Скачать 0.96 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)” (СПБГЭТУ) Факультет компьютерных технологий и информатики Направление 230100 — «Информатика и вычислительная техника» Кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ К защите допустить: Руководитель направления докт. техн. наук профессор И.В. Герасимов Выпускная квалификационная работа БАКАЛАВра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е.В.Никандрова Руководитель В.И.Красюк Консультанты Санкт-Петербург 2009г. ВВЕДЕНИЕ Одним из главных условий развития науки, образования, культуры и социально-экономического прогресса любой страны является возможность оперативного, беспрепятственного получения нужной информации по различным областям. Эта цель может быть достигнута с помощью создания электронных библиотек (digital libraries), состоящих не столько из коллекций электронных документов (как оцифрованных традиционных материалов, так и созданных сразу в электронном виде), сколько представляющих собой систему, реализующую унифицированный подход к производству, хранению и организации разнообразной информации с целью поиска, анализа и доступа к ней с использованием глобальных компьютерных сетей. Информационная революция конца 20-го века существенно изменила роль библиотек. Библиотеки все больше становятся информационно-ресурсными центрами, оснащенными современными средствами обработки, хранения и передачи информации. Расширился спектр услуг библиотек. В первую очередь среди информационных услуг, предоставляемых конечным пользователям, в которых в последнее время обозначилась тенденция использования новых информационных технологий можно назвать:
Непрерывное и высокодинамичное совершенствование вычислительной техники и коммуникаций обусловливает развитие этих технологий. В области создания и распространения документов в электронной форме было разработано несколько методов и соответствующих стандартов - от простого ASCII-кодирования текстов и изображений и описания документов с помощью языков типа Postscript, до разметки документов средствами языков SGML - Standard Generalized Markup Language (типовой обобщенный язык разметки документов) - и HTML - Hypertext Markup Language (язык разметки гипертекстовых документов), важность которых определяется повсеместным использованием World Wide Web (WWW). Основное различие электронной библиотеки от традиционной заключается в том, что пользователь обращается к сервисам электронной библиотеки за необходимой информацией, а не просто за отсылками к документу и/или самими документами. Отличительной чертой электронной библиотеки является возможность параллельного использования различных поисковых механизмов и средств доступа к гетерогенным коллекциям электронных данных. Так как в качестве ответа на запрос к электронной библиотеке пользователю может быть представлен далеко не единственный электронный документ (или его фрагмент) и совсем не обязательно в текстовой форме, необходимы такие информационные системы, которые могут обеспечить эффективный комплексный поиск и анализ информации в коллекциях разнородных объектов. Большое количество информации, получаемой конечным пользователем должно обрабатываться, храниться, интегрироваться с другой информацией. Все это подразумевает использование автоматизированных рабочих мест, предоставляющих пользователю широкий набор разнообразных услуг. Характеристиками такой рабочей среды обязательно являются:
За этой, очевидной стороной проблемы, скрывается другая - техническая, которая незаметна для конечного пользователя и реализуется на уровне протоколов, независимо от пользовательского интерфейса и логики работы приложений. Создание автоматизированной библиотеки, отвечающей современным требованиям, это сложный и дорогостоящий процесс. Оно требует усилий высококвалифицированных специалистов разного профиля: системотехников, программистов, библиотекарей и др. Ошибки при разработке проекта, требующей использования дорогостоящих информационных технологий, могут отрицательно сказаться на работе не только программно-технических средств, но и на эффективность работы библиотеки в целом. Основой упор традиционной библиотеки на работу с документами, а не с информацией приводит к тому, что она перестает полностью удовлетворять требованиям информационного общества. Перечень и качество предоставляемых ею услуг соответствует интересам лишь незначительной части потребителей информации, причем эта читательская аудитория не относится к категории лиц, принимающих решения, которыми определяются пути развития общества. Таким образом, в перспективе, все библиотеки постепенно будут автоматизироваться. Но на этом пути существует ряд затруднений. Различные библиотеки очень неоднородны по своей природе: по уровню пользователей, объему и содержанию библиотечных фондов, по уровню финансирования и многим другим показателям. Библиотеки верхнего уровня, такие как библиотека Конгресса или новая Президентская библиотека не сравнимы по своим возможностям и потребностям, например, со школьной районной библиотекой. К тому же существуют библиотеки, узко специализированные в какой-либо области (например, Библиотека Академии наук) или универсальные библиотеки (такие как Публичная библиотека). Библиотеки разных уровней и типов требуют различных интерфейсов предоставления своих сервисов конечным пользователям. В рамках данной выпускной квалификационной работы бакалавра поставлена задача выработать рекомендуемые критерии по использованию методов реализации интерфейсов для библиотек различных категорий, а также предложить конкретные реализации интерфейсов для этих библиотек. С этой целью будет проведен обзор современного состояния автоматизации библиотек, исследованы существующие технологии реализации интерфейсов библиотечных сервисов, проанализированы различные критерии оценки их пригодности для библиотек того или иного уровня, с учетом решаемыми ими задач и ограничений и проведено сравнение этих реализаций по выработанным критериям.
Развитие библиотечных автоматизированных систем является отражением развития информационных технологий в целом. До широкого внедрения методов автоматизации библиотеки в основном ориентировались только на обслуживание только своих читателей. Это ограничивалось тем, что читатели каждой конкретной библиотеки имели доступ практически только к информационным ресурсам этой библиотеки. Едва ли ни единственной возможностью получить доступ к изданию, которого не было в этой библиотеке - была служба МБА (межбиблиотечный обмен). Но не всякое издание можно посылать по МБА, сама доставка издания по МБА требует определенного времени и денег. Другое ограничение заключалось в том, что библиотеки сводили задачу информационного обслуживания только к предоставлению доступа читателей к изданиям на традиционных носителях. Новые возможности, предоставляемые компьютерами и Интернет, привели к появлению и широкому применению электронных документов, доступных как на различных физических носителях (дискеты, CD/DVD и т.д.), так и в режиме удаленного доступа. Первые наиболее серьезные результаты в автоматизации библиотек были получены к середине 60-х годов. Компьютеры в библиотечном деле вначале применялись в основном в создании библиотечных каталогов, библиографических баз данных. Они делались на отдельных больших компьютерах. Зародились первые решения по созданию машиночитаемых каталогов(MARC) и ведению единой каталожной сети, затем в начале 70-х были автоматизированы системы обслуживания и, наконец, процесс автоматизации завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек.
В 1967 году руководители колледжей и университетов штата Огайо США основали Огайский Колледжский библиотечный центр – Ohio College Library Center (OCLC) для развития компьютерных систем в которых библиотеки академических университетов могли бы обменяться библиотечными ресурсами. Первый офис OCLC был в Главной библиотеке Государственного университета Огайо и первый компьютеризированный зал был создан в Исследовательском Центре этого университета. OCLC и его кооперация с другими университетами, библиотеками США начала быстро развиваться и с 1981 года официальное название корпорации стало «OCLC – Компьютерный Библиотечный Центр с прямым доступом (Online Computer Library Center,Inc). Сегодня, OCLC обслуживает более чем 23 000 библиотек всех видов в 63 странах и регионах. Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц. В таблице 1.2.1 указаны крупнейшие зарубежные цифровые библиотеки и указаны количественные характеристики их фондов: Таблица 1.2.1. Крупнейшие цифровые библиотеки мира.
Основная идея «Мировой цифровой библиотеки» заключается в создании на базе сети Интернет легкодоступной коллекции сокровищ Mировой культуры, которые рассказывают и подчеркивают достижения всех стран и культур, способствуя, таким образом, укреплению межкультурных связей и взаимопониманию. ЮНЕСКО приветствовала эту идею, как инициативу, которая будет способствовать выполнению стратегических целей и задач ЮНЕСКО, в числе которых содействие развитию информационных обществ, расширение возможностей в развивающихся странах, а также поощрение культурного разнообразия в сети Интернет. Среди партнеров "Мировой цифровой библиотеки" – Библиотека Конгресса США, Национальные библиотеки Китая и Франции, Российская национальная библиотека, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Национальная библиотека Израиля, Библиотека Йельского университета и др. Наибольшую активность в создании электронных библиотек проявляют библиотеки и информационные центры США. Среди самых заметных проектов является создание в 1995 Национальной Федерации Электронных библиотек (NDLF), объединившую 15 крупнейших университетских библиотек проекты Национальной Электронной библиотеки и Память Америки, осуществляемые Библиотекой Конгресса США. Работы, проводимые в США, стали одним из движущих факторов по развитию этого направления в других странах. Неслучайно в своих проектах они опираются на достижения американских коллег. В 1993 году Архивы Австралии, Австралийский Совет по Библиотекам и Информационным Службам, Национальное Агентство по сохранности и Национальный Архив звука и кино создали рабочий орган для разработки рекомендаций по работе с электронными материалами. Работы ведутся в рамках более широкой программы "Навстречу к Федерации 2001" (в 2001 году будет столетие Австралийской Федерации). С 1995 года этот рабочий орган стал активно использовать работы совместной рабочей группы Комиссии по Сохранности и Доступности (CPA) США и Группы Научных библиотек (RLG), которая носит название "Рабочая Группа по архивации электронной информации". В Европе существует большое количество проектов, как национального уровня, так и международных, осуществляемых под эгидой Совета Европы. Возможно, наиболее продвинута в этом направлении Великобритания, где работы организованы в рамках программы eLib, объединяющей более 60 проектов.
В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно - аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995г. В настоящее время работа по созданию и развитию электронных коллекций активно ведется в рамках различных программ и проектов: Национального проекта «Образование»; Федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой информационно-образовательной среды», «Культура России»; проекта Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и других. В России начиная с 2003 года реализуется проект Национальный электронной библиотеки (НЭБ). В январе 2003 года Российская государственная библиотека обратилась в Министерство культуры РФ с инициативой по созданию Национальной электронной библиотеки. Инициатива РГБ была поддержана. В феврале 2003 года к проекту создания Национальной электронной библиотеки присоединилась Российская национальная библиотека. 17 декабря 2008 года Российская государственная библиотека объявила о завершении проекта по созданию электронного хранилища книг, созданного в рамках реализации концепции Национальной электронной библиотеки. Хранилище объединило редкие книги и рукописи, периодические издания и ноты, собранные со всех основных российских библиотек. В него вошли также книги Президентской библиотеки и электронной библиотеки диссертаций. По данным на декабрь 2008 года, объем хранилища равнялся 162 Тбайтам, что сопоставимо с 3 млн книг. Сегодня Национальная Электронная Библиотека включает в себя сеть локальных общественно-популярных электронных библиотек (например, электронную библиотеку Российской национальной библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки и др.), объединенных единым интерфейсом, поисковой системой и базой пользователей. «Стратегия развития информационного общества в России до 2015 года», утвержденная Президентом России в феврале 2008 г., прямо предусматривает достижение к 2015 г. следующих контрольных значений показателей информационного общества в области культуры:
Российские организации принимают также участие во многих международных программах: Всемирная электронная библиотека, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», MINERVA и др. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Одно из приоритетных мест в формирования информационного общества в Российской Федерации, связанное с развитием системы библиотечных фондов «Стратегия» уделяет развитию Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Проект создания в России Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина реализуется с 2007 года. Это преимущественно электронная библиотека, посвященная теме российской государственности. 27 мая 2009 г. В Санкт-Петербурге в здании Синода президент РФ Д.А. Медведев открыл президентскую библиотеку имени Ельцина. Аналогов современному мультимедийному технологическому оборудованию библиотеки нет ни в Европе, ни в Америке. В создании библиотеки Россия сотрудничала со многими мировыми центрами - библиотеками Конгресса США, Центра имени Миттерана, библиотекой бундестага. В библиотеке созданы читальные залы на 64 рабочих места. Один из залов оборудован для людей с ограниченными возможностями. В бывшем внутреннем дворе здания Синода построен конференц-зал на 300 мест. В нем могут проводиться официальные мероприятия, форумы и приемы. В цокольном этаже оборудован мультимедийный зал для проведения конференций, семинаров и учебных занятий. Его особенность в том, что каждое рабочее место оснащено супер-современной конференц-системой, которая дает участнику мероприятия индивидуальные возможности связи, просмотра файлов и использования материалов библиотеки. В центре зала установлен интерактивный дисплей. Президентская библиотека будет национальным координатором от России в Мировой цифровой библиотеке, доступ к которой открылся в конце апреля. В связи с этим событием можно отметить следующие моменты:
С учётом этих положений Президентская библиотека может дать мощный толчок всем процессам информатизации отрасти культуры в целом, а не только развитию библиотечной сферы.
Автоматизированная информационная система (АИС)– комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, (первичной) обработки, хранения, поиска, (вторичной) обработки и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы. В различных практических применениях часто вместо термина АИС и его синонимов употребляется термин автоматизированная система (АС). АИС представляют собой последующую ступень в развитии информационно-поисковых систем, которые обеспечивают только одну функцию - поиск информации. От последних АИС отличаются:
В зависимости от характера поддерживаемых баз данных АИС (в прямом или узком значении термина) могут подразделяться на:
В зависимости от характера решаемых задач АИС (в широком значении термина) могут подразделяться на:
Следует отметить, что широкий класс различных автоматизированных систем (в том числе - управленческих, обучающих и др.) в сущности является разновидностью автоматизированных информационных систем, адаптированных для решения соответствующих функциональных задач и дополненных необходимыми программными и техническими средствами.
АБИС могут быть реализованы в локальном и сетевом вариантах (т.е. на отдельных персональных компьютерах и персональных компьютерах, объединенных в сеть). Конфигурация сети выбирается и проектируется в соответствии с особенностью каждой библиотеки, включая количество ее подразделений, рабочих мест, характер занимаемых помещений, их удаления друг от друга и др. Общая структура АБИС представлена на Рис.2.1.1. Эффективная автоматизированная библиотечно-информационная система подразумевает наличие общебиблиотечной сети, охватывающей все подразделения библиотеки и наличия единой интегрированной информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных информационно-библиотечных процессов при использовании единого формата данных и основанной на сетевой технологии "клиент-сервер". Если сеть библиотеки является сегментом корпоративной сети заведения, то появляется возможность использовать в качестве основного инструмента работы с информацией Web-browser. Входной поток информации Запросы Библиотечные услуги АРМ – автоматизированное рабочее место Рис. 2.1.1. Обобщенная структура АБИС. Возможности Web-технологии для поиска информации имеют явные преимущества. Эту технологию можно определить как действительно интегрированную и унифицированную, с которой может работать даже самый неподготовленный пользователь. Анализ ситуации в библиотечном деле показывает, что в развитых странах уже давно ведутся достаточно успешные разработки в этом направлении. В большинстве случаев проектирование систем идет по принципу опережения и на основе наиболее массовых, стандартизированных и перспективных программных продуктов и технологий. В системы изначально заложена открытая архитектура, модульность, а следовательно и возможность динамического развития систем. Был разработан формат машиночитаемой каталогизации - MARC (Machine Readable Cataloguing). Разработчики использовали и используют этот формат и его модификации (например UNIMARC) как коммуникативный и, очень часто, как внутренний формат каталогизации. Не смотря на то, что во многих автоматизированных библиотечно-информационных системах (АБИС) существуют свои собственные форматы, наличие конверторов позволяет использовать единый стандарт записи данных при обмене информацией между библиотеками и дает возможность библиотекарям помимо всего прочего пользоваться наработками своих коллег при каталогизации собственных фондов. Широкое распространение Internet позволяет использовать его как транспортную информационную среду. На сегодняшний день распространение получили следующие АБИС:
Следует отметить, что кроме АБИС существуют и другие средства автоматизации библиотек. Одним из наиболее популярных является Greenstone- свободно распространяемая программа для создания и поддержания цифровых онлайн библиотек. Эта система обеспечивает новый способ организации информации для опубликования на компакт дисках, локальных сетях и интернет. Обеспечение произведено в рамках проекта Новозеландской Цифровой Библиотеки Университета Ваикато, в сотрудничестве с ЮНЕСКО и НПО Человеческая Информация (Human Info). Интегрирует метаданные, полнотекстовый поиск и извлечение, поддержку многоязычия, поддержку многих общеупотребимых форматов и администрирование коллекциями. Greenstone свободное программное обеспечение, с открытыми исходными кодами, доступно по адресу http://greenstone.org , на условиях стандартной общественной лицензии (GNU).
Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны. Формат MARC представляет собой стандарт для записи библиографической информации на машиночитаемые носители. Появление формата MARC позволило сосредоточить трудоемкий процесс обработки литературы в центрах компьютерной каталогизации (таких как Библиотека Конгресса США). Появление формата MARC дало толчок к созданию сводных электронных каталогов, в которых содержатся сейчас десятки миллионов записей. Например, в центре OCLC (США) количество единиц информации превышает 35 миллионов. . Фактически MARC - это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера. Коммуникативный формат MARC должен обеспечивать:
Применение стандарта MARC в библиотеке увеличивает скорость обслуживания, предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядиться библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC даёт библиотекам возможность приобретать надёжные данные, представленные в правильной форме. Разница между коммуникативным форматом и форматом каталогизации основывается на существующих внутрибиблиотечных форматах. Различия между внутрибиблиотечными форматами обусловлены следующими факторами:
Национальный формат Каталогизации определен как необходимые рекомендации к внутрибиблиотечным форматам. Коммуникативный формат в своей обязательной части однозначно определен, или допускает минимум альтернатив, и существует как средство обмена данными. Нужно ли????Составные части записи Библиографическая запись в MARC - формате состоит из трёх частей: маркер записи, справочник и поля переменной длины. Пример: 01051nam 22002177 4500001000200000005001700002020003000019080000800049084001800057100001600075245009100091260010400182300003400286440001100320520040600331653004200737952001200779953000700791954000800798955002700806Ъ1Ъ20040426150621.8Ъ Ъa5-09-008548-Хc10000 экз.Ъ Ъa373 2rubbka74.102Ъ aГризик Т.И. aПознаю мирbЗнаки и символы. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста aМ.bПросвещениеc1999eСмоленскfСаратовский полиграфический комбинат Госкомитета РФ по печати, ГУП a40 c.bил.c60х90 1/8dВ обл. aРадуга aПособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека. Полученные сведения и факты приведут к появлению у ребенка элементарного осмысления данных понятий. Дети не только познакомятся с некоторыми конкретными знаками, символами и знаковыми системами, с конкретным опытом использования их людьми, но и попытаются придумать свои знаки и символы, найти им применение. aзнаки; символы; дошкольники; развитие b2.14c1 a1. a1.1 aФед. перечни 2004-2005 Маркер - информация, необходимая для автоматизированной обработки записи (24 позиции символов) – первое поле 01051nam 22002177 4500 |
Практическая работа над выполнением конкретных заданий по конфигурированию... ... |
Доклад по защите выпускной квалификационной работы Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию... |
||
Доклад по защите выпускной квалификационной работы Обращение Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию... |
Программа построена согласно архитектуре mvc (Model-View-Controller)... В этом разделе описывается разработка программной системы – от проектирования структурных, функциональных и принципиальных схем и... |
||
Зав сектором компьютеризации библиотечных процессов Лукашова О. В Указатель предназначен для преподавателей, студентов, школьников. Материалы библиографического указателя подготовлены сотрудниками... |
Тема Методы психолого-педагогических исследований Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению |
||
Особенности применения методов DirectX для испытания стадий сжатия сигнала цифрового телевидения Были разработаны методы реализации программных приложений с отображением результатов исследований на экране компьютера в реальном... |
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра |
||
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы... Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования |
Аудит программно-методического обеспечения реализации программы дошкольного... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |