Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру»




Скачать 101.03 Kb.
Название Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру»
Дата публикации 17.05.2014
Размер 101.03 Kb.
Тип Статья
literature-edu.ru > Информатика > Статья
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г. Черемхово»

Иркутской области

Статья

опубликована 26.03.2014г. в электронно-методическом издании «НУМИ.РУ»
«Учебная исследовательская деятельность лицеиста на уроках и внеклассных занятиях по английскому языку как основа формирования исследовательской культуры учащихся»

подготовила

учитель английского языка

Кельман Татьяна Геннадьевна

г. Черемхово, 2014

Исследование в образовательном процессе является учебным. Главная цель – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Исследовательское поведение как видовая характеристика человека связано со способностью реагировать на изменения в знакомой обстановке и обследованием нового как основы для установления связей с окружающим миром, адаптацией к новым ситуациям. Исследовательское поведение является базой для развития особой системы научного познания в обществе. Специальную исследовательскую деятельность, для которой характерно наличие творческой части, устремленность на выяснение существенных характеристик явлений и процессов, отсутствие алгоритмических предписаний успеха, объективная недостаточность информации и очевидная неопределенность направления поиска, можно рассматривать как сложно организованную сеть различных исследовательских актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Субъекты исследовательской деятельности могут быть в определенной степени представлены как результаты деятельности направленного обучения и воспитания, которая обеспечивает усвоение субъектом необходимых образцов исследовательских действий, знаний и навыков применения определенных исследовательских средств.

Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, знакомство с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, формулирование выводов.

В философской и педагогической литературе описаны различные модели обучения как исследования, которые применяются в преподавании естественнонаучных и гуманитарных предметов на разных ступенях обучения. Например, в работе с учащимися я использую исследовательскую модель Бейера, которая представляет собой следующие этапы исследовательской деятельности:

  • Определение проблемы

  • Осознание наличия проблемы

  • Осознание ее значения

  • Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению

  • Выработка возможных ответов

  • Изучение и классификация доступных данных

  • Поиск взаимосвязей и построение логических умозаключений

  • Выдвижение гипотез

  • Проверка предположительного ответа

  • Сбор данных

  • Анализ данных

  • Выработка заключительного вывода

  • Применение вывода.

Для формирования исследовательской культуры учащихся в обучении английскому языку необходимо эффективно использовать технологию исследовательского обучения. Данная технология способствует формированию у учащихся специальных знаний, умений и навыков исследовательского поиска, а именно: изучать научную литературу и извлекать нужную информацию, видеть проблемы, ставить вопросы, формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, анализировать, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская деятельность лицеиста на уроках и внеклассных занятиях по английскому языку является неотъемлемой частью процесса обучения, в результате которой, осуществляя познавательную деятельность, учащийся учится анализировать, синтезировать и оценивать изучаемый материал. Обучающиеся не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Учебное исследование, как и любая деятельность, предполагает реализацию двух целей: «цели-в-продукте» (открытие новых фактов и законов развития окружающего мира) и «цели-в-субъекте», что связано с развитием познавательных процессов исследователя, формированием его исследовательской культуры. Такое методологическое основание делает возможным включение в ИД учащихся разного возраста. При этом «цели-в-продукте» будут реализованы по-разному: от компиляционных описаний действительности до истинно нового научного результата; реализация «цели-в-субъекте» будет определяться индивидуально-личностными достижениями каждого исследователя.

Учебное исследование осуществляется в разных видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме, на разных ступенях обучения и способствует формированию и развитию исследовательской культуры учащихся. Под культурой принято понимать «определенную совокупность человеческих сил и способностей (знаний, умений, навыков, мировоззрение), реализуемых в деятельности». Под исследовательской культурой мы понимаем ЗУН к осуществлению ИД и мировоззрение, позволяющее определять стратегию и тактику решения исследовательских задач теоретического и практического характера. Базой для ИК является та или иная степень развития генетически детерминированных исследовательских способностей.

Так, например, учащимся 7 класса во время изучения темы «Как вы обращаетесь с Землей?» было предложено задание изучить материал о животных, (3 группы – Азия, Европа, Иркутская область), систематизировать и определить, которые из них находятся в опасности. Далее нужно было представить полученные данные в форме компьютерной презентации, буклета или постера, а также предложить свои пути сохранения животных на Земле. Таким образом, учащиеся работают по разным темам, соответствующим школьной программе, используя дополнительные источники информации. Сначала они изучают ее, выдвигают гипотезы или вопросы, анализируют и синтезируют данные из найденных источников, организуют данные для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы, обобщают и интерпретируют данные, формулируют выводы и представляют защиту своего мини-исследования или мини-проекта в форме доклада или компьютерной презентации.

В рамках подготовки лицеистов к областному конкурсу «Лингвострановедческая викторина» я предложила учащимся 8-10 классов конкурс на лучшее составление вопросов по страноведению Великобритании и США. Для этого учащимся нужно было самостоятельно изучить информацию в лингвострановедческом справочнике на английском языке, в журнале ИЯ в школе и в газете 1 сентября, Интернет источниках выбрать наиболее значимую, познавательную и интересную информацию, обработать ее, т.е. составить вопросы на английском языке и провести викторину среди лицеистов. Лучшим разработчикам викторин была представлена возможность участвовать в областной викторине в ИГЛУ. Учащиеся были заинтересованы в поиске информации, кроме того, у них был личный мотив попасть в семерку победителей и защищать лицей на региональном уровне. Результатом всей проделанной работы стало 1 место лицеистов на областном уровне.

Мини исследования учащихся начинаются непосредственно на самих уроках английского языка, факультативных курсах. Например, предлагаю учащимся найти информацию о национальных праздниках Британии, сравнить их с российскими, а затем изобрести свой праздник и обосновать свое предложение; изучить ряд английских пословиц и классифицировать их по грамматическим признакам; прочитать текст и составить проблемные вопросы к нему.

Одной из эффективных методик является CLOSED TEST или INFORMATION GAP. Например, учащиеся 8 класса, изучая Великобританию, выполняют самостоятельно можно в парах или мини группах, следующее задание: заполняют в тексте промежутки необходимой страноведческой информацией, пользуясь географической картой данной страны, лингвострановедческим справочником, словарями.

Речь учащихся, их навыки говорения я развиваю через защиту проектов, высказывания своего мнения по той или иной теме. Записываю их речь на видео и даю возможность прослушать себя, увидеть свои недочеты (видеозапись).

Кроме того, я использую такие виды деятельности, развивающие исследовательскую деятельность, как “INFORMATION SEARCH” (информационный поиск) , “JIGSAW GUESSING” (догадка), “GO AND FIND OUT” (иди и найди), “QUESTION GAME” (игра вопросов), “UNFINISHED SENTENCES” (незаконченные предложения), “BAKER STREET” (улица Бейкер) и другие.

Исследовательская деятельность ребенка зарождается на уроке, поэтому необходимо на уроке включать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение, необходимые для проведения самостоятельных научных исследований.

Написание эссе требует от учащихся также умений анализировать и синтезировать определенную информацию, ее обработку и представление в письменном, логически выстроенном высказывании. Особенно, эти ЗУН необходимы при написании интегрированного эссе по одной проблеме, например «Интерпретация снов», но рассмотренной с двух точек зрения. Первую точку зрения учащийся узнает из чтения отрывка текста, а со второй точкой зрения по той же теме знакомится, прослушивая лекцию. Затем он должен сопоставить противоположные мнения об интерпретации снов. Независимое эссе пишется по определенной теме, где учащийся делает свои выводы по данной проблеме. Написание эссе способствует развитию способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного учащегося.

Результатом данной деятельности являются научно-исследовательские работы моих учащихся. На протяжении многих лет они являются участниками, призерами и победителями городской НПК. Активно участвуют в Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей «Шаг в Будущее, Байкальский Юниор!», Региональной научной и инженерной выставке «Шаг в Будущее», Региональной научно-практической конференции, Евразийском молодежном научном фестивале. Работы учащихся отмечены сертификатами и дипломами, в сборниках опубликованы тезисы представленных работ. Также с учащимися принимаем участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». Исследуем и изучаем темы, которые актуальны, познавательны и значимы для учащихся лицея, например, некоторые из работ учащихся: «Изучение психогеометрических типов людей и их знаков зодиаков для успешной коммуникации», «Что значит жить в США?», «Разделённые одним языком», «Добро пожаловать в мир словообразования английского языка!», «Использование различных связей лексем в американской художественной литературе и частной переписке», «Источники происхождения английских идиом», «Английский язык как один из критериев успешности современного образованного человека», «Люди, которые вошли в историю Британии». Как возникают данные темы? Сначала у школьников появляются проблемные вопросы по той или иной тематике, например, как овладеть успешной и быстрой техникой словообразования (в рамках подготовки к ЕГЭ). Какие ценности, эстетические нормы присущи американскому обществу (участники ФЛЕКСа). Учащиеся осознают, что для полноценного диалога и понимания собеседника уже недостаточно знать только правила грамматики, лексику и особенности произношения, становится необходимым узнать и понять культуру общения и поведения. Вот почему была выбрана данная тема.

Предметом исследования является поведение, ценности, манеры, традиции, эстетические нормы, традиции, язык американских людей.

Объектом исследования - социологические аспекты жизни в США.

Цель данной работы изучить особенности культуры и языка жителей США для комфортной жизни, учёбы или работы в этой стране.

Английский язык богат идиомами, следовательно, возникает вопрос об истоках их появления и использования носителями в настоящее время. Так возникает проблема, затем тема, обосновывается ее актуальность, выдвигается объект исследования: английские идиомы и устойчивые выражения и предмет исследования: источники происхождения идиом, формулируется цель работы: изучить и проанализировать источники происхождения английских идиом и потом задачи. И только потом выдвигается гипотеза (ответ на уже поставленный вопрос). Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление, она не должна содержать не уточненные понятия.

Занимаясь исследованием, учащиеся погружаются в творческий процесс, удовлетворяют свои внутренние потребности, реализуют индивидуальные цели, используют различные пути и способы получения знания.

Что очень важно, юные исследователи учатся самостоятельно работать с научной литературой, добывать необходимые знания, обрабатывать информацию, творчески осваивать мир, использовать математические методы обработки данных (строить диаграммы и графики). Одновременно с развитием и совершенствованием коммуникативной компетенции со всеми её составляющими (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) у учащихся формируются универсальные учебные умения, т.е. надпредметные способы учебной деятельности.

В общей структуре исследовательской компетенции можно выделить три инвариантных компонента.

  • Когнитивно-оценочный компонент предполагает наличие системы знаний о сущности ИД, характеризующейся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью, и о технологии научного исследования, осознание возможности самостоятельной ИД и самооценку готовности к ней.

  • Операционально-деятельностный компонент ИК предполагает меру активности и самостоятельности, творческое решение познавательных исследовательских задач, наличие системы общелогических, технико-библиографических и специальных умений и навыков (умение планировать работу; конкретизировать проблему; выдвигать цели и задачи; определять объект, предмет и гипотезу исследования) и самооценку выполненного исследования и личностных достижений.

  • Ценностно-мотивационный компонент предполагает свободу выбора в исследовательской деятельности, удовлетворенность выбранной деятельностью, ориентиры на истинные предметные знания, идеалы, ценности познания, позволяющие самостоятельно определить стратегию и тактику решения исследовательских задач.

Таким образом, ИК является сложным, многоаспектным явлением. Формирование и развитие ИК учащихся предполагает присвоение определенных норм и требований ИД. Сензитивным периодом для формирования и развития ИК является старший школьный возраст (13-16 лет).

Список использованной литературы




  1. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1981.

  2. Глазкова Т.В. Исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении. – Иркутск: ИПКРО, 2008.

  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара. 1994.

  4. Friederike Klippe Keep Talking Cambridge University Press, 2003.

  5. Penny Ur and Andrew Wright Five-Minute Activities. Cambridge University Press, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической...
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon П. Б. Ганнушкин Статья “La volupté, la cruauté et la religion”, опубликованная...
Франции, т к цензура запретила ее к публикации в царской России. На русском языке (в переводе с французского, перевод выполнен О....
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Т. В. Губаева Судебная экспертиза по делам об экстремизме
Статья опубликована в сб.: Вестник Института экономики, управления и права. Сер. Право. Вып. Казань, 2006. С. 303-315
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon График Проведения урок-телемостов в мкоу сош №8 в период с 01. 04. 2014г по 30. 04. 2014г

Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Статья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный...

Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Концепция организационно-деятельностных игр (оди) и методология творческого...
Статья опубликована в журнале (вак рф): Каспийский регион: Политика, экономика, культура. №1 (30), 2012. С. 253 – 257
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Статья публикуется здесь в том первоначальном виде, в каком была...
Москва, издательство "Физкультура и спорт", 1987 г., стр. 47-50). Общий тираж статьи составил, таким образом, более 750. 000 экземпляров,...
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Статья "Пушкин как политический мыслитель" впервые была опубликована...
В обширном и многообразном творческом наследии крупнейшего русского философа XX века Семена Людвиговича Франка (1877–1950) особое...
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Староюрьевский филиал тогбоу спо «Мичуринский аграрный техникум»
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (эвм) (шифр, наименование)
Статья опубликована 26. 03. 2014г в электронно-методическом издании «нуми. Ру» icon Памяти в романе В. Набокова «Подвиг», статья
Воспитательные аспекты преподавания курса «Славянские литературы» в системе магистерской подготовки по программе «Литературное образование»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции