Урока




Скачать 109.78 Kb.
Название Урока
Дата публикации 01.06.2014
Размер 109.78 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Химия > Урок
Тип урока: комбинированный урок.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели, золи.

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о грубодисперсных и тонкодисперсных системах.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать учащихся представления о различии между грубодисперсными и тонкодисперсными системами;

2. Познакомить учащихся с эмульсиями, суспензиями, аэрозолями, гелями и золями.

Развивающие:

1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

2. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

3. Совершенствовать умения логически мыслить.

4. Развить умения синтеза обобщения и правильные выводы из изученного материала.

Воспитательные:

1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету, детской фантазии и представлений.

2. Продолжить развитие речевых навыков.

3.Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

3. Выработать у учащихся умения рационально использовать время, приводящее к достижению поставленных задач.

Методы и методические приемы:

1. Объяснительно-иллюстративный

2.Исследовательский

3.Монологические: описание, объяснение

4.Диалогические: беседа

5.Словесно- наглядно- практические: демонстрационный эксперимент, ЦОРы.

Оборудование и реактивы:

  • Учебник «Химия – 11 класс».Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. - 2-е изд., сериотип.- М.:Дрофа,2007-2,8,[6] c.: ил.

  • Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умереков, 2001.- 222с.

  • Рабочая тетрадь,

  • 2 % раствор хлорида железа (III), 10% силикат натрия, разб. Соляная кислота,

  • Горелка,

  • Две пробирки,

  • Пробиркодержатель,

  • Компьютер,

  • Проектор,

  • Раздаточный материал,

  • Презентация к уроку (создана в среде приложения Office 2003 MS Power Point),

  • Мультимедийная презентация,

Домашнее задание:

Инструктирование учеников о домашнем задании, его объеме и целях, требованиях к оформлению и возможных затруднениях.

- §11(стр.97-103), упр.4-11.

Литература, используемая для подготовки к уроку:

  1. Химия – 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. - 2-е изд., сериотип.- М.:Дрофа,2007-2,8,[6] c.: ил.

  2. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умереков, 2001.- 222с.

  3. Г.М. Чернобельская Методика обучения химии в средней школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 336 с.: ил.

  4. Дъяченко В.Н. Организационная структура учебного процесса и ее развитие – М.:1989.

  5. Нечитайлова Е.В. Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться 44-46 с. /журнал «Химия в школе» №6- М.: Школа-Пресс,1997.-94 с.: ил.

  6. Пичугина Г.В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике//Химия в школе –М.: 1997- №1 с. 50-54

  7. Мультимедийный курс химии «Открытая химия 2.6»

  8. Интерактивный курс химии «Уроки Кирилла и Мефодия.

  9. Химия для всех: иллюстративные материалы по общей, органической и не органической химии. http://scool-sector.relarn/ru/ nsm/

  10. Основы химии: электронный учебник .http://www. hemi.nsu.ru

  11. «Химия. 8 класс» ЗАО "Просвещение-МЕДИА" ЗАО "Новый Диск"2004.

План урока

Организационный момент – 2 мин.

Обеспечение общей готовности учащихся, стимулирование и мотивирование учебной деятельности на уроке.

Проверка домашнего задания - 7 мин.

Основная часть урока – 27 мин:

1. коррекция и актуализация знаний;

2. сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

3.организация восприятия и осознания материала;

4.самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

5.обобщение и систематизация учащимися результатов работы;

Заключительная часть урока- 4 мин.

1.Подведение итогов работы на уроке.

2.Сообщение и комментирование домашнего задания.

Конспект урока

  • Организационный момент

Подача рапорта дежурных, самопроверка рабочих мест, мотивирование интереса учащихся к изучаемой теме.

Проверка домашнего задания:

Предыдущая тема вашего урока была «Дисперсные системы».

Как вы можете объяснить, что такое дисперсная система?

Дисперсная система- это гетерогенная система, в которой одно вещество в виде очень мелких частиц (дисперсной фазы) равномерно распределено в объеме другого (дисперсионная среда).

Зная определение дисперсной системы, дисперсной фазы, дисперсионной среды заполните таблицу:

Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Какие два вида систем могут образовывать смеси веществ в различных агрегатных состояниях?

Гетерогенные - неоднородные смеси веществ в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого вещества. В таких системах существует поверхность раздела между частицами и средой.

Гомогенные - однородные смеси веществ в которых одно вещество, раздробленное до молекул, распределено в другом веществе. В таких системах не существует поверхности раздела между частицами и средой.

На какие три вида делят растворы в зависимости от размеров частиц?



Какие два вида дисперсных систем вы знаете?

Что такое грубодисперсные системы?

Размеры частиц более 100 нм.

Что такое тонкодисперсные системы?

Размеры частиц от 1до 100 нм.

Следовательно, дисперсность системы зависит от размеров входящих в него частиц.

На сегодняшнем уроке мы подробнее разберем эти два понятия. Запишите тему урока «Грубо- и тонкодисперсные системы».

На столах у вас лежат схемы, которую вы должны заполнить в течение урока. (Необходимо записать все определения).

К грубодисперсным системам относят:

  • Эмульсии - грубодисперсные системы с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсионной фазой.

Бывают двух видов:

Прямые - Капли неполярной жидкости в полярной среде. «Растительное масло в воде».

Обратные - Капли полярной жидкости в неполярной среде. «Вода в растительном масле».

Причем при незначительных воздействиях они могут переходить друг в друга.

Примеры природных эмульсий: молоко, нефть, помада, водоэмульсионные краски.



  • Суспензии - грубодисперсные системы с жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсионной фазой, причем дисперсионная фаза находится во взвешенном состоянии в жидкой дисперсионной среде.

Примеры суспензий: пульпа, «известковое молоко», эмалевые краски, планктон в морской воде. Суспензии широко используют в строительной технологии, в производстве керамики, пластмасс, лакокрасочных материалов, бумаги и др. В виде суспензий применяют некоторые удобрения и пестициды, многие лекарственные препараты.



Отличительным свойством всех суспензий является их способность к седиментации. Это процесс оседания частиц дисперсной фазы под действием сил тяжести. Суспензии, у которых седиментация идет очень медленно из-за разности в плотности дисперсионной среды и дисперсной фазы, называют взвесями.



Особую группу грубодисперсных систем составляют пасты.

  • Пасты - грубодисперсные системы с высоко концентрированной жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсионной фазой.



Казалось бы чем они отличаются от суспензий? Аналогично суспензиям пасты состоят из жидкой дисперсионной среды и твердой дисперсной фазы, но отличительным свойством паст является высокая концентрация дисперсной фазы.

Примеры паст: зубные, гигиенические, косметические пасты.

  • Аэрозоли - грубодисперсные системы, c дисперсионной средой в виде газа и жидкой (облака, радуга, туман) или твердой дисперсионной фазой ( пылевое облако, смерч, дым).



Аэрозоли могут образовываться, например, при горении, химических и фотохимических реакциях в газовой фазе, напр. при получении оксидов Si и Ti термическим гидролизом их хлоридов в пламени. Важнейший из таких аэрозолей - смог, возникающий в атмосфере в результате фотохимических реакций между газообразными примесями под действием интенсивного солнечного освещения.

В технике образование аэрозолей часто нежелательно, т. к. приводит к загрязнению атмосферы. Кроме того, большую опасность представляют взрывы пылей в сахарном, мукомольном и некоторых др. производствах. Все это вызвало к жизни развитие методов пылеулавливания и туманоулавливания. Вместе с тем хим. промышленность либо непосредственно использует аэрозольное состояние в-ва в технолгических процессах, либо производит продукты в аэрозольной форме для последующего их использования. Через аэрозольное состояние получают высокодисперсные продукты - наполнители, пигменты, катализаторы, компоненты высокоэнергетического топлива. В аэрозольной форме сжигается все жидкое и значительная часть твердого топлива. Аэрозольные препараты используют в медицине и ветеринарии, для защиты посевов от с.х. вредителей, обработки складских помещений, предотвращения выпадения града. Широкое применение в быту нашли аэрозольные баллончики - устройства, в которых жидкий препарат или суспензия выдавливается из резервуара и распыляется под давлением.

К тонкодисперсным системам относят:

  • Золи - или коллоидные растворы с жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсионной фазой.

Примеры золей: биологические жидкости (кровь, лимфа, плазма).



  • Гели - коллоидные системы с жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсионной фазой. Частицы дисперсионной фазы образуют пространственную структуру.

Примеры гелей: хлеб, мармелад, зефир, волосы, хрящи, жемчуг, гели для бритья.



Демонстрация:

  • В пробирку с наливают 1 мл. р-ра 2 % хлорида железа (III) 10 мл. воды, тщательно перемешивают и нагревают до кипения. Получают красно-бурый, совершенно прозрачный золь.

FeCl3 + 3H2O = Fe(OH)3+ 3HCl

  • К 10% р-ру силиката натрия приливают р-р разб. соляной кислоты. При добавлении образуется не растворимый в воде гель кремниевой кислоты. Проверить образование кислоты можно добавлением нескольких капель фенолфталеина, при этом наблюдается характерное для кислот малиновое окрашивание.

Na2SiO3 + HCl = H2SiO3 + NaCl

Для злей характерно явление коагуляции, т.е. слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые органические коллоиды коагулируют при нагревании (яичный белок, клеи) или при изменении кислотно-основной среды (пищеварительные соки).

Со временем структура гелей нарушается – из них выделяется жидкость. Процесс самопроизвольного уменьшения объема геля, сопровождающийся отделением жидкости, называется синерезисом.

Синерезис определяет скок годности пищевых медицинских и косметических гелей.

Для теплокровных животных очень важен биологический синерезис, который сопровождает свертывание крови. Под действием Специфических факторов растворимый белок крови фибриноген превращается в фибрин, сгусток которого и закупоривает ранку. Если этот процесс затруднен, то говорят о возможности заболевания человека гемофилией. Как вы знаете из курса биологии, носителями гена гемофилии являются женщины, а заболевают ею мужчины. Царствовавшая более 300 лет российская династия Романовых страдала этим заболеванием.



Из представленных предметов выберите относящиеся к эмульсиям , суспензиям, аэрозолям, пастам, гелям и золям.

Название дисперсной системы

Примеры из коллекции


Эмульсии

Помада

Суспензии

Дезодорант

Аэрозоли

Лак для волос

Пасты

Зубная паста

Золи

Нет

Гели

Жемчуг, гель для душа, желе, блеск для губ

По внешнему виду истинные и коллоидные растворы трудно отличить друг от друга. Чтобы сделать это используют эффект Тиндаля – образование конуса «Светящейся дорожки» при пропускании через коллоидный раствор луча света. Более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсионной фазы золя отражают соей поверхностью свет, а частицы истинного раствора – нет. Аналогичный эффект, но не для аэрозоля , а не для жидкого коллоида вы можете наблюдать в кинотеатре при прохождении луча света от киноаппарата через воздух зрительного зала.



Откройте пожалуйста учебник на стр. 97-102.

И заполните таблицу :



Сделайте вывод из таблицы. Где находят основное применение грубодисперсные системы, а где тонкодисперсные системы?

Грубодисперсные - в быту, тонкодисперсные в организме.

Почему практически все биологические жидкости существуют в виде золей?

Это связано с тем, что вещество в коллоидном состоянии имеет большую поверхность раздела между фазами, а это способствует лучшему протеканию обмена веществ.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Урока icon Урока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны
Урока icon Урока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики
Урока icon Основные компоненты современного урока
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и
Урока icon Урока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Урока icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Урока icon Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради
Урока icon Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»
Урока icon Тема урока Тип урока
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Оп­ределять материалы и инстру­менты, необходимые для изго­товления изделий
Урока icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции