Скачать 145.73 Kb.
|
ГБОУ «Кижингинская школа – интернат среднего (полного) общего образования» Программа научного общества «Эрдэм» Руководитель: Адвокатова Ж.Б. Программа научного общества «Начало»
Актуальность Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – парадигмы знаний и компетентностей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. В связи с этим главная цель программы заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах. В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура учебно-исследовательской, проектной деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов. Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Программа 70 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. В результате работы по программе учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Методы и средства обучения: Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Принципы: Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса. Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей. Этапы организации работы: Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся, желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью на примерах работ известных ученых. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
Содержание учебных тем: 1. Введение Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта. 2. Структура проектной, исследовательской деятельности Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка. 3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет. Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка. 4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма. Виды деятельности учащихся: групповая работа. Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Оборудование: компьютеры. 5. Экскурсии (6 ч). 6. Участие в форумах различного уровня Литература: 1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2001. 2. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП., КАРО, 2005. 3. Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998. 4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990. 5. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д, ИЦ «Март Т», 2002. 6. Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007. 7. Интернет. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Решением педсовета гоу школы №181 Настоящее положение определяет статус, цели и задачи школьного научного общества, содержание и формы работы, права и обязанности... |
Р. В. Кузнецова академик и. В. Курчатов. Портрет на фоне эволюции... Ича Курчатова — научного руководителя Атомного проекта Советского Союза, сыгравшего в 1940—1950-е гг выдающуюся роль в обеспечении... |
||
Отчет о работе научного общества учащихся «Мысль» Мы собрались здесь, чтобы почествовать тех, кто стремится к знаниям, кто осознает важность получения качественного образования, кто... |
На развитие общественных отношений в современной россии Является пополнение системы общественно-научных знаний и формирование истинно научного мировоззрения в познании закономерностей развития... |
||
Idries Shah special illumination the Sufi use of Humour Королевского Гуманитарного Общества Королевского Госпиталя и Дома неизлечимо больных, активно участвовал в ряде программ гуманитарного... |
Антропософские руководящие положения Обществу в целом. Этим не будет затронута самостоятельность действий отдельных ведущих членов Общества. Хорошо, когда в развитии... |
||
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих... Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла |
Пушкинского общества «Арион» №1(2014) Доме писателей Грузии состоялось очередное заседание Пушкинского общества «Арион». Открыл заседание руководитель общества Михаил... |
||
Программа деконструкции и «грамматология» Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда (распоряжение ргнф ж 96-4-6д/24) |
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб для общеобразоват учреждений Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |