Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк




Скачать 59.19 Kb.
НазваниеСодержание логопедического обследования ребенка на пмпк
Дата публикации06.06.2014
Размер59.19 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Химия > Документы
Содержание логопедического обследования ребенка на ПМПК
Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на учителя- логопеда.

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Задачи логопедического обследования:

  • Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

  • Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

  • Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

  • Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.

При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

  • Изучение документации;

  • Метод беседы;

  • Логопедическое тестирование;

  • Метод наблюдений.

Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.

Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей), имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).

Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.

До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.

Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.

Примерная схема логопедического обследования ребенка

1. Ознакомление с документацией.

2. Цель посещения, жалобы родителей (законных представителей) и ребенка.

3. Выяснение раннего речевого развития ребенка: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз.

4. Объективное исследование речевого развития ребенка.

  • Установление эмоционального контакта.

  • Выявление особенностей представления об окружающем мире.

  • Исследование невербальных функций: психомоторика, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

  • Исследование сукцессивных способностей: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, повтор звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

  • Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

  • Исследование буквенного гнозиса и праксиса.

  • Исследование импрессивной речи: понимание связной речи, понимание предложений, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, понимание различных грамматических форм, понимание слов (противоположных, близких по значению).

5. Исследование фонематических процессов:

Фонематический анализ - выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове, дифференциация звуков.

Фонематический синтез - составление слов из последовательно заданных звуков, из звуков в нарушенной последовательности.

Фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

6. Исследование экспрессивной речи:

  • Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис: тонус, объем движения, точность выполнения, замены движения, лишние движения (синкинезии).

  • Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в словах, в речи, упрощение слогов, перестановка слогов.

  • Словарный состав языка: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, выявление общих категориальных названий; соответствие словаря возрастной норме, разница между активным и пассивным словарем.

  • Грамматический строй речи: характер употребляемых предложений, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа во множественное, образование существительных с помощью суффиксов, образование прилагательных, названий детенышей животных, глаголов.

7. Исследование состояния связной речи: воспроизведение сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отмечается логическая последовательность, характер аграмматизма, особенности словаря.

8. Исследование динамической характеристики речи: темп, интонация, выразительность, наличие заикания, особенности голоса.

9. Анализ письменной речи:

  • Навык звукового анализа и синтеза.

  • Особенности звукового анализа и синтеза.

  • Особенности слухоречевой памяти.

  • Слуховая дифференциация фонем.

  • Состояние динамического праксиса.

  • Определение ведущей руки.

  • Анализ разных видов письменной деятельности.

  • Особенности почерка.

  • Характер ошибок.

10. Исследование навыка чтения:

  • Умение правильно показывать печатные и прописные буквы.

  • Способность правильно назвать буквы.

  • Способность чтения слогов, слов, предложений, текста.

  • Характер ошибок.

  • Характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное).

  • Понимание прочитанного.

  • Отношение ребенка к чтению.

11. Составление логопедического заключения (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).

12. Формулирование рекомендаций.

На основании полученных результатов составляется заключение. Заключение должно отражать в основном педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно должно включать в себя также краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду в дальнейшем строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка.

Заключение логопеда включает:

  • Квалификацию структуры и формы речевого дефекта, первичности/вторичности речевой патологии;

  • Определение лингвистической структуры речевого недоразвития;

  • Прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом;

  • Определение профиля дальнейшего обучения.

Во время коллегиального обсуждения ребенка, логопед помимо записи собственного заключения, делает запись в соответствующем разделе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconУчреждение центр развития ребенка
Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии...

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconРоль семьи в формировании личности ребенка
Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества...

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconПринято
Настоящее положение регулирует работу логопедического пункта при муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский...

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconОтчет о результатах само обследования

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconС какого возраста допустить к компьютеру ребёнка
Естественная тревога за будущее трудоустройство своих детей заставляет матерей и отцов изыскивать любые возможности для обучения...

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconДжош Макдауэлл Дик Дей Как стать героем в глазах ребенка Новая жизнь,...
Vi. Ответственность и авторитет: как ограничения развивают самодисциплину и решительность

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconНекоторые особенности тепловизионного обследования измерительных трансформаторов тока 110-330кВ
Некоторые особенности тепловизионного обследования измерительных трансформаторов тока 110—330кВ

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconЗаключение
Целью выполнения обследования строительных конструкций холодного склада-мастерской является

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconКонсолидированный третий и четвертый доклад Кыргызской Республики,...
Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 12 января 1994 года, а также факультативные протоколы к Конвенции...

Содержание логопедического обследования ребенка на пмпк iconДоклад учителя-словесника
Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции