Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность




Скачать 419.8 Kb.
Название Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность
страница 1/4
Дата публикации 17.05.2014
Размер 419.8 Kb.
Тип Презентация
literature-edu.ru > Информатика > Презентация
  1   2   3   4
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся

Внеклассная проектная деятельность

Основные термины и принципы организации работы над проектами.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. Направлены на достижение конкретных целей;

  2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

  4. В определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управление ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирований умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.

  2. Выбор подтем (областей знания).

  3. Сбор информации.

  4. Выбор проектов.

  5. Работа над проектами.

  6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и вовремя специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться, и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты различаются друг от друга:

  • Результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

  • Числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

  • Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

  • Набором и иерархией ролей;

  • Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

  • Необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершено свободно могут выбирать, в какой из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он умеет хорошо делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов , завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовать специальным образом.

Примеры проектов в рамках курса «Математика»

Тема: математические развлечения.

Примеры подтем:

  • Игры с числами.

  • Логические задачи.

  • Старинные задачи

  • Логические игры.

  • Невозможные рисунки

  • Магические квадраты.

  • Фокусы с числами.

  • Развертки.

Примеры проектов:

  • Лист Мёбиуса.

  • Бумажный домик с мебелью.

  • Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).

  • Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

  • Энциклопедия математических развлечений.

  • Математический праздник.

Тема: логические игры.

Примеры подтем:

  • Шашки.

  • Шахматы.

  • Калах.

  • Нарды.

  • Уголки.

  • Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).

  • Морской бой.

  • Логические игры в древней истории.

  • Логические игры в книгах.

  • Логические игры в фильмах.

  • Забытые игры.

Примеры проектов:

  • Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

  • Комплекты для игр.

  • Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

  • Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.

  • Книга о логических играх.

Тема: математика вокруг нас.

Примеры подтем:

  • Числа в пословицах и поговорках.

  • Нумерация вокруг нас.

  • Измерения (что меряют, чем меряют).

  • Единицы измерения в Древней Руси.

  • Единицы измерения в других странах.

  • Числа в спорте.

  • Математика в раскрое одежды.

  • Математика в торговле.

  • Математика в строительстве.

  • Математика в кулинарии.

  • Математика в Древнем мире.

  • Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Примеры проектов:

  • Макеты зданий из простых геометрических тел.

  • Конкурс на самый экономный раскрой.

  • Книга о математике в Древнем мире.

  • Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

  • Постановке по книге о числах.

  • Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: шифры.

Примеры подтем:

  • Способ шифрования текстов.

  • Приспособление для шифрования.

  • Шифрование местонахождения.

  • Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

  • Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

  • Передача тайного смысла в картинах.

  • Передача тайного смысла в книгах.

  • Акростихи.

  • Передача тайных посланий с помощью СМИ.

  • Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

  • Игра «Поиск сокровищ».

  • Конкурс дешифраторов.

  • Создание приспособления для шифрования.

  • Постановка по произведению о шифрах.

  • Обзор способов шифрования.

Тема: узоры.

Примеры подтем:

  • Узоры в Древней Греции.

  • Узоры в Древнем Риме.

  • Узоры в Древнем Египте.

  • Узоры в Древней Руси.

  • Закономерности в узорах.

  • Узоры на зданиях.

  • Узоры на одежде.

  • Узоры на посуде.

  • Узоры на оружии.

  • Узоры в оформлении книг.

  • Магические узоры.

Примеры проектов:

  • Вышивка с узорами.

  • Энциклопедия узоров.

  • Украшение класса узорами.

  • Демонстрация моделей одежды с узорами.

  • Выставка оружия с узорами и реконструкциями боя.

  • Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.

  • Исследование: «Узоры в истории нашего края».

  • Коллекция узоров, созданных на графическом редакторе.

  • Программа создания узоров на компьютере.

Тема: стратегии.

Примеры подтем:

  • Игры с выигрышными стратегиями.

  • Стратегии в играх.

  • Стратегии в спорте.

  • Стратегии в компьютерных играх.

  • Стратегии в жизни (стратегии поведения).

  • Боевые стратегии.

  • Стратегии в древности.

  • Стратегия в рекламе.

Примеры проектов:

  • Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».

  • Коллекция игр с выигрышными стратегиями.

  • Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям.

  • Спортивные командные игры.

  • Рекламные игры и плакаты.

Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предлагает участие всех учащихся.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т.д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться исследовательской деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектировании решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.

Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдение за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой, определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном контексте традиционной культуры народов своего края.

Заметим, что проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;

  • во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

  • в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами совей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Ниже в таблице предоставлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.

Примерные направления проектной деятельности

Формы и особенности организации проектной деятельности

Объект исследования: объекты и явления природы

Сезонные явления природы

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Погода своего региона

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Минералы и горные породы своей местности

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

Почвы своей местности

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

Дикорастущие растения своего региона

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Культурные растения своего региона

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Грибы своего региона

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Местные виды насекомых

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Местные виды птиц

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

Индивидуальная (домашнее задание)

Домашние животные вокруг нас

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Индивидуальная (наблюдение)

Экологические связи в природе

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Местная экосистема (лес, водоем, луг или др.)

Групповая (экскурсия)

Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Индивидуальная (домашнее задание – проведение опытов и наблюдений)

Объект исследования: деятельность человека в природе

Хозяйственная деятельность людей в своем регионе

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (посещение предприятий)

Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности

Групповая (экскурсия)

Загрязнение местных экосистем

Групповая (экскурсия)

Правила поведение я экосистеме

Групповая (экскурсия)

Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

Индивидуальная (работа с литературой), групповая (экскурсия)

Природоохранная деятельность человека в своем регионе

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (экскурсия)

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы)

Объект исследования: организм человека

Изменение частоты пульса в течение суток

Индивидуальная (домашнее задание)

Изменение температуры тела в течение дня

Индивидуальная (домашнее задание)

Режим для младшего школьника

Групповая, индивидуальная

Рациональное питание младшего школьника

Групповая

Источники шума вокруг нас

Групповая, индивидуальная

Объект исследования: игры народов России и мира

Игры наших дедушек и бабушек(для использования на школьной перемене)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Сезонные игры народов нашего края

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Сезонные игры народов разных регионов России и мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Объект исследования: семейная культура

Моя родословная

Индивидуальная

Наш семейный альбом

Индивидуальная

Рецепты домашней кухни

Индивидуальная

Мир наших увлечений

Индивидуальная

Семейные путешествия

Индивидуальная

Объект исследования: Россия и мир на карте

Имена родного края

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

История в названиях рек, морей, океанов

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Прошлое в названиях городов России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

История в названиях городов мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Объект исследования: великие люди России и мира

Чье имя носит моя улица

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Музей моего земляка

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Памятники города

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Памятники столицы России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)

Памятники столицы (название конкретной страны)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)

Системно, последовательно, углублено внеурочная проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир», может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и студий, программы которых ориентированы на изучение традиционной культуры народов России.

Примеры направлений работы над проектами

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности...
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе
Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. №19707, основная образовательная...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
Даны рекомендации по созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей, где...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Проектная деятельность студентов педагогического колледжа в рамках...
...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по фгос ельцовка 2012
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Программа внеурочной деятельности программа внеурочной деятельности...

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Программа организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Доклад учителя экономики Левадней С. В
Проектная деятельность – первые шаги исследователя. Основа проектной деятельности – направленность на результат
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся Внеклассная проектная деятельность icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика первые шаги» для учащихся 1-4 классов 30
Рабочая программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции