Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности




Скачать 69.28 Kb.
Название Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности
Дата публикации 15.06.2014
Размер 69.28 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Е.А.Малашенко (Минск)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ: ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Еще совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование, педагогические и информационные технологии ДО, открытое и дистанционное образование и т.д. Теперь, картина меняется, и наметилось общее понимание этих базовых понятий.

Дистанционное обучение является новой формой обучения, существующей уже во многих странах наряду с другими формами обучения – заочной, очной, экстернатом в системе непрерывного образования.

Это система обучения со своим компонентным составом: целями, содержанием, методами, организационными формами, средствами обучения. Как и в любой образовательной системе, здесь происходит взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в рамках принятой концепции обучения, но реализуется это взаимодействие, как и вся познавательная деятельность учащихся, специфичными средствами интернет- или других интерактивных технологий. «Дистанционное обучение как компонент системы непрерывного образования базируется в первую очередь на терминологии, принятой в педагогике, дидактике и частных методиках. Это педагогические науки и они едины для разных форм обучения, лишь способы реализации их задач, принципов обучения могут быть разными в каждой из форм обучения» [3,С.15].

Итак, система обучения предполагает этап проектирования (определение общей концепции системы обучения, целей, отбор содержания обучения, его структуризацию с учетом используемой формы обучения, ее специфики, отбор методов (т.е.педагогических технологий – метод + организационные формы обучения), средств информационных технологий.

Учебный процесс – это реализация разработанной на этапе проектирования системы в реальной совместной деятельности преподавателя и студентов. Соответственно, это учебный процесс, организация конкретных занятий сообразно с логикой познавательной деятельности, осуществление разных форм контроля и тестирования, интерактивные взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой в условиях дистанционного обучения.

Общеизвестно, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно для практической деятельности преподавателей при планировании задач обучения на занятиях. В связи с появлением методов, основанных на современных информационных технологиях, в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. Преподаватель теперь должен разрабатывать содержание курса на новой технологической основе. Происходит также усиление требований к качеству подготавливаемых преподавателем учебных материалов, к их информационной безопасности.

«Информационная безопасность это комплекс мер по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе, которые дают гарантию достижения таких целей как конфиденциальность информации (защита от несанкционированного доступа); целостность (защита точности и полноты информации и программного обеспечения); доступность; учет всех процессов связанных с информацией» [1, С.4].

В ходе работы июньской конференции Ассоциации РЕЛАРН-2009 (Москва - Санкт-Петербург) и августовской «Технологии в образовании-2010» (Москва), обсуждались актуальные вопросы информационной безопасности дистанционного образования, связанные с педагогическими и организационно-техническими аспектами проектирования и реализации дистанционного обучения в системе непрерывного образования (школа, вуз, повышение квалификации). Участники конференций пришли к выводу, что необходимо предусматривать организационные и технические способы обеспечения безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений. Дефекты  или деформации пересылаемых дисков, компьютерные вирусы, неполадки в электрических цепях могут уничтожать  высланную студенту информацию или результаты его работы, если не   предусмотрены и не реализованы адекватные средства защиты.

Проанализировав предложенные участниками конференций классификации угроз, выделим самые актуальные на наш взгляд проблемы. Это в первую очередь угроза некомпетентности преподавателя ДО и угроза контенту.

Под угрозой некомпетентности преподавателя мы подразумеваем:

  1. Корректность заданий, а именно несоблюдение принципов научности, доступности, проблемности; несоответствие материалов возрастным особенностям (содержание и трудность учебного предмета должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых).

  2. Нарушение правил педагогического общения в сети (умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения, если же педагоги концентрируют внимание только на управлении учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным).

  3. Угроза «ограниченного взаимодействия», под которой понимается жесткая позиция преподавателя (лоббирование собственного мнения преподавателя как единственно верного) в учебном процессе, неготовность к дискуссиям со студентами, некорректное проектирование курсов, при котором «урезается» общение участников процесса между собой (преподаватель-студент, студент-студент) и не создаются условия для творческой реализации способностей учеников и выработки индивидуальной траектории обучения.

  4. Педагогическая необоснованность и нарушение принципа педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг. При проектировании образовательного процесса в СДО важно помнить о приоритетности педагогического подхода. Суть, которого состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.

  5. Валидность контроля (отсутствие полноценного контроля над ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов).

Контроль должен осуществляться с помощью устных, письменных, лабораторных и других работ, путем опросов, зачетов, семинаров и экзаменов. Самоконтроль должен протекать в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала с помощью тестовых, эвристических заданий. «Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи, что вызывает необходимость коррекции, регулирования учебного процесса. То есть должна происходить осознанная оценка педагогами и самооценка студентами достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях» [2, C.29].

Угроза контенту включает в себя плагиат (авторским правом защищается способ реализации идеи, но не сама идея) и несоответствие стандартам. Все это должно разрабатываться с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивать повышение уровня мотивации к обучению. Качество созданных информационно-образовательных ресурсов не всегда соответствует потребностям того или иного вуза, школы, и эти ресурсы зачастую не снабжаются необходимыми учебно-методическими пособиями и рекомендациями. Поэтому соблюдение эргономических требований является общим для всех видов ИОР критерием качества. Это значит использование удобных для чтения шрифтов, соответствующий выбор цвета и фона при представлении материала, организации дружественного интерфейса, наличия системы подсказок и помощи, отсутствие элементов угнетающе действующих на психику (например, напоминания о лимите времени), использование стандартной терминологии, понятных аббревиатур и мнемоники (cовокупность приёмов и способов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов путём образования искусственных ассоциаций), ясного механизма внутренней и внешней навигации. Нельзя забывать и о гиперкреативности преподавателя при создании курса и несоблюдение требований к дизайну, педагогической необоснованности использования гипермедийного ресурса. Все это, как ни странно, может также нанести вред. Например, студенты достаточно быстро устают от ярких, информационно насыщенных материалов. Проблемой является и отсутствие инструкции по работе с программой и неактуальная информация. При работе в постоянно изменяющихся условиях дистанционного обучения важно иметь актуальную, то есть соответствующую действительности информацию. Поскольку учебный процесс растянут во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация теряет не только актуальность, но и практическую ценность. Необходимо постоянно обновлять ресурсы, ссылки, материал курса.

Итак, разработка большого числа новых электронных учебных пособий, делает чрезвычайно актуальной проблему их качества.

Необходимо очень аккуратно инкорпорировать интернет-ресурсы в курс обучения, чередовать их с традиционными видами работы и на первый план ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг и постоянное обновление ресурсов, ссылок, материалов курса.

Осознание и противостояние угрозам и рискам будут способствовать не только эффективному обеспечению информационной безопасности обучения посредством и в сети, но и организации качественного и конкурентоспособного процесса обучения в дистанционной форме.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Информационная безопасность в геоинформатике / Иванников А.Д., Кулагин В.П., Тхонов А.Н., Цветков В.Я. – М.: МАКС Пресс, 2004.-336 с.

  2. Кулагин В.П., Найханов В.В., и др. Информационные технологии в сфере образования.-М: Янус-К, 2004.-248 с.

  3. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат.-М.: «Академия», 2004.- 416 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Реферат (Abstract)
Информационная безопасность, аудит информационной безопасности, политика безопасности, управление информационной безопасностью
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Реферат (Abstract)
Информационная безопасность, аудит информационной безопасности, политика безопасности, управление информационной безопасностью
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Международный опыт правового регулирования информационной безопасности...
Диссертация выполнена на кафедре компьютерного права факультета информационной безопасности Государственного образовательного учреждения...
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях
В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии...
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением»
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Отчет о результатах самообследования мобу оош д. Кучербаево
Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения. Общие...
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Методические рекомендации по организации образовательного процесса...
Мбоу- старокулаткинская сош №2 учитывала преемственность с учебным планом школы 2012 – 2013 учебного года для 4,6-11 классов, для...
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Рабочая программа дисциплины «организационное и правовое обеспечение...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Общие требования к выполнению Аттестационной работы в форме
Аттестационная работа выполняется в форме реферата: даётся история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории...
Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности icon Список сайтов, используемых учителями и учениками мбоу сош №4 с. Верхнеяркеево
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции