожность рискованного поведения.
Методы обучения:
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе.
-
Кооперативное обучение
-
Мозговой штурм
-
Групповая дискуссия
-
Ролевое моделирование
-
Упражнения-энергизаторы
Учебные пособия содержат в себе следующие учебные материалы:
-
Рабочая тетрадь.
-
Материалы для учителя.
-
Материалы для родителей.
Календарно-тематическое планирование:
10 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Всё меняется
|
сентябрь
|
2
|
Потребности
|
октябрь
|
3
|
Семья
|
ноябрь
|
4
|
Отношения с родителями
|
ноябрь
|
5
|
Как выбрать профессию?
|
декабрь
|
6
|
Куда пойти учиться?
|
декабрь
|
7
|
Инфекции, передающиеся половым путем
|
январь
|
8
|
Тестирование на ВИЧ
|
февраль
|
11 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Как искать работу
|
октябрь
|
2
|
Резюме
|
октябрь
|
3
|
Собеседование
|
ноябрь
|
4
|
Социальные стереотипы
|
декабрь
|
5
|
Дискриминация, сила, власть
|
декабрь
|
6
|
Свидание
|
январь
|
7
|
Это должен знать каждый (часть 1)
|
февраль
|
8
|
Это должен знать каждый (часть 2)
|
февраль
|
Памятки для родителей:
-
Семь признаков
-
В школе и дома
-
Особые признаки
-
Первый разговор (подготовка; Что и как говорить? Чего нельзя делать?)
-
Четыре стадии (Экспериментирование; планируемое употребление; зависимость; истощение)
-
Семья наркомана
-
Инфекции передающиеся половым путем (разговор с подростком о сексе)
Рекомендуемая литература:
-
Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.
-
Сельцовский А.П., Ющук Н.Д., Поляков С.В. Организация и проведение просветительской работы по проблеме ВИЧ/СПИДа среди учащихся старших классов общеобразовательных школ. Методические рекомендации. 2002. - №8.
-
Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
-
Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
-
Федеральный Закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
-
Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие / В.В. Зарецкий, А.Н. Булатников, М.Ю. Воронин, Л.В. Зарецкая, А.С. Калабалин, Н.К. Кирилина, О.А. Толкачёва, В.В. Морозов, О.Е. Батова-Пясецкая, Г.А. Потёмкин – М.: АПКиППРО, 2008. – 188с.
-
Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.
-
Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.
|