«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация




Скачать 130.17 Kb.
Название «природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация
Дата публикации 12.05.2014
Размер 130.17 Kb.
Тип Лекция
literature-edu.ru > География > Лекция
ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ»



«ПРИРОДА – ЖЕРТВА ВОЙНЫ» (название лекции)

Просветительская лекция. Лекция – информация.

(классификация лекции по содержанию и форме)

Исполнитель: Журавлев Александр, 7 кл.

Руководитель: О.А. Смирнова,

педагог-организатор ОВР,

преподаватель биологии







Санкт-Петербург

2013
Содержание


  1. Вступление. Цель лекции ………………………………....стр.3




  1. История войн – история уничтожения природы………..стр. 3-10




  1. Заключение…………………………………………………стр.10




  1. Список литературы:……………………………………….стр.11


Тема моей лекции «Природа – жертва войны», а основной целью – на основе фактов воздействия войны на природу, взятых из произведений искусства, литературы, воспоминаний очевидцев, осознать собственный опыт человечества, где природа и человек являются главными действующими лицами.

Если спросить человека с улицы, когда войны стали оказывать вредное воздействие на природу, большинство людей назовут XX век, от силы век XIX. Если бы это было так! История войн – это и история уничтожения природы!

Овладев орудиями труда, человек выделился из всех остальных животных, люди стали конкурировать друг с другом за лучшую территорию с чисто человеческим зверством, убивая себе подобных. Межплеменные, межстадные войны были экологичными – в этом отношении первобытные люди не рубили сук, на котором сидели. Постепенно средства производства совершенствовались, люди, перестав быть полностью зависимыми от богатств дикой природы, стали воевать не за кормовые ресурсы, а за территории. В это время природа и стала сильно страдать от человеческих разборок. Во-первых, люди стали укреплять свои поселения рвами, ловчими ямами, которые разрушали почву, ее обитателей, нарушали миграции некоторых животных – в итоге нарушалась вся лесная экосистема.

Во-вторых, люди стали использовать природные объекты, например, леса – как оружие. Так, Юлий Фронтий, римский историк I века описывает, как воины подрубили деревья в целом лесу и повалили их, когда в лес вступило римское войско. Использовали природные объекты и для поражения противника, самые распространенные способы – это отравления источников воды и пожары. Например, Василий Голицын воевал с крымскими татарами, те забили падалью все источники питьевой воды. Пристрастие к пожарам питали жители степей: в степ и огонь быстро распространяется, и даже если враг не погибнет в огне, его погубит отсутствие воды, пищи и корма для скота.

Как следствие войны – огромные захоронения, остающиеся на местах крупных сражений (например, во время битвы на Куликовом поле погибли 120 000 человек). При разложении трупов образуются яды, которые попадают в водоемы и отравляют их, эти же яды губят животных и на месте захоронения.

Следующий фактор воздействия войн на природу – перемещение значительных масс людей, снаряжения и вооружения, когда ноги миллионов солдат, колеса, гусеницы десятков тысяч стали стирать в пыль землю, а их шумы и отходы загрязнять местность на много километров вокруг.

Наибольший ущерб природе был нанесен в войнах XX века, так как все виды вооружений получили свое развитие, появились новые: танки, авиация, ракеты. Новые взрывчатые вещества давали взрывы большей мощности, чем порох. Дальнобойкость орудий увеличилась настолько, что они стали вести стрельбу за горизонт, по невидимой цели – факторы, поражающие как врага, так и природу. Бомбы авиации проникают глубоко в грунт, помимо разрушения почв и уничтожения животных взрывами и осколками снарядов, новые боеприпасы вызывают лесные и степные пожары.

Негативные воздействия на окружающую среду связаны с применением двигателей. Первые двигатели – паровые машины, кроме сажи не наносили особого вреда. Но в конце XX века на смену им пришли турбины и двигатели внутреннего сгорания. Первые военные двигатели вообще и нефтяные появились на флоте, выбрасываемые ими огромное количество нефтяной копоти и пятна нефтепродуктов губит все живое в воде. Но главной особенностью военных кораблей и войны на море является гибель судов. Если деревянные корабли парусной эпохи спокойно гнили на дне, давая пищу моллюскам, то новые корабли оставляют огромные пятна нефти и травят придонную фауну массой ядовитых веществ. Так, в мае 1941 года английский флот потопил линкор германского флота «Бисмарк» после того, как пробил Бисмарку топливную цистерну, в море вылилось 2000 тонн мазута. За время II Мировой войны было потоплено более 10 тыс. кораблей и судов. Если в мирное время танкерам с нефтью, не грозит большая опасность, то в военное время их топят в первую очередь, ибо без горючего самая грозная техника превращается в металлолом.

Война на море имеет еще одну специфическую опасность для всего живого, связанную с особенностями водной среды – это сила ударной волны, обладающая сокрушительной силой.

О влиянии оружия массового поражения (химического, бактериологического и атомного) можно и не говорить. Только в СССР было проведено 740 испытаний ядерного оружия. Так, на Новой Земле была взорвана водородная бомба мощностью 50 мегатонн! На 400 километров вокруг все живое уничтожено. Вдобавок при производстве оружия получается множество вредных веществ; многие химические вещества не распадаются сотнями лет, а радиоактивные – миллионы лет, становится ясно, что военная промышленность закладывает мину замедленного действия под генофонд человечества.

Мир един и войны несут беды не только для людей, но и для природного наследия всей планеты, природа и человек являются главными действующими лицами; через отношение к природе, сопереживание братьям нашим меньшим человек становится духовно богатым и высоконравственным.

О том, как тяжело далась нашему народу победа в Великой Отечественной войне, существует немало свидетельств людей, переживших это испытание. Конечно, главной жертвой войны, как и ее зачинщиком, является сам человек. А что испытала на себе природа – все живое? Прекрасная земля, создавшая на себе удивительный мир природы. Природы, ставшей жертвой войны. Уничтоженные огромные массивы леса, вытоптанные площади зерновых, сожженные поля ржи и пшеницы в конце лета и невспаханные по весне, в шрамах земля: в воронках и окопах, вывезенные составы вагонов с перегноем в Германию, угнанный скот. Всех ран и бед не перечислишь. Многое мы узнали о величии подвига народа из послевоенных и военных произведений, картин, писем, песен и стихов, посвященных духовно-нравственной жизни человека, любви и восприятии природы.

На военных дорогах помимо людей,

Убивало железо собак, лошадей.

В реках рыб убивало. И птиц в небесах,

А еще убивало деревья в лесах.

Это очень печально – в эпоху чудес

После войти в обезглавленный лес.

Как же странно он выглядит – солнечный свет –

На обрубках, в которых дыхания нет!...

(Глеб Борковский)

Картина А. Пластова «Фашист пролетел» наполняет болью сердце неравнодушного человека и спустя почти семьдесят лет после тех событий. Жизнь и труд человека слиты с природой, с дыханием родных лесов и полей. В картине Пластов написал пасмурный день, неприметный мирный пейзаж. И только скорчившийся труп подростка, а рядом с ним воющая в небо собачка, оставшаяся без хозяина, говорят о войне; да туши убитых животных валяются на опушке. И еле заметной точкой виден в небе улетающий самолет, принесший эту внезапную, горькую смерть животным и человеку. Враг посягнул на самое незащищенное: детство и природу.
Пламень метался багровый

С крыш на сухие деревья…

Перед закатом корова

С поля вернулась в деревню.

Пахло травою дурманной

Тяжко набухшее вымя…

Было ей дико и странно

Видеть проулки пустыми.

(А. Сафронов)

Цветы и война. Трудно представить себе что-либо противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу. В стихотворениях и песнях, посвященных подвигу нашего народа в Великой отечественной войне, поэты обращались к образу цветов России, как символу Родины, за которую поднялась на смертный бой вся страна

Зловещим заревом объятый,

Грохочет длинный небосвод,

Мои товарищи – солдаты

Идут вперед за взводом взвод.

И от ромашек-тонконожек

Мы оторвать не в силах глаз.

Для нас,

Для нас они, быть может,

Цветут сейчас в последний раз.

(Н. Старшинов)
Краткие письма с фронта содержали душевные переживания, любовь ко всему живому, выражали трагизм войны.

«…Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек…представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, и здесь же растет цветок…И вдруг василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных пунктов, где они убивают детей! Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком…»

(письмо гвардии майора Д.А. Петракова дочери 18 сентября 1942г.)

После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал к памяти картины мирной жизни.

А вот возьми, былинка уцелела,

И каждый раз, взглянув наискосок,

Я снова видел в зоне артобстрела

Живой, неистребимый колосок.

(Г. Пагирев)

Каждый знает о многих местах боевой славы. 200 дней и ночей шла битва на Волге, Сталинграде – в большом зеленом городе не осталось ни одного целого здания, ни одного деревца… Нет! Одно осталось! На бульваре рос серебристый тополь. Он уцелел под натиском около двух тысяч танков и более двух тысяч самолетов, с участием двух миллионов солдат. Он выстоял, как часовой. Он тоже служил воинам: по нему орудийные расчеты корректировали залпы. Мимо него пробирались в разведку, к его тонкому стволу подгоняли ротные кухни. У этого тополя был дан первый концерт для бойцов, вышедших из последнего Сталинградского боя.
Старый тополь

На площади Павших…

Старый тополь,

В боях побывавший.

Сколько пуль

В дни суровые

Сколько

В ствол его угодило

Осколков?

До сих пор еще

Светятся раны

На могучем стволе

Ветерана

(Г. Павловский)

У стен Новгородского кремля – небольшая липовая роща. Стволы лип изранены – гитлеровцы в годы оккупации города вбивали в них гвозди: расстреливали человека – вбивали в дерево гвоздь. Рядом с рощей красная кремлевская стена, изрешеченная пулями, здесь происходили казни. Когда идет дождь, стволы лип плачут кровавыми слезами – с ржавых гвоздей стекают вниз красные капли. Искалеченные липы делятся своей мукой с людьми, приходящими сюда поклониться памяти героев-мучеников.

«Шумел сурово Брянский лес» - песня, которую знают все, а каждый ли знает, что от могучих сосен остались только единицы. Настоящий брянский лес – это выросшие уже после войны деревья, а те, что выстояли – раненые свидетели освобождения страны от врага. Брянщина известна как партизанский край, где в Великую Отечественную войну каждая роща была бастионом, каждый куст – огневой точкой.
Дождей ли струи хлещут косо,

Лучей ли радостный прилив –

Шумят вершины брянских сосен,

Остановись, послушай их.

Застыл мемориал гранитный.

Цветы у вечного огня.

Над павшими на поле битвы

Деревья кронами звенят.

В их вечном гуле стоголосом

Мотивы памяти слышны,

А в окруженье брянских сосен –

Поляна скорбной тишины.

Владимир Сапон

«Враг просчитался. Не только люди русские, сама природа русская не приемлет окаянного фашиста. Вместе с людьми борются против захватчиков и старинные брянские рощи, и глубокие реки, и чарусы на болотах, и морозы русской зимы» (из брянских и орловских партизан Родине).

Животные и война – тема для отдельного разговора, когда братья наши меньшие становились невольными участниками боевых действий: собаки, лошади, птицы, кошки. Они помогали побеждать и выживать. В городе Ахтубинск Астраханской области установлен памятник двум верблюдам, дошедшим до Берлина. В 1942 году немцы подступали к Волге, для подвоза боеприпасов и горючего, продуктов на фронт не хватало техники и лошадей. Решили, использовать верблюдов. Историкам удалось проследить путь верблюдов по кличке Маша и Миша, которые всю войну отслужили в качестве тягловой силы.

«8 мая 1945 года расчет орудия, передвигаемого верблюдами Машей и Мишей, защищал воинов, водружавших Знамя победы над Рейхстагом», - сообщает пресс-служба губернатора Астраханской области.

К сожалению, судьба многих животных, помогающих приближать победу, оказалась трагичной.
Песня о лошади

Жарким осколком снаряда

Шею пробило у ней.

Смотрит тоскующим взглядом,

С крупной слезой на людей.
Вот и окончена служба

И лошадиная жизнь…

Стоило ль в зимнюю стужу

Хвою промерзшую грызть?
Смотрит с тоской человечьей,

Взрывы грохочут кругом,

Свист смертоносной картечи

Ей уж теперь нипочем.

Сергей Орлов
Трагедией всей страны стала блокада Ленинграда. Многие блокадники помнят город через вот это состояние: особенно неуютно, жутко человеку и он ближе к гибели, исчезновению от того, что исчезли коты, собаки, даже птицы. «Ни лая, ни мяуканья, ни писка пичужки» (Вера Инбер).

Из дневника Г.А. Князевой: «Я все записываю, что попадает в мой кругозор. Но вот давно уже в мой кругозор не попадает ни одной собаки, ни одной кошки, ни одного голубя…даже воробьев не вижу. Первых съели. Правда одну живую собаку я знаю, это у Лосевой. Она держит ее в комнате, никуда не выводит. Потерявши мужа, она привязалась к своему псу, как другу…»

Судьба животных блокадного Ленинграда – это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. Блокадники рассказывали о гибели от бомбы слона в зоопарке. Голодающие люди не посмели засолить тушу и сохранить мясо, они закопали тушу слона. И в этом проявилась человечность.
Жил в Ленинграде слон,

Блокадный слон.

Под свист снарядов, взрывы бомб,

Жил в зоопарке он.

Но вот еще один налет.

И столб огня пред ним встает.

И вот на землю рухнул слон…

Последний вздох, последний стон.

В пыли, в обломках кирпича,

В крови, что тоже горяча,

Как кровь его друзей – людей.

Большой и добрый, будто дом,

Внезапно, списанный на слом, затих он – память мирных дней,

Любимец городских детей – блокадный слон.

К. Вишневский

Через девять дней с начала блокады в глубокий тыл была увезена часть обитателей ленинградского зоопарка, представляющих особую ценность (тигры, львы, пантера, ягуар, обезьяны и др.). Среди оставшихся была бегемотиха Красавица. Во время обстрела бегемот скрывался в бассейне под водой и отсиживался до конца обстрела. Благодаря своей смотрительнице Евдокии Дашиной, бегемот выжил. Красавица пережила всю войну, блокаду и смогла дожить до 1951 года, радуя детишек и сотрудников.

В документах и воспоминаниях блокадниках рассказывается история о «о блокадных кошках». Страшной зимой 1941-1942 годов блокадный Ленинград одолевали крысы. Жители умирали с голоду, а крысы плодились и передвигались целыми колониями «…тьма крыс длинными шеренгами двигались по Шлиссельбургскому тракту (проспект Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для города. В крыс стреляли, давили танками: они забирались на танки и ехали на них дальше» (из воспоминаний блокадницы). Никакие методы борьбы не помогали, а кошек в Ленинграде уже давно не было: всех домашних животных съели – обед из кошки бывал порой единственной возможностью сохранить жизнь.

После прорыва блокады было принято постановление о необходимости выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек – лучших крысоловов. «Мяукающая дивизия» - так в шутку называли блокадники прибывших животных. В дальнейшем была объявлена еще одна мобилизация кошек уже из Сибири специально для нужд Эрмитажа и других дворцов и музеев, ведь крысы угрожали бесценным сокровищам искусства и культуры. Всего в Ленинграде было отправлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов и кошек, которые справились с задачей и очистили город от крыс.
Весной сорок пятого года

Как, впрочем, и после, и до

Готовилась снова природа

Исполнить призванье свое
Сочились березы слезами

Черемуха буйно цвела

Смеялись ромашки глазами

И вновь зеленела трава.
И солнце звенело в зените

Под утро ложилась роса,

Шептала природа: любите,

Ведь смерть никому не нужна…
Проходят десятилетия после окончания самой кровопролитной войны, давно зарубцевались ее раны на полях сражений. Уроки прошлого должны служить настоящему и будущему в гуманистическом и демократическом смысле, должны способствовать тому, чтобы народы и все люди в отдельности извлекали из них то, что помогает им стать лучше и совершеннее, чем они были и есть.
«Наука доказала свою способность уничтожать жизнь на земле, но сейчас ясно, что спасти ее она не в состоянии. Спасти человечество может лишь его высокая нравственность» (Василь Быков)

Список литературы:


  1. Гомеранц Г.С.Диалог культурных миров// Лики культуры. Альманах, М; Юрист,1995.

  2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// М; Московский клуб, 1992.

  3. Сохряков Ю.И. Природа и человек в русской прозе XIX в.// Сохряков Ю.И. Художественное открытие русских писателей. О мировом значении русской литературы – М.: Просвещение, 1990.

  4. Инструменты мирового господства http://iwolga.narod.ru/docs/imper_zl/5h_4.htm

  5. Война и природа – вечное противоборство интересов человечества

http://www.uic.nnov.ru/~teog

  1. Война будущего. http://b-i.narod.ru/vojna.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция № Происхождение языка Лекция № Природа, сущность и функции языка
Термины лингвистика и языкознание (термин языковедение архаичен) употребляются как синонимы. Любая наука имеет объект и предмет,...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Курс лекций Лекция Введение в философскую суицидологию. Лекция Общая...
Открыть, в чём состоит суть суицида, наука не в состоянии (по собственной ограниченной природе) и потому должна обращаться за объяснениями...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция на тему: Пенсионное обеспечение
Программа работы на февраль 2008 г. Дата Часы день недели Место Название мероприятия Лектор
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция первая
Поэтому — завтра и послезавтра вы увидите почему — я кладу сегодня в основу тот исторический обзор нового развития человечества,...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon I. Автономность бессознательного Целью Терри, учредителя этих лекций,...
Первая лекция представляет собой нечто вроде введения в проблемы практической психологии и религии. Во второй лекции речь пойдет...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция первая
Духовном движении и ввиду этой точки зрения я выбрал название этого курса лекций. В самом начале нашего Антропософского дела мы будем...
«природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация icon Лекция Самостоятельная работа
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции