Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов




Скачать 67.55 Kb.
НазваниеИнформационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов
Дата публикации23.05.2014
Размер67.55 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Павликова Е.В.

зав. библиотекой ФГОУ СПО СПЭК

Библиотека является именно тем структурным подразделением учебного заведения, от успешной работы которого во многом зависит формирование у студентов ключевых компетенций, являющихся неотъемлемой частью информационной культуры личности и необходимых для становления будущего специалиста.

В процессе обучения происходит активное приобретение новых знаний, а дальнейшая поддержка и непрерывный рост своей квалификации требует постоянной работы с различными информационными ресурсами.

Поэтому, главной задачей нашей библиотеки является создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей студентов за счет формирования и использования информационных ресурсов; формирование потребности использовать информационные возможности для поиска нового знания и его распространения, стимулируя тем самым готовность студентов к управлению собственной познавательной деятельностью.

Библиотека является посредником между информационными ресурсами и потребителями информации, выбирая, систематизируя, сохраняя и предлагая лучшее из огромного информационного массива.

В процессе своей работы библиотека активно взаимодействует с кафедрами колледжа в области обмена различными информационными потоками, поскольку кафедры как субъекты информационно-образовательной среды колледжа, активно разрабатывают учебную и учебно-методическую литературу, другие учебные материалы, используемые в процессе обучения.

На базе нашего колледжа создана и успешно функционирует единая информационная сетевая среда – Intranet – портал «Электронный колледж» и все информационные ресурсы доступны каждому студенту и преподавателю, как в локальной сети, так и в сети Internet, через официальный сайт колледжа.

Информационные ресурсы представлены в отдельном блоке Intranet-портала - «Библиотечное обслуживание».

Качественно новый этап информационного обслуживания связан с началом комплектования фонда мультимедийных документов (справочных и полнотекстовых баз данных). В библиотеке ведется каталог электронных ресурсов «Электронный фонд библиотеки СПЭК».

Данные в каталоге систематизированы по типу электронных носителей, а также по отраслям знаний. В верхней части электронного каталога находится поисковая строка. Основными элементами поиска здесь являются – автор, название, ключевые слова.

Карточка содержит краткое библиографическое описание электронного издания (информация) и аннотацию к нему (текст). Основными данным для студента являются: автор и название электронного ресурса, тематика, номер по каталогу.

Все новейшие поступления на электронных носителях, а также новые информационные ресурсы, находят свое отражение в специальном разделе «Оперативная информация».

Одной из приоритетных задач является формирование собственных баз данных электронных образовательных ресурсов, хранение, систематизация и последующее их использование. В настоящее время созданы и продолжают пополняться полнотекстовые базы данных, такие как «Виртуальный кабинет», «Электронная библиотека учебной литературы», «Медиа-обеспечение образовательного пространства», созданные для информационного сопровождения образовательного процесса.

«Виртуальный кабинет» - полнотекстовая база данных, созданная для ориентации студентов в образовательном пространстве, и обеспечивающая студентам возможность получения необходимых знаний с элементами самообучения и самоконтроля.

Все информационные ресурсы систематизированы по различным дисциплинам - всего 26. Отдельно выделен «Кабинет самостоятельной работы» для студентов технических специальностей и «Виртуальный методический кабинет», содержащий материалы для преподавателей.
Структура «Виртуального кабинета»:

- Базы данных учебной и учебно-методической литературы - «Документационное обеспечение» - «Нормативная и учебно-методическая документация» открыть – данные представлены в форме таблицы для удобства поиска и содержат планы лекций, семинарских занятий, практические работы, учебно-дидактический материал, а также материалы для самоконтроля студентов в форме тестирования по предметам. Создан с целью усиления практической направленности обучения, для обобщения и систематизации знаний по предметам.

- «Банк данных контрольно-измерительных материалов» – содержит материалы для самоконтроля студентов (тестовые задания, контрольные срезы, вопросы к экзаменам). Использование этого информационного ресурса позволяет студентам самостоятельно выявлять уровень усвоения знаний и умений по предмету.

- «Банк лабораторных и практических работ» содержит темы практических работ по различным предметам конкретной специальности и предназначен для отработки практических навыков и формирования профессиональных компетенций учащихся.

- раздел «Курсовое и дипломное проектирование» содержит материалы для студентов: темы курсовых и дипломных работ, методические рекомендации по их выполнению.

- «Электронные версии учебников» - базы данных учебной и учебно-методической литературы предназначены для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям и формирования навыка самостоятельной деятельности студентов.

- «Статьи профессиональных периодических изданий» - содержит материалы периодических изданий для дополнительной подготовки;

- «Страницы преподавателей» - здесь содержатся материалы, разрабатываемые преподавателями для самоподготовки студентов, дополнительные материалы для углубленного изучения предмета.

Работая с данной базой, студент занимается без непосредственного участия и помощи преподавателя, при этом в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, формируются информационные компетенции - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию, а также умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при самостоятельной работе над материалом.

«Электронная библиотека учебной литературы» - это полнотекстовая база данных, которая содержит учебную литературу, систематизированную по четырем направлениям:

- экономическое

- техническое

- гуманитарное

- общеобразовательное

Каждый раздел содержит список электронных учебных пособий соответствующей тематики. Далее студент работает с представленным учебным материалом.

Возможность самостоятельно работать с информацией, содержащейся в учебных предметах, проведение исследовательской работы по выбору материалов обеспечивает более высокую мотивацию студентов, способствует стремлению постоянно расширять свой образовательный потенциал, формируя тем самым свою профессиональную компетентность.

Всего база данных содержит более 500 наименований электронных учебных изданий.

Электронный образовательный ресурс - «Медиа - обеспечение образовательного пространства».

В процессе его использования студенты работают не только с текстом, но и графической, аудио и видеоинформацией. Создание системы информационного обеспечения ряда дисциплин, применение средств мультимедиа (текст, графика, звук, видео) использование интерактивных средств в процессе самостоятельной работы способствуют развитию теоретических и практических навыков использования различных источников информации для подготовки сообщений, проектов.

Одной из наиболее распространенных форм самостоятельной работы студентов является работа с учебным материалом в форме презентаций.

Учебные материалы технического профиля представлены также в форме видеолекций и видеодемонстраций, что с учетом повышенной сложности, способствует более качественному их восприятию и делает более доступной работу с ними:

- предмет «Методы программирования для станков с ЧПУ» - раздел «Видеодемонстрации». Данный материал дает возможность студенту работать с информацией практически в режиме реального времени.

База данных «электронная библиотека Художественной литературы» - данный информационный ресурс также активно используется студентами в процессе обучения:

- «Библиотечное обслуживание» - раздел «Художественная литература» - на экране окно информационного ресурса, включающее форму для поиска документов: основные поисковые элементы: автор, наименование, серия.

И наконец, полнотекстовая база данных «Электронные периодические издания» в разделе «Библиотечное обслуживание» содержит электронный архив периодических изданий.

Таким образом, на­учно-информационная деятельность студентов с использованием информационных ресурсов предполагает интенсивное включение будущего специалиста в активную познавательную деятельность, развитие у него самостоятельности, творческой инициативы, продуктивного мышления и других необходимых профессиональных и социальных компетенций, что способствует формированию профессиональных умений и навыков, и позволяет в дальнейшем перейти к их прямому применению в профессиональной деятельности.

Кроме того, применение новейших информационных технологий и широкое использование информационных ресурсов позволяет студентам расширять свой образовательный потенциал, формировать самообразовательную компетентность, так как использование электронных ресурсов расширяет область использования традиционного фонда научной информации, дополняя ее по содержанию и качеству, а также обеспечивает высокий уровень информационного сопровождения учебного процесса.

В настоящее время, именно использование информационных ресурсов наряду с традиционными источниками информации, способствует формированию ключевых компетенций, что позволяет будущему специалисту - профессионалу быть адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда и дает возможность самореализации в разнообразных сферах профессиональной действительности.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов icon«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования...
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Проектно-исследовательская...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconВнеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых...
Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconЭлективный курс как средство формирования межкультурной компетенции
Теоретико-практические аспекты формирования медиатора культур как элемент личностно-ориентированного обучения

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ являются составной...
Базы данных: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: методические указания к выполнению лабораторных работ)...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов icon«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012...
Тлеющих мыслей других людей находить свою собственную. (М. М. Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconРоссийская государственная детская библиотека
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconСпециализированный портал «Здоровье и образование»
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconТема: Создание благоприятных условий для развития у детей 6-7 лет...
Ционном потенциале, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие ребёнка на основе формирования...

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconСанжиева Зэбзэма Жамсаевна
Музейная педагогика как основа духовно-нравственного воспитания и формирования личностных компетенций

Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов iconПаспорт учебного кабинета №12 мкоу сош №3 с. Бабаюрт
Учебно-методическая, справочная литература и электронные библиотечно-информационные ресурсы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции