Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов




Скачать 70.15 Kb.
Название Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов
Дата публикации 20.06.2014
Размер 70.15 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Информатика > Урок
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов.

Волкова Елена Валентиновна, учитель английского языка МАОУ лицей №7

В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на иностранном языке.

Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию, следует выделить метод проектов, который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач.

По мнению Е.С. Полат, «чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем».

Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения.

По определению Е.С.Полат: «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Метод проектов позволяет учащимся:

  • показать знания в области языковой системы, навыки оперирования этими знаниями;

  • проявить владение нормой речевого поведения;

  • подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;

  • глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка;

  • позволяет компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде, а следовательно, развивает иноязычную коммуникативную компетенцию.

Групповое взаимодействие - естественный компонент учебного процесса в проектной методике. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как: а) уровень обученности; б) коммуникабельность; в) инициативность; г) работоспособность; д) интересы учащихся.

При работе над проектом учащиеся без принуждения многократно повторяют лексический и грамматический материал. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность учащихся носит целенаправленный, осмысленный характер.

Преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, а также дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;

  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Е.С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролево-игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,

  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,

  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,

  • парные,

  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

  • макет, схема, план-карта;

  • видеофильм;

  • выставка; и др.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Опираясь на десятилетний опыт работы наших педагогов по применению метода проектов для развития коммуникативной компетенции, хотелось бы отметить, что ребята учатся создавать проекты со второго класса, т.е. с первого года обучения иностранному языку.

Например, шестиклассники, когда учились во втором классе, работали над следующими проектами: «My ABC» «Бабочка», «Мой питомец», «Мои игрушки», «Моя семья».

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Power Point). Ребята активно используют знания, полученные на уроках информатики, печатают текст, используя разные шрифты, размеры, цвет, выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию, составляют таблицы, простейшие презентации. В 3-м классе были сделаны проекты: «Мой друг», «Меню школьных завтраков», «Письмо Деду Морозу», «День рождения Тайни», «Я люблю английский». Ролево-игровой проект «Наш урок английского языка» был показан и снят на видео, выступление ребят на сцене сопровождала презентация с фотографиями уроков английского языка. Ребята показали свой проект на ежегодном мероприятии «День лицеиста».

В 4-м классе ребята работали над проектами по темам: «Времена года», «Моя комната», «Журнал мод для телезвёзд». Над созданием проекта «Город. Село» ребята трудились, сотрудничая с учителями на интегрированных уроках «Английский язык + ИЗО».

В 5-м классе были созданы проекты: «Моя семья», «Известные люди», «Солнечные часы», «Любимое время года», «Свободное время». Проект «Моя семья» ребята уже делали во втором классе. Но это уже совсем другой продукт, позволяющий слушателям, не только познакомиться со всеми членами семьи рассказчика, но и узнать, что они любят делать, как проводят свободное время, их семейные традиции. Ребята с удовольствием рассказывают о своих самых любимых и близких людях. Проекты становятся информационными.

В 6-м классе ребята сделали практико-ориентированные проекты: «Мои окрестности» и «Жизнь подростков».

Проект “Teenagers’ Life”.

Учебная цель: поисковая деятельность учащихся по сбору информации о подростках их увлечениях, любимых занятиях; активизация речевой деятельности учащихся по теме «Жизнь подростков» с использованием изученных грамматических структур.

Воспитательная цель: познакомиться с жизнью подростков в странах изучаемого языка, уважительно относиться к обычаям и традициям стран изучаемого языка.

Участники: учащиеся 6 «В» класса.

Тема: “Teenagers’ Life”

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный;

По содержанию: монопроект;

По объему: средней продолжительности;

Планируемый результат: Создание презентационных проектов (при защите проекта используются средства Microsoft Power Point).

Работа над проектами включает в себя следующие этапы:

  • выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой; (“Teenagers’ Life”)

  • выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса; (“School”, “Money”, “Free Time”, “Family Relations”, “Advantages of being a teenager”, “Disadvantages of being a teenager”.)

  • поиск информации по выбранным детьми темам; (Использование материалов учебника, журналов, Интернета).

  • завершение работы над темой – оформление найденных сведений;

  • работа над выбранными проектами;

  • презентации проектов;

  • вывод и рецензирование.

Работа над проектом велась поэтапно. На каждом этапе решались определенные задачи, намечалась деятельность учащихся и учителя.

Немаловажным показателем при работе над проектом являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция.

Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию.

Литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  2. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.

  4. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО, 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического...
Поэтому изучение второго иностранного языка насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка основными задачами являются...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического...
Поэтому изучение второго иностранного языка насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка основными задачами являются...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Рабочая программа групповых занятий по английскому языку для обучающихся...
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование...
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon "Лексика" в 6-м классе
Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся (умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения)
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Люби русский язык. Говори правильно и красиво
Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов icon «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного...
Ьного искусства для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка представляет собой межпредметный, внутриклассный,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции