Содержание:
Введение 2
1.1Методика изучения информационных потребностей 6
1.2Методы исследования информационных потребностей 6
1.3Информационные потребности по искусству 6
Глава 2 Основные характеристики потребителей музыковедческой литературы 9
2.1Круг пользователей музыковедческой литературы 9
2.2Основные причины запроса 13
2.3Основные принципы поиска информации 15
2.4Видо-типологический состав искомых документов 19
2.5Степень удовлетворенности пользователей в документах по музыкальному искусству 25
Заключение 29
Список литературы: 31
Приложение 1. Анкета 38
Введение
Актуальность темы:
Совершенствование информационного обеспечения пользователей невозможно без научных исследований происхождения, характера и динамики их информационных потребностей. Таким образом, необходимо изучение и учет всех основных объективных и субъективных факторов, влияющих на потребителей информации и на формирование у них ИП, для того чтобы выявить и понять взаимодействие объективных и субъективных сторон ИП в процессе формирования потребностей у пользователей информации. Это позволит увидеть истинную картину своеобразия ИП у разных категорий потребителей информации.
Следует отметить, что хотя за последние два-три десятилетия уделялось много внимания проблеме изучения ИП различными специалистами, до настоящего времени проблема изучения ИП по музыкальному искусству не стали предметом активного и глубокого исследования.
Объект исследования:
в качестве объекта исследования были выбраны пользователи зала нотных и аудиодокументов Национальной библиотеки Беларуси и пользователи городской публичной нотно-музыкальной библиотеки.
Предмет исследования:
специфика информационных потребностей пользователей по музыкальному искусству
Цель исследования:
уточнить степень удовлетворенности информационных потребностей пользователей библиотек по музыкальному искусству (на примере Национальной библиотеки Беларуси и городской нотно-музыкальной библиотеки).
Цель работы определила следующие задачи:
выявить сущности информационных потребностей;
выявить методы исследования информационных потребностей;
выявить условия и механизмы возникновения информационных потребностей;
выявить факторы, влияющие на удовлетворение информационных потребностей;
выявить зависимость качеств информационных потребностей от формальных характеристик потребителя;
определить круг пользователей музыковедческой литературы, выявить закономерность зависимости информационных потребностей, от степени музыкальной подготовки.
определить принцип поиска информации
определить степень удовлетворенности пользователей фондом библиотеки, в которой они ищут информацию по музыкальному искусству и качеством обслуживания.
Для сбора информации респондентам была предложена анкета, направленная на выявление принадлежности к музыкальному искусству и музыковедческой литературе, целей обращения к ней, на определение типов документов входящих в область интересов, тематики запросов. Данная анкета, включающая в себя 15 вопросов, была построена в форме закрытых предложений. Большинство вопросов позволяет ответить на несколько вариантов сразу.
Для того чтобы исключить неискренность ответов и избежать влияния социальной желательности, анкетирование носило анонимный характер. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в результате анализа ответов на них можно было бы, с одной стороны, получить информацию об уровне музыкальной подготовки и предпочтениях в области музыковедческой литературы, а с другой, получить представление о степени их удовлетворенности фондами и поисковыми возможностями данной библиотеки.
Структура дипломной работы:
Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Психологами информационная потребность понимается как осознанная потребность «в получении определённых порций информации из того, что может быть представлено инфосредой» [45, с. 2].
Понятие «информационная потребность» является одним из ключевых в информационных науках, в том числе библиотековедении. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме, в настоящее время не существует общепринятого определения термина «информационная потребность», информационные потребности остаются недостаточно изученными по существу. Из многочисленных публикаций видно, что разные авторы не всегда вкладывают в понятие «информационная потребность» одинаковое содержание. Наряду с данным понятием они употребляют понятия «потребность в библиотечно-библиографических ресурсах», «потребность в документах», «потребность в чтении», которые не всегда соотносятся друг с другом по значению [46].
Так, по мнению Фёдоровой Т. С., информационная потребность – это внутреннее состояние субъекта, отражающее дефицит научной информации, необходимой для использования в его деятельности. [56, с. 54].
Т.В. Муранивский считает, что информационная потребность – это свойство человека или определённой системы, отражающее необходимость в регулярном получении и использовании информации, обеспечивающей эффективное функционирование этой системы. [47, с. 4]
Соколов А.В. определяет информационные потребности как обобщающее понятие, являющиеся результатом информационного подхода к духовным потребностям личности и общества.
Примерами наилучшего изучения ИП являются концепции А. В. Соколова, С. Д. Коготкова, Е. А. Евтюхиной, Д. Е. Шехурина.
Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.
Рассматривая профессиональную деятельность в качестве основы формирования информационных потребностей, специалисты в области информатики основное внимание в своих исследованиях уделяют изучению информационных потребностей работников производственной сферы. [46]
Изучению общих методологических вопросов возникновения и развития информационных потребностей, их классификации в соответствии с различными категориями специалистов посвящены работы Н.М. Бажова, Н.С. Карташова, И.К. Кирпичевой, М.И. Левина, А.Н. Масловой, Э.Л. Шапиро, М.С. Миримановой, Д.Е. Шехурина, Л.Н. Каразановой, А.В. Соколова и др. Методы исследования информационных потребностей анализировались в работах С.Д. Коготкова, Л.Л. Попиловой, Э.С. Бернштейн, И.И. Голованова. Труды названных исследователей составили "золотой фонд" обслуживания. Их значимость со временем не уменьшилась, а, напротив, возросла в условиях использования современных информационных технологий [21].
Наибольшее распространение в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека. Понимание деятельности как основы формирования ИП, определяющей их природу и содержание, впервые нашло отражение в работах Э.С. Берштейна [8], Д.Е. Шихурина [58, 59], которые связывали формирование ИП непосредственно с деятельностью ученых и специалистов. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах С.Д. Коготкова, Т. С. Федоровой, Г.И. Щербитского и других исследователей [36, 38, 56, 60]. Как отмечают сторонники деятельностного подхода – «деятельность – это исходный пункт реализации потребностей познания, а, следовательно, и исходный пункт потребности в информации. Деятельность является тем «входом», через который осуществляется реализация потребностей субъекта в информации» [60, с. 47].
ИП не только непосредственно и опосредованно влияют на типологию информационных учреждений, но и очень часто они определяют структуру информационного учреждения и одновременно являются определяющим фактором в создании системы информационного обслуживания. Современная система обслуживания ориентирована на удовлетворение стабильных (постоянных) и нестабильных (разовых) ИП. Для удовлетворения первых создана система текущего информирования или система текущего обслуживания, для удовлетворения вторых – функционирует система справочного обслуживания или обслуживание в режиме «запрос-ответ» [7].