Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта,




Скачать 285.94 Kb.
Название Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта,
страница 1/3
Дата публикации 17.06.2014
Размер 285.94 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская общеобразовательная школа.



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «26» августа 2013 г. Руководитель ШМО

__________________

/Новокрещенов М.И./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./


Утверждаю

Директор школы

____/Новокрещенов М.И./

Приказ № ____

от «30» августа 2013г.



Рабочая программа
по географии

Класс - 9
Всего часов на учебный год - 68

Количество часов в неделю - 2


Учитель:

Полежаева Елена Олеговна

Терновка - 2013 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе

  • Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089

  • примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2013 год.


Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа».

Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изменения, внесенные в авторскую программу, и их обоснования

В рабочей программе увеличено количество часов, отведенных на изучение темы «Экономика Российской Федерации» до 7 (в авторской программе - 5). Всвязи со сложностью темы «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география», количество часов на ее изучение увеличено до 21 (в авторской программе - 14). Количество часов, отведенных на изучение темы «Особенности населения и хозяйства Воронежской области», уменьшено до 4 (в авторской программе - 7), поскольку данная тема является доступной для понимания и усвоения.
Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

  2. В.П.Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. - М., 2013 год.

  3. Атлас. География России. 9 класс.

  4. Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.


Место учебного предмета в учебном плане:

Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Общая характеристика предметаСодержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.

Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами. Основное содержание курса направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели и задачи курса

Основная цель курса: заложить знания основ экономической географии России.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления
    причинно–следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Исходя из указанной цели, можно выделить основные задачи курса:

  • показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

выявить связь «Земля – Человек», воспитывать у детей чувства ответственности за состояние окружающего мира.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

  • коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных особенностей личности;

  • различие способности личности справляться с различными задачами;

  • развитие коммуникативной компетенции учащихся


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Содержание курса
Введение (1 час)

Что изучает экономическая география.
Географическое положение России. Политико-государственное устройство Российской Федерации. (3 часа)

Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России.
Население Российской Федерации (5 часов)

Особенности заселения и освоения территории РФ. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население России. Расселение населения.
Экономика Российской Федерации (7 часов)

Экономические системы в историческом развитии России. Командная экономическая система в СССР. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (21 час)

Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.
Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России. (21 час)

Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Особенности населения и хозяйства Воронежской области (4 часа)

Экономико-географическое положение и природные ресурсы Воронежской области. Особенности населения и хозяйства Воронежской области. Значение Воронежской области в экономике России.
Россия и страны нового зарубежья. (3 часа)

Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток.
Обобщающее повторение (3 часа)

Географическое положение России. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Экономика и важнейшие межотраслевые комплексы. География крупных регионов России. Территориальная организация и районирование.

Календарно-тематическое планирование курса «География России. Население и хозяйство». 9 класс (68 часов)




урока №

п/п урока

в разделе

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

Примечание

план

факт




Введение (1 час)

1

1

Что изучает экономическая география.

Знать основные особенности курса

4.09







  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по...
Федерального закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе...
Морф от 05. 03. 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по географии М.: Дрофа, 2007., авторской программы...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по географии составлена на основе федерального...
Авторская программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по географии Класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа Литературное чтение умк «Школа России»
Модульная программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Арственной примерной программе авторский коллектив не указал на возможность ее корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Арственной примерной программе авторский коллектив не указал на возможность ее корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются формирование систематизированных знаний в области социально-экономической...
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, icon Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана...
России, академика рао б. М. Неменского «Изобразительное искусство 1-4классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), (2009г.)...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции