Скачать 154.88 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь ____________ К.С. Фарино «10» мая 2011 г. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Информатика ”в 2011/2012 учебном году»Учебный предмет «Информатика» изучается в VI–XI классах учреждений общего среднего образования. Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений общего среднего образования установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:
В своей деятельности учителя информатики руководствуются: образовательным стандартом учебного предмета «Информатика», который определяет цели, структуру и объём содержания образования по учебному предмету в учреждениях общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения, устанавливает требования к объёму учебной нагрузки, уровню подготовки учащихся, а также нормы оценки результатов учебной деятельности; учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы (Минск: Национальный институт образования, 2009); примерным календарно-тематическим планированием. Информатика, VІ–XI классы (Минск: Национальный институт образования); санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым, в частности: контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утверждённым руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается; домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности их выполнения по всем учебным предметам в VI классах до 2 часов, VII–VIII классах – 2,5 часов, IX–XI классах – 3 часов; правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь. Указанные выше нормативные правовые акты, учебная программа, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by). Приведённое в учебной программе и примерном календарно-тематическом планировании распределение учебных часов по темам может быть изменено учителем информатики при условии обязательного выполнения требований, предъявляемых программой. В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся учителям информатики рекомендуется: продумывать ход изучения учебного материала, правильность и точность всех формулировок; проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и речи учителя; использовать в работе выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста; учить работать с учебными пособиями, пользоваться справочной литературой по учебному предмету, подбирать литературу по определённым темам; проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с терминологией по учебному предмету. При объяснении учебного материала необходимо: повышать культуру устной и письменной речи учащихся, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки; формировать умения учащихся составлять аналитические и обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них; делать разборчивым почерком все виды записей на классной доске, в дневниках и тетрадях учащихся. Для выполнения всех видов классных и домашних письменных работ (упражнения, задания, практические работы) учащемуся необходимо иметь одну тетрадь. Письменные ответы на вопросы, размещённые в учебниках и учебных пособиях, в тетрадях учащимися не выполняются. Оформление учащимися отчётов по результатам выполненных практических работ в тетрадях не предусмотрено. Разрешается использовать для выполнения учебных и практических работ тетради на печатной основе. Однако использование рабочих тетрадей и опорных конспектов на печатной основе является необязательным. Выполнение учащимися всех видов учебных работ в тетради проверяется учителем во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна быть проверена не менее одного раза в четверть. Решение о выставлении в журнал отметки за ведение тетради принимается учителем. Домашнее задание по информатике, требующее использования компьютера, учащимся не задаётся. Практические работы по информатике проводятся в целях обучения, тренировки и контроля. Практические работы проверяются учителем и оцениваются по его усмотрению. Отметки за практические работы, которые проводятся с целью контроля, выставляются учителем в классный журнал всем учащимся. Объём и сложность контрольных работ должны соответствовать содержанию учебной программы и требованиям к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с учебной программой предусмотрена одна контрольная работа в учебном году. Контрольные работы по информатике могут включать теоретические вопросы, ответы на которые даются в письменной форме (или тесты в электронном виде при проведении тестирования на компьютере), и (или) практические задания, которые выполняются на компьютере. Контрольные работы оформляются на электронном (практические либо тестовые задания) или бумажном носителе (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования в течение текущего учебного года (до конца учебного года). Итоговая отметка за контрольную работу выставляется с учётом выполнения предложенных теоретических вопросов (тестовых заданий) и (или) практических заданий. Типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы, обсуждаются учителем фронтально. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. Итоговая отметка выставляется на бумажном носителе с учётом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий и заносится в классный журнал. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию. Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по четвертям. Выпускной экзамен по выбору по информатике по завершении обучения и воспитания на уровне общего среднего образования проводится по билетам, утверждённым Министерством образования. В соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации изменилось правописание на белорусском языке следующих терминов, которые в учебных изданиях выпуска 2008, 2009 годов написаны по правилам 1959 года:
На сайтах Министерства образования (www.minedu.unibel.by) в подразделе «Школьная информатика» раздела «Информатизация образования», Национального института образования (www.adu.by), Академии последипломного образования (www.academy.edu.by), в научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуются нормативное правовое обеспечение преподавания информатики в учреждениях общего среднего образования, учебные программы, методические материалы по информатике, календарно-тематическое планирование, программы факультативных занятий. Организация образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году имеет следующие особенности. VI класс Используются: учебная программа VI класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 6 класс» авторов А.Е.Пупцева, Н.П.Макаровой, А.И.Лапо (Минск: Народная асвета, 2008). VII класс Используются: учебная программа VII класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 7 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.А.Козинского, А.Е.Пупцева, Н.В.Якуниной / под ред. Г.А.Заборовского (Минск: Народная асвета, 2009). VIII класс Используются: учебная программа VIII класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 8 класс» авторов Е.Л.Миняйловой, Д.А.Вербовикова, Н.Р.Коледы, Н.В.Якуниной (Минск: Народная асвета, 2010). IX класс Используются: учебная программа IX класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 9 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.И.Лапо, А.Е.Пупцева (Минск: Народная асвета, 2009). X класс Используются: учебная программа X класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 10 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.Е.Пупцева (Минск: Издательский центр БГУ, 2011). XI класс Используются: учебная программа XI класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); учебное пособие «Информатика, 11 класс» авторов Г.А.Заборовского, А.Е.Пупцева (Минск: Народная асвета, 2010). При организации образовательного процесса по информатике в целях сохранения жизни и здоровья учащихся необходимо обучать их правилам безопасного поведения в компьютерном классе. В классном журнале в начале каждой четверти учебного года необходимо делать запись «Правила безопасного поведения в компьютерном классе». Продолжительность занятий с использованием компьютера зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемых работ. Продолжительность работы учащихся за компьютером не должна превышать:
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия. При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление класса на подгруппы так, чтобы каждому учащемуся обеспечить рабочее место за компьютером. В целях удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся утверждены программы факультативных занятий, которые размещены на сайтах Министерства образования и Национального института образования и в сборнике «Программы факультативных занятий по естественно-математическому направлению для общеобразовательных учреждений» (Минск: Национальный институт образования, 2009). Изданы учебно-методические комплексы для факультативных занятий, включающие учебную программу, пособие для учителей, пособие для учащихся: I класс «Развивающая информатика. Рабочая тетрадь для 1 класса» (авторы – Л.И.Калита, А.И.Павловский, В.В.Сташенко); VI–VII классы «Занимательная информатика» (авторы-составители – С.Л.Глухарева, Г.В.Кирись, А.А.Мещерякова); VIII–IX классы «Информатика в задачах» (авторы-составители – О.Л.Сапун, Е.В.Пазюра, А.И.Лапо); X класс «Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» (автор-составитель – В.З.Сулейманов); XI класс «Мультимедиа в современной жизни» (авторы-составители – А.Е.Пупцев, А.А.Козинский). Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к информатике, формировать умения рассуждать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить к продолжению образования в высших учебных заведениях. При организации образовательного процесса рекомендуется использовать электронные средства обучения (ЭСО) по информатике, отмеченные дипломами и похвальными отзывами конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2008–2011 годах: «Алгоритмические этюды». Практическое пособие по информатике для 7 класса; «School Educational Net» (Школьная образовательная сеть); «Мультимедийный учебник по Паскалю»; «Основы веб-конструирования. HTML+CSS»; «Основы анимации в Macromedia Flash»; обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»; «Конструктор заданий для развития мышления»; «Информатика: развивающие задачи»; «Система дистанционного обучения по школьному курсу “Информатика”»; электронный учебник «История создания и развития вычислительной техники»; «Интересные числа и алгоритмы целочисленной арифметики»; «Видеоадаптер»; «Мультимедийный учебник по логике»; интерактивное пособие «Информатика, 6»; сайт «Готовимся к экзамену по информатике»; электронный практикум по теме «Алгоритмизация и программирование»; Pascal Helper. Копии этих ЭСО можно получить на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования. В случае отсутствия данных ЭСО в региональных институтах образования необходимо обращаться в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2011/2012 учебном году планируется проведение следующих курсовых и межкурсовых мероприятий: целевое повышение квалификации руководителей методических формирований учителей информатики «Современный урок как основа эффективного и качественного образования предметной области “Информатика”» (31.10.2011 – 12.11.2011). Планируется проведение межкурсовых мероприятий: методический семинар «Развитие инновационных форм работы с учащимися – путь к достижению качественных образовательных результатов» (г.Брест, октябрь); методический семинар «Интенсификация процесса обучения информатике, повышение его качества через внедрение авторских методик, моделей, программ и дистанционного обучения» (г.Могилёв, декабрь). На августовских предметных секциях и на заседаниях методических объединений учителей информатики рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы: на августовских предметных секциях: нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году; цели и механизмы реализации учебных программ факультативных занятий по учебному предмету «Информатика» в 2011/2012 учебном году; содержание работы методических формирований учителей информатики в 2011/2012 учебном году: планы работы районных методических объединений и других методических формирований; на заседаниях методических объединений: реализация внутрипредметных и межпредметных связей в процессе обучения учащихся информатике; современные образовательные технологии и их роль в овладении учащимися предметными знаниями, умениями и ключевыми компетенциями; преемственность организации образовательного процесса на уроке и факультативном занятии; факультативные занятия как механизм образовательного и профессионального самоопределения учащихся; разнообразные формы, методы и приёмы проверки результатов учебной деятельности школьников; единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса по информатике; оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся; методика и технологии изучения сложных тем школьного курса информатики; развитие рефлексии педагога, рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся. В научно-методическом журнале «Информатизация образования» опубликованы материалы для использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях): Развитие мышления младших школьников на основе флеш-заданий на рисование, раскраску и конструирование в системе dl.gsu.by / М.С.Долинский, Ю.В.Решетько, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24–35. Интернет-курс «Базовое программирование» как средство подготовки к областным олимпиадам по информатике / М.С.Долинский, М.А.Кугейко // Информатизация образования. – 2010. – № 4. – С. 3–15. Анимация в Adobe Flash / И.Б.Градобаева, Е.А.Николаева // Информатизация образования. – 2009. – № 4. – С. 39–47. Случайные числа и их использование в учебном процессе по информатике / А.И.Павловский, В.В.Пенкрат // Информатизация образования. – 2009. – № 1. – С. 22–28. Рекомендуемые учебные издания:
Адукацыйны партал www.adu.by |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений... |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Изучение учебного предмета «Музыка» осуществляется в I–iv классах в количестве 1 часа в неделю |
||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения... |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения... |
||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения... |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Освоение химических знаний на основе важнейших законов, теорий, понятий для объяснения природных и техногенных процессов |
||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015... |
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» в учреждениях общего среднего образования в... |
||
Постановление министерства образования республики беларусь Оводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2012/2013 учебном году итоговой аттестации учащихся,... |
Информация об опытной проверке учебных изданий в 2013/2014 учебном году В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26. 06. 2013 №556 в 2013/2014 учебном году проведена опытная... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |