Информационные технологии в образовании




Скачать 51.1 Kb.
Название Информационные технологии в образовании
Дата публикации 08.06.2014
Размер 51.1 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Информационные технологии в образовании
В.К. Корепанов
ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы» (АГИМС), vipcuore@gmail.com
Информационные технологии в образовании все более набирают популярность с переходом на Болонскую систему преподавания и обучения: внедрение модульных разработок, аудиовизуальных дистанционных (off-campus) курсов только стимулирует данный процесс.

В данном аспекте мы в первую очередь обращаемся к стремительному развитию сети Интернет.

Интернет, образование и современное информационное общество – понятия, казалось бы, прежде не совместимые, но, тем не менее, в настоящее время между ними существует определенная – и причем весьма тесная, устойчивая и релевантная современным жизненным тенденциям – взаимосвязь. Ныне это – сопутствующие понятия: одно немыслимо без другого. Выражается данная взаимосвязь прежде всего в том, что в условиях переходной - к постиндустриальной информациональной экономике (и культуре в целом) – социокультурной стадии развития российского общества наиболее полновесный и своевременный обмен информацией, удовлетворяющей требованиям к ее качеству, является, вероятно (на мой взгляд), определяющим фактором успешного развития социально ориентированной экономики и гражданского общества. Данный тезис подкрепляется как гипотезными соображениями, так и, конечно же, практическими исследованиями целого ряда экспертов (см. например [1], [2]).

Отделы научных исследований образовательных (и культурно-просветительских в целом) учреждений играют все более значимую роль как в России, так и во всем мире. Однако в нашей стране (так называемой постперестроечной «Новой России») данная тенденция только набирает обороты. Так, по данным разнообразных комплексных исследований, в США в среднем к профессии ученого (научного сотрудника R&D, исследователя, а также преподавателя) уважительно относятся в среднем 56% опрошенных, в России же – только около 1%. Несоответствие реального статуса ученого оптимальному порождает, несомненно, массу различных нареканий в среде российского общества. Прежде всего, это тормозит науку, а значит, - и прогресс общества. Никакие «суперсовременные» и «высокотехнологичные» попытки и «речи» об «инновационных» внедрениях, о кластерах (НПК) и инкубаторах не смогли и никогда не смогут заменить собой инвестиции в традиционную науку – как фундаментальную, так и собственно прикладную. Все меры должны реализовываться вкупе – системно и синергично, генерируя собой эмерджентный эффект не только для науки. Наука имеет результатом прежде всего актуальную и полезную (практическую) информацию (знания, открытия, патенты и т.д.), инструментом аккумуляции, распространения и эффективного использования которой (среди прочих средств) должен стать Интернет, а вместе с ним – передовые информационные технологии в образовании. С другой стороны, наука - это неизменная часть общества и культуры в целом; более конкретно - неотъемлемая часть системы формирования гуманного и цивилизованного общества.

Именно поэтому – посредством философского метода индукции (от частного к общему) – выводим: Интернет есть неотъемлемый элемент и инструмент становления как целостного (логичного, аргументированного, информационно емкого в плане релевантной, репрезентативной и интеллектуально представительной, информации) научного мировоззрения, осознанной жизненной позиции как ученого, так и «мирского» человека, - а значит, и зрелого гражданского общества. Но все это – при условии грамотного обращения с хранящейся в его «закромах» информации для целей развития образования в России и мире.

Актуальную тенденцию приобретает реализация разнообразных Интернет-проектов в рамках тех или иных образовательных модулей (курсов, дисциплин).

"Вузы категорически не приспособлены под новые вызовы: и возраст уважаемых ученых умов не позволяет воспринять юношеский задор, и размаха для творчества маловато: студенты выполняют работы в интересах своих преподавателей и научных руководителей, а для собственной реализации времени и возможности нет", - считает координатор движения "Я - инноватор" Роман Тарасенко [3]. «Современное поколение, уникальные дети, заявка на инновационный курс развития страны - все это требует конструкторской работы с фундаментом модернизации - системой образования» [3]. При этом я по существу поддерживаю точку зрения А. Евпланова, согласно которой «основная научная деятельность всех студентов сводится к тому, что они выполняют те или иные работы в интересах своих преподавателей и научных руководителей. У них практически не остается никакой возможности для творческой самореализации» [3]. Сама «творческая самореализация» не поощряется: зачастую интересы молодого исследователя «прописаны истинами» его научного руководителя/преподавателя либо банальными интересами работодателя (извлечение максимальной прибыли и/или дохода из человеческого «мозгового ресурса»), что отнюдь не развивает творческие изыскания и научные инициативы молодого специалиста. Это грустно, но это факт. Поэтому научные инициативы должны исходить прежде всего от преподавателя: он должен не навязывать, а создавать условия, в которых наиболее полно реализуется креативный потенциал молодого ученого. Немаловажно и внимание к сфере «креативных индустрий»[6], дабы «поддержать эффективные предпринимательские инициативы талантливой молодежи»[4].

В настоящее время я как заведующий (с 1 июля 2011 г.) недавно образованным Научно-образовательным центром «Международная молодежная лаборатория» Альметьевского государственного института муниципальной службы (далее – НОЦ «ММЛ» АГИМС) приступаю к запуску ряда целевых Интернет-проектов, как-то:

  1. http://valevladi.ucoz.ru (Творческий союз ‘Valerello&Vladi’);

  2. http://www.wix.com/vipcuore/valerello [КОМПЛЕКСНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (КИП) НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА (НОЦ) «МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» (ММЛ)/ Сокращенное наименование проекта – КИП НОЦ «ММЛ» АГИМС, или КИП «Лаборатория»]

Планируется, что в уже в ближайшем будущем (через год-два) эти (и взаимосвязанные с ними информационно-научные собственные и коллективные web-порталы) станут сетевыми структурами для ведущей научной и, так сказать, «социокультурной» молодежи России, для россиян-интеллектуалов, - для всех тех, кто действенно и сообразно определенным конструктивным целям поддерживает формирование перспективного e-технологичного образования в нашем государстве. Ведь пока что «современные разработки молодежи являются не частью учебного процесса, а хобби» [3]. В то же время прав Журавлев В.А: «Без креативного общества не может быть креативной экономики. В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей» [5]. Будет этому способствовать, на мой взгляд, и проект утверждения правового статуса "молодой ученый" в России. Информационные технологии в образовании должны стать приоритетным направлением работы молодого ученого-педагога и преподавателя.
Литература

  1. Отчет компании «Эксперт-РА» о причинах и последствиях «утечки мозгов» из России, 2009.

  2. Проект (грант) № 187 (Организация-грантополучатель: Некоммерческий Фонд «Евразийская сеть политических исследований». Тема проекта (гранта): «Стратегия возвращения интеллектуальной элиты России», г. Москва. Ноябрь 2009 г.).

  3. Андрей Евпланов. Пока современные разработки молодежи являются не частью учебного процесса, а хобби// "Российская Бизнес-газета" - Инновации №798 (16) 17.05.2011, 00:20. Доступно по адресу: http://www.rg.ru/2011/05/17/innovatsii.html

  4. Концепция V Российского инновационного форума «Российским инновациям – российский капитал» и IX Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов. Доступно по адресу: http://www.uralexpo.ru/forum/

  5. Журавлев В.А. Креативное общество, креативная экономика и инновации// Проблемы развития инновационно-креативной экономики / Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г./ Под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. – М.: Креативная экономика, 2010 – 384 с.: ил.

  6. Дацык А.А. М.: Креативная экономика, 2010 – 384 с.: ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные технологии в образовании icon Программа повышения квалификации «Информационные и коммуникационные...
Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей иностранных языков в области использования современных информационных...
Информационные технологии в образовании icon Урок русского языка в 9 классе
Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной...
Информационные технологии в образовании icon Курс лекций для студентов специальности 080 402 «Информационные технологии проектирования»
Автоматизированное проектирование сложных объектов и систем: Курс лекций для студентов специальности 080402 «Информационные технологии...
Информационные технологии в образовании icon Проектная деятельность студентов педагогического колледжа в рамках...
...
Информационные технологии в образовании icon Рабочая программа дисциплины «информационные технологии в менеджменте»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Информационные технологии в образовании icon Внедрение результатов работы
Результаты работ внедрены в производственную деятельность зао «Фирма "АйТи". Информационные технологии»
Информационные технологии в образовании icon Рабочая программа дисциплины «информационные технологии в менеджменте»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Информационные технологии в образовании icon Информационные технологии
Целью дисциплины является формирование у магистрантов представления о проведении научно-исследовательской работы в условиях информационного...
Информационные технологии в образовании icon Исследовательская работа по информатике на тему «Минусы и плюсы Интернета»
Информационные технологии наиболее быстро развивающаяся область в современном мире
Информационные технологии в образовании icon Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции