Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ”




Скачать 257.01 Kb.
НазваниеРеферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ”
Дата публикации07.06.2014
Размер257.01 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > География > Реферат
Российский государственный социальный университет
Факультет охраны труда и окружающей среды


Реферат по “Безопасности в ЧС” на тему:

Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования

последствий ЧС, ликвидация последствий”.

Выполнил:

Студент группы БЖТ-Д-4

Сидоркин Н.Н.
Проверил:

Доцент, к.т.н.

Чурбанов О.И.

Москва 2010г.


Оглавление:


Оглавление: 2

1. Введение. 3

2. Концепция риска. 4

3. Понятия нулевого и приемлемого риска. Добровольный риск. 6

4. Управление риском в задачах защиты населения и окружающей среды. 7

4.1 Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС. 9

5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 12

5.1 Силы и средства для ликвидации последствий ЧС. 13

5.2 Медицина катастроф. 14

6. Заключение. 16

7. Литература 17


1. Введение.

Люди ежедневно сознательно или несознательно подвергаются ряду более или менее сильных рисков. Риск объективен и сопряжен практически с любым видом деятельности, начиная со времен первобытного общества (риск охоты, мореплавания) и до наших дней (риск экономический, производственный, экологический). В основе риска -- аксиома о потенциальной опасности деятельности.
Катастрофические события последнего десятилетия свидетельствуют о том, что насыщение производства и сферы услуг современной техникой повышает цену техни-ческой неполадки или человеческой ошибки.
Казалось бы, знай ты заранее о ЧС, то был бы готов. В современном мире сложно определить и понять, когда случится что-то ужасное и катастрофическое, однако, правильная подготовка и расчет риска всегда поможет предупредить ЧС на 70%. Риск неблагоприятного исхода любой опасной ситуации снижается в зависимости от того, насколько человек осведомлен об этой опасности и насколько может ею управлять. Для этого нужны специальные знания.

2. Концепция риска.

Риск - возможная опасность, возможность наступления обстоятельства, причиняющего социальный или материальный ущерб; возможный убыток или неудача в каком-либо деле
.
Для риска характерны неожиданность, внезапность на-ступления опасной ситуации.
Понятие “риск” - атрибут научного аппарата многих общественных, естественных и технических наук. У каждого из них свой предмет, а потому в определение риска в безопасности выделяют социальные, профессиональные, экологические, техногенные, медико-биологические, военные и др. аспекты.
В данном реферате затрагиваются проблемы безопасности человека и ок-ружающей среды и их прогнозирования с помощью «риска». Общепринятой “шкалой” для количественного измерения опасностей является “шкала”, в которой в качестве измерения используются единицы риска. При этом под термином “риск” понимают векторную, т.е. многокомпонентную, величину, которая характеризуется ущербом от воздействия того или иного опасного фактора, вероятностью возникновения рассматриваемого фактора и неопределенностью в величинах как ущерба, так и вероятности. Векторы, как правило, неравномерно распределены в пространстве и во времени.
Риск включает следующие количественные показатели: величину ущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность в величинах как ущерба, так и вероятности.
Под термином “ущерб” понимаются фактические и возможные социальные и экономические потери и (или) ухудшения состояния (качества) природной среды.
Социальный ущерб - это ущерб от безвозвратных потерь населения, сокращения сроков жизни, ухудшения здоровья и благополучия людей.
Социально-экономический ущерб - затраты на лечение и социально-трудовую реабилитацию, потери национального дохода, вызванные преждевременной смертностью и утратой трудоспособности.
Экономический ущерб - потери и убытки от повреждений (разрушений) объектов народного хозяйства, нарушений производственно-кооперативных связей.
Экологический ущерб - потери, которые нанесены окружающей среде или ее отдельным компонентам.
Таким образом, количественная оценка риска представляет собой процесс оценки численных значений вероятности и последствий нежелательных процессов, явлений, событий, а стало быть, к достоверности получаемых оценок надо подходить осторожно.
Ввиду многообразия факторов опасности примем их классификацию по источникам опасности.
Экологически опасный объект - это объект народного хозяйства, оборонный или природный объект, состояние или функционирование которого приводит или может привести к негативному воздействию на людей, сельскохозяйственных животных и растения, на окружающую природную среду или ее отдельные компоненты.
Экологические факторы - это факторы, обусловленные причинами природного характера (неблагоприятными для жизни человека, животных, растений, климатическими условиями, физико-химическими характеристиками атмосферы, воды, почв, функциональными характеристика-ми экосистемы, природными бедствиями и катастрофами) и техногенного характера (аварии, катастрофы).
Экологический риск - соотношение величины возмож-ного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.
Социально-экономические факторы - факторы, обусловленные причинами социального, экономического, психологического характера (недостаточным уровнем питания, здравоохранения, образования, обеспечения материальными благами; нарушенными общественными отношениями, недостаточно развитыми социальными структурами).
Техногенные (или антропогенные) факторы- факторы, обусловленные хозяйственной деятельностью людей (чрезмерными выбросами и сбросами в окружающую среду отходов хозяйственной деятельности в условиях ее нормального функционирования и в аварийных ситуациях; необоснованными отчуждениями территорий под хозяйственную деятельность; чрезмерным вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов; иными, связанными с хозяйственной деятельностью подобными негативными процессами, актами или решениями).
Военные факторы - это факторы, обусловленные работой военной промышленности (транспортировкой военных материалов и оборудования, испытанием образцов оружия и его уничтожением, функционированием военных объектов и всего комплекса военных средств в случае военных действий).
Предложенное деление факторов опасности является условным в том смысле, что при изучении проблемы обеспечения безопасности человека, общества и природной среды воздействие этих факторов в общем случае разделить невозможно. Все эти факторы и их воздействия приходится рассматривать комплексно, с учетом их взаимного влияния и связей иерархического характера.
Таким образом, термин “опасность” описывает возможность осуществления некоторых условий технического, природного, экономического и социального характера, при наличии которых могут наступить интересующие нас неблагоприятные события и процессы, например, природные катастрофы или бедствия, аварии на промышленных предприятиях, экономические или социальные кризисы. Следовательно, “опасность” - это ситуация, постоянно присутствующая в окружающей среде и способная при определенных условиях привести к реализации в окружающей среде нежелательного события -- возникновения опасного фактора. Соответственно реализация опасности -- это обычно случайное явление, и возникновение опасного фактора характеризуется вероятностью этого явления.
К сожалению, Россия переживает не лучшие времена с точки зрения безопасности населения и окружающей среды как от ЧС, так и опасных факторов. Сложилась ситуация, не имеющая аналогов в мире: с одной стороны, здесь имеется множество крупных предприятий, потенциально опасных для населения и природной среды, с другой - уровень технологий, контроль и дисциплина на них снизились до критической черты.

3. Понятия нулевого и приемлемого риска. Добровольный риск.

Актуален вопрос: каким образом предотвратить или свести к минимуму тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями и, конечно, ЧС? Концепция абсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства - инженерные системы безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы. Считалось, что такой инженерный, детерминистский подход позволяет исключить любую опасность для населения и окружающей среды и обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.
До последних десятилетий этот подход был оправдан. Однако сегодня из-за беспрецедентного усложнения производств и появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных и энергетических коммуникаций концепция абсолютной безопасности стала неадекватна внутренним законам техносферы и биосферы.

Поэтому сообщество пришло к пониманию невозможности создания “абсолютной безопасности” (нулевого риска) реальной действительности, и следует стремиться к достижению такого уровня риска от опасных факторов, который можно рассматривать как “приемлемый”. Его приемлемость должна быть обоснована, исходя из экономических и социальных соображений. Это означает, что уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, если его величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.
Наряду с объективными рисками, которые существуют не по воли данного индивида (риск от стихийных бедствий, от социальных условий жизни и др.) существует так называемый добровольный риск.
Добровольный риск - это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор - идти на риск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомо причиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такому добровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасение других людей ценой собственного здоровья и самой жизни.

4. Управление риском в задачах защиты населения и окружающей среды.
В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических -стремле-ние к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.
Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень.

Сегодня оценка риска является единственным аналитическим инструментом, позво-ляющим определить факторы риска (в том числе и ЧС) для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.
Оценка риска - это анализ происхождения (возникновения) и масштабы риска в конкретной ситуации.
Управление риском - анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.
Порядок оценки и управления риском следующий.
Первый элемент - выявление опасности, установление источников ЧС и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.
Второй элемент оценки риска - оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.
Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора и ЧС.
Четвертый, заключительный элемент - полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.
Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им. Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время.
Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.
Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов.
На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности.
Второй этап - определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:


  • выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;




  • потери, обусловленные использованием вида деятельности;




  • наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.


Процесс сравнения опирается на метод “затраты - выгоды”.
В сопоставлении “нерисковых” факторов и источников ЧС с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.
В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого.
В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.
Третий этап - определение пропорций контроля - заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.
Четвертый этап - принятие регулирующего решения - определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.
ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д.
Статистика свидетельствует о том, что большая часть ЧС (свыше 70%) возникает в регионах с высокой концен-трацией предприятий угольной, нефтегазовой, химической промышленности. Достаточно сказать, что только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается око-ло 10 млрд.т условного топлива -- масса, способная гореть, взрываться, сравнимая с арсеналом ядерного оружия, на-копленного в мире за всю историю его существования.

4.1 Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС.
Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PC ЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.
Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).
Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы Экологическое право России.
.
Экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.
К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.
Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативнотех-нической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач.
Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:


  • регулирование прогнозирования ЧС; регулирование профилактики возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;




  • регулирование организации действий в ЧС и деятель-ности по их смягчению;




  • регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба; регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.


Как же выполняются поставленные задачи?
В течение последних пяти лет в стране достаточно интенсивно идет процесс формирования законодательной базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В стадии становления находится нормотворческая деятельность субъектов РФ. Началом формирования региональных механизмов регулирования отношений в этой области послужили Федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О государственном материальном резерве”, а также ряд нормативных актов Правительства РФ, в частности “Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.
В этих актах прежде всего отражены организация, структура, силы, средства и задачи PC ЧС по ликвидации последствий ЧС, порядок их действия в зонах по оказанию помощи населению, права и обязанности спасателей и населения, а также сказано о материальном снабжении, об установлении и осуществлении контроля в зонах, о действиях должностных лиц, предприятий и местных органов управления.
“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.
Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме. В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.
Обратимся к Федеральному Закону РФ “Об охране окружающей среды”. Зонами ЧС объявляются участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, что угрожает здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Это усиливает социальную напряженность в России. В стране начался отток населения из ряда крупных индустриальных центров, т.е. появились “экологические беженцы”. Свыше 100 городов опасны для проживания в экологическом плане. В 440 городах временно или постоянно превышаются ПДК вредных веществ. Не является исключением и Москва.
Решения об объявлении территорий зонами бедствия принимаются на основании государственной экологической экспертизы и объявляются органами государственной власти.
В соответствии с законом в зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающая неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (принят в 1999г.) регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Закон возлагает на предприятия обязанность осу-ществления производственного, санитарного, экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды.
В настоящее время можно говорить о том, что имеется необходимая законодательная база в вопросе защиты экологических прав в области снижения рисков и смягчения чрезвычайных ситуаций.
Теперь попробуем дать оценку экологических рисков в ЧС из области ядерной энергетики.
29 сентября 1957г. в Челябинской области на производственном объединении “Маяк” случилась авария. Жидкие радиоактивные отходы радиохимического завода после переработки энергетического топлива по извлечению плутония закачивались в емкости из бетона и нержавеющей стали. Из-за отсутствия должного контроля за хранением и вследствие перегрева материалов, которые были в емкости вместе с радионуклидами, произошел тепловой взрыв. Было выброшено 2 млн. Ки. След взрыва прошел на север Челябинской области. Длина следа -- 105 км, ширина -- 5--6 км, площадь -- 800 км2, и на этой территории проживало 17 тыс. человек. Все они были переселены. К настоящему времени в народнохозяйственный оборот возвращено только 80% земли, а на полную ликвидацию уйдет еще 5--7 лет.
Там же в озеро Карачай сброшено 120 млн. Ки, что примерно в 2,5 раза больше, чем было выброшено при аварии на ЧАЭС.
6 марта 1993 г. в Томске-7 на радиохимическом заводе в цехе переработки ядерного топлива АЭС прогремел взрыв. Эта авария с выбросом РВ загрязнила территорию длиной 27 км, шириной 1,5 км с уровнем радиации 60 мР/ч.
В связи с этим осуществлен ряд важнейших мероприятий по охране окружающей природной среды. Вот некоторые из них: засыпается оз. Карачай на ПО “Маяк” Челябинской области; на ПО “Маяк” закончено строительство полигона для глубинного захоронения осветленных сточных вод и создан опытный цех по отвердению отходов путем остекловывания в матрицы; на Государственном химическом комбинате (Красно-ярск-26) прекращена работа двух реакторов, что снизило риск радиационной обстановки в регионе; на Сибирском химическом комбинате также засыпается озеро с жидкими радиоактивными отходами и многие др.
И в заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при их возникновении и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОПС и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Определение границы зон ЧС. В соответствии со ст. 5 ранее упомянутого Закона границы зон ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством ее субъектов руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились ЧС.
Указанное мероприятие является весьма важным, поскольку позволяет: 1) приблизительно определить площадь поражения и тем самым оценить вероятные потери (материальные, людские и т.д.); 2) заранее оценить силы и средства, необходимые для скорейшей ликвидации последствий ЧС; 3) заблаговременно организовать систему управления процессом ликвидации последствий ЧС путем подключения тех или иных структур исполнительной власти, входящих в вероятные зоны поражения; 4) заблаговременно провести профилактические мероприятия, направленные на снижение эффекта возможного поражения (например, затопления территории при прорыве дамбы плотины).
Так, в результате радиационной аварии могут образоваться зоны, имеющие различную степень опасности для здоровья людей; зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; зона экстренных мер зашиты населения; зона профилактических мероприятий (например, йодной профилактики населения); зона ограничений (например, земледелия); зона радиационной аварии.
После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии в целях ускорения ликвидации ее долговременных последствий могут быть установлены зоны: отчуждения, временного отселения людей и жесткого контроля за радиационной обстановкой.
При прогнозировании последствий аварии на химически опасном объекте и в целях определения размеров зон поражения вначале необходимо спрогнозировать, какое количество жидкости или газа поступит в окружающую среду при том или ином виде аварии, для чего используют специальные методики. Далее с учетом рельефа местности, климатических условий, планировки площадки необходимо рассчитать процессы растекания и испарения жидкостей, а также рассеивания паров пролитой жидкости. Полученные данные наносят на ситуационный план поля концентраций паров пролитой жидкости. Кроме того, на плане местности отображают динамику процесса рассеивания паров, прогнозируют временные изменения концентрации вредных веществ в различных точках местности. В случае проливов СДЯВ внешние границы заражения определяют по ингаляционной токсодозе, в качестве которой часто используют среднюю смертельную дозу.


5.1 Силы и средства для ликвидации последствий ЧС.
В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что для ее локализации или ликвидации имеющихся возможностей недостаточно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются КЧС федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.
Основу сил МЧС России - ядра РСЧС составляют: 1) Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас); 2) войска гражданской обороны; 3) подразделения поисково-спасательной службы; 4) невоенизированные формирования ГО.
Центроспас создан в целях оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и, при необходимости, за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС. Часто Центроспас используется для экстренной доставки гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки) в зоны ЧС (примеры последних лет: Югославия, Дагестан, Чечня, Афганистан).
Отряд имеет в своем составе большегрузные военно-транспортные самолеты ИЛ-76, способные перебрасывать на большие расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять такие операции, как тушение крупных пожаров. Он оснащен аэромобильными госпиталями, оперативно доставляемыми в районы ЧС и развертываемыми там для оказания медицинской помощи пострадавшим.
Отряд находится в состоянии постоянной готовности к экстренному выдвижению в район ЧС, возникшей практически в любой точке России. При этом время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.
Войска ГО. Они не участвуют в боевых действиях и не располагают тяжелым оружием, за исключением относительно небольшого его количества, предназначенного для обеспечения собственной охраны.
Задачами войск ГО в составе МЧС РФ являются следующие: ведение общей и специальной разведки как непосредственно в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, так и на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территории в целом; выполнение работ по разминированию объектов и территорий; содействие эвакуации населения; восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов народного хозяйства.
В составе войск ГО имеются спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, вертолетные отряды и роты специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.
Размещение соединений и частей ГО осуществляют прежде всего в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного или техногенного характера. При этом особенности региона учитываются в структуре и составе соединений ГО: в случае высокой сейсмоопасности региона в состав последних включают больше механизированных подразделений, если существует угроза затопления — включают понтонно-переправочные средства и т.п.
В последние годы в частях и соединениях войск ГО созданы специальные десантные спасательные отряды, предназначенные для экстренной доставки спасателей на вертолетах в труднодоступные районы. Такие спасатели могут десантироваться парашютным способом или с помощью троса и лебедки вертолета.
В настоящее время намечен ряд мероприятий, имеющих целью укрепление служб МЧС России. К ним, в частности, относятся:

создание «Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России»;

освоение аэрокосмических технологий мониторинга, авиапожаротушения и специальных авиационных технологий, технологий десантирования и ведения спасательных работ с применением новых типов самолетов и вертолетов;

разработка совместно с Российским космическим агентством программы подготовки космонавтов, обеспечивающей мониторинг и подготовку данных для принятия решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;

введение в строй трех морских спасательных центров (в частности, для спасения потерпевших аварию АПЛ);

формирование подразделения дистанционно-управляемых машин и технологий, как подразделения специальных сил федерального уровня и постановка его на плановое боевое дежурство;

обучение руководителей всех уровней управлению в кризисных ситуациях, вызванных ЧС природного и техногенного характера.
5.2 Медицина катастроф.
Мировой опыт показывает: природные и техногенные катастрофы часто сопровождаются массовыми потерями среди населения, что требует специальных сил и средств здравоохранения, а также служб других ведомств для ликвидации последствий.
Основными медицинскими последствиями катастроф являются: наличие большого числа пострадавших и возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения; дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери среди медперсонала; резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки. Как следствие возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возможностями медицинской службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. При самых тяжелых травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; при доставке линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%.
Вышеизложенные соображении, а также неуклонное возрастание числа природных и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвало к жизни новое направление в медицине — медицину катастроф.
Согласно профессору В.В. Тарасову, медицина катастроф — это научно-практическое направление медицины (здравоохранения), сформированное для решения специфических задач охраны здоровья общества и его отдельных групп при природных и техногенных катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
В процессе ликвидации последствий катастроф выделяются два периода — период спасения, во время которого (от 2 часов до 5 суток) пострадавшим оказываются все виды медицинской помощи, и период восстановления (лечения и реабилитации). Продолжительность периода спасения определяется сроками прибытия спасательных и медицинских сил из-за пределов зоны бедствия. Опыт показывает вопрос выживаемости пострадавших в это время в основном зависит от проведения само- и взаимопомощи. По истечении указанного срок к спасательным работам приступают прибывшие в зону катастрофы силы немедленного реагирования. Это пожарные команды, спасательные отряды, бригады скорой медицинской помощи, подразделения милиции, а также воинские подразделения. Их задачами являются сбор пострадавших, извлечение их из завалов, оказание нуждающимся первой медицинской и первой врачебной помощи, вынос и вывод раненых из опасных зон с последующей эвакуацией в стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали).
При возникновении ЧС медицинской службе приходится часто осуществлять свои действия в крайне неблагоприятной обстановке. Это обусловлено наличием большого числа пострадавших, которые нуждаются в оказании разнообразной медицинской помощи, отсутствием необходимого количества специалистов, неприспособленностью ряда лечебных учреждений к немедленному приему значительного числа раненых и больных.
Медицина катастроф призвана стать составной и неотъемлемой частью развертываемой системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях. Ее отличительная особенность - обеспечение экстренной концентрации в зоне бедствия сил и средств, достаточных для проведения эффективного комплекса всех спасательных мероприятий.
Организация высокоэффективной крупномасштабной системы экстренной медицинской помощи в России невозможна без активного участия медицинской службы Вооруженных Сил РФ, специалисты которой имеют большой опыт такой работы. Только за последние 15 лет военные медики принимали участие в ликвидации последствий более 130 катастроф и аварий, включая ситуации, в которых имело место химическое и радиационное поражение людей. Они работали в составе военно-медицинских отрядов в других странах (Алжир, Никарагуа, Эфиопия, Камбоджа, Вьетнам, Афганистан), хорошо зарекомендовали себя во внутренних военных конфликтах.

6. Заключение.
Человек как биологический вид - один из наименее устойчивых в биосфере. Риск его самоуничтожения в результате собственной жизнедеятельности весьма велик. Но кроме частных рисков, индивидуальные риски с которыми сталкивается каждый из нас, есть еще и риски глобальные - от ЧС. Степень опасности их наступления столь же различна, как и острота их последствий. К счастью, большинство рисков поддаются оценке и прогнозу. В современной науке говорят об прогнозировании и управлении риском наступления ЧС и его последствий.

Управление риском не есть панацея и безусловное спасение от всех опасностей, но многие риски все же управляемы и достаточно эффективно. Так, предсказать наводнение в Якутске весной 2001 года, наводнение в Ставропольском крае летом 2002 года было возможно. А значит, можно было и предпринять такие меры, которые свели бы последствия чрезвычайной ситуации к минимуму.

Главная наша беда - в недостатке знаний. В том числе - знаний концептуальных положений теории риска.

7. Литература
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999.

2. ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Российская газета. - 2002, 12 января.

3. ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. - 2002, 12 января.

4. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. - 1999, 6 апреля.

5. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. - 1997, 30 июля.

6. ФЗ от 7.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием» // Российская газета. - 2000, 9 ноября.

7. Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. - М., 1991.

8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжов Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. - Курск, 1995.

9. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. - Черноголовка, 1994.

10. Экология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1999.

11. Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997.

12. Экологическая безопасность России (вып. 2). - М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconКонтрольная работа по предмету: бухгалтерское дело
Юридический анализ хозяйственных ситуаций, оценка их налоговых последствий и рисков их осуществления

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconПсихология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных
...

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconПримерная программа обучения личного состава спасательных служб Пояснительная записка
Утверждаю Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconПримерная программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
...

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconМкоу «Большезадоевская сош» Информация о реализации целевой программы
Целью работы является усиление «защитных факторов» детей и подростков против употребления психоактивных веществ пав и ликвидация...

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconРеферат (Abstract)
Информационная безопасность, аудит информационной безопасности, политика безопасности, управление информационной безопасностью

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconРеферат (Abstract)
Информационная безопасность, аудит информационной безопасности, политика безопасности, управление информационной безопасностью

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” icon«нерепрессивная педагогика»
Боже, спаси взрослых, Боже, спаси родителей. Для твоей же пользы прошу тебя, Боже, а то построят они тебе вавилонскую башню, надгробный...

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” icon«нерепрессивная педагогика»
Боже, спаси взрослых, Боже, спаси родителей. Для твоей же пользы прошу тебя, Боже, а то построят они тебе вавилонскую башню, надгробный...

Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ” iconМеждународный опыт правового регулирования информационной безопасности...
Диссертация выполнена на кафедре компьютерного права факультета информационной безопасности Государственного образовательного учреждения...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции