Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года




Скачать 81.36 Kb.
НазваниеПриказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года
Дата публикации19.06.2014
Размер81.36 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Механизмы накопления и трансляции опыта реализации ФГОС в начальной школе средствами IТ-решений.

Председатель МО учителей начальных классов И.В. Евсеева

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) действует с 1 января 2010 года.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих, в том числе, и требованиям информационного общества.

Стандартом предусматривается разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Метапредметные результаты должны отражать:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Следовательно, перед начальной школой встала задача освоения и применения информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Надо отметить, что и до внедрения нового образовательного стандарта учителя начальной школы на протяжении ряда лет использовали на уроках ИКТ.

Как показала практика, появление компьютера

  • намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);

  • урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

  • появляется возможность усилить мотивацию учения;

  • в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;

  • чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.

Но родителей, педагогов, представителей школьной администрации, медиков и психологов в первую очередь интересуют здоровьесберегающие технологии. Поэтому, на заседании методического объединения учителей начальной школы в первую очередь на обсуждение были вынесены следующие вопросы: «Здоровьесбегегающие технологии», «Целесообразность активного внедрения компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников», «Безопасный интернет», «Насколько компьютер и интернет полезны или вредны для детской психики», «В каких случаях использование ИТ на уроках целесообразно, а когда - неоправданно?». Выводы, сформулированные в процессе обсуждения, были представлены в статье «Плюсы и минусы применения презентаций на уроках в начальной школе». Главный из них - все зависит от учителя. Хороший урок IТ-технологии украсят, плохому - все равно не поможет.

В течение 2010-2012 года более 90 % учителей начальной школ прошли различные курсы применения ИКТ-технологий в учебном процессе и повышения компьютерной грамотностями, получив при этом соответствующие удостоверения и сертификаты.

Школа в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования, развития материально-технической базы начальной школы, оснастила не только рабочее место учителя, но и рабочее места ученика персональными ноутбуками, цифровыми микроскопами, лабораторным оборудованием, индивидуальным раздаточным материалом. Большая часть этого оборудования была установлена в кабинете № 13, который теперь стал методическим кабинетом начальной школы. На протяжении всего учебного года полученные пособия, компьютеры и интерактивные доски, проекторы активно включались в образовательный процесс. Набор «Доли» помогал на уроке математики третьеклассникам усваивать непростую тему, связанную с делением на равные части, и находить часть от числа. Коллекция «Гербарий» пришла на помощь, когда на уроке окружающего мира обучающиеся знакомились с растениями различных экосистем. 15 микроскопов на уроке окружающего мира позволили детям практически изучать состав почвы и её свойства, чистоту воды, виды тканей.

В связи с открывшимися возможностями, в творческой лаборатории школы была создана отдельная группа из наиболее активных и информационно-грамотных учителей начальной школы. Главной задачей группы стала разработка механизмов реализации использования современных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности. На первом заседании МО учителей начальной школы был составлен график открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ-технологий.

На последующих заседаниях МО учителя творческой лаборатории представили опыт:

  • работы с цифровым микроскопом (учителя Храмцова Е. А. и Савина И. В.),

  • использование ИКТ в курсе внеурочной деятельности «Доноведение» (учитель Коваленко С. А.) , уроки информатики (Савина И. В. и Евсеева И. В.),

  • подготовили методические рекомендации и инструктажи работы с микроскопами, ноутбуками, планшетами,

  • внесли изменения в рабочие программы (добавили ИКТ составляющую).

Активно обсуждались технологии включения ИКТ в процесс урока, во внеурочную деятельность, проводился мониторинг эффективности использования средств обучения при реализации ФГОС в начальной школе.

Накопленный опыт работы и наличие методических разработок, которые публикуются в Методическом вестнике (размещены на сайтах rostov-gorod.ru и school60rd.com) позволили продолжить трансляцию опыта на качественно новом уровне.

Для описания лучших образцов педагогической деятельности в последнее десятилетие используются  такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика», «инновационная образовательная практика» как совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Исследования ученых свидетельствуют, что в основе различных форм трансляции лучших педагогических практик лежат три основных механизма данного процесса —  семиотический, имитационный, интерактивный.

Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотические формы трансляции практики предполагают формализацию её сущности разнообразными вербальными средствами:

  • представление опыта в базе данных (школьной, муниципальной, региональной, федеральной);

  • размещение описания опыта в сети Интернет;

  • представление опыта на педагогических конференциях, чтениях, круглых столах и т.п.;

  • издание методической литературы;

  • публикации в средствах массовой информации.

Учителя начальных классов нашей школы активно используют этот метод: принимают участие в межрегиональной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании», городском интернет -педсовете (2013 г.), интернет-конкурсах, размещают методические разработки на сайтах.

Имитационный механизм предполагает обязательное участие группы субъектов. Это может быть пара «учитель-ученик», где «ученик» пытается стать копией учителя, или пара «предмет-человек».

Имитационные формы трансляции практик основаны на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов и заключаются в визуальном представлении образцов деятельности.

Широко используются:

  • открытые уроки и мероприятия,

  • обучающие семинары,

  • школы передового опыта,

  • наставничество,

  • мастер-классы.

Имитационный механизм используется даже чаще, чем семиотический. Взаимопосещения уроков способствуют обогащению копилки, даёт возможность применить находки коллег в собственной практике.

Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия. При этом акцент переносится с отработанных способов действий на процессы переопределения ситуации, адаптации практики к новым условиям. Интерактивные формы трансляции инновационных образовательных практик становятся все более популярными и предполагают активное взаимодействие авторов практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются новые знания:

  • творческие мастерские;

  • стажерские площадки;

  • школы-лаборатории.

Этот механизм трансляции опыта наша начальная школа только начала осваивать.

Используя те или иные механизмы трансляции опыта, были установлены определенные их преимущества и риски:

  • семиотический механизм позволяет с помощью знаковых систем формализовать практику, «оторвать» её от автора, не требует значительных ресурсных затрат, в то же время потенциальный пользователь может изучать описание практики в любое время и возвращаться к нему при необходимости;

  • имитационный механизм обеспечивает передачу скрытых знаний, которые невозможно формализовать; трансляцию образцов деятельности одновременно нескольким пользователям; при этом у пользователей возникает стремление к повторению практики, подражанию, «эффект заражения»;

  • интерактивный механизм способствует передаче новых ценностей в процессе взаимодействия автора практики и ее пользователя; кроме того, происходит модификация практики, адаптация её к новым условиям.
    Таким образом, мы стараемся инновационную образовательную практику транслировать через различные механизмы. Это позволяет решить разные задачи:

  • обеспечить доступность описания инновационной образовательной практики потенциальным пользователям;

  • формировать и развивать у педагогов мотивацию на изучение лучших практик (имитационный);

  • транслировать задачи модернизации образования на муниципальном, региональном уровнях и инновационные образовательные практики как способы их решения (интерактивный).

Представление лучших педагогических практик в электронном виде дает возможность в полной мере представить все составляющие опыта, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).  Оформление опыта в электронном виде позволяет включать в пакет такие материалы, которые невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио- и видеофрагменты и т.п. Это позволяет значительно повысить эффективность восприятия материала за счет максимальной наглядности и удобного его структурирования.

Представление опыта в форме web-страницы или web-сайта не ограничивает педагога в объеме размещаемого материала. Учитель имеет возможность подробно проиллюстрировать процесс практического использования  и результаты опыта, демонстрируя лучшие работы обучающихся, фотографии, наглядные пособия и т.п.

Оформление опыта на CD- дисках позволяет системно представить эффективный опыт учебно-воспитательной, управленческой деятельности.
 Структура диска может быть разнообразной и включать по желанию автора самый разноплановый методический, дидактический материал.
 В результате получается продукт, предназначенный не только для ознакомления широкой педагогической общественности с инновационным педагогическим опытом, но и для непосредственного использования авторских разработок в практике других педагогов.

Надеемся, что представленный в ходе мастер-класса опыт учителей нашей школы будет интересен и полезен для разработки собственного инновационного педагогического проекта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПриказ от 13 января 2010 г. N 18 об утверждении и введении в действие...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству....
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПриказ от 14 сентября 2010 г. N 924 об утверждении и введении в действие...
Приказ Минобрнауки РФ от 14. 09. 2010 n 924"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПриказ от 4 мая 2010 г. N 464 об утверждении и введении в действие...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПриказ от 14 декабря 2010 г. N 1763 об утверждении и введении в действие...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПриказ от 14 января 2010 г. N 24 об утверждении и введении в действие...
Постановление Правительства РФ от 15. 06. 2004 n 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15. 05. 2010...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года icon«Об утверждении проекта и плана-графика введения фгос нового поколения...
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПаспорт программы Полное название программы Основная образовательная...
Приказ от 06. 10. 2009г. №373 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПоложение о внедрении фгос
РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования...

Приказ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) действует с 1 января 2010 года iconПоложение о внедрении фгос
РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции