Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда




Скачать 217.52 Kb.
Название Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда
страница 1/3
Дата публикации 16.05.2014
Размер 217.52 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Информатика > Анализ
  1   2   3

Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда

Быданова Е.Н.доктор экономики, Бургундский университет, Франция 2007 г.


В условиях современного постиндустриального общества, основанного на знаниях, существенно возрастает роль миграционных процессов. Миграция сводится не только к территориальным перемещениям, но и к профессиональным переходам. Все более интенсивно стираются границы между различными областями знаний. Квалифицированным специалистам приходится зачастую менять специализацию, подстраиваясь под насущные потребности современного рынка труда. Появляется необходимость постоянного освоения новых знаний и адаптации к стремительно меняющимся окружающим социо-экономическим процессам.
Европейские ученые уже давно обратили внимание на изменившийся характер общества и, следовательно, выдвижение на первый план новых требований рынка труда к молодым специалистам. В 1998 году, а затем повторно в 2006-2007 годах группа европейских исследователей провела анкетирование среди выпускников вузов в странах Европы и в Японии с целью выявить, с какими профессиональными требованиями сталкиваются молодые специалисты на рабочих местах в различных областях деятельности. Исследования проводились в рамках проектов «CHEERS» (Careers after Higher Education: a European Research Study) и «REFLEX» (Flexible Professional in the Knowledge Society), финансируемых Европейской комиссией в рамках 5ой и 6ой плановых программ по развитию научных работ. Проект «CHEERS» позволил провести уникальное по своему характеру и задачам исследование, в ходе которого были опрошены 35 000 выпускников вузов в 11 европейских странах и Японии. Метод исследования – анкетирование (по почтовой рассылке), опрашиваемые – выпускники магистерских программ (уровень ISCED 5A в международной классификации International Standard Classification of Education), через 5 лет после выпуска из вуза.


Одной из ключевых целей исследования являлось определить какие «компетенции» (знания и навыки) востребованы на современном рынке труда. Были выделены 19 различных компетенций, и выпускникам предлагалось оценить, в какой степени они обладают той или иной компетенцией и в какой степени она востребована на текущей работе выпускника. Рассматривались следующие компетенции: знания по специальности, знания из других областей, аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию и новые знание, способность проводить переговоры, способность работать в стрессовой ситуации, умение управлять своим рабочим временем, умение работать на компьютере и в Интернете, умение видеть новые возможности, знание иностранных языков и т.д. (полный список компетенций представлен в таблице 1, где в колонке 1- список компетенций, выделенных европейскими учеными и использованных для анкетирования выпускников в европейских странах, в колонке 3 - список компетенций, использованный в анкетировании по России, соответствует «компетенциям», выделенным в европейском исследовании, колонка 2 -  условное обозначение компетенций, использованное автором статьи при статистическом анализе данных).

Таблица 1. Список «компетенций» (знаний и навыков)

Список компетенций
(при исследовании в Европе)

Услов. обозн.

Список компетенций
(при исследовании в России)

mastery of your own field
or discipline

KS

Знания по специальности

knowledge of other fields
and disciplines

GK

Общие знания в других областях

analytical thinking

ATH

Аналитическое мышление

ability to rapidly acquire new
knowledge

ANK

Способность быстро осваивать новые знания

ability to negotiate effectively

N

Умение проводить переговоры

ability to perform well under
pressure

ST

Способность работать под давлением, в стрессовой ситуации

alertness to new opportunities

NP

Видение новых возможностей

ability to coordinate activities

M

Способность управлять работой других

ability to use time effectively

MT

Способность эффективно использовать рабочее время

ability to work productively
with others

WG

Способность работать в группе

ability to mobilize the capacities
of others

MO

Способность мотивировать других к работе

ability to assert your authority

A

Способность сохранять свой авторитет

capacity to express own ideas

EY

Способность ясно выражать свои идеи

ability to come up with
new ideas and solutions

NI

Способность генерировать новые идеи

willingness to question your
own and other’s ideas

QI

Мотивированность оспаривать существующие идеи и мнения

ability to present products, ideas
or report to an audience

PP

Умение представлять широкой публике производимый продукт, услугу

ability to write reports,
memos and documents

WR

Умение составлять отчеты, доклады, другие документы

ability to write and speak in
a foreign language

FL

Знание иностранных языков

ability to use computers and
the internet

IL

Умение работать на компьютере и в Интернете

      Результаты полученных данных позволили европейским ученым сделать следующий вывод: для того чтобы молодой специалист был конкурентоспособен на рынке труда, ему необходимо быть «компетентным» по четырем основным характеристикам (см. ниже) и такой работник будет называться гибким специалистом («flexible professional»).   

  • «professionalexpertise», профессиональные экспертные знания (знания по специальности),

  • «functionalflexibility», функциональная гибкость (умение быстро адаптироваться),

  • «innovationandknowledgemanagement», инновационный потенциал и способность управлять знаниями и информацией,

  • «mobilizationofhumanresources», мобилизация человеческого потенциала (умение управлять персоналом, мобилизовывать собственные способности и знания, а также способности и знания других сотрудников для эффективной работы).

Исследователи обращают внимание на тот факт, что на современном рынке труда молодому специалисту не достаточно просто обладать хорошими знаниями по специальности. По-настоящему конкурентоспособным будет является такой работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и обладает также такими качествами, как общительность, умение работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, будет способен управлять персоналом, способен представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. Кроме того, важными качествами также являются аналитическое мышление и умение быстро усваивать новую информацию.

По аналогии с исследованиями, проведенными среди выпускников вузов Европы, в 2006 году в двух регионах России нами было проведено анкетирование выпускников с целью определить, какие профессиональные качества («компетенции») востребованы на рынке труда. В анкетировании приняли участие 4 государственных вуза России (один широкопрофильный вуз из Волгограда (Волгоградский государственный университет) и 3 педагогических вуза из Московской области (Орехово-Зуевский педагогический институт, Педагогический институт г. Коломна, Государственный университет Московской области). Выборка состояла из 3500 выпускников,  закончивших один из вышеперечисленных вузов в 2000 или 2001 гг.

Исследование было организовано благодаря финансовой поддержке российских и зарубежных партнеров: Министерство иностранных дел Франции (по гранту развития научных связей между Францией и странами Восточной Европы), Правительство Московской области, Волгоградский государственный университет, Бургундский университет (Франция), а также при финансовой помощи некоторых других органов (городская администрация г. Дижон, Франция). Непосредственной реализацией анкетирования в двух регионах занимались Волгоградский государственных университет и Академия социального управления г. Москва. Методологическая помощь была оказана со стороны голландского института трудовой экономики и образования г. Маастрихт (ROA - The Research Centre for Education and the Labour Market, http://www.roa.unimaas.nl/), руководителя Европейского проекта «REFLEX», и одного из участников Европейского проекта «REFLEX», Института экономических проблем в образовании Бургундского университета, г. Дижон, Франция (IREDU - Research Institute for Economics and Sociology of Education).

Российское анкетирование затронуло широкий спектр вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов: состояние на сегодняшний день (работает/ не работает), средний период  безработицы с момента окончания вуза, вид поиска работы, предпринятого после окончания вуза, уровень заработной платы после окончания вуза и на данный момент (т.е. 4 – 5 лет после окончания вуза), и др. Тем не менее, в данной статье мы остановимся только на одном из аспектов трудоустройства выпускников, уделив особое внимание вопросу о компетенциях, востребованных сегодня на рынке труда. Мы предполагаем, что выводы данного анализа могли бы помочь руководителям плановых служб, занимающимися коррекцией учебного процесса с целью его адаптации к современным условиям хозяйствования в России.

По списку компетенций, разработанному и использованному в европейском исследовании (перечень компетенций указан в таблице 1), российским выпускникам предлагалось ответить, в какой степени та или иная компетенция востребована на их работе на данный момент. Выпускники оценивали каждую компетенцию по семибальной шкале: 1 –  наименее востребованные компетенции, 7 – наиболее востребованные компетенции (см. рис. 1).

Рисунок 1. Образец таблицы в анкетах

 

Оцените, в какой степени данная компетенция востребована на вашей работе на сегодняшний день?

Знания по специальности

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 




Знания из других областей

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 




Аналитическое мышление

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 




Умение быстро осваивать
новую информацию

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 




т.д.

 

На основе средних значений по каждой компетенции были определены, так называемые, коэффициенты «значимости». Они показывают, в какой степени та или иная компетенция является востребованной на рынке труда. Статистические данные по коэффициентам значимости компетенций представлены в таблице 2, а их графическая иллюстрация на рис.2. Отметим, что в данной статье проанализированы данные, полученные в результате опроса волгоградских выпускников. Аналогичные данные, полученные в Московской области, на сегодняшний момент еще не обработаны.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon Формирование информационно-коммуникационной компетенции специалиста...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon А. Ю. Шевчук Российский рынок труда: история и современность
В условиях трансформации российской экономики остаются актуальными проблемы поиска закономерностей развития и направлений регулирования...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon Биржевые спекулянты на российском фондовом рынке: в чем различия...
В этом вопросе, рассмотрим более подробно, основные понятия и термины, используемые в данной работе
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon И бренд
В настоящее время, когда маркетинговые и pr-технологии активно применяются и на российском рынке, специалисты начинают осознавать,...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon На сегодняшний день каждая пятая книга России выпущена издательством аст
Здесь печатаются одни из лучших авторов и книг на российском рынке. Аст выпускает книги всех жанров и направлений
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon 1917 года 1938
Этой книги нет ни на российском рынке, ни на Интернете. Издана она была в 1938 году в Китае, а купил я её по случаю в Нью-Йорке,...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon Социальная адаптация молодежи на рынке труда россии
...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon Элективный курс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен...
Рех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon Ведущий политического ток-шоу в современном российском телеэфире. Гендерный аспект
В своей работе мы бы хотели рассказать о результатах гендерного анализа политических ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»...
Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда icon 2. Организация труда и анализ трудовых ресурсов в тпп «Урайнефтегаз» 24
Выбор или создание оптимальной системы организации труда есть непременное условие успешного функционирования любой системы управления...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции