Скачать 106.35 Kb.
|
Сценарий конференции Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна. Образовательное учреждение – Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15 I, II вида», г. Томск. Предмет- литература. Классы - 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство человека и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова». Тип конференции: обобщающий. Форма урока: конференция в форме диалога в режиме «ученик- ученик» с элементами анализа произведений М. Ю. Лермонтова: поэмы «Мцыри» и баллады «Три пальмы». Время реализации конференции: 1 час. Цель: формирование универсальных учебных действий у обучающихся на материале произведений М. Ю. Лермонтова. Задачи: 1. Познавательные: учить смысловому чтению и поиску необходимой информации в произведениях, активизировать речевое развитие обучающихся, расширить словарный запас, овладевать диалогической и монологической формами речи, уметь ориентироваться в информационных потоках и извлекать нужную информацию к уроку. 2. Проблемно- дидактические (развивающие): Провести сравнительно- сопоставительный анализ отношения человека к природе и природы к человеку. 2. Личностные: формировать ценностно – смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, давать оценку своим действиям, воспитывать чувство любви к природе и бережному отношению к природным богатствам через произведения М. Лермонтова, формировать чувство прекрасного. 3. Коррекционные: формировать произносительные навыки, умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, находить ошибки не только в своей речи, но и в речи своих одноклассников, развивать слуховое внимание, память. Здоровьесберегающие: овладевать способами деятельности, связанными с сохранением своего здоровья. Оборудование: компьютер, проектор, медиапрезентация в программе POWERPOINT, фрагменты из видеофильма М. Резедова «Прикосновение» о жизни М. Лермонтова, музыка Грига, песня «Как прекрасен этот мир», выставка сочинений обучающихся по экологии: «Спасите Землю, земляне!» Ход урока. Организационный момент. Психологический настрой ребят на серьезную тему. Этап мотивирования, вопрос – зацепка для обучающихся. - Для того, чтобы ребята сами догадались, чьи стихи прозвучат в фильме М. Резедова «Прикосновение» на фоне звучащей музыки Грига, осуществляю просмотр фрагмента из фильма. Учащиеся видят природу Кавказа, слушают отрывок в исполнении актера: «Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен. Все, в чем есть искра жизни, В нем живет, но для поэта он не тесен…» Слайд 1 Знакомство с темой урока: Слайд 2 - Как вы думаете, кто автор стихотворения? -(Автор отрывка М. Ю. Лермонтов.) Слайд 3 Учитель - Действительно, сегодня мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта, М. Ю. Лермонтова. - (Тема конференции не раскрывается, пока ребята не ответят на проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему 2013 год назван «Годом охраны окружающей среды?») - Ответы учащихся: - Загрязняется окружающая среда; -Гибнут животные и птицы; -Отравлен воздух выхлопными газами; -Исчезают леса, пересыхают реки; -Люди смотрят на это с тревогой; Учитель: Да, действительно люди смотрят на это с тревогой и пытаются, как- то исправить ситуацию. Сегодня стоит проблема перед человечеством, как спасти природу. И тема нашей конференции … - Чтение хором с экрана: «Единство природы и человека в творчестве М. Ю. Лермонтова». В чем же проблема взаимоотношений природы и человека?
«СПАСИТЕ ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЯНЕ!» -Как вы понимаете этот эпиграф? - (Это обращение ко всем людям, живущим на земле.) Слайд 4 А. Проверка слухового внимания и словарная работа по разгадыванию кроссворда (за экраном учитель называет слова, знакомые и незнакомые учащимся по теме, которые они воспринимают на слух и повторяют за учителем). Для учащихся с большой потерей слуха слова предъявляются слухо - зрительно (с опорой на таблички с использованием здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного). Слова на табличках развешаны на стенах: караван, родник, пальмы, роптать, равнодушие- безразличие, неблагодарность, огорчение. Задания к кроссворду: (по горизонтали) 1. «В песчаных степях аравийской земли (Три гордые… высоко росли…») 2. Группа вьючных животных, перевозящих грузы и людей. (Караван) 3. Синоним к слову «равнодушие». (Безразличие) 4. Синоним к слову «печаль». (Горе) 5.Замените слово «ворчать» словом из баллады. («Роптать») 6. «Журча, пробивался водою холодной…». - (Родник) Установка на хорошую речь, на соблюдение правил произношения, на внимательное восприятие материала урока, на формирование навыка самоконтроля за своей речью и речью товарищей. . Формулирование нестандартного вопроса, обращенного к ребятам -Почему у нас присутствуют всего два ученика из 9 класса ? -Высказывание мнений: - Ребята из 9 класса заинтересованы в этой теме. - Они хотят посмотреть, как мы говорим. - Они лучше говорят и не стесняются своей речи. -Им нравится творчество Лермонтова. - Я знаю, наверно они любят природу Кавказа. Учитель: - Вы почти правильно ответили. Двое этих ребят не случайно оказались у нас на уроке, так как они были на Кавказе и могут рассказать нам свои впечатления. Восприятие монолога ученика 9 класса, Хорошкова О., который был в Пятигорске на экскурсии, на месте гибели М. Ю. Лермонтова. Слайд 5 (фотография ребят на Кавказе): « В 2012 году мы ездили в Пятигорск с ребятами из нашей школы на соревнования по ориентированию. Для нас была организована экскурсия в дом, где прошли последние годы Лермонтова. Сейчас там находится музей. В этом музее бывают люди из разных стран: Англии, Франции, Японии, Америки, Канады. Нам очень понравилась природа Кавказа. Замечательные высокие горы, водопады, необычный лечебный воздух.» Учитель -Как вы поняли, всех людей из разных стран объединяет любовь к природе Кавказа и восхищение творчеством нашего русского поэта, Михаила Юрьевича Лермонтова, который в своих стихах смог передать всю красоту природы тех мест. Слайд 6 (портрет Лермонтова и виды Кавказа). Вот Семен был в 8 лет там, а Олег в 15 лет. Вы искали ответы на вопросы, используя Интернет ресурсы, вспомните, когда же в первый раз Лермонтов встретился с природой Кавказа? Ученица: ( В ответе на вопрос использует четверостишье из поэмы Лермонтова.) -«Давным – давно задумал я Взглянуть на дальние поля Узнать прекрасна ли земля…» -Лермонтов – поэт, и он смог доказать, что земля прекрасна. Он видел в природе часто то, что мы можем просто не заметить. Первый раз он был в Пятигорске с бабушкой в 1825 году. Тогда ему было всего 11 лет. Но даже в таком возрасте он просто влюбился в природу Кавказа. Учитель: - Передать свое отношение к этой необычной, поразившей воображение одиннадцатилетнего Михаила мы попросим Семена, который решил, что стихотворение «Люблю Кавказ» лучше всего подходит для этого. Слайд 7 (виды Кавказа). Чтобы выразительнее звучало стихотворение, мы будем две строчки: «Люблю я Кавказ!» повторять хором. Установка на внимательное прослушивание. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». Учитель. Какая же связь существует между природой и человеком? На материале какого произведения Лермонтова можно проследить эту связь, как вы думаете? Ученик. - Мы изучали в 8 классе поэму «Мцыри». Главный герой оказался наедине с природой, когда убежал из монастыря. Пейзаж занимает одно из главных мест в поэме. Оказавшись на воле, Мцыри выражает свой взгляд на окружающий его мир. Человек и природа – два особых мира. Работа по развитию слухового восприятия и анализ поэмы «Мцыри». (Учитель читает строчки из поэмы, ребята воспринимают на слух, находят в тексте и продолжают четверостишье), поиск информации на слух. 1 глава. Слайд 8 ( горная река) - «Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…» -Мир спокойствия. Даже реки текут, обнявшись «будто сестры». Глава 6. Слайд 9 (поля и холмы) - «Ты хочешь знать, что видел я На воле? – Пышные поля, Холмы, покрытые венцом…» -«Я видел груды темных скал, Слайд 9 ( скалы) Когда поток их разделял…» - «Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты…» - Вдали я видел сквозь туман, в снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ…» Учитель. -Мальчик рожден в горах. Мцыри любит свободу. И обратите внимание, как природа встречает героя. Утром он увидел то, к чему стремился. Мцыри видит в природе братство, единство. (11глава) - «Кругом меня цвел божий сад ( природа Кавказа ) Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез...» . Ученик: -Лермонтов наделяет своего героя умением видеть природу, понимать ее, находить радость жизни в природе. Когда он начал сбиваться с пути. Он был в отчаянье. Тот лес, которым он наслаждался, вдруг стал враждебным, не понятным ему. Он попадает в мир враждебный. Борьба с барсом (Слайд 10) Мир природы не спас мальчика, воспитанного обществом. В своих целях он надеется на себя, не на Бога. Вывод Учащиеся: Слайд 11. Именно за 3 дня раскрывается характер Мцыри. Три дня мальчик пытается постичь природу. Природа - великий учитель. -Природа учит любить, защищаться. Никакие стены не остановят человека, если он хочет познать мир. Учитель: - А вот строчки из другого произведения Лермонтова. Оно отвечает нам на вопрос, а как же люди относятся к божественной природе? Угадайте, из какой баллады эти строчки? «В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли…» (- Это баллада Лермонтова «Три пальмы».) Вы читали это произведение. Слайд 12 . – Организация диалога в режиме ученик- ученик. Слайд 13 Ученик. - Что напоминает сюжет стихотворения? - (Сюжет напоминает притчи из Библии. Он построен по законам иносказания.) Ученик - Кто главные герои произведения? -(«Три гордые пальмы» и «звучный ручей». Их жизнь течет тихо и спокойно, но скучно. Никогда не приходят к ним люди- путники.) ( пальмы и ручей.) Ученица. - Почему пальмы не довольны такой жизнью? (- Никто не восхищается их красотой, к ним не идут люди. Пальмам скучно. -«Ничей благосклонный взгляд» не радуется им. - Они «растут и цветут» без пользы.) Ученик. - Что нарушает их покой? ( Покой нарушают люди) ( Караван) - Работа над текстом баллады «Три пальмы». Работа с текстом баллады. Ученик: Как описывает Лермонтов приезд людей? Учащиеся: «смуглые ручки»; «черные очи»; «веселый стан»; «белой одежды красивые складки»; «и шел, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом, взрывая песок»; «Звонков раздавались нестройные звуки»; «прыгал…бросал и ловил»; «с криком и свистом неслись по песку»; «подходит, шумя, караван».) Ученик: Прочитайте, как погибли пальмы. ( слайд «пеньки на месте пальм».) - («пальмы… пали без жизни»; «одежду их сорвали»; «изрублены их тела» и сожжены в кострах.) Ученик. -Почему пальмы были погублены? -Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их приветливость никто не оценил. Люди получили все, что хотели: отдых, воду, дрова. И никто из них не заметил, что погубили пальмы. Прекрасные пальмы погибли из-за прихоти людей. Ученик: - Люди нанесли вред деревьям («питомцам столетий»), а еще кому ? -Людям, которые придут после них. Но им остановиться будет негде. Нет пальм, нет прохладного ручья. . Учитель. -Какой художественный прием использует поэт? Ученик: Поэт использует поэтический прием, называемый «олицетворением». - Олицетворение показывает, что речь идет не только о пальмах. В описании пальм мы видим людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы «ропщут» на Бога. Слайд 14 Учитель. – Еще, какой прием использует автор, если сравнить начальные строчки и последние? Слайд 15 Хоровое чтение с экрана. «В песчаных степях аравийской земли «А ныне все дико и пусто кругом- Три гордые пальмы высоко росли. Не шепчутся листья с гремучим Родник между ними из почвы бесплодной, ключом…» Журча, пробивался водою холодной…» Ученики - ( Сравнение. Жизнь сменилась смертью. На смену красоте пришло разрушение. Лермонтов использует противопоставление, контраст, антитезу). Вопрос, заданный с использованием методического приема: считывания вопроса с губ). - Как вы думаете, это были злые люди ? Ученики: -(Лермонтов пишет, что это люди веселые, красивые и ловкие. И поэт удивляется равнодушию и неблагодарности этих людей. Ведь пальмы спасли людей от зноя, ручей напоил их чистой водой. Под пальмами люди спокойно могли уснуть, отдохнуть перед дорогой. Поэт возмущен и огорчен поведением людей. Вывод: ( Пытаются сделать сами ребята.) « В произведениях Лермонтова звучит мысль о жестокости по отношению к природе. Человек всегда должен думать о других людях, а не только о себе. Стихи его были написаны много лет назад. Но, читая их, мы видим, что проблема отношений природы и человека остается по сей день.» Слайд 16 Учитель: (Рассматривание выставки сочинений) Слайд 17 -Вы видите выставку ваших сочинений по теме «Спасите землю, земляне!», в которых даете понять, кто же повинен в том, что природа гибнет. Слайд 18 Изучение слайда: Воздействие человека на природу). Связь с проблемами, имеющими место в нашей жизни. Учитель- Вспомните летние пожары. Почему летом было так много очагов? Кто виноват? -Люди. -Почему ураганы свирепствуют на земле, сметая все живое на своем пути? Кто виноват? -Люди. -Почему нельзя было купаться в реках и озерах? -Потому что они грязные. Слайд 19 Изучение слайда: «Природные катаклизмы» - Вы написали сочинения по охране природы. Вы видите, ребята, что природа относится к человеку так же, как человек относится к ней. А мир природы так прекрасен! -Релаксация. На фоне песни «Как прекрасен этот мир!» сменяются картины природы на экране. Слайд 20 Вы представили, как прекрасен мир. И я думаю, если вы можете дать правильную оценку поведению людей, то вы сами никогда не нанесете вред растению, дереву, -Рефлексия. Оценка своих знаний. Чему научились? Ученики: - « Природа и человек- это два мира, которые зависят друг от друга, так же как отношения между людьми». -« Есть такая Притча 18:24 в Библии, которая гласит: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». А природа - живой организм, и мы должны относиться к ней дружелюбно». Учитель- Скажите, что вы можете сделать, чтобы Итог. Оценивают свою работу на уроке сами ребята (за активное участие в работе, за правильную речь.) Дифференцированное домашнее задание. Для учащихся 10 класса: используя Интернет источники, найти и рассказать случаи варварского отношения к природе. Учащимся 9 класса. Продолжить предложения, исходя из собственного опыта: - Вы с семьей шли по лесу, увидели много грибов, но у вас нет ни ножа, ни корзины. Ваши действия. - Около вашего дома никто не ухаживает за клумбой, а цветы гибнут. Ваши действия. - Какие законы по охране природы вы бы внесли на рассмотрение в Думу? Наша конференция закончилась. Всем спасибо за работу на ней. |
Мбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О.... А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе |
План урока по русской литературе. Тема Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы |
||
Урока: изучение нового материала. Оборудование Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры;... |
О конкурсе на лучший урок М. Ю. Лермонтова, в честь 200-летия со дня рождения поэта с целью привития любви и общественного интереса к произведениям М. Ю. Лермонтова,... |
||
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и... Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения... |
Л. А. Ходанен (Кемерово) Семиосфера храма и поэтика монастырских... «престолы» Бога, а в счастливые минуты покоя герой воспринимает сотворенный мир как величественный храм и прозревает в небесах его... |
||
Литература [zaiceva. распечатано: 16 2014 16 2014, 12947. doc ]... ... |
Литература [zaiceva. распечатано: 14. 10. 2014 14. 10. 2014, 19235.... ... |
||
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ... Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений... |
Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |