Теория обучения. Педагогические технологии
Семинар 1.1 «Сущность процесса обучения»
Основные вопросы:
1.Анализ определений процесса обучения.
2. Сущность обучения, его противоречия.
3. Функции процесса обучения.
Задания:
Прочитать материал о сущности обучения в нескольких источниках.
Проанализировать несколько определений процесса обучения.
Найти в протоколе урока конкретные примеры реализации функций процесса обучения.
Литература:
Основная:
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Дополнительная:
-
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова.— М.: Айрис-пресс, 2006.— 256 с.— (Высшее образование).
Семинар 1.2. «Закономерности процесса обучения»
Основные вопросы:
1. Понятие закономерности процесса обучения.
2. Характеристика основных закономерностей процесса обучения.
Задания:
Проанализировать несколько определений закономерностей процесса обучения.
Найти в протоколе урока конкретные примеры реализации основных закономерностей процесса обучения.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2008. - 368с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Дополнительная:
Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. - М., - Педагогика, 2007. - 496с.
Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах. - М., 2008
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 2.1. «Принципы обучения различных дидактических систем»
Основные вопросы:
Понятие принципа обучения.
Характеристика принципов обучения различных педагогических систем.
Взаимодействие и взаимообусловленность принципов обучения.
Задания:
Проанализировать несколько определений «принцип обучения».
Выписать характеристики принципов обучения различных педагогических систем.
Выбрать урок и показать реализацию принципов обучения при:
объяснении нового материала,
решении упражнений,
повторении темы,
закреплении изученного.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах. - М., 2008
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. - М., - Педагогика, 2007. - 496с.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова.— М.: Айрис-пресс, 2006.— 256 с.— (Высшее образование)
Дополнительная:
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2008. - 368с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 2.2. «Структура процесса обучения»
Основные вопросы:
Понятие структуры процесса обучения.
2. Характеристика основных этапов процесса обучения.
Задания:
Написать структуру процессов учения и преподавания в виде схемы.
Проанализировать этапы преподавания и учения на примере конкретных уроков.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 3.1. «Содержание образования»
Основные вопросы:
Понятие содержания образования.
Характеристика деятельностного подхода к определению содержания образования.
Задания:
1. Выписать положения государственных образовательных стандартов для одного из звеньев школы.
2. Охарактеризовать учебный план и программу по выбранному предмету.
3. Сравнить различные учебники, используемые по одному и тому же предмету.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2008. -101 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 3.2. «Диагностика и целеполагание в процессе обучения»
Основные вопросы:
Понятие «учебная цель».
Характеристика основных категорий учебных целей.
Задания:
Выписать определение понятия «учебная цель».
Ознакомиться с основными требованиями к декомпозиции образовательных целей процесса обучения.
Определить образовательные, воспитательные и развивающие цели просмотренного учебного занятия.
Установить взаимосвязь между учебными целями занятия, учебными целями его отдельных этапов и целями конкретных упражнений, входящих в его состав.
Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели конкретного урока, определить взаимосвязь между образовательными целями занятия, целями отдельных его этапов и целями упражнений, входящих в его состав
|
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 4.1. «Методы и средства обучения»
Основные вопросы:
Понятие о методе, приеме и средстве обучения. Отличие методов от приемов и средств.
2. Основные классификации методов обучения.
3. Характеристика традиционной классификации методов обучения.
4. Особенности применения методов традиционной классификации в учебном процессе.
Задания:
Выписать определение понятий «метод», «прием», «средство» обучения.
Выделить существенные признаки различных видов бесед, объяснения, наблюдения, иллюстрационного, демонстрационного, практических методов.
Закрепить знания о методах обучения на основе анализа конкретного урока.
Продемонстрировать средства обратной связи, активизирующие познавательную деятельность учащихся, наглядные пособия.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.
Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.
Семинар 4.2. Ролевая игра «Урок»
Цель: проигрывание отдельных методов, используемых на уроке.
Задание:
Выбрать один из методов и доказать необходимость и значимость его использования в обучении.
Провести часть урока, используя один из методов или приемов: беседа, упражнение, самостоятельная работа, проблемное изложение, практическая работа, метод демонстрации (опыт, слайды, презентация), познавательная игра, проектная деятельность…
Литература:
Основная:
Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.
Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.
Семинар 5.1. «Современный урок»
Основные вопросы:
Тип уроков. Их характеристика.
Почему урок является основной формой обучения.
Разнообразие форм организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная).
Пути повышения эффективности урока.
Задания:
Подобрать и показать одну из форм организации обучения на уроке
Ознакомиться с основными видами требований к современному уроку.
3. Выступить с реферативным сообщением «Пути совершенствования урока на современном этапе»
Литература:
Основная:
Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М., 2007
Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.
Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.
Дополнительная:
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Семинар 5.2. «Дополнительные формы обучения»
Основные вопросы:
Понятие «дополнительная форма обучения».
Разнообразие дополнительных форм организации обучения.
Задания:
Подобрать и показать одну из дополнительных форм организации обучения.
Обосновать эффективность использования выбранной формы обучения в данных условиях.
Литература:
Основная:
Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.
Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М., 2007
Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.
Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.
Дополнительная:
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.
Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.
Галеева Н. Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. — М.: 5 за знания, 2006. — 96 с. — (Методическая библиотека).
канд. пед, наук, Утёмов Вячеслав Викторович
|