Основная образовательная программы начального общего образования (далее ООП)
Оглавление
Основная образовательная программы начального общего образования (далее ООП) 1
Оглавление 1
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 7
3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП 22
6.Программа « Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы на 2011 – 2015г» 46
7.Программа формирования культуры здорового и безопасного 77
образа жизни 77
9. Программа коррекционной работы 95
10. Учебный план начального общего образования 2012-13 учебный год (1–4 –е классы) 98
Приложение 1 116
Целевой раздел
Пояснительная записка
Основная образовательная программы начального общего образования (далее ООП) 1 ступени гимназии разработана на основании «Закона об образовании» (ст.7, ст.9. 2008), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МинОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года, приказ № 1241 от 26 ноября 2010 года, приказ № 2357 от 22 сентября 2011 года ) и с учётом основных положений «Концепции развития МБОУ Гимназия № 4».
В «Концепции развития МБОУ Гимназия № 4» определены цели и принципы организации образовательного процесса в гимназии: «В настоящее время цель школы – формирование самого человека как цели в себе, а не как средство. Отсюда возникает проблема самоопределения человека в обществе, несущего ответственность за самого себя. Гимназисты должны стать носителями новых гуманистических и технологических ориентаций, своего рода генетическим кодом современной культуры, ведущим к новым взаимоотношениям людей, исключающим корыстолюбие, насилие», что соответствует становлению личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы») (ФГОС, стр.7):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формирование такой личности возможно лишь при условии изменения принципов организации образовательного процесса. Так, в «Концепции…» говорится, что «начинать нужно, на наш взгляд, с дифференциации образования, со школьных программ, которые поставили бы перед участниками проблему выбора, чтобы гимназисты приходили в класс не просто учиться чему-то, а учится у кого-то, чтобы, изучая различного рода предметы, спецкурсы, ученик проходил школу мысли у тех, у кого он желает учиться. В определенные времена школа давала знания на всю жизнь. XIX и XX века свидетельствуют об ускоренном устаревании знаний. В современных условиях возникла необходимость образования «на протяжении всей жизни». В силу этого современные методики и образовательные технологии должны предельно сократить репродуктивное усвоение знаний.
Спецификой гимназического образования является наличие в нем двух составляющих: универсальности и элитности. Универсальность гимназического образования состоит, во-первых, в получении учащимися максимума знаний об основных объектах окружающего мира и, во-вторых, в обучении учащихся различным способам и методам присвоения или создания информации, т.е., стратегиям поиска и получения знаний. Элитность гимназического образования заключается, во-первых, в отборе интеллектуальной молодежи, имеющей повышенный уровень мотивации к получению образования, во-вторых, в обеспечении на основе конкурса учителей повышенного уровня преподавания, в-третьих, в индивидуализации воспитательного процесса и, в-четвертых, в гарантиях поступления учащихся в ВУЗы.
Поэтому необходимы новые учебные курсы, направленные на раскрытие современных научных представлений о мире, человеке, обществе и природе. Ничто не тормозит процессы глубинных преобразований в нашем обществе с такой силой, как дефицит общей культуры, истинной образованности, интеллекта. Глубокие современные знания, ориентация на достижение в науке и технике в современном мире, способность к быстрому реагированию на социальные и научно-технические перемены в обществе, способность к переквалификации в условиях изменяющейся экономики – вот параметры, к которым должно стремиться современное образование на всех уровнях и, в первую очередь, гимназии».
Основная образовательная программа является одним из основных нормативных документов, конкретизирующая требования государственного образовательного стандарта, регламентирующая содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющая содержание образования гимназии и направляющая на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. ООП гимназии гарантирует возможность достижения результатов образования, предусмотренных основными образовательными (рабочими) программами. Основная образовательная программа учитывает пожелания родителей и учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с духовно-нравственном воспитании, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные особенности для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково- символическое
мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира,
• признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В структуру ООП НОО входят 3 раздела:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку, в которой раскрываются цели реализации ООП, принципы и подходы к формированию ООП. Дана общая характеристика ООП.
с учётом авторских программ систем учебников раскрываются планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая включает в себя основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание, достижение результатов освоения содержания учебных предметов и формирование УУД; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения ООП; оценка достижений обучающихся и оценка эффективности деятельности школы; оценка динамики учебных достижений обучающихся.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования, в которой раскрыты ценностные ориентиры, преемственность между ступенями образования; связь УУД с содержанием учебных предметов;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеучебной деятельности, которые содержат пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебных предметов; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, в которой представлена организация урочной и внеурочной деятельности, направленная на: расширение кругозора, развитие общей культуры, ознакомление с общечеловеческими ценностями – мировой и духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями народов мира; формирование ценностных ориентаций, гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в творческой самореализации; формирование позитивного взаимодействия с окружающим миром; воспитание экологической культуры;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая является комплексной программой формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
программу «Одарённые дети», основная цель которой: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
программу коррекционной работы, направленную на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации учащихся к социуму, психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
Организационный раздел включает:
учебный план ООП НОО гимназии, который содержит инвариантную (обязательную) часть и вариативную часть; определяет максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся; общий объем нагрузки и состав обязательных учебных предметов:
Предметные области
|
Предметы
|
Филология
|
Русский язык, литературное чтение, иностранный (английский) язык, олимпиадный курс по русскому зыку
|
Математика и информатика
|
Математика, логика, информатика
|
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
Окружающий мир, основы обществознания
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
Искусство
|
Музыка, изобразительное искусство
|
Технология
|
Технология
|
Физическая культура
|
Физическая культура
|
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;.
план внеурочной деятельности, который является основным организационным механизмом по спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности в отличных от учебных занятий формах,
систему условий реализации ООП.
|