Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения




НазваниеИзмерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения
страница1/7
Дата публикации18.06.2014
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Глава 9

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения

Цели обучения

Изучив материал данной главы, вы должны уметь:

  • определять релевантные и нерелевант­
    ные издержки и поступления;

  • обосновывать важность качественных
    факторов.

  • различать релевантные и нерелевант­
    ные издержки и поступления для пяти
    проблем, связанных с принятием реше­
    ний, которые описаны в этой главе;

  • объяснять, почему балансовая стои­
    мость оборудования считается нереле­
    вантной, когда принимается решение о
    целесообразности замены оборудова­
    ния;

  • пояснять концепцию альтернативных
    издержек;

  • понимать сущность ошибочных пред­
    ставлений, связанных с понятием реле­
    вантных издержек и поступлений.

В данной главе сосредоточим внимание на измерении из­держек и поступлений при принятии нестандартных ре­шений. Относительно нерутинных решений, т.е. тех, ко­торые не принимаются регулярно через какие-то проме­жутки времени, иногда используется термин специальное исследование. Другими словами, специальное исследование предпринимается, если возникает необходимость принять решение, скажем, о прекращении выпуска какого-то про­дукта или выхода на рынок через какой-то канал дист-рибьюции; о том, производить компонент в самой компа­нии или закупать его на стороне; о начале производства нового изделия, о замене используемого оборудования. Специальное исследование требует рассмотрения только тех издержек и поступлений, которые значимы только для альтернативных вариантов действий. Для обозначения оп­ределенных конкретных издержек и доходов, которые должны быть получены для проведения специального ис­следования, используется термин подход в интересах при­нимаемого решения.

Будем считать, что при рассмотрении альтернативных курсов действий целью компании является максимизация приведенной стоимости будущих чистых потоков денеж­ных средств. Расчеты приведенной стоимости более подробно объяснены в гл. 13. В этой главе мы также будем исходить из допущения, что будущие затраты и поступления известны точно. Ва­рианты принятия решений в условиях неопределенности рассмотрены в гл. 12. В гл. 13 и 14 подробно остановимся на специальных исследованиях, необходимых для принятия решений о капиталовложениях.

На данной стадии нашего изучения важно обратить внимание на то, что подход в интересах принимаемого решения устанавливает тот временной период, на который осуществляется плани­рование, который лицо, принимающее решение, сочтет для данной ситуации наиболее приемле­мым. Однако важно не замыкаться только на краткосрочных периодах времени, поскольку цель состоит в долгосрочной максимизации чистых поступлений денежных средств. Изложение мате­риала этой главы начнем с концепции релевантных издержек, а затем покажем, как данный принцип используется в процессе принятия решения по следующим аспектам:

  1. принятие специальных решений о ценах реализации продукции;

  2. принятие решений об ассортименте продукции при наличии ограничений на производст­
    венные мощности;

  3. принятие решений о замене оборудования;

  4. принятие решений о том, что целесообразнее — изготавливать какие-то компоненты само­
    му или покупать их на стороне;

  5. принятие решений о прекращении производства продукции.

После этого более подробно рассмотрим некоторые специфические проблемы, возникающие при уточнении релевантных издержек, связанных с материалами и трудом, а затем — сложную

,

280 Роздел третий. Информация для принятия решений

проблему, с которой менеджеры, сталкиваются при принятии решений, в которой объединены различные аспекты финансовой информации, необходимой для принятия решений.

Цель этой главы — помочь хорошо понять те принципы, которыми следует руководствоваться при выявлении релевантных издержек и поступлений. При этом предполагается, что при измере­нии релевантных издержек особых трудностей не возникает, хотя на самом деле некоторые виды таких издержек, особенно выраженных в косвенном виде, для измерения очень трудны. Измере­ние косвенных релевантных издержек при принятии решений при помощи приемов функцио­нальной калькуляции затрат показано в следующей главе.

Что такое релевантность?

При принятии решения значимы для него только те затраты и поступления, величина кото­рых зависит от принимаемого решения. Такие издержки и поступления называются релевантны­ми, т.е. принимаемыми в расчет. Затраты и поступления, величина которых не зависит от прини­маемого решения, являются нерелевантными и поэтому не учитываются при принятии решения. Таким образом, релевантными финансовыми параметрами, анализируемыми в процессе принятия решения, являются будущие потоки денежной наличности, величина которых зависит от рассмат­риваемых альтернативных вариантов. Другими словами, в расчет должны приниматься только приростные потоки денежных средств, а потоки, неизменные при любом варианте, релевантными для рассматриваемого решения не являются. Так как при принятии решения выбор будущего ва­рианта действий делается из нескольких альтернатив и ничего нельзя сделать, чтобы изменить прошлое, то для принятия решения прошлые затраты релевантными для рассматриваемого реше­ния не являются. Разберем случай, когда человеку необходимо сделать выбор между покупкой проездного билета на месяц для проезда по железной дороге и использованием для тех же поез­док личной автомашины. Предположим, что этот человек в любом случае будет владеть автомо­билем, независимо от того, будет он им пользоваться или выберет вариант поездок на поезде. В этом случае расходы, связанные с общим обслуживанием автомобиля, уплатой налога на транс­портные средства и страхованием, являются нерелевантными, так как они остаются одними и теми же при любом варианте поездок этого человека. Однако расходы на бензин релевантны, по­скольку изменяются в зависимости от того, какой используется вид транспорта.

Важность качественных факторов

Зачастую оценить в стоимостном выражении все составляющие решения трудно. Те факторы, которые не могут быть выражены в денежном виде, классифицируются как качественные. При­мером такого фактора может служить снижение дисциплины труда работников в результате из­бытка производимой продукции и последующего принятия решения о закрытии части производ­ства. Очень важно, чтобы качественные факторы в процессе принятия решения учитывались ру­ководством, так как в противном случае .возрастает опасность отдать предпочтение неверному решению. Например, расходы на самостоятельное производство какого-то компонента компани­ей могут быть выше, чем расходы на его закупку у внешнего поставщика. Однако решение заку­пать этот компонент на стороне может привести к закрытию части производства в самой компа­нии. В результате этого решения могут появиться избыток рабочей силы, ухудшение в организа­ции общей атмосферы и в конечном счете — снижение производительности труда. Кроме того, компания станет более зависимой от внешнего поставщика, который может в этом случае при

9. Измерение релевонтных издержек и поступлений для принятия решений

281

заключении последующих контрактов повысить цену на свою продукцию и / или не всегда осу­ществлять ее поставки в намеченный срок. Если это случится, то удовлетворение потребности заказчиков самой компании окажется под угрозой, что в свою очередь приведет к утрате доверия к компании со стороны ее заказчиков и снижению объема реализации продукции в будущем.

Моральные аспекты, связанные с трудом и поведением работников, и потерю доверия заказ­чика невозможно выразить в стоимостных показателях, однако бухгалтер обязан наряду с пред­ставлением релевантной количественной финансовой информации привлечь внимание руково­дства и к качественным факторам, которые скорее всего повлияют на будущую рентабельность. В условиях, подобных тем, которые приведены в данном примере, руководство компании должно оценить вероятность того, что поставщик может в будущем нарушить свои обязательства по по­ставкам, и возможное влияние этих событий на взаимоотношения компании со своими заказчи­ками. Если поставщиков данного компонента много, а на продукцию компании повторных зака­зов не предвидится, то придавать большое значение качественному фактору нет необходимости. И напротив, если какой-то компонент поступает только от одного поставщика и компания рас­считывает на повторные заказы от своих заказчиков, то качественный фактор становится очень важным. В последнем случае компания может прийти к мнению, что экономия на расходах при покупке компонента у внешнего поставщика недостаточна для того, чтобы покрыть возможный риск по качественному фактору.

Там, где это возможно, качественные факторы следует выражать в количественных показате­лях, пусть даже и нестоимостных. Примерами таких преобразований являются увеличение (в процентном выражении) числа запаздываний поставок заказанных компонентов для нового про­изводственного процесса в срок; сокращение срока, в течение которого заказчик готов ожидать выполнения своих требований; снижение числа бракованных единиц продукции, доставленных заказчику в результате инвестиций в контроль качества выпускаемой продукции.

Теперь посмотрим, как подход на основе релевантных издержек может использоваться для решения самых разных проблем. В данном случае сосредоточим основное внимание на измере­нии финансовых показателей, однако надо все время помнить, что при принятии решений столь же важны и качественные факторы.

Принятие специальных решений о ценах реализации продукции

В некоторых случаях компания должна принять решение о ценообразовании, выходящем за пределы ее основного рынка. Чаще всего это связано с разовыми контрактами по ценам ниже тех, которые доминируют на рынке. Рассмотрим информацию, представленную в примере 9.1

Пример 9.1

Caledonian Company производит одежду и реализует свою продукцию непосредственно компаниям, за­нимающимся ее розничной продажей. Один из цехов Caledonian выпускает футболки. Производственная мощность цеха равна 50 000 футболок в месяц. Из-за прекращения работы на этом рынке одного из круп­нейших ее заказчиков у Caledonian появились избыточные мощности. Поэтому ожидается, что в течение следующего квартала месячное производство и реализация футболок составят только 35 000 ед. при цене одной футболки в £40. Ниже приведены данные об ожидаемых затратах и поступлениях на следующий ме­сяц при объеме производства в 35 000 футболок.

282

Раздел третий. Информация для принятия решений

Всего, £ На единицу продукции, £

Труд основных работников

420 000

12

Основные производственные материалы

280 000

8

Переменные производственные накладные расходы

70000

2

Непеременные производственные накладные расходы

280 000

8

Маркетинговые и дистрибьюторские расходы

105 000

3

Общие затраты

1 155 000

33

Реализация

1 400 000

40

Прибыль

245 000

7

Caledonian ожидает, что на ее продукцию со временем произойдет взрывообразный рост спроса и пола­гает, что излишек производственных мощностей — явление временное. Одна из компаний, чей бизнес свя­зан с индустрией отдыха и развлечений, предложила покупать у Caledonian 3000 футболок каждый месяц в течение трех следующих месяцев по цене £20 за футболку. Эта компания сама будет забирать футболки фаб­рики Caledonian, и на этот заказ не потребуется никаких маркетинговых и дистрибьюторских расходов. Од­нако последующих заказов от указанной компании не ожидается. Вместе с тем эта компания требует, чтобы на заказанных футболках был ее логотип. Для этого Caledonian потребуется дополнительно затратить по £1 на каждую футболку. Следует ли при таких условиях предложения компании Caledonian на него согла­шаться?

На первый взгляд дело выглядит так, словно заказ следует отвергнуть, поскольку предложен­ная цена меньше, чем общие затраты в £33. Однако изучение оценок по затратам показывает, что в течение следующего квартала расходы на труд основных работников, производственные (т.е. неменяющиеся) постоянные накладные расходы и расходы на маркетинг и дистрибьюцию оста­нутся теми же самыми, независимо от того, будет заказ принят или отвергнут. Следовательно, указанные виды затрат являются для рассматриваемого решения нерелевантными. К другой ка­тегории относятся затраты на основные производственные материалы, переменные производст­венные накладные расходы и затраты, связанные с нанесением на футболки логотипа заказчика, которые, если заказ будет принят, будут другими, т.е. для данного решения они являются реле­вантными. Финансовая информация, требующаяся для принятия решения, показана на рис. 9.1.

По данным рисунка видно, что для представления релевантных издержек и релевантной ин­формации могут использоваться различные подходы. Информация о затратах может быть пред­ставлена так, что в нее будут входить как релевантные, так и нерелевантные затраты и поступле­ния для всех рассматриваемых альтернативных вариантов. Если в этом подходе учитываются те затраты, которые остаются неизменными в результате принятия решения (для этого примера — труд основных работников, производственные непеременные накладные расходы и расходы на марке­тинг и дистрибьюцию) во всех рассматриваемых вариантах, то по отношению к принимаемому решению это делает их нерелевантными. На рис. 9.1 эта информация показана в колонках (1) и (2). Альтернативно можно показывать информацию о затратах в колонках (1) и (2), при этом не­релевантные затраты и поступления исключаются, поскольку они идентичны для обоих вариан­тов. Третий подход — представляют только релевантные (дифференциальные) издержки. Этот подход показан на рис. 9.1 в колонке (3). Все эти методы показывают, что компания окажется в более выгодном финансовом положении на £27 000 в месяц, если она примет заказ.

Однако прежде чем давать рекомендации о принятии заказа, необходимо рассмотреть четыре основных фактора. Большая часть из них связана с допущением, что долгосрочных последствий от принятия предложения о разовой цене реализации по £20 за футболку не существует. Во-первых, предполагается, что будущая цена реализации не будет зависеть от продажи части про­дукции по цене, которая ниже существующей на рынке в настоящее время. Если это допущение

9. Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решений
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconБюллетень новых поступлений литературы 1-2 квартал 2012 года
Маслак, А. А. Измерение качества выпускных квалификационных работ: методические рекомендации / А. А. Маслак. Славянск-на-Кубани:...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconМетодические указания по выполнению индивидуального задания по дисциплине «Промышленный сервис»
Поэтому перечень и качество предоставляемых клиенту услуг после приобретения товара (вспомним Ф. Котлера с его третьим уровнем товара)...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconПояснительная записка к дипломному проекту включает в себя: страниц...
Тема дипломного проекта «Проект программно-методического комплекса автоматизации обработки данных и решения задач с использованием...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconПояснительная записка к дипломному проекту включает в себя: 104108...
Тема дипломного проекта «Проект программно-методического комплекса автоматизации обработки данных и решения задач с использованием...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconРазработка прототипа динамической экспертной системы поддержки принятия...
Предлагается разработать экспертную систему для поддержки принятия решений трейдеров

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconВ особенности современных
Читатель должен получить возможность принятия обоснованного, а не волевого решения относительно использования этих технологий. Приводимые...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconИнформационный бюллетень новых поступлений отраслевой литературы,...
Европа. 50 лучших мест для путешествий и отдыха [Текст]. Минск: Харвест, [2012]. 127 с.: цв ил

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconПримеры вопросов для изучения деловых отношений
Социометрия (от лат societas — общество и метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, через их количественное...

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconПлаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ
Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. — 368 с

Измерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения iconАнтиномия "индивидуализм коллективизм"
Основной вывод, что частная собственность на средства производства это не самый эффективный способ производства. Одно только содержание...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции