Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»




Скачать 106.35 Kb.
Название Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Дата публикации 08.06.2014
Размер 106.35 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > География > Литература
Сценарий конференции

Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна.

Образовательное учреждение – Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15 I, II вида», г. Томск.

Предмет- литература.

Классы - 9, 10 отделения слабослышащих детей.

Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова».

Тип конференции: обобщающий.
Форма урока: конференция в форме диалога в режиме «ученик- ученик» с элементами анализа произведений М. Ю. Лермонтова: поэмы «Мцыри» и баллады «Три пальмы».

Время реализации конференции: 1 час.
Цель: формирование универсальных учебных действий у обучающихся на материале произведений М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

1. Познавательные: учить смысловому чтению и поиску необходимой информации в произведениях, активизировать речевое развитие обучающихся, расширить словарный запас, овладевать диалогической и монологической формами речи, уметь ориентироваться в информационных потоках и извлекать нужную информацию к уроку.

2. Проблемно- дидактические (развивающие):

Провести сравнительно- сопоставительный анализ отношения человека к природе и природы к человеку.

2. Личностные: формировать ценностно – смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, давать оценку своим действиям, воспитывать чувство любви к природе и бережному отношению к природным богатствам через произведения М. Лермонтова, формировать чувство прекрасного.

3. Коррекционные: формировать произносительные навыки, умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, находить ошибки не только в своей речи, но и в речи своих одноклассников, развивать слуховое внимание, память.

Здоровьесберегающие: овладевать способами деятельности, связанными с сохранением своего здоровья.

Оборудование: компьютер, проектор, медиапрезентация в программе POWERPOINT, фрагменты из видеофильма М. Резедова «Прикосновение» о жизни М. Лермонтова, музыка Грига, песня «Как прекрасен этот мир», выставка сочинений обучающихся по экологии: «Спасите Землю, земляне!»
Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой ребят на серьезную тему.

Этап мотивирования, вопрос – зацепка для обучающихся.

- Для того, чтобы ребята сами догадались, чьи стихи прозвучат в фильме М. Резедова «Прикосновение» на фоне звучащей музыки Грига, осуществляю просмотр фрагмента из фильма. Учащиеся видят природу Кавказа, слушают отрывок в исполнении актера:

«Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен.

Все, в чем есть искра жизни,

В нем живет, но для поэта он не тесен…» Слайд 1

Знакомство с темой урока: Слайд 2

- Как вы думаете, кто автор стихотворения?

-(Автор отрывка М. Ю. Лермонтов.) Слайд 3

Учитель - Действительно, сегодня мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта, М. Ю. Лермонтова.

- (Тема конференции не раскрывается, пока ребята не ответят на проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему 2013 год назван «Годом охраны окружающей среды?»)

- Ответы учащихся:

- Загрязняется окружающая среда;

-Гибнут животные и птицы;

-Отравлен воздух выхлопными газами;

-Исчезают леса, пересыхают реки;

-Люди смотрят на это с тревогой;

Учитель: Да, действительно люди смотрят на это с тревогой и пытаются, как- то исправить ситуацию. Сегодня стоит проблема перед человечеством, как спасти природу. И тема нашей конференции …

- Чтение хором с экрана: «Единство природы и человека в творчестве М. Ю. Лермонтова».

В чем же проблема взаимоотношений природы и человека?

  1. Чтение эпиграфа - призыва.

«СПАСИТЕ ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЯНЕ!»

-Как вы понимаете этот эпиграф?

- (Это обращение ко всем людям, живущим на земле.) Слайд 4

А. Проверка слухового внимания и словарная работа по разгадыванию кроссворда (за экраном учитель называет слова, знакомые и незнакомые учащимся по теме, которые они воспринимают на слух и повторяют за учителем). Для учащихся с большой потерей слуха слова предъявляются слухо - зрительно (с опорой на таблички с использованием здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного).

Слова на табличках развешаны на стенах: караван, родник, пальмы, роптать, равнодушие- безразличие, неблагодарность, огорчение.

Задания к кроссворду: (по горизонтали)

1. «В песчаных степях аравийской земли

(Три гордые… высоко росли…»)

2. Группа вьючных животных, перевозящих грузы и людей.

(Караван)

3. Синоним к слову «равнодушие».

(Безразличие)

4. Синоним к слову «печаль».

(Горе)

5.Замените слово «ворчать» словом из баллады.

(«Роптать»)

6. «Журча, пробивался водою холодной…».

- (Родник)

Установка на хорошую речь, на соблюдение правил произношения, на внимательное восприятие материала урока, на формирование навыка самоконтроля за своей речью и речью товарищей.

. Формулирование нестандартного вопроса, обращенного к ребятам

-Почему у нас присутствуют всего два ученика из 9 класса ?

-Высказывание мнений:

- Ребята из 9 класса заинтересованы в этой теме.

- Они хотят посмотреть, как мы говорим.

- Они лучше говорят и не стесняются своей речи.

-Им нравится творчество Лермонтова.

- Я знаю, наверно они любят природу Кавказа.

Учитель:

- Вы почти правильно ответили. Двое этих ребят не случайно оказались у нас на уроке, так как они были на Кавказе и могут рассказать нам свои впечатления.

Восприятие монолога ученика 9 класса, Хорошкова О., который был в Пятигорске на экскурсии, на месте гибели М. Ю. Лермонтова. Слайд 5 (фотография ребят на Кавказе):

« В 2012 году мы ездили в Пятигорск с ребятами из нашей школы на соревнования по ориентированию. Для нас была организована экскурсия в дом, где прошли последние годы Лермонтова. Сейчас там находится музей. В этом

музее бывают люди из разных стран: Англии, Франции, Японии, Америки, Канады. Нам очень понравилась природа Кавказа. Замечательные высокие горы, водопады, необычный лечебный воздух.»

Учитель

-Как вы поняли, всех людей из разных стран объединяет любовь к природе Кавказа и восхищение творчеством нашего русского поэта, Михаила Юрьевича Лермонтова, который в своих стихах смог передать всю красоту природы тех мест. Слайд 6 (портрет Лермонтова и виды Кавказа). Вот Семен был в 8 лет там, а Олег в 15 лет. Вы искали ответы на вопросы, используя Интернет ресурсы, вспомните, когда же в первый раз Лермонтов встретился с природой Кавказа?

Ученица: ( В ответе на вопрос использует четверостишье из поэмы Лермонтова.)

-«Давным – давно задумал я

Взглянуть на дальние поля

Узнать прекрасна ли земля…»

-Лермонтов – поэт, и он смог доказать, что земля прекрасна. Он видел в природе часто то, что мы можем просто не заметить. Первый раз он был в Пятигорске с бабушкой в 1825 году. Тогда ему было всего 11 лет. Но даже в таком возрасте он просто влюбился в природу Кавказа.

Учитель:

- Передать свое отношение к этой необычной, поразившей воображение одиннадцатилетнего Михаила мы попросим Семена, который решил, что стихотворение «Люблю Кавказ» лучше всего подходит для этого. Слайд 7 (виды Кавказа). Чтобы выразительнее звучало стихотворение, мы будем две строчки: «Люблю я Кавказ!» повторять хором. Установка на внимательное прослушивание.

Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ».

Учитель. Какая же связь существует между природой и человеком?

На материале какого произведения Лермонтова можно проследить эту связь, как вы думаете?

Ученик.

- Мы изучали в 8 классе поэму «Мцыри». Главный герой оказался наедине с природой, когда убежал из монастыря.

Пейзаж занимает одно из главных мест в поэме. Оказавшись на воле, Мцыри выражает свой взгляд на окружающий его мир. Человек и природа – два особых мира.

Работа по развитию слухового восприятия и анализ поэмы «Мцыри». (Учитель читает строчки из поэмы, ребята воспринимают на слух, находят в тексте и продолжают четверостишье), поиск информации на слух.

1 глава. Слайд 8 ( горная река)

- «Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры…»

-Мир спокойствия. Даже реки текут, обнявшись «будто сестры».

Глава 6. Слайд 9 (поля и холмы)

- «Ты хочешь знать, что видел я

На воле? – Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом…»

-«Я видел груды темных скал, Слайд 9 ( скалы)

Когда поток их разделял…»

- «Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты…»

- Вдали я видел сквозь туман, в снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…»

Учитель.

-Мальчик рожден в горах. Мцыри любит свободу. И обратите внимание, как природа встречает героя. Утром он увидел то, к чему стремился. Мцыри видит в природе братство, единство. (11глава)

- «Кругом меня цвел божий сад ( природа Кавказа )

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез...»

. Ученик:

-Лермонтов наделяет своего героя умением видеть природу, понимать ее, находить радость жизни в природе. Когда он начал сбиваться с пути. Он был в отчаянье. Тот лес, которым он наслаждался, вдруг стал враждебным, не понятным ему. Он попадает в мир враждебный. Борьба с барсом (Слайд 10) Мир природы не спас мальчика, воспитанного обществом. В своих целях он надеется на себя, не на Бога.

Вывод

Учащиеся: Слайд 11.

Именно за 3 дня раскрывается характер Мцыри. Три дня мальчик пытается постичь природу. Природа - великий учитель.

-Природа учит любить, защищаться. Никакие стены не остановят человека, если он хочет познать мир.

Учитель:

- А вот строчки из другого произведения Лермонтова. Оно отвечает нам на вопрос, а как же люди относятся к божественной природе?

Угадайте, из какой баллады эти строчки?

«В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…»

(- Это баллада Лермонтова «Три пальмы».)

Вы читали это произведение. Слайд 12

. – Организация диалога в режиме ученик- ученик. Слайд 13

Ученик.

- Что напоминает сюжет стихотворения?

- (Сюжет напоминает притчи из Библии. Он построен по законам иносказания.)

Ученик

- Кто главные герои произведения?

-(«Три гордые пальмы» и «звучный ручей». Их жизнь течет тихо и спокойно, но скучно. Никогда не приходят к ним люди- путники.) ( пальмы и ручей.)

Ученица.

- Почему пальмы не довольны такой жизнью?

(- Никто не восхищается их красотой, к ним не идут люди. Пальмам скучно.

-«Ничей благосклонный взгляд» не радуется им.

- Они «растут и цветут» без пользы.)

Ученик.

- Что нарушает их покой?

( Покой нарушают люди) ( Караван)

- Работа над текстом баллады «Три пальмы». Работа с текстом баллады.

Ученик: Как описывает Лермонтов приезд людей?

Учащиеся: «смуглые ручки»; «черные очи»; «веселый стан»; «белой одежды красивые складки»; «и шел, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом, взрывая песок»;

«Звонков раздавались нестройные звуки»; «прыгал…бросал и ловил»; «с криком и свистом неслись по песку»; «подходит, шумя, караван».)

Ученик: Прочитайте, как погибли пальмы. ( слайд «пеньки на месте пальм».)

- («пальмы… пали без жизни»; «одежду их сорвали»; «изрублены их тела» и сожжены в кострах.)

Ученик.

-Почему пальмы были погублены?

-Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их приветливость никто не оценил.

Люди получили все, что хотели: отдых, воду, дрова. И никто из них не заметил, что погубили пальмы. Прекрасные пальмы погибли из-за прихоти людей.

Ученик:

- Люди нанесли вред деревьям («питомцам столетий»), а еще кому ?

-Людям, которые придут после них. Но им остановиться будет негде. Нет пальм, нет прохладного ручья.

. Учитель.

-Какой художественный прием использует поэт?

Ученик: Поэт использует поэтический прием, называемый «олицетворением».

- Олицетворение показывает, что речь идет не только о пальмах. В описании пальм мы видим людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы «ропщут» на Бога.

Слайд 14

Учитель.

– Еще, какой прием использует автор, если сравнить начальные строчки и последние? Слайд 15

Хоровое чтение с экрана.

«В песчаных степях аравийской земли «А ныне все дико и пусто кругом-

Три гордые пальмы высоко росли. Не шепчутся листья с гремучим

Родник между ними из почвы бесплодной, ключом…»

Журча, пробивался водою холодной…»

Ученики

- ( Сравнение. Жизнь сменилась смертью. На смену красоте пришло разрушение.

Лермонтов использует противопоставление, контраст, антитезу).

Вопрос, заданный с использованием методического приема: считывания вопроса с губ).

- Как вы думаете, это были злые люди ?

Ученики:

-(Лермонтов пишет, что это люди веселые, красивые и ловкие. И поэт удивляется равнодушию и неблагодарности этих людей. Ведь пальмы спасли людей от зноя, ручей напоил их чистой водой. Под пальмами люди спокойно могли уснуть, отдохнуть перед дорогой. Поэт возмущен и огорчен поведением людей.

Вывод: ( Пытаются сделать сами ребята.) « В произведениях Лермонтова звучит мысль о жестокости по отношению к природе. Человек всегда должен думать о других людях, а не только о себе. Стихи его были написаны много лет назад. Но, читая их, мы видим, что проблема отношений природы и человека остается по сей день.» Слайд 16

Учитель: (Рассматривание выставки сочинений) Слайд 17

-Вы видите выставку ваших сочинений по теме «Спасите землю, земляне!», в которых даете понять, кто же повинен в том, что природа гибнет.

Слайд 18 Изучение слайда: Воздействие человека на природу). Связь с проблемами, имеющими место в нашей жизни.

Учитель-

Вспомните летние пожары. Почему летом было так много очагов? Кто виноват?

-Люди.

-Почему ураганы свирепствуют на земле, сметая все живое на своем пути? Кто виноват?

-Люди.

-Почему нельзя было купаться в реках и озерах?

-Потому что они грязные.

Слайд 19 Изучение слайда: «Природные катаклизмы»

- Вы написали сочинения по охране природы. Вы видите, ребята, что природа относится к человеку так же, как человек относится к ней. А мир природы так прекрасен!

-Релаксация. На фоне песни «Как прекрасен этот мир!» сменяются картины природы на экране. Слайд 20

Вы представили, как прекрасен мир. И я думаю, если вы можете дать правильную оценку поведению людей, то вы сами никогда не нанесете вред растению, дереву,

-Рефлексия. Оценка своих знаний. Чему научились?

Ученики:

- « Природа и человек- это два мира, которые зависят друг от друга, так же как отношения между людьми».

-« Есть такая Притча 18:24 в Библии, которая гласит: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». А природа - живой организм, и мы должны относиться к ней дружелюбно».

Учитель-

Скажите, что вы можете сделать, чтобы

Итог. Оценивают свою работу на уроке сами ребята (за активное участие в работе, за правильную речь.)

Дифференцированное домашнее задание. Для учащихся 10 класса: используя Интернет источники, найти и рассказать случаи варварского отношения к природе.

Учащимся 9 класса. Продолжить предложения, исходя из собственного опыта:

- Вы с семьей шли по лесу, увидели много грибов, но у вас нет ни ножа, ни корзины. Ваши действия.

- Около вашего дома никто не ухаживает за клумбой, а цветы гибнут. Ваши действия.

- Какие законы по охране природы вы бы внесли на рассмотрение в Думу?

Наша конференция закончилась. Всем спасибо за работу на ней.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Мбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon План урока по русской литературе. Тема
Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Урока: изучение нового материала. Оборудование
Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры;...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon О конкурсе на лучший урок
М. Ю. Лермонтова, в честь 200-летия со дня рождения поэта с целью привития любви и общественного интереса к произведениям М. Ю. Лермонтова,...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и...
Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Л. А. Ходанен (Кемерово) Семиосфера храма и поэтика монастырских...
«престолы» Бога, а в счастливые минуты покоя герой воспринимает сотворенный мир как величественный храм и прозревает в небесах его...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Литература [zaiceva. распечатано: 16 2014 16 2014, 12947. doc ]...
...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Литература [zaiceva. распечатано: 14. 10. 2014 14. 10. 2014, 19235....
...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...
Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова» icon Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции