Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании




Скачать 186.7 Kb.
НазваниеРеферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании
Дата публикации12.06.2014
Размер186.7 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > География > Реферат
«МАТИ» - Российский Государственный Технологический Университет

им. К.Э. Циолковского


Реферат по философии

Научные принципы и их роль в научном познании
Выполнила: Кондратьева Елена,

аспирантка.


Москва, 2009 г.

Содержание:
I. Введение

1.1. Общий взгляд на теорию познания

1.2. Виды познания

II. Основная часть

2.1. Научное познание

2.2. Научные принципы познания

III. Заключение

3.1.Роль научных принципов

IV. Список литературы

I. Введение
1.1. Общий взгляд на теорию познания
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Сами ученые не всегда должными образом ценят плоды теоретико-познавательных исследований, хотя широко мыслящие, великие ученые зачастую сами осуществляют эту двойную работу ума.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология – это знание о знании. Поэтому часть специалистов предпочитает говорить именно о теории знания, а не «познания», так как в последнем слове оттенок познавательного процесса выражен сильнее. Но в последнее время ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учета личностного фактора в познавательной деятельности. Разумеется, сказанное лишь предварительно вводит в задачу теории знания (или теории познания).

Задача гносеологии есть объективная сторона знания. «Гносеология, или теория знания, есть наука о свойствах истины». Поскольку истина есть объективная сторона знания, состоящая в отношении с субъективной его стороной, поскольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии.

На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представлять ответ на вопрос, что есть знание. Знание означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

1.2. Виды познания
Говоря о знании «вообще», следует обсудить чрезвычайно разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Нельзя считать знание только какой-то один из его видов, произвольно выбранный, скорее приходящий на ум или подсказываемый типичными массовым представлением. В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принятно считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной «сциентистской» общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин – выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой – глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различаются в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.
Житейское познание и знание основывается прежеде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко и проницательнее, чем ум иного ученого.

Практическое знание. Оно тесно связано с научным познанием. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания – инженер или промышленный управляющий. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера – создание новой вещи на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека: она связана с социальностью. У ученых вечный зуд понять что-то, что до сих пор было непонтно. Инженеры же хотят создать то, чего еще не было.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда – и будущего. Жизненный опыт – в его особой, художественной форме – не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и с прошлыми поколениями. Он не только обогащает его видением других жизней, широким представлением о своих современниках, познанием которых живет человек. Ясно, что расширение такого опыта нельзя заменить ничем другим ни научной книгой о чем-то новом, ни грудами познания ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумывание с новых точек зрения прежних жизненных решений – решений героев художественного творения или собственных жизненных поступков. Этот опыт – познавательный, эмоциональный и эстетический – создает связь поколений в общем потоке всемирной истории.

Искусству дано ухватить и выразить такие явлении, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Там, где научному исследованию надо преодолеть перевал, там художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее. Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. Художественное произведение «проверку несет само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах… оказываются хилы, бледны, никого не убеждают… Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие ее нам сгущено-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, - и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать». С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания. Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью его мира. С этим связана противоположность художественного метода научному.

Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя. Вся история науки свидетельствует, что любой субъективизм всегда отбрасывался с дороги научного знания, а сохранялось лишь объективное. Художественные произведения неповторимы. Результаты научных исследований всеобщи.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было, и возможно, не будет в действительности. Мир творимый воображением, не повторяет действительного мира.
II. Основная часть
2.1. Научное познание



Как правило, житейское знание сводится к констатации фактов и их описанию. Научное знание предполагает и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, и да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила – один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Дело в том, что задача ученого состоит не только в умножении наших впечатлений и представлений, но и в уразумении сущности объекта, постижении истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Научное знание охватывает в принципе что-то все же относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувственного интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п.

При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть глубоко общее. Это уже упомянутая идея ориентировки в мире.

Ключом в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания.

Научное познание отличается от других форм познания тем, что ученые используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы. Конечно, это не означает, что, пользуясь этими методами, ученый гарантированно решит изучаемую проблему или откроет новый закон. В науке большую роль играет творческое воображение ученых, их настойчивость, увлеченность своим делом, а также поддержка научной работы обществом.

Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки.

Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.

Измерение - это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет огромную роль в физике, химии и других естественных науках. Но и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических и социальных показателей. Мера – мы вводим.

Эксперимент - это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. Ученый-экспериментатор, как правило, стремится создать такие условия, при котором исследуемое явление (например, падение тела или наследование признака) выступает в «чистом виде», изолированно. Поэтому в эксперименте из сложной системы взаимодействий стремятся выделить элементарную связь «причина— действие». Для этого с помощью технических средств, часто весьма сложных, в нем создаются условия, максимально приближенные к идеальным (вакуум, предельно низкая температура, изолированный рефлекс и т.п.). Поэтому эксперимент существенно отличается от наблю­дения явлений в их естественном течении. Эксперимент в этом смысле является активным воздействием на изучаемый объект, его «испытанием». Еще Ф. Бэкон отмечал: чтобы выпытать у природы законы, нужно «подергать льва (т.е. природу) за хвост».

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Возьмем, например, науки об обществе. В социологии фактический материал ученые получают с помощью разнообразных эмпирических методов - наблюдений, социологических опросов, изучения общественного мнения, статистических данных, экспериментов по взаимодействию людей в социальных группах и т.п. Этим путем осуществляется сбор многочисленных фактов, которые кладутся в основу теоретических гипотез и выводов.

Ученые не останавливаются на наблюдениях и экспериментальных данных. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и обобщения эмпирических фактов, построения классификаций и типологий, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других.

Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод - это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Например, социолог на основе обобщения эмпирических фактов может обнаружить некоторые устойчивые, повторяющиеся формы социального поведения людей. Это будут первичные социальные закономерности. Индуктивный метод - это движение от частного к общему, от фактов к закону.

Дедуктивный метод - это движение от общего к частному. Если у нас есть некоторый общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия. Дедукция, например, широко применяется в математике при доказательстве теорем из общих аксиом. Но дедукция не обязательно осуществляется в математической форме, это может быть и правильно осуществленный логический вывод.

Гипотетико-дедуктивный метод. Достоинство дедукции состоит в том, что дедуктивный метод сохраняет истинность. Это отличает его от индукции, которая ведет лишь к вероятностному выводу. Однако лишь в математике можно вводить некоторые аксиомы и использовать чисто дедуктивный метод. В эмпирических науках не бывает такого рода аксиом. В них общие закономерности, из которых выводятся следствия, обычно формулируются в виде гипотез. Такой теоретический метод получил название гипотетико-дедуктивного метода. Суть его заключается в том, что ученый сначала выдвигает пробную гипотезу, затем выводит из нее следствия, а затем эти следствия сопоставляет с фактами. Если это сопоставление оказывается успешным, то такая гипотеза начинает рассматриваться как выражающая реальную закономерность.

Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.

2.2. Научные принципы
Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект — нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, — принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.

Следующий важный принцип — это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это — принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, - принцип теоретичности. Наука — не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, — это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, — это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

Принцип простоты (известный еще с 14 в. как «бритва Оккама») направлен против произвольного размножения гипоте­тических сущностей. На современном уровне развития науч­ного знания его можно сформулировать как категорическое требование: нельзя каждое явление объяснять своей соб­ственной отдельной гипотезой. Его более слабая формулировка рекомендует предпочитать теорию, основанную на меньшем числе независимых предположений.

Принцип соответствия регулирует взаимоотношения между старыми и новыми теориями. Обычное его понимание состоит в том, что старая теория является не­которым предельным случаем новой. Старая теория не отвергается (и не опровергается) новой — она образует ступень, основание для создания новой.

И наконец, последний, акцентируемый нами, принцип, лежащий в основании научного знания, — это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

III. Заключение
3.1. Роль научных принципов
Научные принципы — это общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу организации научного знания. Они являются ядром научного метода, объединяют и организуют отдельные методы и приемы в единое целое.

Принципы научного познания регулируют научную деятельность (их часто называют регу­лятивными принципами или методологическими регулятивами). Именно в силу регулятивной функции эти принципы про­водят демаркацию науки от ненауки и псевдонауки. Другая важ­нейшая функция научных принципов — эвристичес­кая. Регулируя научную деятельность, а также взаимоотношения теоретического и эмпирического уровней научного знания, эти принципы одно­временно дают и ориентацию научного поиска, его направ­ление.

Принцип воспроизводимости требует возможности эмпирическо­го подтверждения теории. Здесь явно выступает проблема свя­зи теоретического и эмпирического уровней. Но одновременно он накладывает очень важные требования на внутреннюю структуру теории. Эти требования состоят в первую очередь в обязательной интерпретируемости любых следствий, полу­чаемых в рамках данной теории.

Принцип системности или согласованности научного знания носит интегральный характер, объединяющим действие всех остальных принципов. Требование системности организует в единое целое все науч­ное знание, а также все его методы и принципы.
IV. Список литературы


  1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов, 2003

  2. Под ред. Н.Г. Багдасарьян Учебник для студ. техн. Вузов - М.:Высш. школа, 1999.

  3. сайт - http://aspirant.rggu.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconРеферат на тему: «Философия Владимира Соловьева»
В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconКозьмы Минина Источник и его роль в историческом познании Материалы...
Источник и его роль в историческом познании: Материалы международной научной конференции 1718 мая 2012 года

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconРеферат по философии студента i-го курса факультета социологии, экономики...
Реферат по философии студента i-го курса факультета социологии, экономики и права Виноградова Александра

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconПрограмма курса теория аргументации по направлению подготовки 032700 «Филология»
Представить аргументацию как феномен, объединяющий не только собственно логический, но и фактуальный, риторический, этический и аксиологический...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconРеферат по философии Тема: "Этика И. Канта. Категорический императив"
Фихте, Шеллинга заняли ведущее в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха,...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconПрограмма курса введение в теорию аргументации по направлению подготовки 032700 «Филология»
Представить аргументацию как феномен, объединяющий не только собственно логический, но и фактуальный, риторический, этический и аксиологический...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconI. реферат (темы)
Проблема соотношения веры и знания и познание души в христианской теологии и философии

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconФ.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий...
Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании icon1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий...
Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих...

Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании iconФ.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий...
Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции