Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми)




Скачать 95.69 Kb.
Название Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми)
Дата публикации 22.06.2014
Размер 95.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Найденов Н.Д.,

профессор, д.э.н.

Заведующий кафедрой

бухгалтерского учета, анализа и аудита

Коми филиала Вятской

государственной

сельскохозяйственной академии.

Новокшонова Е.Н.,

аспирантка Сыктывкарского

государственного университета
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В СВЯЗИ С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНОГО СЕКТОРА (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
В статье анализируются социальные последствия модернизации лесозаготовительных работ в Республике Коми в период 2005-2009 годов и предпринятые в связи с этим местными администрациями действия.

В Республике Коми катастрофически снижается численность населения. Численность постоянного населения республики на 1 января 2010 года составила 951,1 тыс. человек. В январе-декабре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность работников в среднем уменьшилась на 5,8 тысяч человек (на 1,5 %). В районах республики Коми предложение излишней рабочей силы превышало спрос от 4 до 43 раз (наибольшее – в Прилузском районе). Среди городов на одно рабочее место претендовало от 1 до 16 человек. С начала 2010 до 1 марта 20010 года она уменьшилась на 7,5 тысяч человек или на 0,8 %. (за 2008 год – на 9,7 тысяч человек, или 1 %). Для сравнения в 1990 году численность постоянного населения в Республике Коми составила 1239,9 тысяч человек. Снижение количества рабочих мест и населения наблюдается в условиях роста инвестиций. За период 1990-2010 годы численность населения снизилась на 388,8 тысяч человек. В этой связи опыт решения проблемы трудоустройства высвобождаемых в ходе модернизации лесного сектора работников заслуживает особого внимания.

Республика Коми располагает расчетной лесосекой в объеме 26 млн. куб метров древесины в год. В 2009 году индекс лесозаготовительного производства составил 103,4% к уровню 2008 года. Вывозка древесины уменьшилась на 0,6% относительно уровня 2008 года и составила 5,7 млн. плотн. куб. м, производство деловой древесины увеличилось на 2,1% и составило 5,2 млн. плотн. куб. м. Мы видим, что потенциал использования лесных ресурсов в Республике Коми перекрывает существующий уровень в 4,5 раза.

Лесной комплекс Республики Коми модернизируется. В конце 2009 года менеджмент «Монди Сыктывкарский ЛПК»- крупнейшего лесоперерабатывающего предприятия Республики Коми и России объявил о почти полном (95%) переходе на считающую более совершенной сортиментную заготовку древесины. Если в 2006 году сортиментная вывозка для «Монди Сыктывкарский ЛПК» составляла 28 % в общем объеме лесозаготовок, то в 2010 году она составит 95 %. Сортиментная вывозка предполагает, что срубленные деревья распиливаются на сортименты непосредственно на месте рубки. В настоящее время чаще всего это производится с помощью харвестеров и форвардеров. До конца 1960 –годов сортиментная заготовка древесины в России преобладала, затем была вытеснена хлыстовой заготовкой. В настоящее время наблюдается обратный процесс. В Республике Коми люди, которые высвобождаются от валки, раскряжевки, трелевки очень быстро. Процесс перехода на новые технологии занял небольшой период: 2005-2009 годы.

Модернизация схемы лесозаготовок приводит к конфликту лесозаготовителей и местных сообществ. Главы сельских районов юга Коми бьют тревогу: модернизация привела к массовым сокращениям. В результате перехода на заготовку харвестерами и форвардерами в Республике Коми с 20908 года сокращены почти 500 человек. Большие надежды в наращивании рабочих мест взамен ликвидируемых в лесозаготовительной отрасли возлагали на инвестиции крупнейшего переработчика леса в регионе «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» в обеспечении стабильной социальной обстановки в лесных районах Коми. Но надежды не оправдались.

Группа Монди не отказывается от ответственности за судьбу лесозаготовительных предприятий в Коми в ходе модернизации оборудования. Еще в 2005 году компания заверяла, что будет заботиться о высвобождаемых работниках, исходя из своих корпоративных принципов. Это хорошая гражданская позиция коммерческой организации по отношению к территории, где она ведет свой бизнес. Но этого не достаточно. В 2005 году генеральных директор «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» Ринат Старков говорил о том, что в компании разрабатываются экологические проекты и лесовосстановление. Создание новых производств по переработке леса. Прошло пять лет, но ситуация с обеспеченностью новыми рабочими местами для высвобождающихся работников лесозаготовительных предприятий только обостряется

Договоры социального партнерства муниципальных районов с ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» предусматривают выделение средств на организацию дополнительных рабочих мест, но муниципальные администрации не имеют стратегически выверенных для муниципальных районов целей, поэтому эти средства используются не эффективно.

Например, в Койгородском районе в 2009году в лесном комплексе было занято 13 % трудоспособного населения. За 2005-2009 годы число работников лесной отрасли уменьшилось на 1000 человек. Забота о трудоустройстве высвобождающихся из лесного сектора всей своей тяжестью легла на плечи администрации муниципального района.

Возможность муниципальных районов трудоустраивать высвобождающихся из лесного сектора людей весьма ограничены. Это целевые муниципальные программы по развитию предпринимательства, общественные работы. До 2009 года существовал фонд поддержки малого предпринимательства. Но с 2010 года бюджетный кодекс РФ запрещает создавать такие фонды. Сельское хозяйство материально поддерживается законодательством и субсидиями. Однако в этом направлении занятость не возрастает. Равно как и в других секторах местной экономики: строительстве, бытовых услугах, промышленности, транспорте, туризме.

Существуют три точки зрения о путях трудоустройства высвобождаемых работников лесозаготовок: оптимистическая, пессимистическая и основанная на долговременных тенденциях развития северной экономики.

Оптимистическая точка зрения принадлежит менеджменту ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Она заключается в следующем. Рабочие места потенциально на селе и в лесных поселках есть.

Просто муниципальные власти их не видят или не хотят видеть. Монди должна выделять финансовые средства и контролировать, чтобы эти средства шли именно на создание новых рабочих мест, а не на пополнение дефицита бюджета муниципальных районов.

Один из способов справиться с напряженностью на рынке труда в отношении бывших работников лесозаготовительных предприятий это создание в Республике Коми лесной академии, где люди могли бы получить новые специальности, например, сотрудника питомника, оператора лесозаготовительной техники, машиниста бульдозера, водителя лесовоза, моториста, капитана-механика (в будущем предполагается вернуться к системе сплава заготовленной древесины по рекам). В Республике Коми сложилась парадоксальная ситуация. Жители лесных поселков теряют конкурентоспособность на рынке труда, а лесной бизнес испытывает острый недостаток специалистов. Растет потребность в операторах современной лесозаготовительной техники, специалистах сервиса и среднем техническом персонале, мастерах леса, деревообработки, механиках и других.

Вопрос высвобождения работников в ходе модернизации лесного сектора это частный случай естественных процессов, которые происходят в бизнесе в результате повышения эффективности. В Швеции и Финляндии процесс перехода на механизированную заготовку леса проходил в 90-е годы. И компании вместе с государством и администрациями поселений предлагали методы, как занять местное население. Финляндия, например, просто занялась интенсификацией лесного хозяйства. То есть люди, которые высвобождались из лесозаготовок, начинали заниматься посадкой, выращиванием, уходом за лесом. Этот процесс шел постепенно.

В Республике Коми для освоения потенциальных рабочих мест высвобождаемые работники должны самоорганизоваться в малые предприятия и коллективно заключать договоры подряда с лесоперерабатывающими предприятиями. На подряде можно заниматься той же самой традиционной лесозаготовкой, делая выборочные рубки, строя лесные дороги, чтобы харвестеры и форвардеры могли работать на полную мощность. Но подрядные организации не должны заниматься только лесозаготовками. Они должны строить дороги, вывозить лес и в перспективе вести работы по лесовосстановлению.

Глава администрации села Летка Сергей Попов считает, что в селах, находящихся в лесных территориях, фронт работы есть и без доступа местных предпринимателей к лесным ресурсам. К примеру, один из сельчан может взяться за организацию собственного дела по обслуживанию уличной электросети, другой - открыть службу такси, третий – хлебопекарню.

Пессимистическая точка зрения о возможности трудоустройства высвобождаемого из лесозаготовок местного населения заключается в отрицании этой возможности. Так. По мнению главы Удорского района Руслана Ульянова, реальной альтернативы занятости для высвобождаемых из лесозаготовок работников нет. Реально в районах нет людей, которые в силу своих деловых качеств способны создать малое предприятии, да еще трудоустроить наемных рабочих. Серьезно снижает напряженность на рынке труда использование трудоспособного населения вахтовым методом на нефтяных месторождениях. Но этого недостаточно. Администрация района готова содействовать продвижению любого проекта, не только по лесоразработке, но реальных проектов очень мало.

Лесной Кодекс в существующем виде выдавливает малый бизнес и средний бизнес с лесного рынка. Существовала практика краткосрочного лесопользования на основе договоров купли-продажи, на которой и строилась работа большинства небольших лесозаготовительных предприятий. С выходом в свет в марте 2009 года изменений в Лесной Кодекс РФ договоры купли-продажи лесных насаждений были фактически отменены. Этот канал развития малого бизнеса на селе в лесозаготовительной отрасли по существу прекратил существование. Законодатели перевели лесфонд под контроль крупного лесного бизнеса, которому нет дела до малого бизнеса.

Понимая, что за малым бизнесом стоят судьбы оставшихся без работы сельчан и их семей, муниципальные власти Республики Коми начали искать пути обеспечения доступа малых предприятий к лесным ресурсам. Так, в Прилузском районе была разработана муниципальная программа развития малого и среднего бизнеса на 2009 год. По этой программе муниципалитет зарезервировал существенные объемы лесфонда - 300 тыс. куб. в год без привязки к конкретным участкам, хотя в Прилузском районе предприятия рубят максимум до 80 тыс. кубометров леса. Этот лесфонд планировалось передать в порядке исключительных случаев заготовки древесины для удовлетворения муниципальных нужд. Но позиция местных властей не нашла поддержки у региональных органов власти. По мнению министерства промушленности и энергетики Республики Коми большая часть предприятий малого бизнеса с точки зрения выполнения лесохозяйственных требований рубит с большими нарушениями, нанося непоправимый ущерб лесу. Малый бизнес плохо управляем и контроль за ним силами лесничеств трудно достижим. Минпромэнерго Республики Коми предложило главам администраций муниципалитетов предоставлять лесные участки для заготовки древесины по договорам купли-продажи в рамках целевых программ. Для того, чтобы механизм заработал, необходимо на местах озаботиться формированием муниципальных целевых программ развития.

Охарактеризуем третью позицию о трудоустройстве высвобождаемых в ходе модернизации производства работников. По мнению ректора Ухтинского технического университета, на Севере существуют поселения с устойчивыми показателями численности и занятости. Это опорные поселения. Но существуют и поселения с циклическим функционированием. В период экономического подъема эти поселения работают в полную силу, а в период падения переходят в спящий режим, когда в них проживает минимум населения, гарантирующий само существование поселения. Лесные поселения относятся к поселениям циклического функционирования. Если это так, то необходима, на наш взгляд, разработка эффективной миграционной политики в северных регионах, которая предусматривала бы учет миграционных потоков, трудоустройство мигрантов, обучение и переобучение высвобождаемых работников, доступ мигрантов к жилью через строительство в перспективных территориях и городах дешевого жилья. Позиция властей по поводу оттока населения и внутренней миграции должна быть выражена ясно и внятно. Пока такой позиции нет.

Доступ леса для малого бизнеса на селе необходимо обеспечивать на основе участия в муниципальных программах. Механизм контроля за отпуском леса местному населению на уровне района должен включать комиссию, в состав которой входили бы представители местной власти, депутаты райсоветов и сельсоветов. Члены комиссии коллегиально принимали бы решения, кому отпускать лес на строительство дома, для участия в муниципальных программах, а кому отказать. В соответствии с новым Лесным кодексом разрешительные функции по лесозаготовкам для местных жителей переданы лесничествам. Но они плохо знают особенности местных жителей.

Основными направлениями улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора выступают:

-привлечение инвестиций и работа с инвестиционными проектами;

-систематическая плановая работа;

-обучение и повышение квалификации работников в соответствии с инвестиционными вложениями;

-обеспечение доступа малого бизнеса к лесным ресурсам;

-снижение административных барьеров на пути развития малого бизнеса;

-миграционная политика и облегчение условий для миграционных потоков, особенно в части строительства дешевого жилья;

-создание условий для использования доходного потенциала лесных ресурсов.

Литература

  1. Быковская, С. Группа «Монди» задала Коми селу трудовой вопрос//Молодежь Севера. 2010.18 января.

  2. Лысаковская,М. Серые схемы «зеленого золота» / Республика.20010.10 марта.

  3. Социально-экономическом положении Республики Коми за 2009 год [Электронныйресурс] Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/itogi/

  4. Республике Коми -85 лет. Историко-статистический сборник. Сыктывкар, 2006. -280с.

  5. Сотникова, М. Переходный вариант предложил Минпромэнерго

РК для сельских лесозаготовителей//Республика. 2009. 25 ноября.

  1. Спрос на рабочую силу гораздо меньше предложения. Комистат//Республика. 2010. 2 марта.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Список победителей и призеров, учителей, подготовивших победителей...
Пинягина Эллина, обуч-ся 11 кл., Гоши «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю. А. Спиридонова, г. Сыктывкар
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Проект «Разработка модели образовательного пространства гимназии...
Республики Коми (10-11 классы), история Республики Коми (8-11 классы), английский язык (2-11 классы); воспитание целостной личности...
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon О проведении олимпиады
Руководителям органов управления образованием муниципальных районов (городских округов)
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Коми республиканская академия государственной службы и управления
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Республики Коми
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Программа курса «История Республики Коми»
Грабежова В. М., Каракчиева Н. И., Карманова Т. И., Хозяинова Г. В. Коми язык: Учебник для 6-7 классов. – Сыктывкар, 2004
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon День Славянской письменности и культуры
Республики Коми в рамках празднования Дней славянской культуры и письменности в системе образования Республики Коми провел мероприятия,...
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Пути улучшения результатов лечения сочетанных, множественных, изолированных...

Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon План работы института на 2013 год
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon М инистерство образования республики коми коми республикаса йöЗÖс...
Данное положение вводится с целью создания единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы по...
Пути улучшения организационной работы муниципальных районов в связи с модернизацией лесного сектора (по материалам республики коми) icon Итоги конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в Республике Коми в 2014 году
Совет при Главе Республики Коми по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике одобрил список победителей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции