Скачать 121.47 Kb.
|
КГУ «Средняя школа №4 им. М. Маметовой» отдела образования акимата Федоровского района» КОУЧИНГ ЗАНЯТИЕ Тема: Приемы развития критического мышленияПодготовила: учитель биологии второго (основного) уровня Колычева Татьяна Алексеевна с. Федоровка, ноябрь 2013 год План проведения коучинг - занятия Приемы развития критического мышленияУчение без мысли - напрасный труд. Конфуций Место проведения: кабинет №14 СШ №4 им. М. Маметовой Дата проведения: 6 ноября 2013 года Тема: Приемы развития критического мышленияЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников. ЗАДАЧИ:
Ожидаемый результат: Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока. Критерии оценки: Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….». Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…) Подходы к проведению занятия: Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата Ход занятия:
Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы: - Что такое мышление? - Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление») Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение. Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления. В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер. Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические) - Какие вопросы вам было легко сформулировать? - Какие вопросы вызвали трудности и почему? - Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему? - Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней? - Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы» Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления) Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда» По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа. Задание группе №4: Прием «Денотатный граф» Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания ( «Колобок») Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия) Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки" Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Задание группе №5: Прием «Кластер – гроздья» КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Гроздья – графический прием в систематизации материала. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Советы учителю:
6. Вывод о необходимости и эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического мышления на различных этапах урока. 7.Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «Незаконченное предложение…» Рефлексия тренинга «Развитие критического мышления»1. Мы только что закончили семинар, который в целом был _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как мне кажется, нам удалось приобрести_______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Особенно интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Когда я приду на работу, я первым делом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. В заключение я хотел бы сказать организаторам __________________________________________________________________________ Используемая литература: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с. Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003. Хаяперн Д.. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802 http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm http://teacher.fio.ru/news.php?n=20373&c=668 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Денотатный графМатериал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской областиДенотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа: • Выделение ключевого слова или словосочетания • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку) • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия) • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки" • Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Концептуальные таблицыМатериал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области• Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы • Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий • Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления) • Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований • Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet. В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос |
Технология развития критического мышления Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован... |
Литература Рекомендательный список литературы по теме «Технология... Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004 |
||
Урок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью» ... |
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, икт |
||
Опыта Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном... |
Конкурсная научная работа Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях |
||
Методическое пособие «Школьный урок» Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,... |
Урока Деятельность учащихся Тема «Имя числительное как часть речи» Икт, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления через чтение и письмо, тестовые технологии, информационно-коммуникативные... |
||
Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год «а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ |
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012... Тлеющих мыслей других людей находить свою собственную. (М. М. Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |