ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению администрации муниципального образования
город Краснодар
от______________ № ______
ПРОГРАММА
мероприятий («дорожная карта») «Развитие муниципального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего
сестринского образования» на 2013 – 2018 годы»
I. Развитие образовательных процессов
Развитие института в области образования на 2013 – 2018 годы будет заключаться в создании новых и модернизации существующих образовательных программ с преобладанием программ подготовки по специальностям и направлениям высшего и среднего профессионального образования, программ переподготовки и повышения квалификации, дополнительных образовательных программ для обеспечения непрерывного образования.
Задачи программы развития «дорожной карты» в области образовательной деятельности:
– совершенствование структуры содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ;
– развитие материально-технической базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса;
– повышение кадрового потенциала учебных подразделений и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
– организация международного сотрудничества.
Задания и показатели выполнения программы совершенствования
образовательной деятельности
Содержание основных заданий программы
|
Показатели выполнения заданий программы
|
Сроки
выполнения
|
Ответственные за выполнение заданий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Совершенствование структуры содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ
|
1.1 Разработка в рамках государственных образовательных стандартов третьего поколения основных образовательных программ специальностей и направлений подготовки
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, деканы, зав. кафедрами
|
1.2. Открытие новых специальностей и направлений подготовки за счет внебюджетных средств
|
До 2018 г.
|
Проректор по УР, деканы, зав. кафедрами
|
1.3. Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, обеспечение широкого доступа студентов к мировым информационным ресурсам
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, деканы, зав. кафедрами
|
1.4. Создание и внедрение автоматизированной системы планирования учебного процесса
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, учебный и информационный отделы
|
1.5. Совершенствование порядка проведения конкурса обеспечивающего зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению профессиональных программ
|
Средний балл ЕГЭ студентов принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов до 2018 года не менее 56 баллов
|
Проректор по УР, председатель совета по профориентации, деканы, зав. кафедрами
|
2. Развитие материально-технической базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса
|
2.1. Методическое обеспечение основных и дополнительных образовательных программ по направлениям и специальностям подготовки
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, начальник методического отдела, зав. кафедрами
|
2.2. Разработка материалов для оперативного контроля знаний и умений студентов
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, зав. кафедрами, начальник методического отдела
|
2.3. Оснащение аудиторий и лабораторий новым оборудованием, современными техническими средствами обучения
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация в соответствии с нормативами)
|
Проректор по ФЭД, начальник отдела информационных технологий, зав. кафедрами
|
2.4. Оснащение библиотеки компьютерной, аудио- и видеотехникой
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по ФЗД, зав. отделом НИРУ, начальник отдела информационных технологий, зав. библиотекой
|
2.5. Обновление фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в соответствии с нормативами
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация в соответствии с нормативами)
|
Проректор по ФЭД, зав. отделом НИРУ,зав. библиотекой
|
3. Повышение кадрового потенциала учебных подразделений и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
|
3.1. Профессорско-преподавательский состав факультетов высшего профессионального образования, имеющий учёную степень доктора наук и/или учёное звание профессора
|
К 2018 г. не менее 8 %
|
Проректор по УР, начальник отдела кадров, зав. отделом НИРУ, зав. кафедрами
|
3.2. Профессорско-преподавательский состав факультетов высшего профессионального образования, имеющий учёную степень и/или учёное звание
|
К 2018 г. не менее 60 %
|
Проректор по УР, начальник отдела кадров, зав. отделом НИРУ, зав. кафедрами
|
3.3. Привлечение к учебному процессу известных учёных, крупных специалистов-практи
ков
|
К 2018 г. не менее 2 %
|
Проректор по УР, начальник отдела кадров, зав. отделом НИРУ, зав. кафедрами
|
3.4. Стимулирование активной работы преподавателей по повышению качества учебного процесса
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, проректор по ФЭД, деканы, зав. кафедрами
|
3.5. Создание системы повышения квалификации профессорско-педагогического состава вуза
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Зав. отделом НИРУ, зав. кафедрами
|
4. Организация международного сотрудничества
|
4.1. Развитие международного сотрудничества в области среднего и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации, стажировок, обмена преподавателями и студентами с зарубежными учебными заведениями в соответсвии с п. 3 ст. 105 гл. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, деканы, зав. кафедрами
|
4.2. Совершенствование языковой подготовки студентов и преподавателей в соответствии с п. 3 ст. 105 гл. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
Проректор по УР, зав. кафедрами
|
Критерии оценки эффективности образовательной деятельности
МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт
высшего сестринского образования» на 2013 – 2018 годы
№
|
Критерии
|
2013г
|
2014г
|
2015г
|
2016г
|
2017г
|
2018г
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счёт средств муниципальных бюджетов
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
2
|
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с полным возмещением затрат на обучение
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
3
|
Усреднённый по реализуемым направлениям минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета
|
36
|
37
|
37,5
|
38
|
38,5
|
39
|
4
|
Численность студентов, зачисленных на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний: победителей и призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
5
|
Удельный вес студентов, зачисленных на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета на основании участия в профильных олимпиадах: победители и призёры олимпиад школьников, члены сборных команд, сформированных в порядке, определяемом Минобрнауки России, в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
0-1 %
|
6
|
Удельный вес численности студентов, зачисленных по результатам целевого приёма на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения
|
20,0±
1,0
|
20,0±
1,0
|
20,5±1,0
|
21,0±1,0
|
21,5±1,0
|
22,0±1,0
|
7
|
Удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки
|
80-
90 %
|
80-
90 %
|
80-
90 %
|
80-
90 %
|
80-
90 %
|
80-
90 %
|
8
|
Доля научно-педагогических работников (далее НПР), имеющих учёную степень кандидата наук, в общей численности НПР образовательной организации
|
60 %
|
60,1%
|
60,15%
|
60,2%
|
60,25%
|
60,3%
|
9
|
Доля НПР, имеющих учёную степень доктора наук, в общей численности НПР образовательной организации
|
4 %
|
5 %
|
6 %
|
6.5 %
|
7 %
|
8 %
|
II. Реализация научных исследований
Цель – обеспечение определяющей роли научных исследований в основных сферах деятельности вуза, повышении результатов интеллектуальной деятельности и активное практическое использование.
1. Основные направления программы совершенствования научной деятельности и реализации научных исследований:
1.1. Развитие прикладных исследований, основанных на реализации творческого потенциала сотрудников института в тесном взаимодействии с лечебно-профилактическими учреждениями.
1.2. Системное развитие организационной структуры и материально-технической базы научных исследований, направленное на повышение общей эффективности научных разработок и реализацию перспективных инновационных проектов.
1.3. Обеспечение потребностей института в подготовке дипломированных научно-педагогических кадров.
1.4. Повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава вуза.
1.5. Развитие научно-исследовательской работы студентов и молодых учёных.
1.6. Укрепление связей с практическим здравоохранением.
1.7. Расширение спектра международного сотрудничества вуза в проведении научных исследований.
2. «Дорожная карта» мероприятий программы совершенствования научной деятельности
№ п/п
|
Содержание заданий программы
|
Показатели выполнения заданий программы
|
Сроки выполнения
|
Ответственные за выполнение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Развитие прикладных исследований, основанных на реализации творческого потенциала сотрудников института в тесном взаимодействии с лечебно-про-филактическими учреждениями
|
1.1. Формирование новых направлений, ориентированных на решение актуальных задач развития регионального здравоохранения
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
Годная
|
Проректор по УР, зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
1.2. Внедрение достижений академической науки в практическое здравоохранение через разработку и реализацию совместных проектов с Ассоциацией медицинских сестёр Краснодарского края
|
До 2018 г.
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
|
|
1.3. Регулярное проведение в институте научных мероприятий (научно-практические конференции, мастер-классы, круглые столы) по актуальным вопросам здравоохранения и образования
|
С 2013 г. (ежегодная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
2
.
|
Системное развитие организационной структуры и материально-технической базы научных исследований, направленное на повышение общей эффективности научных разработок и реализацию перспективных инновационных проектов
|
2.1. Формирование единого научно-образователь-ного инновационного центра на основе межкафедральной интеграции:
– приобретение оборудования за счёт целевого финансирования вуза, участие в грантах, договорных исследованиях;
– использование базы вуза, организаций и учреждений здравоохранения на основе развития различных форм договорных отношений
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
С 2014 г.
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
2.2. Усиление инновационной направленности научно-исследовательской деятельности вуза:
– совершенствование работы по обеспечению охраны интеллектуальной собственности, создание базы потенциально инновационных разработок вуза
|
До 2018 г.
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
2.3.Увеличение объёмов финансовых поступлений на проведение научных исследований путём активизации участия профессорско-преподавательского состава в выполнении научных исследований по целевым программам и грантам
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
Гоо
го
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
3.
|
Обеспечение потребностей института в подготовке дипломированных научно-педагогических кадров
|
3.1. Использование научной школы соискателя для подготовки диссертационных исследований штатных сотрудников вуза
|
До 2018 г.
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
3.2. Проведение диссертационных исследований сотрудниками института с привлечением других вузов
|
До 2018 г.
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
4.
|
Повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава вуза
|
4.1.Увеличение доли публикаций сотрудников вуза в ведущих российских и международных рецензируемых журналах, зарубежной печати
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
4.2. Введение в качестве объективного показателя научной активности сотрудников «индекса цитирования» на основании использования международных баз данных
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
4.3. Активизация работы по подготовке и изданию научных монографий по актуальным направлениям, разрабатываемым в вузе
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
Годная
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
5.
|
Развитие научно-исследовательской работы студентов и молодых учёных
|
5.1. Расширение участия обучающихся в научно-исследовательской работе, стимулирующих развитие научно-исследо-вательской работы студентов (конференции, конкурсы и др.) с целью отбора победителей для участия в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня:
– проведение ежегодной научно-практической конференции студентов и молодых учёных с привлечением представителей других образовательных учреждений;
– подготовка и издание ежегодного сборника научных работ студентов и молодых учёных вуза;
– обеспечение необходимых условий для эффективной работы Совета СНО
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
6.
|
Укрепление связей с практическим здравоохранением
|
6.1. Совместная разработка научных исследований в разделе тем выпускных квалификационных работ, научно-практических конференций, съездов, круглых столов и мастерклассов
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
7.
|
Расширение спектра международного сотрудничества вуза в проведении научных исследований
|
7.1. Разработка и реализация планов мероприятий в рамках договоров о сотрудничестве вуза с зарубежными учреждениями здравоохранения
|
С 2013 г. (еже-
годная актуализация)
|
зав. ОНИРУ,
зав.кафедрами
|
3.Критерии оценки эффективности научной деятельности
№
п/п
|
Критерии
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
1.
|
Объем НИОКР в расчете на одного НПР по ВПО (тыс.руб.)
|
53,4
|
53,4
|
53,4
|
53,8
|
54,5
|
53,8
|
2.
|
Количество публикаций ППС в журналах, рекомендованных ВАК (ед.)
|
8
|
9
|
9
|
10
|
10
|
11
|
3.
|
Количество проведенных мастер-классов (ед.)
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
III. Финансовое обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы развития предполагается осуществлять за счет средств местного бюджета, выделяемых ежегодно в качестве субсидии на выполнение муниципального задания на подготовку кадров для получения среднего медицинского профессионального, высшего медицинского профессионального и дополнительного профессионального образования, а также за счет привлекаемых институтом следующих дополнительных источников финансирования:
- средства, получаемые от оказания платных образовательных услуг по договорам с физическими и юридическими лицами;
- другие средства, полученные от предпринимательской деятельности;
- добровольные целевые пожертвования физических и юридических лиц.
Ожидаемый общий объем финансирования программы развития за 6 лет (2013-2018 годы) составит 576,0 млн. рублей, в том числе:
270,7 млн. рублей – за счет субсидии из бюджета муниципального образования город Краснодар для выполнения муниципального задания на подготовку кадров;
305,3 млн. рублей – за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Объемы ожидаемого финансирования программы развития по годам представлены в таблице.
Годы
|
Субсидии из бюджета на выполнение
мун. задания
|
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности
|
Всего
|
2013
|
36,1 млн. руб.
|
46,4 млн. руб.
|
82,5 млн. руб.
|
2014
|
42,4 млн. руб.
|
49,0 млн. руб.
|
91,4 млн. руб.
|
2015
|
45,1 млн. руб.
|
49,4 млн. руб.
|
94,5 млн. руб.
|
2016
|
48,4 млн. руб.
|
51,4 млн. руб.
|
99,8 млн. руб.
|
2017
|
49,0 млн. руб.
|
53,5 млн. руб.
|
102,5 млн. руб.
|
2018
|
49,7 млн. руб.
|
55,6 млн. руб.
|
105,3 млн. руб.
|
Всего
|
270,7 млн. руб.
|
305,3 млн. руб.
|
576,0 млн. руб.
|
Средства, предусмотренные на реализацию настоящей программы, будут направляться на развитие многоуровневого образования, в том числе основных профессиональных образовательных программ по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, программ среднего профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования.
В рамках выполнения стратегической цели института финансовые средства будут направлены на модернизацию учебных баз, аудиторного фонда, приобретение учебного оборудования, формирование единого образовательного пространства института, развитие сетевой инфраструктуры, а также на управление реализацией настоящей программы. Часть средств будет направлена на совершенствование и расширение социальной, спортивно-оздоровительной и культурно - досуговой среды, в которую будут вовлечены студенты, слушатели, сотрудники.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» разработано Положение о порядке и критериях установления стимулирующих выплат.
Введение раздела выплат стимулирующего характера в новой отраслевой системе оплаты труда дало возможность работнику при заключении трудового договора подробно и заранее знать, за что и сколько ему будут платить в данном учреждении. Совершенствование системы оплаты труда и разработка системы оценки эффективности деятельности работников создаст основу для использования принципов эффективного контракта. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Пользуясь правом руководителя, ректор может устанавливать другие выплаты стимулирующего характера в соответствии с критериями и показателями оценки качества и напряженности труда работников учреждения, реализуя одно из основополагающих принципиальных условий новой системы оплаты – материальное стимулирование лучших работников и ограничение оплаты труда работающих неэффективно. Для этой цели в МАОУ ВПО «КММИВСО» предусматриваются стимулирующие выплаты.
Первым этапом реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» будет повышение размеров месячных должностных окладов работников муниципальных учреждений муниципального образования город Краснодар с 1 октября 2013 года, с 1 октября 2014 года и с 1 октября 2015 года – на 5,5 %, с 1 октября 2016 – на 5 %.
В результате планируемых мероприятий отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава МАОУ ВПО «КММИВСО» в 2013-2018 гг. будет в 2 раза превышать среднюю заработную плату по региону и составит:
- в 2013 г. – 110% к средней заработной плате по региону;
- в 2014 г. – 125% к средней заработной плате по региону;
- в 2015 г. – 133% к средней заработной плате по региону;
- в 2016 г. – 150% к средней заработной плате по региону;
- в 2017 г. – 175% к средней заработной плате по региону;
- в 2018 г. – 200% к средней заработной плате по региону.
К 2018 году средняя заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования возрастет и достигнет до 200 % от средней заработной платы по региону.
Реализация мероприятий программы обеспечит условия для повышения эффективности труда сотрудников вуза и деятельности учреждения в целом.
IV. Международная деятельность
В соответствии с п. 3 ст. 105 гл. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» организации, входящие в систему образования, принимает участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, которые предусматривают направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих, образовательную деятельность в иностранные образовательные организации, а так же прием иностранных облучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена.
В рамках договора о побратимстве городов Карлсруэ (Федеративная Республика Германия) и Краснодар (Российская Федерация) с 2009 года Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования направляет на международную стажировку студентов вуза.
Цель данной стажировки – развитие и совершенствование системы здравоохранения на местном и национальном уровнях через изучение опыта медицинской деятельности в Германии.
Задачи международной стажировки:
Изучение опыта медицинских сестер в городской клинике г. Карлсруэ.
Изучение стандартов деятельности медицинских сестёр в городской клинике г. Карлсруэ.
Обучение уходу за больными в Германии.
За период с мая 2009 г. по апрель 2013 г.в рамках международных отношений стажировку в городской клинике г. Карлсруэ прошли 34 студента Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования.
После каждой международной стажировки студентов в Германии проводится подведение итогов в виде конференции.
В рамках договора о побратимстве городов Карлсруэ и Краснодар планируется совершенствовать и расширять программу международной стажировки с целью повышения квалификации будущих специалистов здравоохранения. В плане развития вуза намечена работа по заключению договоров с другими медицинскими учреждениями развитых стран Европы. Также планируется совместное международное проведение конференций по тематике: «Формирование профессионально-исследовательской культуры специалиста в многоуровневой системе медицинского образования» совместно с учёными из Германии. В плане на 2014 год администрацией муниципального образования город Краснодар планируется выделить бюджетные средства для организации международной стажировки студентов в Германии.
V. Хозяйственная деятельность и материальная база
Цели хозяйственной деятельности – развитие материально-технической базы и повышение эффективности хозяйственной деятельности, обеспечивающих реализацию программы развития институтского комплекса.
Задачи:
– развитие и совершенствование учебно-лабораторной базы до её соответствия мировому уровню подготовки специалистов;
– развитие зданий, инженерных сетей и коммуникаций для обеспечения растущих потребностей институтского комплекса;
– обеспечение рационального режима эксплуатации материально-технической базы, придавая при этом особое значение современным энергосберегающим технологиям;
– обеспечение нормативных требований по режиму условий труда работников и обучающихся в институте;
– формирование в коллективе института атмосферы заинтересованности и ответственности работников и обучающихся в сохранении и эффективном использовании территорий, помещений и оборудования института;
– улучшение архитектурного и ландшафтного оформления института, отражающего его фирменный стиль;
– проведение эффективных процедур на закупку оборудования и других материальных средств, с привлечением строительных и ремонтных организаций с целью обеспечения экономии средств.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация настоящей программы позволит создать единую систему подготовки конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов медицинской отрасли.
Сформированная в вузе система непрерывного образования будет сопровождать руководителя и специалиста на всём протяжении их профессиональной деятельности.
Оценка ожидаемой социально-экономической эффективности настоящей программы базируется на системе основных целевых индикаторов, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных в настоящей программе задач.
Модернизация материально-технической базы, совершенствование системы управления и профессиональное развитие кадров позволят реализовывать конкурентоспособные образовательные программы всех уровней образования, выполнять на должном уровне широкий спектр прикладных научных исследований, формировать научные и научно-педагогические кадры, эффективные, жизнеспособные педагогические коллективы.
Медицинские учреждения города Краснодара и Краснодарского края будут ежегодно получать выпускников, обладающих современной компетенцией и имеющих высокий уровень мотивации к труду. Использование в образовательном процессе новейших технологий обучения позволит сформировать у студентов и слушателей инновационную культуру, задаст новые тренды развития страны.
Начальник управления здравоохранения
администрации муниципального
образования город Краснодар А.Н.Луценко
|