Кол-во




Скачать 247.01 Kb.
НазваниеКол-во
страница1/2
Дата публикации17.06.2014
Размер247.01 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2
МКОУ Терновская основная общеобразовательная школа



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «_26__» августа 2013 г.

_______/Щербатых Г.А./




Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./




Утверждаю

Директор школы

_______/Новокрещенов М.И./
Приказ № ____

от « 30 » августа 2013г.




Рабочая программа
по информатике (начальный уровень)

Класс 5
Всего часов на учебный год 70

Количество часов в неделю 1 час


Учитель: Очнева

Вероника

Гермогеновна


Терновка - 2013 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена на основе авторской программы профессора Н.В.Макаровой, ориентированной при отборе содержания учебного материала на Государственный стандарт Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня. Поставленные цели в авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ.
Календарно-тематическое планирование используется без изменений, содержание, последовательность изложения тем и количество часов на их изучение сохранены.
Учебно-тематический план

(1 час в неделю, всего 35 часов.)


Тема

Кол-во

часов

Кол-во

зачетов

Освоение системной среды Windows 98

8

1

Простейшая технология работы с текстом

Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

Представление о составном документе

6

1

1

1

-

-

Освоение среды графического редактора Paint

Редактирование рисунков

Точные построения графических объектов

5

6

2

-

-

-

Точные построения графических объектов

6

1


всего

35

3


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2007.

Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2012.

Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2013.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно действующему федеральному базисному учебному плану основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г., учебного плана МКОУ Терновской ООШ на 2013-2014 уч. год рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение информатике в объеме 35 часов (1час час в неделю).

Программой предусмотрено проведение зачетных (контрольных) уроков: -3

Общая характеристика учебного предмета

Нечеткость границ научной области «информатика» и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений определяют в качестве первоочередной задачи разработку концепции преподавания. Наиболее перспективной нам представляется такая концепция, где ярче всего выделены те направления, которые будут способствовать развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими современными информационно-коммуникационными технологиями, что в итоге обеспечит необходимый фундамент информационной культуры выпускника. Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход.

Почему актуален такой подход к обучению информатике в школе? Мы исходим из того, что в информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

Наиболее близок к поставленным задачам развития мышления системный подход. Системный подход — это группа методов, с помощью которых на этапе анализа определяются состав и структура системы, ее функции и свойства, взаимодействие со средой, а также разрабатывается модель системы. Моделирование является основным средством исследования.

Если встать на позиции широко развиваемого в информатике объектно-ориентированного проектирования и программирования, то вполне очевидно, что, исходя из поставленной цели, при рассмотрении структуры любой системы («предмета или явления») прежде всего надо научиться выделять его основные элементы, то есть, используя тезаурус данного направления, — объекты. Поэтому первоочередной задачей, способствующей развитию мышления учащегося, следует считать задачу усвоения того, что есть объект, каковы его свойства, как этот объект может взаимодействовать с окружающей средой или другими объектами. Это и есть анализ, который открывает путь к зарождению новых идей по совершенствованию или созданию объекта с новыми свойствами, а значит, способствует развитию мышления учащегося.
Исследование объектов и систем непосредственно связано со сбором и переработкой информации, что тоже определяется своими законами, методами, подходами, средствами. В научном обществе сейчас развивается информационный подход, целью которого является изучение законов функционирования информации в природе и в обществе, выявление общих закономерностей информационных процессов в системах различной природы.

Преломляя и объединяя основные идеи этих подходов к образовательным целям информатики в школе в виде системно-информационной концепции, мы приходим к выводу о том, что дисциплине «Информатика и ИКТ» определена интегрирующая роль среди всех школьных дисциплин. Благодаря наличию огромного спектра компьютерных технологий для реализации разноплановых задач образовательная область «Информатика» позволяет аккумулировать знания из разных предметных областей. Это именно то направление обучения, где реально можно воплотить идею развития системного мышления каждого учащегося, научить его системному анализу, сформировать навыки исследовательской и познавательной деятельности.
В этой образовательной области за счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные при изучении других предметов. При этом акцент следует делать на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить, что развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного и объектно-ориентированного подходов — нигде.
Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное (абстрактное) моделирование, выполняемое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и воспроизводить их поведение в соответствии с поставленной целью.
Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, — мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение этих понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.
Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями при передаче знаний и умений цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме «делай, как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.

Цели изучения информатики и ИКТ

В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

  • формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:

  • система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

  •   развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

  •   приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности;

  •    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.


В 5 классе осуществляется пропедевтика основных понятий и технологий базового курса «Информатика и ИКТ». Начальный (пропедевтический) уровень предполагает:

  •  формирование представления об основных понятиях информатики;

  •  развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

  •  освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;

  •  освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;


Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о

процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметно - информационная составляющая образованности:

-понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;

-характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различного типа;

-умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

-понимание значение информации для человеческой деятельности;

-понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;

-понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;

-назначение основных устройств компьютера;

-знать технологию работы с клавиатурой и мышью;

-назначение программы Калькулятор;

-основные правила набора текста;

-основные операции набора текста;

-знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

-знать технологию создания и редактирования рисунка;

-знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;

  • Работать мышью;

  • Выбирать пункты меню;

  • Запускать программу и завершать работу с ней;

  • Изменять размеры и расположение окна;

  • Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;

  • Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;

  • Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира;

  • Умение выделять в информации главное;

  • Универсальность и важность понятия система, модель;

  • Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;

  • Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Обучение работе на компьютере
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кол-во iconКол-во
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

Кол-во iconКол-во часов
Программа по литературе для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной. – М., 2007

Кол-во iconТема урока Кол час
Формировать умения чётко, логично и обосновано отвечать на поставленные вопросы

Кол-во iconТема урока Кол-во
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

Кол-во iconТема урока Кол-во часов
Чтение статьи В. Б. Шкловского, развернутый ответ на вопрос: почему автор называет книгу «дорогой»?

Кол-во iconКол. Часов
...

Кол-во iconКласс Учебник Оглавление Часть Автор Издательство Год издания Кол-во страниц
...

Кол-во iconТематическое планирование № Тема урока Кол
Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия

Кол-во iconУрока Кол-во часов на тему Требования к уровню
Знать о роли книги в жизни человека, уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Кол-во iconТема урока Кол час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои произведения. Выражение авторской позиции. Выявления уровня литературного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции