Скачать 59.19 Kb.
|
Содержание логопедического обследования ребенка на ПМПК Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на учителя- логопеда. Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития. Задачи логопедического обследования:
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий. При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений. При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка. При проведении логопедического обследования используются следующие методы:
Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики. Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей), имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны). Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств. До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха. Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка. Примерная схема логопедического обследования ребенка 1. Ознакомление с документацией. 2. Цель посещения, жалобы родителей (законных представителей) и ребенка. 3. Выяснение раннего речевого развития ребенка: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз. 4. Объективное исследование речевого развития ребенка.
5. Исследование фонематических процессов: Фонематический анализ - выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове, дифференциация звуков. Фонематический синтез - составление слов из последовательно заданных звуков, из звуков в нарушенной последовательности. Фонематические представления - придумать слово на определенный звук. 6. Исследование экспрессивной речи:
7. Исследование состояния связной речи: воспроизведение сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отмечается логическая последовательность, характер аграмматизма, особенности словаря. 8. Исследование динамической характеристики речи: темп, интонация, выразительность, наличие заикания, особенности голоса. 9. Анализ письменной речи:
10. Исследование навыка чтения:
11. Составление логопедического заключения (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи). 12. Формулирование рекомендаций. На основании полученных результатов составляется заключение. Заключение должно отражать в основном педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно должно включать в себя также краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду в дальнейшем строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка. Заключение логопеда включает:
Во время коллегиального обсуждения ребенка, логопед помимо записи собственного заключения, делает запись в соответствующем разделе. |
Учреждение центр развития ребенка Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии... |
Роль семьи в формировании личности ребенка Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества... |
||
Принято Настоящее положение регулирует работу логопедического пункта при муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский... |
Отчет о результатах само обследования |
||
С какого возраста допустить к компьютеру ребёнка Естественная тревога за будущее трудоустройство своих детей заставляет матерей и отцов изыскивать любые возможности для обучения... |
Джош Макдауэлл Дик Дей Как стать героем в глазах ребенка Новая жизнь,... Vi. Ответственность и авторитет: как ограничения развивают самодисциплину и решительность |
||
Некоторые особенности тепловизионного обследования измерительных трансформаторов тока 110-330кВ Некоторые особенности тепловизионного обследования измерительных трансформаторов тока 110—330кВ |
Заключение Целью выполнения обследования строительных конструкций холодного склада-мастерской является |
||
Консолидированный третий и четвертый доклад Кыргызской Республики,... Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 12 января 1994 года, а также факультативные протоколы к Конвенции... |
Доклад учителя-словесника Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |