А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области




Скачать 108.03 Kb.
НазваниеА. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
Дата публикации25.05.2014
Размер108.03 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Информатика > Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза

А. Б. Михайлова

г. Вязьмы Смоленской области

__________________________________________________________


215119 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина,47.' директор – 4 21 42, учительская – 4 21 81

Внедрение мультимедийных средств для повышения качества проведения библиотечных уроков

Зав. библиотекой: Яшкевич И. М.

2008

Взрывной характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека.

И действительно, согласно последним исследованиям, для большинства людей основными средствами массовой информации стали телевидение, радио и Интернет. Очевидно, что библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и развивать целенаправленное и продуктивное внедрение мультимедийных продуктов, наряду с традиционными. Мы должны знать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучая меняющиеся потребности читателей и сохраняя лучшие традиции библиотечной практики.

Внедрение новых технологий в различные процессы библиотечной деятельности предоставляет огромные возможности для эффективной работы библиотек и качественного обслуживания читателей. Благодаря компьютеризации библиотек в настоящее время стало возможным применение программных средств и технических устройств при подготовке и проведении массовых мероприятий.

Применение новых информационных технологий в библиотеке выводит профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. В массовой работе можно использовать новые формы и методы, позволяющие усиливать эмоциональное воздействие на аудиторию.

Традиционные библиотечные формы и методы проведения мероприятий, трансформировавшись через компьютерные технологии, обрели новый статус, стали источником не только информации, но и знаний.

В январе 2005 года в библиотеку нашей школы были получены: компьютер, принтер (чёрно-белый), медиатека «КМ - школа». Из кабинета информатики в библиотеку были переданы экран и мультимедийный проектор.

Одной из основной задач библиотеки является содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива. Поэтому учителям нашей школы были продемонстрированы новые возможности библиотеки, была предоставлена возможность самостоятельно поработать с электронными изданиями.

Учителя оценили неисчерпаемые возможности мультимедиа-технологий, и пришли к выводу, что готовые мультимедиа-уроки по физике, химии, биологии, геометрии и другим предметам, можно использовать при проведении уроков, на элективных курсах, на факультативных занятиях. Поиск информации в электронной библиотеке помогает в подготовке рефератов, докладов и проектов. Сегодня большинство преподавателей стремятся использовать медиатеку «КМ - школа» в учебном процессе и тесно сотрудничать с библиотекой.

Часто старшеклассники для подготовки к сдаче единого государственного экзамена обращаются к электронным тренажерам, чтобы потренироваться и проверить свои знания по физике, по русскому языку, математике и другим предметам. С этой целью в библиотеке был проведён для них специальный обзор «Экзамен с мультимедиа «на отлично», на котором были продемонстрированы электронные энциклопедии, справочники, репетиторы с банком тестовых заданий и контрольных упражнений, соответствующих требованиям ЕГЭ.

Жизнь вносит свои коррек­тивы в работу библиотеки. Сейчас главное требование времени состоит в том, чтобы библиотеки стали информационными цент­рами в школе. Информаци­онная работа занимает боль­шую часть моего рабочего вре­мени.

Часть библиотечных уроков посвящена  формированию у школьников информационной культуры. Для  того, чтобы научить ребенка ориентироваться   в потоке информации, научить добывать,  понимать и анализировать полученную информацию, необходимо помочь ему  в работе  и с традиционными  источниками информации – книгами, журналами, картотеками и  с имеющимся в библиотеке медиа-ресурсами. Особенно необходима ребенку помощь  школьного библиотекаря   во время самостоятельной исследовательской  работы над проектами, докладами, рефератами.

Среди задач, которые ставит библиотека — развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, необходимые нашим пользователям в течение всей жизни. На практи­ке я решаю эту задачу средствами массовой работы. Выбор тематики мероприятий нашей библио­теки всегда неслучаен: я считаю, что только темы, затрагивающие интересы и чувства ребят и педа­гогов, могут быть эффективными.

Традиционно в процесс под­готовки мероприятий вовлекаю старшекласс­ников, творческий заряд и энергия которых придают особую эмоциональную окраску любым коллективным делам.

Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является обращение к истории нашего народа, государства Российского. В октябре этого года для учащихся 8-ых классов был подготовлен и проведен урок - композиция, посвящённый 195 – летию со дня знаменитой Бородинской битвы, «1812 год – великий год в исории Росси». Задолго до урока в библиотеке была организована книжная выставка «1812 год – героическая страница в истории Отечества».

Рассказы ведущих сопровождались показом на большом экране различных объектов. При подготовке и проведении мероприятия нашло приложение Microsoft PowerPoint, предназначенное для создания произвольных презентаций. Для этого урока ребятами были подготовлены 2 слайд презентации: «Памятники героям 1812 года» и «Памятники 1812 году в г.Вязьма». Был показан видеофрагмент «Бородинское сражение (реконструкция)». Были представлены различные документы, портреты героев войны 1812 года, демонстрировались картины известных художников, фотографии оборудования и снаряжения русской и французской армий. Использовались музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Мы заметили, что подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения. Мероприятие было наполнено живой музыкой, художественным чтением, вокалом и т.д. Прекрасно ребятами были сыграны и донесены до зрителя образы Александра I, Наполеона, М. И. Кутузова, Н. Дуровой.

Урок был рассчитан на образное представ­ление и восприятие изучаемого периода истории. В памяти участников вечер останется не только вследствие продуманной и глубокой ин­формационной и эмоциональной насыщенности, но и потому, что многое в его содержании — результат собственного творчества ребят.

Особой популярностью у читателей пользуются уроки из цикла «И словом, и кистью, и звуком». Цель этих уроков - развитие творческой личности обучающегося путём сопоставления живописно-графических, музыкальных, литературных произведений. Конечно, на одном уроке не расскажешь подробно обо всех гранях и возможностях взаимодействия трех искусств. Но использование в подготовке и проведении данного мероприятия компьютерных возможностей значительно облегчило подготовку данного мероприятия и заметно улучшило качество урока, повысило к нему интерес.

Для учащихся 9–ых классов был проведён библиотечный урок «Образ пленительный, образ прекрасный» (Женский образ в русской живописи и поэзии XVIII - XX вв.) На уроке были использованы компакт-диски серии «Кирилл и Мефодий»: «Шедевры русской живописи», «Энциклопедия классической музыки» и электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» и др.. В ходе библиотечных уроков ребята смогли познакомиться с произведениями известных художников: Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского, К.А. Сомова, а также наглядно увидеть результаты их творчества.

Ребята наизусть читали стихи поэтов и смотрели на неповторимые полотна художников. Читатели услышали музыкальные произведения: Э.Грига, П.И.Чайковского, Паганини, В.Моцарта и многие другие. Побывав на уроке, ребята почувствовали, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных. Об этом свидетельствуют отзывы присутствующих.

Для 10-ых классов был проведён библиотечный урок «Картины русской жизни в живописи и в поэзии Н. А. Некрасова». Читатели были и зрителями и участниками одновременно.

Стихотворения Н.А.Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. На экране демонстрировались картины. Читателям предлагалось подобрать к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитировать самые подходящие фрагменты этих стихотворений. Ребята прекрасно справились с этим заданием. К картине И. Е. Репина «Бурлаки», они подобрали стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге»; к картине «Ремонтные работы на железной дороге» К.А.Савицкого - стихотворение «Железная дорога»; к картине «У дверей школы» Н.П. Богданова – Бельского – стихотворение «Школьник»; к картине «Рожь» И. И. Шишкина - стихотворение «Тишина» и т. д.

В конце урока некоторые читатели попросили записать сборники стихов Н.А.Некрасова на дом. Этот урок вызвал большой интерес, потому что на нём наглядный чувственно-энергетический материал и знания слились в единое целое.

Плюсами такого рода мероприятий являются глубокое эмоцианальное воздействие, возможность привлечь к непосредственному активному участию практически всех членов класса, предоставление возможности проявить себя, свои способности и дарования.

Для 8-ых классов был проведён библиотечный урок «Паустовский и музыка». Цель этого урока: научить ребят читать книги не только «глазами», но и вслушиваться в них. Помочь почувствовать, что, если музыка без литературы очень обеднела бы, то и литература без музыки потеряла бы очень, очень много. Задача урока: донести до читателя хорошую книгу, помочь ему понять и прочувствовать её. Музыка часто звучит в рассказах одного из самых музыкальных» писателей - Константина Георгиевича Паустовского. Читатели быстро настроились на «волну» Паустовского. Ребятам было предложено сравнить тональность звучания прозы и музыки. Каждому были розданы листы с текстом. Все прочитали про себя описание природы из рассказа Паустовского «Телеграмма», одновременно слушая музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского. Замечательные и вдумчивые рассуждения прозвучали на уроке. Ребята прочувствовали настрой урока, в котором присутствовали ноты печали и торжества творчества писателя.

Я думаю, такие уроки помогают ребятам выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие. Об этом свидетельствуют заполненные анкеты «Я сегодня». «Я сегодня ушёл от суеты, вы помогли остановиться и вспомнить, что в мире есть красота, доброта и искренность», «Я сегодня слушала музыку, проникнутую печалью, грустью и трагедией», «Я сегодня прослушал отрывки из рассказов Паустовского сопряжённую с ними музыку. Всё было здорово», «Я сегодня подумала о таких вещах, как жизнь и смерть», «Я сегодня узнала некоторые рассказы Паустовского. Они мне очень понравились. Надеюсь, что прочитаю их с интересом». Наверное нет ничего благодарнее искренних отзывов читателей. Их чувства перерастут потом в знания жизни. С развитыми чувствами человек приобретет духовность.

Среди множества традицион­ных и вновь обретенных праздни­ков есть один особый — 23 фев­раля, День Защитника Отечества. Наша библиотека ежегодно готовит мероприятия к этой славной дате. В 2007 году был проведён библиотечный урок «Богатыри земли русской». Компьютерная технология позволила упростить ряд организационных моментов этого урока и наглядно заглянуть в историю русского героического эпоса. В подготовке и проведении данного мероприятия использовали мультимедийные издания. На экране демонстрировались картины В. М. Васнецова «Гусляры», «Три богатыря», «Витязь на распутье»; А.Бубнова «Утро на Куликовом поле»; М. Врубеля «Богатырь», а также изображения богатырского оружия и доспехов. Ребята услышали музыкальные произведения: Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Садко», вторую ("Богатырскую") cuмфонию А. П. Бородина; песнь Бояна из оперы м. И. Глинки "Руслан и Людмила".

Первая и самая главная цель мероприятия – приобщение к книге, была выполнена. С тематической выставки «Богатырская застава», ребятами были разобраны все книги. Значит, урок был не только интересным, но и эффективным, данная тема привлекла читателей и им захотелось узнать побольше о сильных и могучих богатырях.

В этом году, ко дню Защитника Отечества я предложила сделать свой мультимедийный продукт. Ребята охотно откликнулись на инициативу библиотеки, ведь речь идет о продвижении новых знаний с использованием информационных технологий, мультимедиа-ресурсов. Это будет «Мультимедиа-обозрение» с опорой на видеоряд, с использованием музыки. Тема обозрения - военные страницы отечественной истории. Название ребята придумали сами, «На смертный бой, за нашу землю…». Речь пойдет о мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца оставал­ся верен воинскому долгу. Это князь Святослав, Дмитрий Донской, Александр Невский, Петр I, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, С. О. Макаров, М. И. Кутузов; И. В. Панфилов, Н. Н. Воронов, К. К. Рокоссовский, Г. К. Жуков.

Сама форма подачи материала - обозрение – стимулирует непременное обращение к рекомендованным книгам. Создавая собственную мультимедийную презентацию, которая соответствует задуманной структуре урока, надеюсь, урок получится запоминающимся и нестандартным.

Это мероприятие, как и все другие обязательно будет сопровождаться книжной выставкой, которая всегда пользуется популярностью, так как разбуженный интерес к теме вызывает желание узнать больше. Таким образом, учащиеся привлекаются к чтению сверх школьной программы.

На мой взгляд, мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим внедрять в библиотечную практику новые формы творчества, разнообразить методы работы. Таким образом можно воплотить свою идею, используя любой ресурс, объект, добавляя в него свои материалы, текст, звук, анимацию, ориентированные на конкретные задачи, и создать нечто особенное, оригинальное. Таков и наш путь: начав с готовых мультимедийных продуктов, мы решили создавать собственные презентации для использования на библиотечных встречах, и в настоящее время подошли к новой форме художественного творчества, воплощению собственных идей, собственного видения, запечатленных на CD. В этом мы видим перспективы дальнейшего развития - создание краеведческих справочников, путеводителей, медиа-обзоров и презентаций к мероприятиям.

Сегодня невозможно себе представить проведение мероприятий без слайд презентаций, CD-ROMов, видеофильмов, DVD, без любопытных сведений, добытых в Интернете. Конечно, все это требует много времени, необходима предварительная подготовка текстовой информации, фотографий, иллюстраций, звуковых комментариев (фонограммы), видеосюжетов, но результат оправдывает все затраты. Все эти средства дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что именно эмоции определяют направление интересов личности.

И самое главное! Используя мультимедийные продукты при проведении библиотечных уроков, мы должны рекламировать книгу, стремиться показать де­тям, что именно чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с кни­гой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком. То есть мы должны стремимиться к реализации стратегической цели — научить хотеть читать.

С помощью компьютеризации наша библиотека поднялась на качественно новую ступень, от успеха компьютеризации зависит дальнейшая судьба библиотеки, ее выход на совершенно новый уровень развития.

Выводы.

Использование мультимедийных продуктов в библиотеке:

  1. Положительно влияет на востребованность библиотечных мероприятий, улучшает их качество, наглядность, эстетику и эффективность усвоения информации,

  2. Содействует образованию, развивает познавательные интересы читателей, продвигает чтение, стимулирует обращение к книге, как первоисточнику;

  3. Привлекает в библиотеку новых читателей;

  4. Обязывает персонал библиотек повышать свою профессиональную подготовку и компетентность, приобретать навыки работы с современными техническими средствами;

  5. Стимулирует развитие творчества, самовыражения, воплощение идей.


(Видеофрагменты библиотечных уроков)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconШкола-новичок и многое другое…
...

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconWeb сайт соуб, как интегратор литературно-творческих ресурсов Смоленской области
Современный научно-технический прогресс создал уникальную ситуацию, когда происходит обобщение мирового опыта, а культурные ценности...

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconРабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка
Программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск. Траст-Имаком,...

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconШмелев И. С. Ш 72 Сочинения. В 2-х т. Т. Повести и рассказы/Вступ...
Ш 72 Сочинения. В 2-х т. Т. Повести и рассказы/Вступ статья, сост., подгот текста и коммент. О. Михайлова. М.: Худож лит., 1989....

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconУчебные планы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Сметанинская детская школа искусств»

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconЖурналистика
Психология журналистики. Учебное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconХирургия
Составители: преподаватели хирургии Казанского базового медицинского колледжа: Бочкарева Н. В., Камалов А. А., Михайлова М. М., Осипенко...

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconА 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб....

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconПензенской области приказ
Пензенской области в 2014 году, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утверждённым постановлением...

А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области iconКнига Евгения Мильнера, кандидата медицинских наук, доцента кафедры...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции