Республиканский конкурс проектов
«Лучший школьный информационно-библиотечный центр»
Программа развития
библиотечно- информационного центра
МБОУ Зуринской СОШ «БИБЛИОТЕКА
ЦИФРОВОГО ВЕКА»
(2013-2018гг.)
Разработчики программы:
Куратор программы: заместитель директора по УВР МБОУ Зуринской СОШ
Максимова Н. М.
Инициативная группа:
-
Воронцова С. В. - заместитель директора по УВР МБОУ Зуринской СОШ
-
Стрелкова Ф. Н. - заместитель директора по УВР МОУ Зуринской СОШ
-
Бронникова Н. В.- заведующая библиотекой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С. М. Стрелкова
2012 год
Содержание
-
Паспорт программы - стр 3
-
Пояснительная записка. - стр 7
-
Анализ состояния материально- технической базы и фондов библиотеки МБОУ Зуринской СОШ - стр 8
-
Цели и задачи программы «Библиотека цифрового века» - стр 13
-
План и этапы реализации программы «Библиотека цифрового века» - стр 14
-
Проект 1. «Создание комплексной автоматизации библиотечно-библиографических процессов» - стр 27
-
Проект 2. «Школа библиотечной грамотности» - стр 29
-
Прогнозируемые результаты реализации программы - стр 31
-
Смета программы «Библиотека цифрового века» - стр 33
-
Список использованных источников и литературы - стр 34
-
Название программы:
|
«Библиотека цифрового века»
|
Основание для разработки программы:
|
-
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» ;
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
3. Республиканская целевая программа «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)»
6. Устав МБОУ Зуринской СОШ имени С. М. Стрелкова.
7. Программа информатизации МБОУ Зуринской СОШ.
|
Заказчик программы:
|
1. Администрация МБОУ Зуринской СОШ,
2. учащиеся и педагоги МБОУ Зуринской СОШ,
3. родительская общественность.
|
Разработчики программы:
|
Куратор программы: заместитель директора по УВР МБОУ Зуринской СОШ Н. М. Максимова
Инициативная группа:
-
Воронцова С. В. - заместитель директора по УВР МБОУ Зуринской СОШ
-
Стрелкова Ф. Н. - заместитель директора по УВР МОУ Зуринской СОШ
-
Бронникова Н. В.- заведующая библиотекой.
|
Исполнители программы:
|
1. Администрация школы.
2. Педагогический коллектив школы.
3. Органы педагогического и ученического самоуправления.
4. Школьные методические объединения учителей
|
Паспорт программы
Партнеры по реализации программы:
|
-
Центральная районная библиотека.
-
Зуринская сельская библиотека.
-
Управление образования Администрации МО «Игринский район»
-
ИПК и ПРО
-
АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования»
6. Родительская общественность
|
Цель программы:
|
Совершенствование библиотечной работы путем реорганизации деятельности школьной библиотеки в школьный библиотечно - информационный центр.
Повышение качества библиотечного обслуживания через создание единого информационно-образовательного пространства ОУ, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять информационную поддержку образовательного процесса на основе развития ИКТ - компетенции сотрудников и пользователей библиотеки.
|
Задачи программы:
|
-
осуществление информационного обеспечения учебного процесса через создание комплекса автоматизированных библиотечных услуг;
-
воспитание информационной культуры учащихся, родителей и педагогов через консультирования пользователей по работе с информацией;
-
осуществление бесплатного доступа всех участников образовательного процесса к Интернет-ресурсам;
-
обеспечение аккумуляции и общедоступности информационных ресурсов;
-
обслуживание потребителей в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий.
|
Индикаторы результативности реализации программы:
|
1. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
2. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
3. Привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
4. Привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников.
5. Внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий.
6. Расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий.
|
Сроки и этапы реализации
|
2013-2018 гг.
Этапы реализации:
1 Организационный этап ( 2013- 14 уч. год)
2 Основной этап (2014 – 2017 года)
3 Обобщающий этап ( 2017-28 уч. год)
|
Объем и источники финансирования
|
Объем финансирования: 130000рублей
Источники финансирования:
-
республиканский бюджет
-
муниципальный бюджет
-
собственные средства образовательного учреждения от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством
- средства благотворителей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
-
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки на основе внедрения новых технологий, совершенствования путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
-
Повышение информационной культуры учащихся, родителей и педагогов включающей культуру чтения, поиска и переработки информации.
-
Усовершенствование и обновление материально-технической базы школьной библиотеки, которое позволит ускорить обслуживание читателей, автоматизировать процесс учета и обработки фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.
-
|
2. Пояснительная записка
Актуальность программы
Создание и развитие информационной образовательной инфраструктуры России сегодня становится реальностью, но для её обеспечения необходимо создание соответствующих структур на уровне учреждения образования, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовать с ними эффективную работу. Школьные библиотеки почти везде работают с одним видом информации (на печатной основе). С одной стороны, книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.
В современной школе изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения и воспитания.
Лозунг «Каждой школьной библиотеке - компьютер», долгие годы оставался для нас фантастикой, сейчас - реальность. В данный период идет интенсивное формирование нового облика современной школьной библиотеки.
Какой должна быть библиотека школы сегодня? Библиотека школы 21 века- это не только культурно – образовательный центр социума, но и важный информационный ресурс. В этой связи актуальным и значимым представляется преобразование школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр, способный обеспечить интересы читателей в различных видах и формах представления информации, в том числе на основе средств новых информационных технологий. Данное преобразование также является неотъемлемой частью реализации программы информатизации МБОУ Зуринской СОШ на период 2010-15 гг.
Каким мы представляем себе наш школьный библиотечно- информационный центр?
-
Библиотечно – информационный центр – это структурное подразделение школы, пришедшее на смену традиционной библиотеки.
-
Библиотечно – информационный центр функционирует как библиотека с элементами медиатеки.
-
В БИЦ специальным образом организованы условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологии.
-
В информационно-педагогической среде БИЦ становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива).
-
Внедрение средств новых информационных технологий в БИЦ способно преобразовать рутинную работу сотрудников библиотеки. Сотрудник БИЦ с помощью компьютера с периферией ведет учет библиотечного фонда, посещаемости, выдачи книг, обработку статистических данных; составляет, изменяет и тиражирует основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки), использует в своей работе информацию, подготовленную в национальных библиотечных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи.
Программа создания библиотечно- информационного центра школы должна стать основным организационным инструментом трансформации содержания, методов и организационных форм работы школьной библиотеки.
Анализ состояния материально- технической базы
и фондов библиотеки МБОУ Зуринской СОШ
Материально-техническая база школьной библиотеки:
Общая площадь библиотеки – 65,1кв.м
Общая площадь абонемента – 31,6кв.м
Площадь книгохранилища – 33,5кв.м
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникативным сетям:
Имеется один компьютер с видеопроектором в библиотечной зоне, компьютер имеет выход в сеть Интернет и через Wi-Fi соединение связанный с локальной сетью школы. В соседнем кабинете расположен компьютерный класс, оборудованный компьютерами (14 штук), видеопроектором. Восемь компьютеров объединены в локальную сеть и имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет. Возможности класса используются для организации библиотечных уроков и различных мероприятий ( внеклассной работы, семинаров, обслуживание уроков и т. д.). К недостаткам можно отнести отсутствие читального зала.
Учебно-методическое обеспечение:
Количество читателей – 299 (состояние на конец 2011- 12 уч. года)
-
Количество посещений – 1883 (состояние на конец 2011- 12 уч. года)
-
Объём книговыдачи – 5764 (состояние на конец 2011- 12 уч. года)
-
Библиотечный фонд школы 12038 экземпляров.
-
Фонд библиотеки школы располагает литературой по различным направлениям для разного возраста обучающихся. Имеется литература для педагогического персонала. Отраслевой фонд библиотеки – 7815 экземпляров;
-
учебников - 4223 экземпляров.
-
Услугами школьной библиотеки пользуются учащиеся, педагоги, служащие, родители, библиотекари других школ района.
-
Учащиеся 1-2 классов полностью обеспечены бесплатными комплектами учебников. Обучающиеся 5-11 классов не испытывают недостатка в произведениях русской и зарубежной литературы, начальная школа обеспечена недостаточно.
-
Обеспеченность учебниками составляет 28%.
-
Школьными учебниками пользуются учащиеся из малообеспеченных семей, а так же опекаемые дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
-
Фонд библиотеки пополняется за счет ликвидации школ района, а также за счет приобретения учебников за счет средств федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных средств.
Динамика пополнения библиотечного фонда
Годы
|
Всего поступило
|
В т.ч. учебники
|
2006
|
898
|
550
|
2007
|
276
|
170
|
2008
|
450
|
323
|
2009
|
492
|
310
|
2010
|
459
|
433
|
2011
|
831
|
411
|
2012
|
390
|
360
|
Итого:
|
3796
|
2551
|
-
Используемые учебники соответствуют перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Федеральным перечнем учебников Министерства образования и науки Российской Федерации.
Номенклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа, используемых в образовательном процессе
№ пп
|
Сведения, относящиеся к заглавию
|
Вид ресурса
|
Сведения об издании
|
Область количественной характеристики
|
1
|
Алгебра. 7-11 класс.
|
Электронный учебник-справочник
|
ООО Кордис Медиа»
ЗАО «Кудиц», 2000.
|
1 CD-ROM
|
2
|
Открытая физика.
|
Интерактивный курс
|
ООО «Физикон», 2001.
|
1 CD-ROM
|
3
|
Живая физика. Живая геометрия.
|
Виртуальная лаборатория
|
ООП «Формоза», 2001.
|
1 CD-ROM
|
4
|
Химия общая и неорганическая. 10-11 класс.
|
Мультимедийный курс
|
Лаборатория систем мультимедиа, Мар ГТУ, 2001.
|
1 CD-ROM
|
5
|
Органическая химия. 10-11 класс.
|
Мультимедийный комплекс
|
ЦНИТ СГАУ, 2001.
|
1 CD-ROM
|
6
|
1С: Репетитор. Биология.
|
Мультимедийный комплекс
|
АОЗТ «1С», 2001.
|
1 CD-ROM
|
7
|
Репетитор. Русский язык.
|
Мультимедийный комплекс
|
-
|
1 CD-ROM
|
8
|
География. Наш дом – Земля. 7класс.
|
Учебное электронное издание
|
РМЦ, 2001.
|
1 CD-ROM
|
9
|
Начальный курс географии. 6 класс.
|
Учебное электронное издание
|
РМЦ, 2001.
|
1 CD-ROM
|
10
|
От Кремля до Рейхстага.
|
Учебное электронное издание
|
РМЦ, 2001.
|
4 CD-ROM
|
11
|
История России. 20 век.
|
Учебное электронное издание
|
Клиософт, 2001.
|
4 CD-ROM
|
12
|
Россия на рубеже третьего тысячелетия.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
13
|
Энциклопедия истории России.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
14
|
Английский без акцента.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
15
|
Francais d'Or.
|
Электронный учебник-справочник
|
ООО «Мультимедиа», 2001.
|
1 CD-ROM
|
16
|
Энциклопедия классической музыки.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
17
|
От плуга до лазера.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
18
|
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
19
|
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
|
Учебное электронное издание
|
Кирилл и Мефодий, 2001.
|
2 CD-ROM
|
20
|
Шедевры русской живописи.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
21
|
Интернет.
|
Учебное электронное издание
|
Кирилл и Мефодий, 2001.
|
1 CD-ROM
|
22
|
Эрмитаж. Искусство Западной Европы.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
23
|
Удмуртия в годы войны.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
24
|
Золотой Век Удмуртской музыки.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
2 CD-ROM
|
25
|
Послание Тангыры.
|
Учебное электронное издание
|
-
|
1 CD-ROM
|
26
|
«В эпоху великой книги».
|
Учебное электронное издание
|
ООО «Электротех-Медиа», 2006.
|
1 CD-ROM
|
27
|
Удмурт кыллы но литературалыдышетонужъес.
|
Электронный учебник
|
ООО «Электротех-Медиа», 2009.
|
1 CD-ROM
|
28
|
Русский язык. 1 класс
|
Электронное приложение к учебнику
|
НП «Телешкола» ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
|
1 CD
|
29
|
English. 2 класс
|
Электронное приложение к учебникуcаудикурсом
|
АВВYY ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
|
1 CD
|
27
|
Русский язык. 2 класс
|
Электронное приложение к учебнику
|
НП «Телешкола» ОАО «Издательство «Просвещение», 2012
|
1 CD
|
28
|
Окружающий мир. 2 класс
|
Электронное приложение к учебнику
|
«Издательство «Просвещение», 2011
|
1 CD
|
29
|
Математика. 2 класс
|
Электронное приложение к учебнику
|
ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
|
1 CD
|
|