Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте,




Скачать 0.78 Mb.
Название Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте,
страница 1/5
Дата публикации 07.10.2014
Размер 0.78 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Одобрена на заседании Учёного совета КРИППО протоколом № 3 от 17.06.2009 г.
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»


Проект учебной программы

секции журналистики МАН


Составитель:

Афанасьева С.И., методист отдела

гуманитарного образования

КРВУЗ «ЦДЮТ»

Симферополь – 2009 г.

Пояснительная записка
Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, растет число людей, занятых информационной деятельностью.

Данная программа реализует основные положения Государственной национальной программы «Образование» (Украина XXI столетия), «Дети Украины», Национальной программы патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных основ общества, республиканской программы «Дети Крыма», направлена прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, развитие творческих способностей, создание благоприятных условий для максимальной реализации творческого потенциала начинающих журналистов. Предлагаемая учебная программа поможет решить важную и сложную проблему современной практики среднего образования - проблему осознанного профессионального выбора и формирования коммуникативной, языковой компетенции учащихся, расширение возможностей их социализации.

Актуальность учебной программы: общественно-политическое, нравственное воспитание учащихся, развитие их эстетического вкуса, инициативы, творческих способностей в процессе создания журналистского текста и печатной продукции как средства творческой самореализации личности учащегося в процессе учебно-познавательной деятельности.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно ориентированного учебного процесса, в частности освоения учащимися начальных навыков журналистского дела.

При составлении программы учитывались современные научные достижения и опыт педагогов высших, средних общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

Методологическую основу программы составили курс лекций Прохорова Е. «Введение в теорию журналистики» [49]; учебное пособие для студентов по специальности «Журналистика», «Русский язык и литература» Таврического национального университета им. В.И. Вернадского «Практический курс речевой культуры» Пастуховой Л.С. [46]; «Основы журналистики», «Основы теории журналистики» Корконосенко С.Г. [22], [23]; курс лекций по риторике Кохтева Н.Н. [25]; «Психология одаренности детей и подростков» [50] и др.

Конструктивную роль в выработке концептуальной основы программы сыграл опыт преподавания курса «Основы творческой деятельности журналиста» [30] факультета журналистики Санкт-Петрбугского государственного университета (авторы Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина).

Новизна предлагаемой учебной программы состоит в том, что она опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование; обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов), информатикой (работа в прикладных программах на ПК) и др.;

В основу авторской методики положен опыт работы автора по привлечению учащихся к написанию журналистских материалов для СМИ, созданию печатной продукции, активному участию в конкурсах-защитах научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН в секциях журналистики, зарубежной литературы, искусствознания; республиканских, всеукраинских, международных конкурсах творческих работ, апробированный в кружках и секциях Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества», работающих на базе Центра и гимназии № 11 им. К.А. Тренёва г. Симферополя.

Необходимость написания данной программы объясняется тем, что на данный момент, к сожалению, нет типовых и утверждённых программ по журналистике, но существует много кружков как в общеобразовательных, так и во внешкольных учебных заведениях, которым такая программа крайне необходима.

Цели учебной программы:

- реализация творческого потенциала учащихся через создание текстов для средств массовой информации, школьных и авторских газет и журналов, написание и защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН;

- освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, формирование информационной культуры, коммуникативной компетенции, активной жизненной позиции.

Задачи учебной программы связаны как с познавательной, так и с практической деятельностью начинающих журналистов:

Образовательными задачами являются:

- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

- получение допрофессиональной ориентации;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование практических навыков создания печатной продукции;

- воспитание внимания, формирование навыков работы в группе;

- обучение навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;

- повышение общей эрудиции.

В ходе теоретической и практической подготовки начинающих журналистов происходит реализация следующих воспитательных задач:

- формирование представлений о журналистике как о профессии, играющей важную роль в жизни общества;

- формирование личности будущего журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

- формирование представлений об основных этических нормах, кодексе журналистской этики как основы правильного восприятия, анализа и оценки окружающей жизни.

Учащиеся должны знать:

- основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики;

- виды СМИ, их типологию и классификацию;

- специфику печатных СМИ, радио-, тележурналистики, Интернет-СМИ;

- основные жанры журналистики, источники информации;

- теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского текста;

- методы работы с текстом;

- нормы и правила и газетных публикаций;

- основы издательского дела;

- основы стилистики и литературного редактирования;

- основы компьютерной грамотности;

- психологические и этические аспекты работы журналиста;

- основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;

- сведения по теории литературы;

- орфографический и пунктуационный минимум;

- методику организации самостоятельной на­у­ч­но-исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

- оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно действовать в информационном пространстве;

- собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать её;

- уметь определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей; 

- уметь работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);

- выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям; 

- макетировать, верстать печатные издания;

- свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;

- писать и защищать научно-исследовательские работы в секциях журналистики, зарубежной литературы, искусствознания МАН.

Методы обучения:

Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию журналистских текстов, практическому конструированию печатного издания, написанию научно-исследовательских работ МАН. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий, воспроизводящих и творческих упражнений. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В задачи преподавателя также входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы.

Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально-коммуникативные тренинги, деловые, ролевые, интеллектуальные игры, практическая работа по написанию статей и выпуску газет и журналов в творческой лаборатории, творческие мастерские, конкурсы-защиты работ и проектов), пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами.

Единицей учебного процесса является блок занятий (раздел). Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно.

Для контроля за качеством образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся.

Программа рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет, продолжительность обучения - 3 года. Количественный состав групп: I год обучения - 15 человек; II год обучения – 10-15 человек; III год обучения – 5-10 человек.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода. В учебной программе разработаны три уровня: воспитанники, учащиеся, слушатели.

Недельная нагрузка - 6 часов, занятия проводятся 2 или 3 раза в неделю, их продолжительность составляет 2-3 часа (для слушателей 10% учебного времени отводится на индивидуальную работу).

Планируемые результаты:

В рамках данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

1. Знать теоретические сведения по журналистике;

2. Уметь найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий.

3. Уметь спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему. 

4. Владеть на начальном уровне способами работы с изученными программами (Word, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw).

5. Знать и уметь применять при создании своего проекта основные принципы дизайна. 

6. Владеть необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта. 

7. Получить положительный опыт сотрудничества при проектировании сложных изданий, опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта. 

8. Уметь оценивать свои результаты, планировать и корректировать дальнейшую деятельность.

9. Овладеть навыками самоанализа и анализа.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (журналистские тексты, издания, фотографии, буклеты, презентации и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения).

Учащиеся выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; 

2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; 

3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции, защиты мультимедийных проектов и т.д.

Программа секции МАН «Журналистика» не ставит целью вырастить непременно журналистов или писателей, но вся работа секции способствует развитию организаторских и творческих способностей детей, созданию условий для свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствованию таких умений, как писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать журналистский материал, строить текст в определенной композиционной форме, править написанное, помогает им в выборе профессии.

Данная программа является примерной. Педагог, исходя из интересов учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.

Программа может варьироваться или изменяться на 20%.
Учебно-тематический план
I год обучения (воспитанники)




Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

6

6

-

2.

Основы творческой деятельности журналиста

114

57

57

2.1. Введение в журналистскую профессию

12

6

6

2.2. СМИ: общие положения. Виды СМИ. Печатные виды СМИ

18

9

9

2.3. Жанры журналистики

24

12

12

2.4. Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста

24

12

12

2.5. Основы редактирования

18

9

9

2.6. Основы издательского дела

18

9

9

3.

Ораторское мастерство и культура речи

18

9

9

4.

Практикум по орфографии и пунктуации

18

9

9

5.

Теория литературы

12

6

6

6.

Психология общения

12

6

6

7.

Основы компьютерной грамотности

18

9

9

8.

Мастер–классы, тренинги, творческие лаборатории. Участие в городских, республиканских, всеукраинских конкурсах

12

-

12

9.

Обобщающее повторение и итоговое тестирование. Подведение итогов работы секции

6

-

6

ВСЕГО:

216

102

114


1. Вводное занятие (6 часов)

Знакомство с целями и задачами работы секции. Инструктаж по технике безопасности. Положения различных конкурсов и фестивалей, основные критерии отбора конкурсных работ. Основные требования к оформлению творческих взносов для участия в конкурсах.

2. Основы творческой деятельности журналиста (114 часов)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Контрольные вопросы. Понятие информатизации. Стратегия перехода к информационному обществу
Информатизация как процесс перехода от индустриального общества к информационному
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Рабочая программа по «истории Дагестана» 8-9 и 10-11 классов составитель...
...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Беккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек...
Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания,...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Что такое остеопатия
Остеопатия возникла не так давно, всего 140 лет назад. Но это молодое и очень перспективное направление медицины с каждым годом завоевывает...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI в.»
Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец xix— начало XXI в.» разработана на основе
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Литература 51 Введение Cовременный этап в развитии системы образования...
Определяя понятие «компетенция», авторы широко используют номинативы «возможность, готовность, способность» личности. Основными критериями...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Рабочая программа по истории Класс
История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ: Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. «Новейшая история зарубежных стран» и Данилов...
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором с каждым годом увеличивается доля информационного продукта в валовом национальном продукте, icon Программа по дисциплине опд ф 9 Сравнительная педагогика
Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Тенденции развития образования в...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции