Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика»




Скачать 128.05 Kb.
Название Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика»
Дата публикации 17.10.2014
Размер 128.05 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Информатика > Методические рекомендации


Утверждено

кафедрой «Прикладная информатика»

протокол №15 от 21февраля.2006 г.

Зав.кафедрой /Л.С.Куравский/
Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Факультет «Информационные технологии»



В помощь студенту

Общие требования

по подготовке и оформлению

реферата, курсовой,

выпускной квалификационной (дипломной) работы
Методические рекомендации

Москва, 2005

МГППУ

Рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» факультета информационных технологий в помощь студентам и носят практический характер.

Одобрены на заседании кафедры «Прикладная информатика» факультета информационных технологий.

Протокол № 15 от 21.02. 2006 года.
Цель данных рекомендаций – помочь студенту и преподавателю - научному руководителю организовать работу по подготовке реферата, курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, правильно их оформить в соответствии с требованиями стандартов и составить список использованной литературы.

© ФИТ, МГППУ 2005

Введение
Самостоятельная работа студентов – это основной способ овладения ими учебным материалом.

Одной из форм самостоятельной деятельности студентов является написание рефератов, курсовых и дипломной работ.

Выполнение этих работ формирует у студентов навыки самостоятельного научного творчества, совершенствует их теоретическую и профессиональную подготовку, помогает лучше усвоить учебный материал.

В предложенных методических рекомендациях дана информация, необходимая студенту при подготовке реферата, курсовой и дипломной работы: как правильно выбрать тему работы, подобрать литературу и достать ее в библиотеке, как составить план и организовать композицию изложения, как цитировать источники, пользоваться системой принятых сокращений и ссылок, как оформить печатный лист и подготовиться к защите курсовой или дипломной работы.

В методических рекомендациях представлены требования общего характера к письменным работам студентов и конкретно к каждому виду работ: реферату, курсовой и выпускной квалификационной работе.

Определенную помощь студенту окажут и приложения к рекомендациям.
Выбор темы и назначение руководителя работы
Выбор темы письменной работы имеет большое значение. Правильный выбор темы обеспечивает успешное ее выполнение.

Тема реферата, курсовой работы формулируется руководителем работы и утверждается заведующим кафедрой на основе утвержденного Ученым советом факультета и кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине. Реферат выполняется студентом под руководством преподавателя, читающего учебную дисциплину.

Для выполнения студентом курсовых работ научный руководитель утверждается распоряжение зав.кафедрой, а дипломной работы решением кафедры.

Сведения о выбранных темах курсовых работ регистрируются кафедрой. В зависимости от специальности, учебные планы подготовки специалистов в МГППУ предусматривают выполнение курсовых работ на втором, третьем или четвертом курсах. Эти работы различаются уровнем требований, которые можно предъявить к студентам того или иного курса, и базируются на освоенных к этому времени теоретических курсах и навыках научно-исследовательской работы. (Более подробно о курсовой работе см. «Методические рекомендации по подготовке курсовых работ»)

Темы дипломных работ закрепляются за студентом и его научным руководителем специальным приказом ректора.

Чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из предложенных тем окажется для вас посильной, учитывать, какая конкретная научная проблема вас интересует.

Окончательная формулировка темы должна быть четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. В процессе написания работы могут появиться новые нюансы вопроса, продуктивные отвлечения от основной темы, сама формулировка проблемы конкретизируется и немного меняется. В этом случае можно подкорректировать формулировки темы под уже написанный текст. В крайнем случае, если при написании работы появились сложности, (отсутствие литературы, непонимание темы, материала и др.) тему можно изменить по согласованию с заведующим кафедрой и научным руководителем.
Подбор литературы

После выбора и утверждения темы научный руководитель ориентирует студента на определенный подбор литературы по теме.

Подбор и изучение литературы (источников) для выполнения письменных работ является важным этапом в деятельности студента.

Надо помнить, что специалист – это тот человек, который знает, где о чем можно прочесть.

Этому поможет составленный список литературы, который надо проработать в ходе написания работы.

При выполнении работ целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, словари, журнальные статьи, сборники научных трудов и статей, материалы научных конференций.

При выполнении письменных работ нужно использовать книжные фонды как библиотеки МГППУ, так и больших универсальных и специализированных библиотек Москвы.

По списку книги можно подобрать в предметных и алфавитных каталогах библиотек.

Большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет, где на некоторых сайтах можно получить нужную информацию.

При просмотре каталогов надо обратить внимание на другие названия книг, которые отвечают теме. Эти книги необходимо просмотреть и отобрать для работы.

Ценную информацию о необходимой литературе по выбранной теме можно почерпнуть из:

– библиографических указателей в книгах, где даются сведения о других изданиях по этой тематике;

– указателей журнальных статей, публикуемых в конце последних номеров журналов;

– специальных справочных библиотечных изданий, выпускаемых центрами научно-технической информации;

– защищенные диссертации, обработанные ВНТИЦ.

Такое издание, как «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ, – оперативно снабжает специалистов информацией о новых публикациях.

– реферативные издания: реферативные журналы по специальным дисциплинам

В изданиях реферируется отечественная и зарубежная литература.
Методы работы с источниками
При изучении литературы необходимо выделять основные идеи и письменно фиксировать все ценное в их содержании, для чего нужно владеть начальными навыками работы с текстом.

Чтобы лучше понять логику изучаемого текста, надо составить развернутый план, с помощью которого легко восстановить в памяти идеи автора.

Это логический каркас исследования проблемы, которым можно воспользоваться при составлении плана собственной работы.

План может быть простым, т.е. состоящим их общих заголовков, относящихся к крупным частям текста; сложным, развернутым, включающим в виде пунктов и подпунктов более дробные логические членения.

Вначале лучше составить простой план, затем продумать расположение пунктов и превратить его в сложный.
Структура, объем и оформление письменных работ
Структура реферата, курсовой и дипломной работы состоит из следующих элементов:

  1. Титульный лист. Оформляется печатным шрифтом

  2. План – оглавление.

  3. Введение

  4. Основная часть, состоящая из глав (параграфов)

  5. Заключение

  6. Библиография (список использованной литературы)

  7. Приложения (если они имеются)


К каждому из этих элементов предъявляется конкретные требования.
Титульный лист должен быть оформлен согласно существующим правилам. Примеры оформления титульного листа каждой письменной работы см. в приложениях к ним.

План-оглавление соответствует плану письменной работы. Каждому разделу работы в плане соответствует номер страницы.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее надо кратко обрисовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с выбранной темой, описать степень разработанности темы в современной научной литературе.

При анализе содержания источников в текст работы следует вносить только то, что относится к вашей теме. Необходимо продемонстрировать глубокое знакомство с имеющимися источниками, дать критическую и объективную оценку сделанного ранее в освоении темы, показать, что сделано и что не сделано в исследовании темы, выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения.

Далее необходимо сформулировать цели и задачи исследования.

Формулировка цели должна быть четкой и краткой и логически вытекать из сложившейся в науке ситуации по теме. Задачи исследования даются во введении в форме перечисления.

Содержание основной части работы должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытию. Изложение должно быть аргументированным, логически построенным. В текст не следует вводить ничего лишнего, не связанного с темой работы.

В заключении кратко воспроизводится логическая схема исследования, четко формулируются выводы, которые должны быть соотнесены с поставленными во введении целями и задачами исследования.

В нем излагается все самое важное из содержания работы, следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, указать задачи, которые предстоит решать.

Объем письменных работ, кроме списка литературы и приложений (печатается через 1,5 интервала).

реферат – 12 – 15 печатных страниц

курсовая работа – 20 –25 печатных страниц
выпускная квалификационная работа

для специалистов – 50 – 80 печатных страниц
Общие требования к стилистике научного текста
Письменная работа студента относится к научному жанру, в которой должен быть выдержан стиль научного текста.

Научный текст должен быть максимально точен и лаконичен, аргументирован, доказателен, т.к. его цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений. В научной речи используются определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова, которые логически связывают данную часть с предыдущей и последующей.

Например:

  1. вводные слова и обороты типа итак, таким образом – показывают, что данная часть текста является обобщением изложенного ранее.

  2. Следовательно, отсюда следует, что – устанавливают причинно-следственную связь между тем, что сказано ранее, и тем, что будет сказано.

  3. Вначале, во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец, в заключение сказанного – указывает на место излагаемой мысли, факта в логической структуре текста.

  4. Однако, тем не менее, впрочем, между тем – говорят о наличии противоречия между сказанным и тем, что будет сказано.

  5. Рассмотрим подробнее, перейдем теперь к …– помогает подчеркнуть переход к новой части изложения.

Без необходимости в текст не стоит вводить слова иностранного происхождения. В тексте не должно быть витиеватых оборотов, повторов, непродуманного порядка слов, терминов и слов, точное значение которых вам неизвестно.

Составление и оформление библиографии
Список литературы должен соответствовать ГОСТу «Библиографическое описание документа»

Библиография, т.е. список использованной литературы, помещается после заключения. Каждая книга, указанная в списке, значится под определенным порядковым номером.

В студенческих работах обычно используется алфавитный принцип группировки источников.

При алфавитном принципе источники группируются в порядке русского алфавита по фамилиям авторов и заглавиям книг. Авторы, носящие одинаковую фамилию, располагаются в алфавитном порядке по инициалам.

Работы одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке по заглавиям или в хронологическом порядке по годам издания.

В настоящее время принят следующий порядок представления работ (книг, статей) в списке использованной литературы (библиографии).

Библиография выстраивается в алфавитном порядке следующим образом.

Для книг, написанных одним, двумя или тремя авторами:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 341 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999. – 297 с.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1994. – 174 с.

Книги четырех и более авторов начинают описывать с заглавия, при этом если авторов пять или более, то можно после косой черты указать только первых трех:

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. / Под ред. А.А.Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990. – 272 с.

В случае сборника трудов после косой черты указывают его коллективного автора, составителя или редактора:

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск., 1997. – 799 с.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 356 с.

Статья указывается следующим образом:

Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - №5.- Т.14. - С.73-79.

Если журнал печатается не в Москве, то следует обозначить и место издания.

Диссертация:

Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах–интернатах: Дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1992. – 135 с.

Автореферат диссертации:

Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – Л., 1969. – 22 с.

Документ из Интернета:

Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. [WWW document]. URL http://www.flogiston.ru.
Оформление цитат и ссылок
Цитирование – необходимый элемент студенческой научной работы. Цитаты из работ авторитетных ученых, выдержки из документов подкрепляют и иллюстрируют ваши мысли, позиции. Необходимо грамотно оформить ссылку на цитируемый источник. Отсутствие ссылки является нарушением авторских прав.

На цитируемый источник должна быть ссылка с помощью подстраничных сносок.

Сноски помещаются внизу той страницы, на которой была помещена цитата, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер ставится в сноске. Далее указывается Ф.И.О. автора. Полное заглавие книги – краткие выходные данные.1 (см. оформление сноски внизу страницы)

Оформление печатного текста
К окончательному оформлению текста письменной работы предъявляются определенные требования, предусмотренные стандартом.

Работа, оформленная не по правилам, ни научным руководителем, ни кафедрой не принимается.

Письменная работа должна быть отпечатана на компьютере через полтора интервала на одной стороне листа формата А4 (210 на 297 мм), кегель 14. Размеры полей:

Левое – 30 мм Нижнее – 20 мм

Правое – 10 мм Верхнее –25 мм
Работа имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на нем не проставляется.

Все структурные элементы текста, кроме параграфов внутри глав, начинаются с новой страницы.

Главы и параграфы должны иметь заголовки. Перед заголовком ставится номер главы или параграфа, но не пишется слово «глава» или «параграф» (ставится знак §).

Заголовки глав, слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список использованной литературы» печатаются полностью прописными буквами и размещаются посередине строки. Точка в конце таких заглавий не ставится. В заглавиях недопустим перенос слов.

Если в работе имеются приложения, они размещаются после библиографии и имеют отдельную нумерацию. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.

Все приложения помещаются после списка использованных источников и отделяются от него отдельной страницей, на которой пишется прописными буквами слово «приложение».


  • Листы реферата и курсовой сшиваются в папке-скоросшивателе.




  • Листы дипломной работы брошюруются и переплетаются.

Приложение



Список использованной литературы


  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и его дополнения.

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ и его дополнения.

  • Федеральный закон от 10 июля 2000 г. №92-Ф3 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании».

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России от 14 марта 2000г., номер государственной регистрации: 52мжд/сп).

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России 10 марта 2000 г., номер государственной регистрации 72 мжд/сп).

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утверждено постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 3).

  • Положение о выпускной квалификационной работе в МГППУ.

  • Положение о ВКР на ФИТ. 2005

  • ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». М., 1984.

  • ГОСТ 7.32.- 91. Оформление печатных работ.

  • Будин К. С., Веселов П. В. Как оформить научную рабо­ту. М.: Высшая школа, 1973.

  • Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ. Учебное пособие. - 2-е изд. испр. и доп. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002, 136 с.

  • Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ/сост. Голодаева В.С. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2000. - 20с.



Приложение

Адреса, телефоны


и проезд к основным библиотекам


  1. Российская государственная библиотека (РГБ), до января 1992 г. — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина.

Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3, Проезд: ст. м. «Библиотека имени Ленина», «Александров­ский сад», «Арбатская», «Боровицкая».

Тел.: 202-57-90.

  1. Библиотека МГППУ ул. Сретенка, 29, тел.: 923-84-27; Шелепихинская наб., д.2а, тел. 253-91-86.

  2. Всероссийсая государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ). Николоямская ул., д.1. Ст. м. «Кропоткинская», далее тролл. №16 или ст.м. «Таганская». Тел.: 915-35-47, 915-35-03.

  3. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Ст.м. «Профсоюзная». Нахимовский просп., д.51/21. Тел.: 128-89-90, 128-05-63.

  4. Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского. Ст.м. «Третьяковская», Большой Толмачевский пер., д.3. Тел.: 239-05-85. (Допуск к фондам — с 5-го курса).

  5. Центральная городская публичная библиотека им. Н.А.Некрасова (ЦГПБ). Ст.м. «Бауманская», ул. Бауманская, д.58/25. Тел.: 267-71-01.

  6. Диссертационный зал РГБ. г. Химки Московской обл., Библиотечная ул., 15, тел.: 570-03-66.

  7. Научная библиотека им. А. М. Горького МГУ

Адрес: 119808, Москва, Университетский просп., 1. Проезд: ст. м. «Университет».

Тел.: 939-22-41.



1 Например: Лапаева В.В. Социология права.– М.: Норма, 2000. – с.18.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Пояснительная записка 2 содержание программы 4
«Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение...
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...
Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» icon Методические рекомендации по р азработке программ
Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции