ПРОЕКТ
«Стихотворения о природе»
Работу выполнили:
ученики 3 класса «г»
гимназии № 293
Головач Дмитрий-капитан;
Слапик Алена;
Тихонов Егор;
Скороходова Ирина;
Никитина Женя;
Петров Егор.
Руководитель:
Ковалева
Ольга
Викторовна
г. Санкт-Петербург
Тема: « Стихотворения о природе».
Цель нашего проекта – Познакомиться с понятиями стих, строфа, ритм, рифма. Вспомнить известные стихотворения о природе и попробовать сочинить собственное произведение.
Задачи, поставленные перед нами:
-
Выяснить, что такое стихотворение и тема стихотворения. О чем можно рассказать в стихотворении.
-
Рассмотреть, что такое строфа, ритм, рифма.
-
Вспомнить известные стихотворения о природе. Найти рифму в произведениях.
-
Попробовать себя в роли поэта и сочинить собственный стих.
-
Сделать выводы.
План:
-
Стихотворение и его тема. Что это такое?
-
О чем можно рассказать в стихотворении.
-
Строфа. Какими бывают строфы. Сколько строк в строфе может быть в стихотворении.
-
Ритм. Что он выражает.
-
Что такое рифма.
-
Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной…»
-
Стихотворение Е. Благининой «Кукушка».
-
Собственное стихотворение о природе.
-
Заключение, вывод.
10. Список литературы.
Что такое стих
Стихотворение - это небольшое художественное произведение, написанное в поэтической форме по всем законам стихосложения. Поэзия является одним из самых старинных литературных жанров. Еще не зная письменности, люди заметили, что любой рассказ легче запомнить, если изложить его рифмованными стихами. Поэты придают звучанию слова не меньшее значение, чем его содержанию. Стихи, сложенные поэтами, легко ложатся на музыку и превращаются в прекрасные песни. Стихи, как правило, пишутся в рифму. Каждая строка стихотворения должна иметь четкий, повторяющийся ритм, который называют стихотворным размером. Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в стихе. Окончания последних слов в двух или более строках должны быть созвучны друг другу. Однако рифма не обязательна для поэта, и иногда они пишут так называемые «белые стихи», лишённые рифмы. Большие стихотворения, или поэмы, разделяются на части - главы или куплеты.
Тема стихотворения
Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической. В повествовательном стихотворении рассказывается какая-нибудь история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме имеются действующие лица. Тема стихотворения - это ситуация, которая описывается в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии, например "Гроза днём", "Черёмуха", "Весна на дворе".
О чём можно рассказать
в стихотворении
В стихотворении можно рассказать о чём угодно, например, о родине, о красоте природы, о временах года, о военном сражении, о человеке, о его поступке, о животных и птицах, об интересном случае или грустном происшествии. Стихотворение может быть весёлым или грустным, торжественным или страшным. Стихотворением можно поздравить с праздником или с днём рождения, признаться в любви или дружбе.
Что такое строфа
Строфа́ (др.-греч. strophe — поворот) — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационным строением и объединяемых рифмой.
Как образуются строфы. Какими они бывают
Соединение стихов посредством рифм является наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу. Система из 2-х и более строк стихотворного текста, в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой. Комбинирование простых строф создает более сложные строфы. Парная рифмовка даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие.
Сколько строк в строфе может быть в стихотворении
В строфе может быть любое количество строк (двустишие, 3х-, 4х-, пятистишие, конечно встречается более длинные строфы, например 16 стихов в античной лирике). Строфы в ритмическом строении текста делят этот текст, и предполагает логические паузы.
Что такое ритм
Слово ритм пришло к нам из греческого языка, которое дословно означает стройность, размерность.
Что выражает ритм в стихотворении
В литературе ритм выражает в тексте, и в стихотворном, и в прозе, общую ритмичность, стройность, плавность текста, повторение в тексте каких-либо элементов, мерное повторение в тексте - слогов ударных и безударных. Интонация ритма может лучше выразить глубинный смысл стихотворения.
Что такое рифма
Ри́фма – это размеренность, ритм и созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Стихи о природе известных поэтов:
С. Я. Маршак «О том, как хороша природа»
Е. А. Благинина «Зима»
Е. А. Благинина «Гори-гори ясно!»
А. Л. Барто «Воробей»
С. В. Михалков «Ливень»
И. А. Бунин «Родник»
С. А. Есенин «Черемуха»
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...»
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»
Н. А. Некрасов «Славная осень!»
С. Я. Маршак
***
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.
Е. А. Благинина
Кукушка
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку-
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера: «Ку-Ку!»
То близко, то далеко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое «Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»
***
А. Слапик
Природа Мать нас всех создала
За это низкий ей поклон.
За чистый воздух, воду, небо
Должны ее благодарить
И в свой черед обязаны
Всю первозданность сохранить!
Лишь от нее зависит наша жизнь.
|
Д. Головач
Пришла красавица – весна,
Растаял снег вокруг.
Земля проснулась ото сна,
Запели птицы вслух.
|
Вывод.
В ходе работы над проектом мы вспомнили и познакомились поближе с такими понятиями как стихотворение, тема стихотворения, строфа, ритм, рифма. Вспомнили произведения о природе известных авторов. Попробовали себя в роли поэтов.
Таким образом, цель нашего проекта достигнута. Некоторую информацию по данной теме мы знали и раньше, с некоторыми фактами познакомились в ходе работы над проектом.
В заключение хочется сказать, что сочинять собственные стихи довольно трудно. Для этого надо много читать книг, чтобы иметь большой словарный запас, необходимый для подбора рифм к разным словам. А также уметь донести свое настроение и состояние до окружающих с помощью слов, ритма и рифмы.
Список используемой литературы:
1. Учебник «Литературное чтение» (часть 2) 3 класс.
2. Большой энциклопедический словарь.
3. Всемирная компьютерная сеть интернет.
|