В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать»




Скачать 1.17 Mb.
Название В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать»
страница 1/11
Дата публикации 13.05.2014
Размер 1.17 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

www. koob.ru



В.А.Бородина С.М.Бородин «Учим…читать»
Содержание:

К читателю
ЧТЕНИЕ-ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Времен связующая нить

Конфликт желаемого и возможного

«Страна читателей! Я твой, я выращен тобою…»
БЕГОМ ИЛИ ШАГОМ?

Секреты быстрого чтения

Аты-баты, шли… дебаты

Для чего, что и как читать

Что такое хорошо и что такое плохо?
В ЛАБИРИНТАХ ТЕКСТА

«Отрядом книг уставил полку…»

От текста к смыслу

Нить Ариадны

Казнить, нельзя помиловать! Казнить нельзя, помиловать!

Утенок Тим и братец Кролик

Закрытая картина

Тайна Золотого ключика
ГЛАЗА-ЗЕРКАЛО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

От двух до пяти

Вверх по лестнице, ведущей вниз

По горизонтали и вертикала

В каждой строчке много точек

Гимнастика для глаз

Чтение и зрение
«ГЕНИЙ-ЭТО НЕУСТАННОЕ ВНИМАНИЕ»

«Глаза его читали, но мысли были далеко…»

«Чапай думать будет!»

Проходя мимо витрины

Помехи-друзья или враги?

Как стать внимательным при чтении
В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ

Что такое «Я»

Образы, эмоции, слова

Пишу, диктую, вижу, слышу

Магическая семерка

Мне запоминается, я запоминаю

«Как однажды Жан-звонарь…»

Советы Мнемозины
«ЗАГЛЯДЫВАЛ Я ВСТАРЬ В АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…»

Слово профессора Лингвы

Слово одно – значений много

К читателю



Надо, чтобы человек на деле пользовался уменьем читать и писать.
Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры...

В. И. Ленин
Название книги, возможно, вызовет удивление. Читать учат с детства. В нашей стране давно достигнута всеобщая грамотность. Каждого советского человека с полным правом можно назвать читателем. Читать у нас любят, читают много, спрос на книги огромный. В стране накоплены колоссальные книжные богатства, ежедневно выходят десятки миллиардов экземпляров газет и журналов.

Почему же все-таки надо учиться читать?

Вдумайтесь в приведенные выше слова Владимира Ильича Ленина об «уменье читать». Оно приходит не вдруг. Его необходимо развивать. Одно дело - освоить азы грамотности и совсем другое - научиться искусству и мастерству чтения. Мастерство в любом виде деятельности, в том числе и в чтении, - это высший уровень умения, умения, имеющего творческий характер. Такого умения читать требует сегодня от нас сама жизнь.

Мы живем в эпоху научно-технической революции, в эпоху, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, включая быт и культуру. Коренным образом изменяются содержание и организационные формы общественного производства, структура производительных сил, характер трудовой деятельности. Глубокие изменения в содержании труда обусловили повышение требований к профессиональному мастерству и квалификации молодого рабочего. Он должен обладать высоким уровнем образования, быть интеллектуально развитым человеком, уметь применять в работе свои разносторонние знания и способности. Для этого надо постоянно учиться, повышать свой общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень. Надежный помощник в этом деле - книга. Но в условиях научно-технической революции на человечество буквально обрушилась лавина информации. Ученые подсчитали, что к моменту, когда ребенок, родившийся сегодня, закончит институт, объем информации возрастет в четыре раза, когда ему исполнится 50 лет - в 32 раза.

Стремительный рост потока информации во всех областях жизни и радует и огорчает нас. Радует, потому что рост информации свидетельствует о прогрессе науки и техники, о развитии человека, его интеллекта, подъеме культуры. Но вместе с тем человеку становится все. труднее осваивать даже тe знания, которые ему требуются, он теряется в обилии сведений, порой не может отделить важное и необходимое от второстепенного. Помочь человеку разрешить эти проблемы пытаются многие науки: информатика, лингвистика, психология, логика, библиотековедение и другие. Определенных успехов в этом деле достигли и науки о чтении. В результате многочисленных исследований получены интересные данные о процессе чтения, его организации, о психических возможностях человека по развитию восприятия, памяти, мышления, внимания. Очень важно, чтобы результаты этих исследований шире использовались в практике обучения и воспитания читателя, способствовали формированию у него творческого подхода к чтению.

Цель данной книги состоит прежде всего в том, чтобы выработать у читателя активное, творческое отношение к чтению, сформировать у него стремление к постоянному совершенствованию своей читательской деятельности, дать читателю знания о различных сторонах умственной деятельности, показать рациональные пути работы с книгой, научить его читать лучше и быстрее. Речь пойдет о динамическом чтении, то есть целенаправленном, высокопродуктивном, активном, гибком и развивающемся чтении. Курс динамического чтения мы рассматриваем как психолого-педагогический практикум обучения такому чтению. Человек, овладевший динамическим чтением, отличается сознательным отношением к чтению как сложному и трудоемкому виду умственной деятельности. Владение динамическим чтением способствует всестороннему развитию читательского умения, создает хорошую базу для дальнейшего систематического совершенствования читательских навыков.

Но так ли необходимы, особенно взрослым читателям, уроки динамического чтения? Ведь читать умеют все! Правильно. Читают все, однако умеют читать продуктивно немногие. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Читательская квалификация большинства из нас, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Динамическое чтение - веление времени. Сегодня оно становится делом большой государственной важности. Овладение динамическим чтением позволяет приобрести больше знаний, опыта, стать эрудированным человеком, повысить производительность общественно полезного труда.

Книга написана на основе почти пятнадцатилетнего опыта исследования проблемы культуры чтения. Она поможет вам познать себя как читателя, расскажет о тех, чей чита-тельский опыт заслуживает всяческого внимания и подражания, подскажет, как управлять чтением, как повысить скорость чтения, улучшить понимание и запоминание читаемого текста, как обогатить свой словарный запас, развить творческие способности.

Опыт показывает, что при серьезном отношении к занятиям по предлагаемому самоучителю динамического чтения продуктивность чтения можно увеличить в 2-3 раза.

Несколько слов о том, как надо работать с данной книгой. Прежде всего - не торопитесь. Прочтите внимательно то, что предшествует практическим занятиям. Приготовьте все необходимые учебно-методические материалы. Сделать это следует до начала занятий. Только приготовив все материалы, приступайте к тренировкам. Не стремитесь выполнять только интересные, занимательные упражнения. Следуйте указанной программе, выполняйте ее в полном объеме, тогда ваш труд окупится сторицей!

Надеемся, что книга окажется для вас интересной и полезной.

ЧТЕНИЕ-ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ




Мы дружны с печатным словом, Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

С. Михалков


ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ



Русский историк и писатель Н. М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Это действительно так. Попробуем представить себе нечто невероятное: ИСЧЕЗЛА КНИГА! И рукописная, и печатная. Звучит нелепо, поскольку ее исчезновение - это потеря человеческой памяти. Достигнутое человечеством за долгие столетия его развития зафиксировано в основном в книгах. Лишить народ книг - значит отнять у него прошлое, настоящее и будущее. Когда полчища Тамерлана вошли в Армению, первое, что отбирали у армянского народа жестокие завоеватели, были свитки и рукописи. Армяне понимали: лучше остаться без армии, чем без памяти, без истории народа. Они предложили поработителям неслыханный выкуп - за одну книгу двух пленных воинов. Такой ценой армянский народ еще в четырнадцатом веке сохранял свою душу и память. История письменности - это история развития человеческой культуры. Письменность появилась в связи с необходимостью передачи сообщений на расстояние. Предшественниками ее были различные предметы, которым придавалось то или иное условное значение. Вспомним предание о «письме», направленном скифами персидскому царю Дарию в ответ на его требование покориться. Они послали ему мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Это означало: если персы зароются в землю, или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут.

Перуанцы использовали для письма шнуры различных цветов с узлами разных типов, которые навязывались на палочку. Возможности такого предметного письма были ограничены. Позднее предметы были заменены их изображениями, а также знаками.

Книга, как и человечество, в своем развитии прошла долгий путь. Возникновение самых ранних связных текстов ученые относят к концу четвертого тысячелетия до нашей эры. Впервые они появились у египтян. Их можно рассматривать как прообразы книг. На заре своего развития книга была рисованной, рукописной и даже рукодельной. Древнейшие изображения и тексты вырезали и высекали на скалах, каменных плитах, деревянных дощечках, наносили краской на кожу, выдавливали на глиняных табличках и посуде. Тексты не только наносились на различные материалы, но и имели различное письменное изображение.

Письмо прошло три стадии развития. На первой стадии использовалось пиктографическое письмо (пиктограмма- рисунок), которое передавало целое сообщение. Ему на смену пришло идеографическое письмо. Идеограммы - это определенные символы для отдельных слов или понятий. Такая система письма в наиболее отчетливом виде сохранилась до наших дней в Китае. Наконец, появляется фонетическое (буквенное, звуковое) письмо, которым мы пользуемся до сих пор.

Как мы уже отмечали, одной из первых была рукописная книга. Ее изготовление было весьма трудоемко, стоила такая книга очень дорого. Лишь немногие богатые люди могли приобрести рукописные книги. Владение письменностью и умение читать ценились чрезвычайно высоко. Однако книг было мало, чтение их являлось привилегией избранных.

С ростом городов, развитием разнообразных ремесел возрастает потребность в овладении письмом, увеличивается число людей, умеющих читать, растет спрос на книги. Переписчики уже не могут удовлетворить всех нуждающихся в книгах. Так самим ходом развития науки, техники и культуры было подготовлено величайшее изобретение человеческого ума - книгопечатание. Возможность тиражирования книг способствовала их широкому распространению. Книги становятся более доступными.

Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. Еще при зарождении письменности, почти шесть тысяч лет назад, в одном египетском папирусе было написано: «Положи твое сердце у чтения...» Какие удивительно задушевные слова!

Книга и чтение - это великие учителя и воспитателя человеческих душ. Вдумаемся в слова А. И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

Каждое поколение людей стремилось к тому, чтобы через книгу овладеть миром учений, потрясавших умы, и миром страстей, потрясавших сердца. Но сделать это далеко не просто.

КОНФЛИКТ ЖЕЛАЕМОГО И ВОЗМОЖНОГО



Все узнать! Все прочитать! Кому из нас не хочется этого? Но желания и возможности далеко не всегда совпадают.

Английский писатель Джеймс Олдридж в одной из своих статей рассказал о некой мисс Смит, которая впервые посетила читальный зал Британского музея около сорока лет назад. Восемнадцатилетнюю девушку переполняло желание все узнать. Однако, проведя некоторое время среди книжных гор, окружавших ее в великом соборе человеческой мудрости, она поняла непосильность задачи, которую поставила перед собой,- овладеть всем человеческим знанием, ужаснулась и отступила. С той поры она, кажется, не прочла ни одной книги. Смит не сумела преодолеть конфликт реальности и мечты, конфликт желаемого и возможного.

А вот другой пример. Будучи юношей, академик О. Ю. Шмидт составил список литературы, которую ему необходимо прочесть. Итог был ошеломляющим. Чтобы выполнить намеченную программу, ему потребовалась бы тысяча лет! Изрядно сократив список, Шмидт подсчитал, сколько потребуется времени, чтобы прочитать оставленные в списке книги. Он снова получил внушительную цифру - 250 лет. Здесь также налицо конфликт желаемого и возможного, но Шмидт, не в пример мисс Смит, с блеском преодолел его. Отто Юльевич был энциклопедически образованным человеком.

Избыток печатной продукции волновал человечество давно. Одна из первых жалоб на обилие книг содержится в египетском папирусе, написанном около шести тысяч лет назад: «К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Всякий хочет писать книги, а дети не слушаются родителей...» Нередки были голоса о засилье книг в средние века и позднее. Высказывались предложения об ограничении распространения книг.

Но в то же время были люди, которые заботились о читателе, думали о том, как облегчить его труд. Знаменитый коллекционер-изобретатель Николя Гроллье де Сервьера, живший в семнадцатом веке, придумал машину, предназначенную для ускорения чтения книг. Она представляла собой некое подобие мельничного колеса, в котором вместо лопастей были устроены подставки для книг. На подставках помещалось одновременно несколько книг, раскрытых на требуемых для работы страницах.

Французский философ и просветитель Вольтер писал о многочисленности сочинений, которые растут так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям. Развивая эту мысль и рассматривая возможные пути преодоления «информационного кризиса», английский физик Томсон обратил внимание на реальную неизбежность убывания доли знаний, которыми в состоянии овладеть один человек, по мере их роста в общечеловеческом масштабе. Ученые подсчитали, что объем знаний во всем мире к концу века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.

Несомненно, со временем поток информации будет становиться все шире, а отношение к нему человека - все более избирательным. Человек, желающий познать неизвестное, должен преодолеть противоречие между объемом печатной продукции и своими возможностями (психическими, временными). Задача эта, прямо скажем, нелегкая, но выполнимая. Решение ее зависит от знаний и опыта, которыми располагает человек в области чтения как науки и искусства и в книгопечатании, а также от его внутренних резервов.

Развитие письменности, совершенствование системы языка, приемов мышления в процессе чтения и способов работы с текстом способствуют тому, что каждое последующее поколение читает быстрее, чем предыдущее. Немалая заслуга в этом передовых людей каждой эпохи. В середине семнадцатого века основоположник теории обучения (дидактики) Ян Амос Коменский при открытии в Чехии Патакской высшей школы произнес речь «Об искусном пользовании книгой - первейшим инструментом культуры природных дарований». Большой вклад в дело совершенствования читательского мастерства, внесли Н. К. Крупская, Н. А. Рубакин, С. И. Поварнин, И. В. Ребельский и другие. Мысли, высказанные ими, а также успехи науки сегодняшнего дня помогают познанию читательского труда, раскрывают секреты повышения его эффективности, вооружают знаниями о чтении как труде и творчестве.

С другой стороны, происходит постоянное совершенствование и самого человека, его психики, умственных способностей, что также отражается на повышении эффективности читательского труда.

Тернист путь читателя к мастерству. И все же, если он стремится к читательским вершинам, пусть медленно, преодолевая трудности, он достигает этих вершин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Рабочая программа по биологии 11 класс
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon 3. Проза писателей традиционалистов (ПТ) (неоклассическая проза) Представители
Б. Васильев, А. Приставкин, В. Бюлов, Л. Бородин, Вл. Маканин и др. Обращаются к социальным и этическим проблемам в жизни, исходя...
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Исследовательская работа по теме: «Математика в жизни человека»
Однажды брат меня спросил: «А для чего нужна математика? Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой...
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Составитель М. Н. Бородин
Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: Бином....
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Что читать в 5 классе?

В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Знакомиться с жизнью растений и животных
Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна, и т д.)
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Исследовательская работа учащихся по творчеству Х. К. Андерсена....

В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon Сочинение -миниатюра «Зачем нужно читать»
Древнерусская литература. Сюжет, композиция «Сказания о Белгородском киселе». Образ народа в представлении летописца
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon «Флипбук»! Рекомендуемая розничная цена – 149 руб.!
Еще легче покетбука самые объемные произведения теперь можно читать в любое время и в любом месте
В. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать» icon 20. 07. 04 Новая интерпретация реликтового излучения канарёв Ф. М
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции