Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии)




Скачать 105.77 Kb.
Название Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии)
Дата публикации 21.06.2014
Размер 105.77 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Иванченко Дмитрий Алексеевич

кандидат социологических наук, доцент филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь
Адрес: 144007, Московская обл., г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а
Телефоны: 8 (49657) 1-02-16; 8 (916) 967-30-38
E-mail: idmi@mail.ru

Аннотация:

В статье представлен авторский подход к использованию дефиниций «интернет», «виртуальное пространство», «виртуальная реальность» применительно к современной образовательной среде.
интернет и виртуальность в образовании
(к вопросу о терминологии)

Интернет эволюционирует быстрее, чем становится возможным его глубокий теоретический анализ, и современные исследователи в своих трудах, не редко используя неоднозначные определения, отражающие различные точки зрения, не всегда учитывают существующие возможности и виды коммуникаций, процессы формирования новой сферы информационного взаимодействия, трансформацию существующих и возникновение новых видов общественных отношений под влиянием процессов информатизации. Рассмотрим содержание дефиниции «интернет» применительно к современной образовательной среде.

Сегодня сложились две основных концепции понятия «интернет»: технократическая (глобальная сеть компьютерных ресурсов с коллективным доступом на основе использования единой стандартной схемы адресации, высокопроизводительной магистрали и высокоскоростных линий связи с главными сетевыми компьютерами и т.п.) и социально-философская (всемирное информационное пространство; сложный многомерный социокультурный феномен; средство массовой коммуникации; информационно-коммуникативная медиасреда; виртуальная реальность и др.). Говоря об использовании интернета в образовании обычно подразумевают первую трактовку.

Вместе с этим, многие авторы, имея в виду интернет, говорят лишь о Всемирной информационной сети или Всемирной паутине (World Wide Web) — широкомасштабной ги­пермедиа-среде, основанной на физической инфраструктуре взаимосвязанных информационно-коммуникационных сетей и протоколе передачи данных HTTP, не принимая при этом во внимание другие интернет-сервисы и ресурсы, традиционно используемые как в обучении, так и в управлении образовательным процессом: электронная почта (e-mail); файлообенные сети (Kad, eDonkey, Overnet); службы мгновенных сообщений (ICQ, MSN Messenger, Jabber); группы новостей (Usenet, эхоконференции Фидонета); электронные платежные системы (WebMoney, PayPal); интернет-системы документооборота; IP-телефонию; интернет-радио и интернет-телевидение; блоги; IRC (Internet Relay Chat); FTP (File Transfer Protocol); Gopher и т.д.

Принимая во внимание, что сегодня интернет объединяет не только глобальные и региональные, но и локальные и персональные сети, доступ к которым осуществляется как посредством компьютерных сетей, так и через спутники связи, эфирное и кабельное телевидение, телефонную и сотовую связь, оптико-волоконные линии, беспроводные технологии, электрические и даже водопроводные сети, а в качестве средств доступа, наряду с компьютерами, используются мобильные устройства связи (мобильный телефон, коммуникатор, смартфон), игровые приставки, видеотерминалы и т.п., видится целесообразным несколько уточнить и расширить содержание понятия «интернет» для описания процессов информационного взаимодействия участников образовательного процесса посредством коммуникационных сетей.

Выскажем мнение, что кроме тех случаев, когда имеется в виду название сети, интернет следует понимать не как международную [

Такой подход дает основание рассматривать интернет как систему, включающую совокупность унифицированных методов, средств и технологий, обеспечивающую коммуникацию между гетерогенными устройствами вычислительной техники с целью передачи разнообразной по виду и содержанию информации и ориентированную на коллективное использование общесетевых аппаратных, информационных и программных ресурсов.

Вместе с этим, не вызывает сомнения, что в ближайшие годы будет происходить конвергенция основных коммуникационных сетей, технологий и сервисов, вырастет число предоставляемых услуг, появятся новые формы информационного обмена, в результате чего произойдет нивелирование отличий между интранет-сетями, гипертекстовой мультимедиа средой, интерактивным телевидением, телефонной связью, файлообменными сетями и т.д. Этот процесс приведет к тому, что интернет превратится в стандартный канал социальных коммуникаций, посредством которого будут осуществляться основные виды интеракций; выполняться удаленная трудовая деятельность; проводиться различные формы обучения и переподготовки; функционировать средства массовой информации; реализовываться перевод денежных средств и подавляющее число торговых операций; осуществляться документооборот и пр.

Выскажем мнение, что совокупность всех коммуникационных технологий в ближайшие несколько десятилетий по-прежнему будет носить название «интернет», а пользователи будут классифицироваться не по видам используемых коммуникационных технологий, а по количеству и разновидностям предоставляемых информационных услуг.

Анализ научных трудов представителей гуманитарного знания, посвященных изучению интернета, позволяет нам предложить скорректированные трактовки понятий «образовательное интернет-пространство», «образовательная интернет-среда», «учебная интернет-аудитория», а также разграничить нередко использующиеся в качестве синонимов дефиниции «киберпространство», «виртуальная реальность», «виртуальное пространство».

Так, на наш взгляд, С.В. Бондаренко совершенно справедливо указывает на некорректность использования по отношению к интернету термина «киберпространство» [1], введенного в обиход канадским писателем-фантастом Ульямом Гибсоном в новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в 1982 г. и популяризированного позже в романе «Нейромант» («Neuromancer») [2], учитывая, что приставка «кибер» происходит от греческого слова kybernetes — кормчий, рулевой. Добавим, что на современном этапе развития компьютерных и коммуникационных технологий еще рано говорить об «управляющем пространстве», хотя не исключено, что развитие искусственного интеллекта и интеграция его с нейронными сетями в будущем приведет к созданию «искусственного разума», который будет не только решать неформализованные задачи с уровнем эффективности сравнимым с человеческим или превосходящим его, но и осуществлять управление различными системами, в том числе и образовательными, без какого-либо участия человека.

Рассуждая о виртуальной реальности и виртуальном пространстве, необходимо отметить, что в постклассической науке не прекращается полемика вокруг осмысления концепции виртуальной реальности, несмотря на то, что данный термин прочно вошел в научный, масс-медийный и коммерческий обиход и используется сегодня для описания и исследования целого ряда явлений: философских, технологических, психологических, эзотерических и т.д.

Виртуальная реальность, в широком смысле слова, — мир, не имеющий физического воплощения, относящийся к реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя лишь во временных рамках процесса ее порождения и поддержания ее существования; субъективное восприятие и видение некоторой реальности, состоящей из порождения и отношений разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия.

Развитие компьютерных, и в первую очередь, мультимедийных интерактивных технологий привело к возможности моделирования в режиме реального времени реалистичных образов искусственного мира, передаваемых человеку через ощущения, имитируемые в соответствии с этими образами. Возникновение и стремительное развитие компьютерных сетей привело к не вполне обоснованному, на наш взгляд, пониманию под виртуальной реальностью еще и среды для интерактивного взаимодействия индивидов посредством интернет-коммуникаций [3].

Говоря о дефиниции «виртуальное пространство», следует отметить, что определение, звучащее как «моделируемое с помощью компьютера информационное пространство, в котором находятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в математическом, символьном или любом другом виде и находящиеся в процессе движения по локальным и глобальным компьютерным сетям, либо сведения, хранящиеся в памяти любого физического или виртуального устройства, а также другого носителя, специально предназначенного для их хранения, обработки и передачи» и, по сообщению ряда авторов [4], соответствующее рекомендациям экспертов ООН, видится нам слишком узким и не в полной мере отражает сложившуюся практику информационного взаимодействия в интернете.

Во-первых, интернет-коммуникация вполне реальна, так же как и информация, находящаяся в интернете. Например, материалы одного из лучших в мире виртуальных музеев — Государственного Эрмитажа, содержат изображение реальных музейных экспонатов и экспозиции, а материалы любого учебного заведения, имеющего свое представительство (сайт, портал) в интернете, содержат совершенно реальные учебные программы, курсы лекций, вопросы для самопроверки, словари, энциклопедии и т.д. Более того, далеко не все интернет-сообщества можно считать виртуальными только на том основании, что социальное взаимодействие осуществляется посредством соответствующих аппаратных и программных артефактов. Нередко общению в интернет-сообществах, и в первую очередь в учебных, предшествует обязательная регистрация и идентификация потенциального участника с обязательным указанием пола, ФИО, даты рождения, места жительства, учебной группы и т.д., а пользователь не допускается в сообщество без подтверждения подлинности представленной информации, т.е. интеракция осуществляется реальными индивидами. И можно ли назвать виртуальным общение посредством передачи видеосигнала в режиме реального времени, например видеоконференции, видео-чаты, где происходит визуальный контакт участников общения?

Во-вторых, в интернете есть действительно виртуальные участки пространства, например, онлайн игры с виртуальными персонажами (как управляемыми реальными людьми, так и смоделированными и управляемыми компьютером), несуществующими расами и кастами, виртуальной экономикой, географией, ресурсами, собственной системой обучения, поощрений и наказаний и т.д. Или сообщества, в которых участники используя так называемых «виртуалов» могут играть несколько социальных ролей, когда за одним образом может скрываться несколько индивидов и наоборот, за множеством пользователей может стоять один человек. Сюда же необходимо отнести симуляторы, воспроизводящие особенности социальной среды (так называемые «симуляторы бога», позволяющие создавать виртуальных персонажей, выбирать им внешность, придумывать характер, сочинять жизнеописание, создавать семьи, «рожать» виртуальных детей и т.д.); специализированные ресурсы, ориентированные на создание виртуальных браков интернет-пользователей (с регистрацией и выдачей уникального свидетельства, с виртуальной свадебной церемонией, виртуальными гостями, виртуальными подарками, цветами и т.д.); сервисы, позволяющие находить новых знакомых и проигрывать в общении с ними разнообразные сексуальные роли и ситуации, недоступные в реальной жизни (виртуальный секс) и др.

Таким образом, можно говорить о некорректности использования терминов «виртуальное пространство» и «виртуальное обучение» на том основании, что виртуальное пространство является частью большего пространства, в котором взаимопересекаются и взаимодополняются как реальное, так и виртуальное, сформировано реальными индивидами и включает в себя множество реальных процессов, а сам процесс обучения, не смотря на свою опосредованность, направлен на вполне реальное усвоение знаний, формирование конкретных умений и навыков.

В тоже время, необходимо отметить целесообразность использования дефиниции «виртуальная реальность» в тех случаях, когда имеется в виду технически конструируемая при помощи компьютерных средств с различными элементами тренажерных технологий (кресла на гидроприводах, платформы, системы управления с обратной связью, трекинг и пр.) интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств, способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве, а также создания средствами специального компьютерного оборудования эффекта присутствия человека в этой объектной среде.

Для описания социальной компоненты интернета предлагается использование дефиниции образовательное интернет-пространство, что позволит, на наш взгляд, избежать путаницы и неоднозначности в научном дискурсе; определить поле исследований и разграничить сферу интересов представителей смежных направлений; более объективно подойти к вопросу организации эффективного обучения посредством интернет-технологий и т.д.

По нашему мнению, образовательное интернет-пространство — это открытое целостное образование, создаваемое взаимодействующими индивидами, социальными группами, преподавателями и образовательными учреждениями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки для осуществления совместной информационно-познавательной, образовательной, воспитательной и коммуникативной деятельности.

Интернет-пространство формирует новый вид социальной стратификации — информационную стратификацию, когда главным и определяющим фактором социальной дифференциации выступает уровень доступа к знаниям и информации. Интернет-пользователи, находящиеся в верхних эшелонах информационной стратификации, далеко не всегда занимают высокие позиции в традиционном совокупном социально-экономическом ранжировании.

Не следует путать образовательное интернет-пространство с образовательной интернет-средой, которую можно определить, как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и эффективное взаимодействие индивидуумов и групп пользователей различных компьютерных информационных сетей в процессе обучения.

Под учебной интернет-аудиторией предлагается понимать неоднородную социальную общность, характеризующуюся общим предметом восприятия и отсутствием видимой значимости связей между индивидами и группами пользователей, неформально структурированную по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и использующую информационные и коммуникационные ресурсы и возможности интернета для обучения.

Данная статья не претендует на полноту, а лишь намечает определенные направления для дальнейшего изучения феномена интернета в условиях формирования принципов Web 2.0, развития концепции «семантической паутины», разработки и использования современных протоколов, сервисов и приложений, появления новых ресурсов, служб и видов услуг использующихся обществом не только для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей, но и для образовательных целей в интересах человека, общества, государства.

Представленный подход к проблеме требует уточнения понятий соответствующего концепта: «интернет-обучение», «учебное интернет-сообщество», «образовательные интернет-ресурсы», «образовательные интернет-услуги» «интернет-культура» и др.

Автор будет признателен за конструктивные замечания и пожелания, которые можно присылать по адресу: 144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а, филиал Российского государственного социального университета, и по электронной почте: idmi@mail.ru.
Литература:


  1. См.: Бондаренко, С.В. О социологии виртуальных сетевых сообществ // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10—12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 7—8.

  2. См.: Гибсон, Ульям. Нейромант = Neuromancer / Уильям Гибсон; [Пер. с англ. под ред. А. Черткова]. — М.; СПб.: АСТ: Terra Fantastica, 2000.

  3. См., например: Michael, Heim. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth.Meckler. Westport and London (1991), p. 27—33.

  4. См., например: Тропина, Т.Л. Киберпреступность и кибертерроризм: поговорим о понятийном аппарате // Сборник научных трудов международной конференции «Информационные технологии и безопасность». Вып. 3. — Киев: Национальная академия наук Украины, 2003. — C. 173—181. 





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов
Словарь Э. М. Мурзаева обобщает материал по географической терминологии многих республик Советского Союза. Особую ценность представляют...
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании
Гаргай В. Б., доктор педагогических наук, доцент гбоу дпо нсо новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Продвижение бизнеса в Интернет: все о pr и рекламе в сети
В рунете существуют уже сотни тысяч сайтов, а количество русскоязычных блогов превысило два миллиона. Интернет-бизнес стремительно...
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Общая характеристика правовой терминологии, используемой в педагогических научных исследованиях

Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Учителям-словесникам Подборка Интернет-ресурсов
В помощь преподавателю (методические материалы, интернет-ресурсы, обзоры, сценарии, викторины, каталоги электронных носителей, мероприятия...
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Автоматизированная система управления интернет-магазином
Назначение разработки Автоматизация процесса управления содержимым интернет-магазина
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Курс дбо дипломная работа Проблемы интеллектуальной собственности в сети Интернет. Научный
Общая характеристика сети Интернет и проблемы ее правовой регламентации
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Олимпиады по естественно-математическим дисциплинам в сети Интернет
России и дающих льготы для поступления в вуз. Обсуждаются профориентационные аспекты участия школьников в профильных олимпиадах....
Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии) icon Москва Издательство «Русский гуманитарный интернет-университет»
Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. (Часть вторая ) Из-во «Русский гуманитарный Интернет-университет», М., 2002....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции