Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекса:
учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.
Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Windows CD. Версия 6.1. 2008. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-6 класса, автора Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Сетевая програмная оболочка с цифровыми образовательными ресурсами 1С Образование.
Программа рассчитана 35 часов (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 5 часов
практических работ –13 часов
Изучение информатики в 6 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
6 класса
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Учебно-тематический план.
6 класс
Номер урока
|
Тематика урока
|
Всего
|
Теория
|
Практикум
|
Контроль
ЗУН
|
Компьютер и информация (12 ч).
|
1
|
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
2
|
Файлы и папки.
Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
3
|
Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
4
|
Двоичное кодирование числовой информации.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
5
|
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
6
|
Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
7
|
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
8
|
Практическая контрольная работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word»
|
1
|
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Растровое кодирование графической информации
Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
10
|
Векторное кодирование графической информации.
Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
11
|
Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
12
|
Контрольная работа по теме Компьютер и информация
|
1
|
|
|
1
|
Человек и информация (13 ч).
|
13
|
Информация и знания.
Практическая работа №6 (задания 1-2)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
14
|
Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа №6 (задания 3-4)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
15
|
Понятие как форма мышления.
Практическая работа №7
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
16
|
Как образуются понятия.
Практическая работа №8 (задания 1-2)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
17
|
Структурирование и визуализация информации.
Практическая контрольная работа
|
1
|
0,5
|
|
0,5
|
18
|
Содержание и объем понятия.
Практическая работа №8 (задание 3)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
19
|
Отношения тождества, пересечения и подчинения.
Практическая работа №8 (задания 4-5)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
20
|
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Практическая работа №9 (задания 1-2)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
21
|
Определение понятия.
Практическая работа №9 (задания 3-6)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
22
|
Классификация.
Практическая работа №8 (задания 7-8)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
23
|
Суждение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 1-2)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
24
|
Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 3-4)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
25
|
Контрольная работа по теме «Человек и информация»
|
1
|
|
|
1
|
Элементы алгоритмизации (10 ч).
|
26
|
Что такое алгоритм. Практическая работа №11
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
27
|
Исполнители вокруг нас. Логическая игра
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
28
|
Формы записи алгоритмов.
Практическая контрольная работа
|
1
|
|
0,5
|
0,5
|
29-30
|
Линейные алгоритмы.
Практическая работа № 12,13
|
2
|
0,5
|
0,5
|
|
31-32
|
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 14,15
|
2
|
0,5
|
0,5
|
|
34
|
Контрольная работа по теме «Алгоритмизации»
|
1
|
|
|
1
|
35
|
Резер. Повторение.
|
1
|
|
|
1
|
Содержание курса информатики и ИКТ для 6 класса
Тема 1.1. Компьютер и информация (12 часов).
|
Содержание учебного материала
1. Компьютер и информация
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
Практическая контрольная работа по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»
Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
требования к организации компьютерного рабочего места
виды прикладных программ, основные операции с файлами.
виды систем счисления
виды объектов текстовой информации
алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
связь между единицами измерения информации.
Уметь:
различать виды информации по способам ее восприятия;
приводить примеры обработки информации на компьютере;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
сохранять документы
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
создавать нумерованные списки
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
|
Тема 1.2. Человек и информация (13 часов)
|
Содержание учебного материала
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. .Создание таблицы.
Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.
Практическая работа №8. Построение диаграмм.
Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.
Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.
Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему.
Практическая контрольная работа «Преобразование информации»
Контроль ЗУН: тест по теме «Информация»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
достоинства и недостатки представления информации в виде текста
способы познания человеком мира через органы чувств
логические приемы оперирования с понятием
отличия текстового редактора и процессора
основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
возможности графического редактора Paint
виды определений, требования к построению родовидового определения.
требования к классификации, признаки классификации
виды суждений
правила получения умозаключений
Уметь:
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
устанавливать логические отношения
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
классифицировать понятия по определенному признаку
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
встраивать в текст графические объекты из коллекции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
различать необходимые и достаточные условия,
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Контроль: тест
|
Тема 1.3. Элементы алгоритмизации(7 часа)
|
Содержание учебного материала
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».
Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».
Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами.
Практическая работа №16 Создание слайд-шоу
Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования
Практическая контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
пошаговое исполнение алгоритма
способы описания алгоритмов,
понятие блок-схемы, обозначения блоков
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
правила записи разветвленного алгоритма
понятие цикла, его разновидности
Уметь:
записывать алгоритм известными способами
составлять линейные алгоритмы
записывать алгоритмы различными способами
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»
|
Контроль уровня облученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных работ
Класс
|
Количество работ
за учебный год
|
Контрольная работа по теме
|
№ урока
по КТП
|
6
|
5
|
Создание документов в текстовом процессоре Word.
|
8
|
Компьютер и информация.
|
12
|
Структурирование и визуализация информации
|
17
|
Человек и информация.
|
25
|
Алгоритмизация
|
34
|
Перечень литературы и средств обучения
Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник для 6 класса «Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Рабочая тетрадь для 6 класса.»Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Методическое пособие. Информатика в 5-6 классах:./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Сетевая програмная оболочка с цифровыми образовательными ресурсами 1С Образование.
|