Скачать 209.56 Kb.
|
Управление образования городского округа Большой Камень муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 4” Проектная работа «Формирование единого информационно-образовательного пространства школы» Разработал: Болдинский С.В. Должность: Учитель информатики г. Большой Камень 2012 г. Введение Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели:
Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования. Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Единое образовательно-информационное пространство школы — это система, которая:
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками. И этот сложный многоуровневый процесс нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени еще необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. 2.1 Первые шаги информатизации в школе Одним из направлений развития образования, является процесс информатизации образования. Необходимость внедрения процесса информатизации заключается в следующем:
За прошедшее время в нашей школе проведена определенная работа в направлении информатизации школы. В нашей школе функционируют компьютерный кабинет, оснащенный современным компьютерным оборудованием:
В этом кабинете создана локальная сеть. С каждого рабочего места возможен доступ к сети Интернет. Выход в Интернет имеется с каждого кабинета школы. В школе есть подключение к Интернету через оптоволоконный кабель со скоростью 5 Мбит. Кабинет директора – оснащен компьютером, факсом, МФУ. Кабинет секретаря – оснащен компьютером, 2 принтерами, сканером. Рабочие места заместителей директора оснащены компьютерами, что позволяет более оперативно и эффективно выполнять свои управленческие функции. Все выше изложенное позволяет говорить о том, что есть все предпосылки к формированию единого информационно-образовательного пространства школы. 2.2 Проект информатизации: задачи, направления. Задачи:
Направления:
Рассмотрим более подробно по каждому направлению основные моменты в реализации проекта. 2.2.1 Объединение в локальную сеть всех компьютеров школы. На основе имеющегося сервера объединить все компьютеры школы в локальную сеть. Все эти действия позволят организовать более эффективную работу по расширению информационного пространства школы и организации передвижения информации внутри образовательного учреждения. 2.2.2 Оснащение оборудованием мастерской информационных технологий. Приобретение станков с ЧПУ:
Плоттер. 2.2. 3 Оснащение оборудованием лингафонного кабинета. ![]() 2.2.4 Внедрение информационной системы «КМ-школа». Чтобы каким-то образом организовать единое информационно-образовательное пространство в школе, возникла необходимость приобрести такой программный продукт, который позволил бы автоматизировать рабочие места директора, завучей, библиотекаря, учащегося одновременно и при этом оказать дополнительную помощь учителям в подготовке к урокам. После тщательного изучения рынка программных продуктов, предлагаю приобрести информационный интегрированный продукт для средней школы «КМ-школа», созданного на основе Интернет/Интранет-технологий. Продукт «КМ-школа» позволяет:
Информационная база «КМ-школа» содержит полные тексты стандартов, нормативной и методической документации по среднему образованию, которые систематически обновляются. Эта программа позволит администрации школы:
Учителю и ученику «КМ-школа» открывает доступ к медиатеке, энциклопедиям компании «Кирилл и Мефодий», с помощью поисковой системы можно подобрать необходимый материал по различным отраслям знаний. Появляется возможность использования готового или создания нового тестового материала для контроля степени обученности учащегося на всех этапах урока. Чтобы внедрить «КМ-школу» в работу педагога, необходимо сначала заполнить все базы данных, которые там есть. Поэтому первый шаг по внедрению этого продукта будет создание баз данных по ученикам, по учителям (общие данные, нагрузка, учебный план, факультативы и т.д.). На этом же этапе предстоит наполнение шаблонов по отчетам, нормативными документами школы. Все перечисленные элементы «КМ-школы» помогают создать единое информационное пространство, в котором объединяются информационные ресурсы, средства управления учебным процессом, средства создания нового содержательного наполнения. 2.2.5 Обучение педагогов информационным технологиям Одним из важных направлений формирования единого информационно-образовательного пространства является обучение педагогов информационным технологиям. В школе обучаются 5 учителей по программе «Офисные технологии» НОУ ОМУ г.Томск. Поэтому учителя сегодня могут самостоятельно работать в таких программах как Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, а так же работать в Интернете по поиску информации и с электронной почтой. Но так как мы приобрели и еще собираемся приобретать различные электронные образовательные программы, то есть необходимость продолжить обучение учителей по работе с этими программами. 2.2.6 Внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Чтобы сделать урок более разнообразным, необходимо внедрение в учебный процесс именно информационных и коммуникационных технологий. Во-первых, это готовые электронные образовательные программы. У нас в медиатеке уже есть некоторое количество таких программ по разным предметам. И некоторые педагоги их уже используют на уроках. Но нам предстоит приобрести еще новые образовательные программы и проводить работу среди педагогов, чтобы они чаще использовали их на своих уроках. Большой плюс в использовании таких программ в том, что некоторые процессы, объекты, явления можно показать наглядно, что невозможно при проведении традиционного урока. Во-вторых, после прохождения курсов по информационным технологиям, педагоги начали создавать свои собственные материалы к урокам с использованием программ Microsoft Word, Power Point. И сегодня мы начали собирать уже такие материалы, в дальнейшем будет создан банк методических материалов педагогов. Затем мы еще пополним этот банк материалами созданными с помощью «КМ-школы». Так же учителя начали использовать свои презентации при проведении родительских собраний, классных часов, различных мероприятий. В-третьих, это постоянное использование Интернет ресурсов. В Интернете учителя и учащиеся могут найти дополнительный материал, а так же новые документы связанные, например, с экзаменами. Если учитель сегодня уверенно владеет информационными технологиями, то он получает авторитет в глазах коллег, учеников и родителей, а так же это значит, что педагог занимается саморазвитием, идет в ногу со временем и старается разнообразить формы работы на уроке. 2.2.7 Внедрение информационных технологий в управление. Одним из следующих шагов для дальнейшего формирования единого информационного пространства школы, станет автоматизация рабочих мест администрации школы для более эффективного управления школой. Ведь всем хорошо известно, что административный состав довольно много времени тратит на документооборот, написание различных отчетов, на анализ результатов работы образовательного учреждения. Для удобства и эффективности работы административных работников предлагаются следующие мероприятия: 1) Создание баз данных – они будут представлены в разных программах – «КМ-школа», электронные таблицы, база данных. Они будут доступны определенным категориям участников образовательного и управленческого процесса, а храниться все это будет на отдельном сервере. У каждого участника образовательного процесса будет свой пароль и для каждого будет определен свой круг доступной информации. Основная часть баз данных будет представлена в информационном интегрированным продукте «КМ-школа». Но «КМ-школа» не предусматривает всех необходимых нам возможностей, поэтому параллельно с этим будут разрабатываться базы данных и в других программах, которые будут созданы именно под работу нашего образовательного учреждения.
Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе. Мониторинг понимают как наблюдение за состоянием педагогического процесса (уровень усвоения ЗУН, организация учебно-воспитательного процесса, уровень преподавания и т. д.) с целью его контроля, прогноза и устойчивого функционирования. В нашей школе, конечно же, мониторинг ведется уже не один год, но в рамках процесса информатизации школы, необходимо провести автоматизацию проведения мониторинга. Это необходимо, прежде всего, с целью экономии времени на выполнение расчетов, построение диаграмм и графиков, ну и конечно для более наглядной картины. То есть необходимо создать автоматизированную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса. Чтобы наиболее полно использовать ИКТ при ведении мониторинга учебно-воспитательного процесса, желательно умение работать на персональном компьютере учителей-предметников хотя бы на уровне стандартных программ MS Office: Word, Excel, Power Point. Программа MS Word позволяет составлять документы в стандартном виде, форматировать и редактировать их. Табличный процессор MS Excel даёт возможность обработки большого объёма данных, позволяет осуществить графический анализ этих данных, сделать его наглядным и удобным для восприятия. MS Power Point помогает сделать более наглядным выступление перед любой аудиторией, создать эффект доступности, понятности, запоминаемости. Задачи мониторинга:
Первоначально эту работу можно будет строить по традиционной схеме: входной, текущий и итоговый контроль. Внедрение электронного мониторинга предполагается провести по следующим этапам. На первом этапе (подготовительном) определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки (ими является не только предметное содержание, но и общеучебные умения, которые входят в компетентность школьника). Второй этап основной (практический). На этом этапе будут продуманы средства и методы организации различных видов мониторинга. Необходимо будет провести апробацию созданных приемов проведения мониторинга. При необходимости внесем некоторые коррективы. Методы сбора и систематизации информации разнообразны:
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Планируется организовать работу по различным направлениям: по разработке различных методов и вариантов мониторинга для учащихся, для педагогов, по информационным ресурсам. Так же сюда войдет банк мониторинга в 1-11 классах по предметам и образовательным областям, по олимпиадам и конкурсам, по итоговой аттестации, по профильному образованию, по физическому состоянию и здоровью, по ЕГЭ и т.д. А дальше по мере необходимости мы будем расширять круг мониторинговых исследований. Результаты мониторинга будут обрабатываться как в целом по школе, по профильным классам, по параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности, причем все должно рассматриваться в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом. Результаты мониторинга будут доступны как администрации школы, так и всему учительскому коллективу школы. 3) Использование локальной сети для оперативного обмена информацией. - Между директором и секретарем - обмен документами, отправка приказов для ознакомления и т.д.. Так же на каждом компьютере в локальной сети будут созданы по две папки: в одну будут пересылаться документы, которые можно редактировать, а в другую только для чтения с целью довести информацию до сведения получателя. 4) Аттестация педагогических кадров. С целью получения более полной и точной информации о педагоге для аттестации будет создано электронное портфолио учителя, которое он сам сможет постоянно пополнять. Следующим шагом будет обсуждение предложенной формы и содержания его с администрацией школы и педагогами, после чего будет принято общее решение о том, как оно должно выглядеть и какую информацию содержать. 5) Проведение конкурса творческих работ педагогов. 2.2.8 Использование информационных технологий во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. Под внеклассной работой мы понимаем комплекс мероприятий, протекающих за рамками классной работы учащихся и направленный на реализацию творческого потенциала учащегося. Целью подобных мероприятий является развитие мотивации к дальнейшему самообразованию и применению полученных знаний за пределами урочной деятельности, создание условий для самореализации. Использование информационных (компьютерных) технологий расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока и внеурочной деятельности. Одно из главных направлений во внеурочной деятельности в нашей школе это развитие научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Цель этой деятельности: развитие творческих способностей, эффективной социализации, профессионализации, увеличения социальной и профессиональной мобильности, личностной успешности различных контингентов учащихся (одаренных, высоко и низко мотивированных к учебной деятельности) и разных возрастов. Направления этой деятельности осуществляются и всё больше они оказываются тесно связаны именно с информационными технологиями. Мы уже участвовали и продолжим участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Применение технологии проектного обучения с использованием информационных технологий позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. 2.9 Информационное обеспечение на основе телекоммуникаций и Интернета. Современная жизнь задает человеку стремительный темп, ставя перед ним необходимость поиска эффективных способов добывания информации, возможности взаимодействия с ведущими специалистами, обмена мнениями, получения консультаций. Продуктивность работы человека, будь он директором школы или педагогом, значительно повышается, когда он приобретает возможность советоваться с коллегами, которые могут располагаться в другом районе города, в отдаленных регионах, и даже в другой стране. Поскольку в современных условиях одним из главных средств доступа к информации является Интернет, то эффективность образовательных процессов в образовательных учреждениях и совершенствование их содержательной части может быть повышена при взаимодействии с ресурсами Интернет. Так же в Интернете мы выставили сайт нашей школы. В 2011 году был заключен договор с Ланит-ДВ на предоставление услуги СЭДиЖ. Поэтому в направлении «Информационное обеспечение на основе телекоммуникаций и Интернета» выделены следующие составляющие:
2.10 Структура информационной образовательной среды школы. Рассмотрев все выше перечисленные направления проекта формирования единой информационно-образовательной среды, была выстроена следующая структура, которая показывает взаимосвязь между различными информационными ресурсами и участниками образовательного процесса. С ![]() Верхнее поле схемы – компоненты (компьютеры), включающие в себя информацию по разным направлениям педагогической деятельности школы. За их функционирование отвечают практически все участники образовательного процесса:
По входным данным можно сделать полный анализ кадрового состава, увидеть не только численный состав, но и состав учащихся по полу, году рождения, изучаемому языку, профильности и т.д. Нижнее поле – это субъекты, которые могут пользоваться созданным информационным продуктом:
Весь выше изложенный проект планируется провести через следующие этапы: I этап – Подготовка помещений, закупка оборудования, обучение педагогов. II этап – Установка и освоение нового оборудования. III этап – Заключение. Структуру единой информационно-образовательной среды школы нужно рассматривать с различных точек зрения, что позволит получить наиболее полное представление о ее месте в образовательной системе учреждения. Единая информационно-образовательная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Единая информационная среда должна порождать новые формы деятельности в учреждении, менять и обогащать всю систему обучения. Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:
Литература и источники
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами... | ![]() | Наша новая школа, а также направлен на осуществление региональной образовательной политики, способствующей формированию и сохранению... |
![]() | Наша новая школа, а также направлен на осуществление региональной образовательной политики, способствующей формированию и сохранению... | ![]() | Учебный план разработан на основе Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений республики. Он способствует сохранению... |
![]() | Учебный план разработан на основе Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений республики. Он способствует сохранению... | ![]() | Даны рекомендации по созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей, где... |
![]() | Появляется реальная возможность перейти от разговоров об информатизации и частного опыта внедрения мультимедийных технологий в образовательный... | ![]() | Цель: формирование профессиональных действий комплексного характера на основе интеграции знаний в процессе взаимодействия с субъектами... |
![]() | Целью мку «имц» является формирование методического пространства на территории района по вопросам методического сопровождения модернизации... | ![]() | С является юридическим лицом, осуществляет деятельность по организации информационно-библиографического обслуживания жителей Агаповского... |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |