Курсовая работа




Скачать 127.95 Kb.
Название Курсовая работа
Дата публикации 25.05.2014
Размер 127.95 Kb.
Тип Курсовая
literature-edu.ru > Информатика > Курсовая


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный университет» (НГУ)

____________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра общей информатики

(название кафедры)



Курсовая работа

Новаковский Артем Михайлович

(фамилия, имя, отчество автора - студента)

Системы обратных связей в образовательном процессе

(тема работы)


Направление подготовки
230100.62 Информатика и вычислительная техника


Руководитель Автор
………………………….. …………………..

(фамилия , И., О.) (фамилия , И., О.)

………………………….. …………………..

(уч.степень, уч.звание) (факультет, группа )
………………………….. ..………………..

(подпись, дата) (подпись, дата)

Оглавление


Введение 3

Постановка задачи 4

Исследования 5

Моделирование процессов системы обратных связей 5

Проектирование программного продукта 11

Заключение 15

Литература 16

Лист регистрации изменений 17

Лист регистрации проверок 17


Введение


Практика показывает, что итоговая оценка выпускника недостаточно информативна для работодателя, чем обуславливается набор кадров в организации посредством собеседования. Выбор экзамена с билетами, как средства итогового контроля обуславливает политикой, которая предписывает выборочный контроль и отбраковку партии по образцу в условиях производства продукта в промышленных масштабах. Однако здесь идет речь о производстве с эффективной переработкой бракованной продукции.

Для того чтобы усилить контроль качества студентов еще на этапе их обучения, необходимо внедрить и усилить текущий контроль. На базе этого контроля сформируется система обратных связей. Если появится возможность постоянно получать адекватную информацию о состоянии учебного процесса, то появляется и возможность более качественного его контроля. Внедрение обратных связей позволит оптимизировать учебный процесс, выявить новые связи в нем, оперативно реагировать на возникающие тенденции и собирать полезную статистическую информацию.

Таким образом, основным средством снятия связей является текущий контроль. При этом, чем регулярнее будет проводиться контроль, тем более эффективной будет работа системы обратных связей. Регулярность контроля позволяет быстро выявлять моменты отклонения от учебного плана и оперативно принимать нужные меры.

Основная проблема в этом случае заключается в том, что постоянная обратная связь с ее текущим контролем требует много времени и от опрашиваемых студентов и от анализирующих результаты опроса проверяющих. Именно по этой причине возникла идея автоматизации этого процесса. То есть возникла необходимость создания программного инструмента, реализующего эти функции. Разработке и внедрению такого продукта и посвящена данная работа.

Постановка задачи


Необходимо создать информационную систему поддерживающую внедряемую систему обратных связей. Для этого вначале необходимо исследовать предметную область - образовательный процесс в университете. Так как образовательный процесс является достаточно сложным, то проектировать систему обратных связей представляется возможным только после выяснения всех нюансов в тех аспектах образования, которые должна затронуть система. Перед началом разработки информационной систем, нужно смоделировать бизнес-процессы, в рамках которых она будет работать. Для этого необходимо применить методологии анализа бизнес-процессов и управления качеством. После того, процессы функционирования системы будут достаточно изучены, смоделиваны и будет четко определено место разрабатываемого продукта с создаваемой системе обратных связей, нужно будет спроектировать программный продукт. Этот программный продукт будет инструментом функционирования системы обратных связей, и должен содержать все сервисы, которые окажутся необходимы.

Исследования



Учебный процесс является достаточно сложным и специфичным процессом. Поэтому для начала необходимо было исследовать эту предметную область. Было принято решение сделать это через опрос экспертов в этой области. В качестве экспертов выступили преподаватели университета. Был создан список преподавателей, которых опрашивали в качестве экспертов. В течении опросов мы знакомили респондентов с идеей нашего проекта, узнавали их мнения на те или иные его аспекты, узнавали о нюансах разных сторон учебной деятельности, которые затрагивал проект.

Опрошенные преподаватели давали разные оценки на счет разных аспектов проекта, но в целом все поддержиали востребованность подобной системы. Результаты опроса помогли прояснить вектор развития проекта, и убедили в его востребованности. После этого началась работа над проектированием самой системы обратных связей.

Моделирование процессов системы обратных связей



Для анализа и проектирования были применены методологии анализа бизнес-процессов и управления качеством.

Еще на этапе исследования через опросы, все результаты сразу фиксировались в виде диаграмм в нотации АРИС.

Ниже приведена диаграмма целей составленная после опроса:



С учетом знаний полученных после опроса стали видны основные цели проекта:


Рисунок 2. Основные цели проекта
В дальнейшем эти цели сформировались в виде отдельных подсистем проекта.

Процесс функционирования системы обратных связей сразу обрисовался как циклический процесс. Ниже приведена диаграмма, описывающая функционирование системы:



Рисунок 4. Диаграмма функционирование системы обратной связи
Процесс начинается с блока «Постановка целей», где формулируются план и цели предстоящих занятий. Затем следует блок «Донесение материала», который описывает непосредственно преподавание подготовленного материала. За ним следует блок «Снятие обратной связи». Эта часть реализует непосредственно мониторинг качества результатов действия предыдущего блока «Донесение материала». Этот блок показывает место проектируемого программного продукта в системе обратных связей. После того, как обратная связь снята, появляется возможность коррекции, ранее определенных планов и целей этот процесс отображен блоком «Коррекция» на рисунке. После того как снята обратная связь, приняты корректирующие методы, устанавливаются новые цели и задачи. Таким образом итерация цикла повторяется каждый раз.

Как было сказано выше, программный проектируемый программный продукт должен автоматизировать снятие обратной связи. Снятие обратной связи будет осуществляться с помощью текущего контроля. Для того, чтобы внести автоматизацию в текущий контроль нужно чтобы и результаты и сам формат текущего контроля были легко интерпретируемы для программной обработки. Из этого следует, что оптимальным выбором было бы проведение этого контроля в виде периодических опросов. Каждый опросник должен содержать в себе закрытые вопросы. То есть вопросы, на которые можно дать один из предложенных заранее ответов. Именно результаты такого формата можно быстро проверять и анализировать машинным путем.

Надо учесть то, что внедрение такой новой практики как снятия обратных связей в достаточно устоявшемся учебном процесс всегда может встретить некоторое сопротивление. Если практика использования системы не будет достаточно комфортной и быстрой для конечных пользователей, то система может оказаться, при всей полезности вложенных в нее идей просто неиспользуемой. Принимая это во внимание, было принято решение организовать снятие обратной связи через сервис, который использует практически каждый преподаватель или студент – через электронную почту. Использование электронной почты привычно практически для всех, и поэтому использование ее в проектируемой системе может сделать процесс ее внедрения наиболее комфортным. Таким образом, определился основной способ снятия обратных связей – email-рассылка. Почтовые сервисы сейчас имеют достаточно гибкий API и позволяют делать массовые рассылки, а возможность вставки html-контента в письма делает возможным удобное представление вопросов в виде готовых форм и полей, которые нужно заполнить получателю.

Ниже представлена диаграмма описывающая процесс снятия обратной связи:



Проектирование программного продукта


После того как были проведены опросы преподавателей и были построено модели подробно отображающие процессы функционирования создаваемой системы, а предметная область стала достаточно изучена, началась разработка модулей программного инструмента, поддерживающего спроектированную систему обратных связей.

Было принято решение начать, прежде всего, с реализации подсистемы осуществляющей рассылку. До разработки моделей бизнес-процессов полагалось, что для этой цели будет использован сторонний продукт. В частности планировалось использовать сервис рассылки опросников от Google. Среди множества подобных сервисов сервис Google предлагал достаточно широкий и удобный функционал. Было сделано несколько тестовых рассылок с помощью этого сервиса. Способ формирования опросников, а так же формат представления результатов оказались достаточно удобными. Однако в дальнейшем пришлось отказаться от идеи его использования потому, что Google не представляет достаточно интерфейсы для этого сервиса, позволяющего его использовать как модуль в создаваемой программе. Пока не удалось обнаружить ни одного подходящего сервиса предоставляющего достаточно широкий API, было решено создать свою систему, удовлетворяющей всем необходимым требованиям.

Проектирование этой подсистемы началось с создания аналитической диаграммы описывающей основные сущности и взаимосвязи модуля снятия обратной связи. Все их можно разбить нескольким основным функциям. После ее построения членами группы началась параллельная разработка разных частей этой диаграммы отвечающих за разные функции.

С этого момента моей частью работы стал модуль динамической генерации HTML-контента рассылаемых писем. Далее строились диаграммы детализирующие работу модуля. Ниже изображена Sequence-диаграмма, отображающая последовательности сообщений которыми обмениваются сущности модуля при генерации HTML-контента:


На рисуке 6. Можно увидеть как сущности обмениваются последовательностью сообщений и формируется содержание письма для рассылки. Сущность EmailSender, отвечающая за отправку писем сначала запрашивает содержание письма у сущности «EmailMessageGenerator» через метод «getMailContent» этой сущности. Для того чтобы это сделать «EmailMessageGenerator» должен сначала получить HTML содержание этого письма, которую для него генерирует сущность «HTMLGenerator». «HTMLGenerator» получает с помощью «DBControl» содержание каждого вопроса опросника, вставляет это содержание в нужные HTML-оболочки. После этого он получает у «AuthManager» уникальную ссылку для пользователя, по которой можно перейти если потовый клиент получателя не отображает корректно письма с HTML-контентом, чтобы он мог увидеть Web-версию письма. После того как ссылка получена, содержаниве вопросов вставлено в HTML все это передается в «EmailMessageGenerator». Так примерно описывается логика работы модуля.

На основе Sequence-диаграммы строятся диаграммы сформированных из сущностей классов:

Рисунок 7. Диаграмма классов модуля динамической

генерации HTML-контента
Отдельно нужно рассмотреть структуру существования в программе опросов и составляющих их вопросов. Диаграмма, приведенная ниже, описывает классы опроса, и вопросов его составляющих:


Рисунок 7. Диаграмма классов опроса и вопросов.
Из рисунка 7 видно, что объекты класса Poll являются контейнерами для объектов класса Question. Предполагается, что вопросы могут быть разных типов, поэтому базовый класс вопроса Question является абстрактным. От него наследуют класс TextAreaQuestion и QuestionWithVariants. TextAreaQuestion дает возможность, вносить в опросники открытые вопросы. Однако, свободный формат ответов на эти вопросы не не удобен для машинной обработки, но ввсе же возможность ввода таких вопросов необходимо обеспечить. Текущий контроль же будет основываться на обратобке результатов опросов, состоящих из закрытых вопросов. Вопросы этого типа описывает класс QuestionWithVariants. Этот класс так же является абстрактным, котому что только его потомки могут уточнить тип класса QuestionWithVariants. Это класс описывающий вопросы с возможностью выбора нескольких ответов из нескольких предложенных – CheckBoxQuestion, и с возможностью выбора одного ответа - RadioButtonQuestion.

Программа, в зависимости от типа создаваемого вопроса, будет вставлять формулировку этогов вороса, и варианты ответов на него в соответствующую этому типу HTML-оболочку.

Заключение


На данный момент проделана работа по исследованию существующих процессов в образовательной деятельности. Выявлено множество ее аспектов, требующих пересмотра и оптимизации с помощью систем обратной связи. Спроектированы схемы и бизнес-процессы функционирования системы. Чтобы система успешно работала планируется автоматизировать снятие обратной связи. Для этой цели проектируется информационная система, которая должна стать инструментом снятия обратных связей. Планируется реализовать его как информационную систему

В заключение нужно сказать, что по мере работы над проектом, в образовательной среде все больше растет интерес к системам обратных связей, что обуславливается актуальностью решаемых ими проблем, и необходимостью внедрения подобных систем.

Литература




  1. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 408 с.

  2. Павловский Е.Н. К подготовке специалистов по программной инженерии // Программная инженерия. — №1, 2011. — С.39-44.

  3. Система обратных связей, контроля и управления образовательным процессом. О проекте // URL: http://trac6.assembla.com/education_and_feedback (Дата обращения: 22.05.2011)

  4. Архитектурный прототип системы обратных связей. Блог П.Новикова // URL: http://thesis-jeedevelopment.blogspot.com (Дата обращения: 22.05.2011)

  5. Новиков П.Б. Анализ требований и разработка архитектурного прототипа системы контроля и управления качеством образования в НГУ / Выпускная квалификационная работа бакалавра // Кафедра общей информатики ФИТ НГУ. — 2010. 34 с.

  6. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001.










Лист регистрации изменений


Дата

Версия

Описание

Автор

19.05.2011

0.1.0

Начальная версия





















































Лист регистрации проверок


Дата

Версия

Описание

Автор
































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа icon «Организация эвм» Контрольно курсовая работа «Проектирование вычислительной системы»
Данная контрольно-курсовая работа выполняется с целью закрепления знаний по курсу «Организация ЭВМ и систем» и получения практических...
Курсовая работа icon Курсовая работа или курсовой проект это задание, которое «выполняется...
Курсовая работа вид самостоятельной научно-методической работы студентов учебных заведений, которая выполняется под непосредственным...
Курсовая работа icon Курсовая работа

Курсовая работа icon Курсовая работа Лексико-семантическое поле с доминантами «полет»

Курсовая работа icon Курсовая работа Тема: «Доходы от реализации продукции»
Ведение
Курсовая работа icon Курсовая работа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа icon Курсовая работа Лексические средства выражения концепта «природа»
Введение с. 3-5
Курсовая работа icon Курсовая работа состоит
Введение (объяснить цель работы, обосновать особенности рассматриваемой технологии)
Курсовая работа icon Курсовая работа инновационная направленность педагогической деятельности
Учреждение образования «могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова»
Курсовая работа icon Курсовая работа Тема Работу
Степень актуальности темы и проработанности в литературе, соответствие состоянию общества
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции