Генезис глобальных проблем человечества




Скачать 245.37 Kb.
Название Генезис глобальных проблем человечества
Дата публикации 12.06.2014
Размер 245.37 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > География > Реферат


СОДЕРЖАНИЕ




1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.


ВВЕДЕНИЕ

ГЕНЕЗИС ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Появление глобальных проблем

Ускорение общественного развития

Осознание глобальных тенденций

СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИОПРИРОДНЫХ ПРОБЛЕМ

Проблемы различных уровней

Критерии глобальности

Принципы классификации

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИОПРИРОДНЫХ ПРОБЛЕМ

Проблемы предотвращения термоядерной войны

Экологическая проблема

Демографическая и продовольственная проблемы

Энергетическая проблема

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3

4

4

5

6

8

8

11

12
14

14

16

18

21

23

24


ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин “глобальный” ведет свое происхождение от латинского слова “глобус”, то есть Земля.

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно–технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. В 21 веке человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных.

Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.

В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде. Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.

  1. ГЕНЕЗИС ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА




  1. Появление глобальных проблем


Раньше всемирная история представляла собой в основном автономно развивающиеся цивилизации, не оказывавшие серьёзного влияния друг на драгу. Современный же мир разительно изменился, став единым целым в результате того, что за последнее столетие в нём с нарастающей быстротой щли интегративные процессы всех сфер общественной жизни.

Мировые перемены принесли людям и новые заботы, вытекающие из интернационализации общественной жизни. В первую очередь это связано с появление принципиально новых проблем, которые стали всеобщими (глобальными), явившись результатом многовековых количественных и качественных изменений в системе «общество-природа», а также и в самом общественном развитии. В истории никогда не было подобной ситуации, которая характеризуется тем, что мировое сообщество являет собой не только пеструю, но и гораздо более противоречивую картину, чем прежде.

С одной стороны, оно представлено многочисленными, непохожими друг на друга культурами, нациями, государствами. С другой стороны, в третье тысячелетие человечество вступило как единое целое, как население «общего дома», а точнее, большой и уже переполненной «коммунальной квартиры» по имени Земля, где условия проживания ограничены не только её естественными параметрами, т.е. территорией, пригодной для жизни, но и наличием необходимых для жизнедеятельности ресурсов. \то реальность, полное осознание которой произошло лишь в последние десятилетия и с которой абсолютно все страны и народы теперь вынуждены считаться, т.к. альтернативы такому общежитию просто нет.

Появление глобальных проблем в наше время – это не результат какого-то просчёта, чьей-то роковой ошибки или преднамеренно выбранной стратегии социально-экономического и политического развития. Это и не причуды истории или результат природных аномалий. Причины проблем кроются гораздо глубже и корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом.

Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул практически всё мировое сообщество, распространившись и на ту его часть, которая проживет в наиболее отдалённых от центров цивилизации регионах, и на развивающиеся, и на развитые страны. Именно в последних негативное воздействие человека на окружающую среду проявилось несколько раньше и в наиболее острой форме по причинам, которые в значительной степени вытекали из бурно и стихийно развивавшейся там экономики.


  1. Ускорение общественного развития


Итогом бурно и стихийно развивавшейся экономики стала в первую очередь деградация окружающей среды, очень быстро обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представление и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов являлся сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая всё новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

Только за последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. При этом процесс изменений происходил с нарастающей быстротой и неизменно сопровождался всё более глубокими и основательными преобразованиями в социально-экономических сферах. Так, если от вербального общения к письменности человечество шло около 3 млн. лет, от письма к печатанию – примерно 5 тыс. лет, от печатания к таким аудиовизуальным средствам, как телефон, радио, телевидение, звукозапись и т.п. – примерно 500 лет, то для перехода от традиционных аудиовизуальных средств к современным компьютерам потребовалось уже менее 50 лет. Ещё более короткими сроки от новых изобретений до их практической реализации стали в настоящее время; они теперь зачастую измеряются уже не годами, а месяцами и даже днями.

Итак, если ещё пару столетий назад нации жили обособленно, а их связи друг с другом были незначительны, то ХIX в. принёс кардинальные перемены. Техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. Естественно, что в таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики. Появление и бурное развитие в начале ХХ в. авиационной, а затем и космической техники многократно ускорили этот процесс. В результате на Земле не осталось теперь не только «белых пятен», но и практически нет уже и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Всё это дало основание называть теперь нашу планету «общим домом», «островком во Вселенной», «лодкой в бушующем океане», «мировой деревней» и т.п., а проблемы, которые оказались общими для всех людей, глобальными.


  1. Осознание глобальных тенденций


Под влиянием впечатляющих результатов в области науки и техники уже в двадцатые годы ХХ в. появляются первые технократические социальные теории. Автор наиболее известной из них – американский экономист и социолог Т. Веблен одним из первых дал философское обоснование ведущей роли промышленного производства и технического прогресса в развитии общества. По его мнению, управление современным государством должно находиться в руках инженеров и техников, так как развивать производство в интересах общества (в этом был пафос технократической теории Т. Веблена) смогут только они, и политическая власть им нужна для реализации именно этой цели.

К тому же времени относится появление и других взглядов, в которых отражалось серьёзное беспокойство по поводу опасностей, таившихся в новых тенденциях. В частности, В.И. Вернадский сыграл важнейшую роль в осмыслении проблем взаимоотношения общества с природой. По существу сходные идеи высказывал тогда и известный французский философ, теолог П. Тейяр де Шарден. Пытаясь обосновать уникальность человека в качестве составной части биосферы, он развивая концепцию гармонизации отношений человека с природой, призывая при этом к отказу от эгоистических устремлений во имя объединения всего человечества. [1]

«Выход для мира, двери для будущего, вход в сверхчеловечество открываются вперёд и не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они откроются лишь под напором всех вместе и в том направлении, к котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли». [2]

Таким образом, среди философов, учёных уже в первой половине ХХ в. было понимание не только того, что наступает новая эпоха – эпоха планетарных явлений, но и то, что в этих новых условиях люди смогут противостоять природной и социальной стихии только сообща. [1]


  1. СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИОПРИРОДНЫХ ПРОБЛЕМ




  1. Проблемы различных уровней


Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже отдельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их отличие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное» и «единое», их обычно интерпретируют таким образом, что частые проблемы выступают как единичные, локальные и региональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задаёт и основной критерий, который лежит в основе выделения проблем. Он именуется географическим, так как выражает пространственных масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют место те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства, отдельным населённым пунктам или небольшим природным объектам.

Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные социальные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более высокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идёт, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в небольшом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуальных вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми её последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. В зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканского континента, когда от голода погибло более 250 тыс. человек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опасных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зависимости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.

И наконец, глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только ту его часть, где непосредственно проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Таким образом, когда речь идёт о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу её деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых проблем. Например, при исследовании проблемы экономической отрасли в мировом масштабе обычно ограничиваются делением всей планеты на 2 региона – развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографических, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяется конкретными целями исследования.

Важно при этом отметить, что любая проблема только тогда может считаться глобальной, когда она актуальна относительно любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблема одного или нескольких регионов (или ещё более мелкого масштаба).

Их этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются глобальными. Очевидно, количество последних будет несколько меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незначительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удалённых на достаточно большое расстояние от основных центров и источников загрязнения окружающей среды, состояние воздушного или водного бассейнов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущаться. Тем не менее это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты которой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локальные, а тем более частные проблемы имеют отношение к глобальным, ибо их число несоизмеримо больше.

Приведённое рассуждение позволяет не только в научном, но и в практическом плане осуществить разграничение между глобальными и региональными проблемами, так как все глобальные проблемы относятся к единой, не изменяющейся в своих масштабах системе – к планете в целом. Отсюда их количество для данной системы на определенном историческом этапе является вполне определенным. В то же время количество проблем других уровней не поддается строгому учету, ибо границы как регионов, так и различных районов принимаются условно в зависимости от целей и задач исследования. [1]


  1. Критерии глобальности


Для более строгого определения глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного «географического» критерия, вводятся дополнительные критерии, характеризующие их с другой стороны – со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только определённых людей, но и судьбу всего человечества.

Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты.

В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

Помимо отмеченных критериев нередко указывается ещё на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от региональных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильностью. Они исподволь и долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем перечисленным выше критериям глобальности, а по мере решения могут (теоретически) терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на более низкую ступень. Но дело это столь трудное, что недолгая история их существования пока таких примеров не знает.

Ещё одна принципиальная особенность глобальных проблем заключается в том, что все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на неё других проблем.


  1. Принципы классификации


Приведённые критерии и особенности глобальных проблем в основном отражают взгляды большинства исследователей в данной области и позволяют назвать глобальные проблемы, отделив их от всех остальных. При этом для определения степени остроты и актуальности той или иной проблемы, соотнесения её с другими проблемами обычно проводят различные классификации, выделяют их отдельные группы.

Классификация не является самоцелью, а выступает как важный компонент комплексного исследования актуальных противоречий современности и позволяет рассматривать эти проблемы в их взаимодействии и взаимообусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем. Помимо этого, классификация способствует более глубокому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия решений.

Большое значение имеет и то, что строго и четко проведенная классификация в определенной мере подводит итог предшествующим исследованиям в данной области познания и вместе с тем отмечает начало нового этапа в развитии таких исследований.

В настоящее время вреди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание получил тот, в соответствии с которым все они делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни.

Таким образом, первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, и потому их называют интерсоциальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: устранение войны их жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

И наконец, третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек-общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.

Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления. Поэтому любая подобная классификация должна рассматриваться не как окончательный вариант решения вопроса, а как один из возможных способов реконструирования сложной системы, способствующий лучшему пониманию природы взаимосвязи глобальных проблем. [1]

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИОПРИРОДНЫХ ПРОБЛЕМ




  1. Проблемы предотвращения термоядерной войны


К числу наиболее острых глобальных проблем современности относится проблема, порожденная развитием и совершенствованием оружия массового поражения.

“В арсеналах ядерных держав находится более 50 тысяч ядерных и термоядерных боеприпасов общей мощностью более 13 000 Мт, что примерно в миллион раз превышает мощность ядерной бомбы, уничтожившей Хиросиму”.[3]

При глобальном ядерном конфликте, цивилизация погибнет не только от непосредственного воздействия радиации, но и из-за ее экологических и климатических последствий.

Разрушение озонного слоя, “ядерная зима”, сделают Землю непригодной для существования человека. Нельзя так же забывать, что кроме ядерного существуют и другие виды оружия массового уничтожения (химическое, бактериологическое и др.), а совершенствование военной техники позволяет приблизить поражающее воздействие обычного оружия к характеристикам термоядерного.

Помимо того, что гонка вооружений может привести к гибели человечества, она требует очень больших экономических затрат, оттягивая на себя более ценные материалы и человеческие ресурсы. Ежеминутно на совершенствование вооружений тратится 1,8 млн долларов.

Испокон веков назначение любого действительного оружия было физическое уничтожение людей и материальных ценностей и преград к достижению тех или иных целей, индивидуумами, группами их или государствами.

Ушло в прошлое противостояние двух блоков, заключены крупномасштабные соглашения, осуществление которых ведет к сокращению накопленных арсеналов ядерного и обычного оружия у ряда наиболее крупных в военном отношении стран, но проблемы военного характера не уменьшились.

В кругах широкой общественности по сей день существуют две точки зрения. Одна вытекает из вполне понятной обеспокоенности огромными масштабами накопленных вооружений, связанными с этим экономическим и экологическим аспектами. Из простой, в конце концов, человеческой тревоги постчернобыльского происхождения. Суть ее – в требовании скорейшего запрещения и уничтожения ядерного оружия. Однако в некотором смысле ядерный запас, после того, как он произведен “на свет” фактически неуничтожим.[4]

Другая точка зрения сводится к тому, что ядерное оружие следует рассматривать как средство поддержания глобальной стабильности – вне зависимости от того, противостоят ли в какой либо области межгосударственных отношений державы им обладающие.[5]

Если исторически ядерное оружие возникло и развивалось как средство обеспечения идеологического противостояния, то на сегодняшний момент смысл последнего кардинально меняется: наличие современного ядерного оружия в современных же условиях обеспечивает нужды не войны, а мира. Поскольку повышает уровень ответственности политиков, государственных деятелей, военных при принятии решений в самых острых и кризисных положениях.

Можно избежать печальных последствий, которые несет гонка вооружений, если взяться за это всем миром. Только путем переговоров, взаимодоверия, совместной разработкой мер по профилактике и недопущению гонки вооружений можно достичь существенных успехов в деле сохранения мира:

  1. Решение проблемы войны и мира приведет к снятию угрозы уничтожения всей земной цивилизации в результате термоядерной войны.

  2. Прекращение наращивания вооружений приведет к высвобождению громадных средств, которые будут направлены на решения других глобальных проблем, имеющих народнохозяйственное значение.




  1. Экологическая проблема


Проблема взаимоотношения общества и природы — одна из самых острых среди множества проблем, волнующих человечество в настоящее время.

Под понятием “экологическая проблема”, подразумевает не только дефицит основных природных ресурсов, но и возникновение возможных климатических и геологических катаклизм, опасны последствия загрязнения природной среды для здоровья людей и живых организмов планеты.

Из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство 98,5%—99% превращаются в отходы. Это высокотоксичные отходы нефтехимического производства. В атмосферу Земли ежегодно выбрасывается 250 млн. тонн пыли, около 70 млн. кубометров газа, а также множество других вредных веществ. Итогом уже явилось разрушение озонного слоя, защищающего Землю от губительной части спектра солнечного излучения, которое влияет не столько на климат, сколько непосредственно на клетки растений и животных. Ультрафиолетовое облучение разрушает ДНК, увеличивает частоту мутаций.

Меняется химический состав атмосферы — за последние 30 лет содержание в ней углекислоты возросло на 25%. Растущая концентрация углекислоты в атмосфере может привести к “парниковому эффекту”.

Другое свидетельство напряженной экологической ситуации: это кислотные дожди, которые “заливают” индустриально развитые страны. Миллионы гектаров лесов в Европе уже погибли в результате этих дождей, около половины всех лесов повреждены и близки к гибели.

Огромное количество различного рода веществ, образующихся как побочные продукты производственной деятельности, попадает в гидросферу – океаны, моря, реки, озера, подземные воды. Гидросфера сильно загрязнена – все меньше остается чистой, пресной воды на Земле.

Результатом хозяйственной деятельности человека стало также загрязнение почвы различными отходами промышленности и сельского хозяйства, а также отходами военной и ядерной промышленностей. Это отрицательно сказывается на условиях жизни, а главное здоровье населения. Поэтому борьба за чистоту гидросферы и почвы имеет огромное значение. Наряду с загрязнением окружающей среды не менее остро стоит проблема истощения природных ресурсов, которые необходимы человечеству для поддержания его нормальной жизнедеятельности.

Острую тревогу вызывают оценки состояния невозобновимых ресурсов. Нефть, уголь, медь, железо, уран и золото на протяжении многих лет играли и играют большую роль в жизни людей. Однако в настоящее время преобладающая часть минеральных ресурсов, обнаруженных близ поверхности земного шара, исчерпана. Потому остро встал вопрос, сколько времени человечество сможет продолжать свою традиционную практику потребления невозобновимых ресурсов.

По некоторым расчетам человечество до 2500 года израсходует запасы всех металлов, причем добыча свинца, цинка, олова, золота, серебра, платины, никеля, молибдена, вольфрама, меди рассчитана до 2000—2100 года, марганца, кобальта, алюминия — до 2100 —2200 годов. И это далеко не самый пессимистический прогноз.

Человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Парадокс заключается в том, что главной и единственной разрушающей силой в природе является человек. Ни одно животное, ни один простейший живой организм в природе не уничтожает среду своего обитания так безжалостно, так необдуманно, так последовательно и масштабно, как человек.

В связи с этим возникает вопрос, есть ли пути выхода из сложившегося положения?

В настоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет. Мнения разделяются. Одни рисуют перспективы человечества в мрачных тонах, другие считают, что, несмотря на трудности, экологическую проблему решить можно.

После работ Римского клуба широкое хождение получили идеи о необходимости прекращения научно-технического прогресса. В противовес этим идеям выдвинута следующая точка зрения. Хотя наступление экологического кризиса во многом обязано развитию науки и техники выход из него немыслим без их развития. Для преодоления экологического кризиса прежде всего необходима переориентация научно-технического прогресса. Наука может подсказать много разных вариантов дальнейшего развития. [6]

Первостепенной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является международной стратегией выживания. Необходимо создать механизм всемирного мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Следовало бы подумать об учреждении международного суда или трибунала за экологические преступления.


  1. Демографическая и продовольственная проблемы


К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится демографическая проблема.

В чем сущность демографической проблемы? Еще в XVIII веке английский экономист Т. Мальтус в книге “Опыт о законе народонаселения...”(1798) обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название демографической проблемы. “Мальтус видел проблему в том, что население растет в геометрической прогрессии, то есть увеличивается с невероятной скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии”. [7] Суть ее в том, что темп развития населения не соответствует темпам роста средств к существованию.

Мировое население по мере развития истории нарастает. Так, к 1825 году население Земли составляло 1 млрд. человек, 1930 — 2 млрд. человек, 1961 — 3 млрд. человек, а в настоящий момент численность населения приближается к 6 млрд. человек. По оценкам специалистов ООН, ежегодный прирост населения составляет 80 млн. человек. [8]

Хотя численность населения увеличивается более, чем на миллион человек каждый день, темпы роста медленно снижаются. Однако сокращение наблюдается только в Китае и промышленно развитых странах.

Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что показатели рождаемости сохраняются именно в тех странах, которые меньше всего могут себе позволить иметь большую численность населения. К 2025 году 83% населения будут жить в Азии, Африке и Латинской Америке.

Таким образом, население, где жизненный и культурный уровни ниже, растет существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых обществах. Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых странах воспитание ребенка чрезвычайно дорогостоящий процесс, поскольку в условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение. Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяет принять обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения.

Кроме того, в настоящее время повсеместно признается, что одной из основных причин, а также одним из следствий чрезмерного роста населения, является бедность. Многочисленные семьи для бедных являются своего рода социально-экономической гарантией.

По расчетам ученых, планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду. [9]

Быстрый прирост населения планеты порождает и обостряет проблему обеспечения его продовольствием.

И изменения в сфере продовольственной технологии и социальной организации, использование всех достижений современной науки при одновременном подъеме общей и профессиональной культуры населения помогли бы афро-азиатским странам в обозримом будущем решить или, по крайней мере, уменьшит остроту проблемы. Но это не значит, что прирост населения может продолжаться неограниченно. Во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель ограниченны и площади их в следствии эрозии почв непрерывно сокращаются. Во-вторых, овладеть сельско-хозяйственной технологией, и производственной культурой нелегко, и на это требуется много десятилетий. В-третьих, многие из развивающихся стран продолжают тратить значительную часть своих финансовых и людских ресурсов на региональные войны, внутренние конфликты. В-четвертых, поверхность Земли, пригодная для проживания людей, ограничена, прирост же населения будет вести к созданию новых городов и уменьшению площади сельско-хозяйственных угодий. В-пятых, прирост населения упирается в ограниченность ресурсов: атмосферного кислорода, пресной воды, районов, чистых от химического и радиоактивного загрязнения.

Вышеизложенное подтверждает, что проблема регулирования населения и темпов его прироста превратилась в глобальную. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть населения Земли к требованиям научно-технического прогресса, к жизни в техносфере и переходу на стадию информационного общества, где продуктом человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс, будут знания и услуги.[2]

Для упорядочивания роста населения в странах афро-азиатского региона необходимо принять меры по планированию семьи. Однако важно, чтобы такие программы осуществлялись лишь с согласия и при содействии тех, для кого они предназначены. Следует уделить больше внимания вопросам образования и подготовки кадров планирования семьи.

Демографическая политика должна проводиться в неразрывной связи с программами развития, призванными повысить доходы бедных слоев населения, уровень грамотности и улучшить положение женщин.


  1. Энергетическая проблема


Особое внимание необходимо обратить на состояние энергетических ресурсов. Ведь ни экономическое развитие, ни укрепление обороноспособности любой страны, ни охрана окружающей Среды, ни современное сельскохозяйственное производство невозможно без крупных энергетических затрат. Энергетическая проблема стоит настолько остро, что возникло даже понятие “энергетический кризис”.

До начала 70-х годов доминирующими энергоносителями, дешевыми, эффективными и технологичными, на которых основывается современная экономика, являлись нефть и газ.

Обострение энергетической проблемы наглядно обнажило не только ограниченность традиционных источников энергии, прежде всего нефти, но и расточительный характер потребления.

В последние 15-20 лет создавались преимущественно высокоэнергоемкие технологии и производства, что приводило не только к нерациональному использованию топлива и электроэнергии, но и к увеличению промышленных выбросов загрязняющих окружающую среду.

Среди современных источников энергии ведущее место отводится атомной энергетике. Преимущество ядерных станций перед электростанциями видят многие в том, что они позволяют традиционные энергоресурсы – нефть, уголь, газ, а также они не загрязняют атмосферу и прилегающие территории золой, сернистыми соединениями и другими вредными продуктами сгорания. [10]

Но современные АЭС далеко несовершенны. Путь, который выбрал человек, стремясь добыть энергию из атома путем его расщепления, устаревший и попросту ошибочный, ибо чреват катастрофой, подобной Чернобыльской.

Традиционные энергетические ресурсы почти уже все истощились. К тому же происходит непрерывное удорожание производства сырьевых материалов.

Необходимо разрабатывать и переходить к использованию новых, альтернативных видов энергии.

По мнению геолога Скинера Б. не существует ни энергетического кризиса, ни дефицита энергии, а есть громадные ресурсы, которые значительно превышают количества, используемые в настоящее время. Кризис же, связанный с нехваткой топлива, порожден нами же: мы слишком полагались на два недорогих источника и в результате столкнулись с нефтяным кризисом. [3]

Переход на новые, альтернативные источники энергии порождает, проблемы, требует коренной перестройки экономики, больших финансовых затрат. Необходимо будет создать межнациональные системы энергоснабжения. Несмотря на наличие альтернативных источников энергии нужно рационально использовать дешевые энергоресурсы, не упуская из виду проблему окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти “само собой”, то текущий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди, поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами – плодородную почву, не задумываясь о том, что за все придется платить не только будущим, но и живущим сегодня, молодым поколениям.

Причины такого поведения кроются, прежде всего, в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность которых может привести к его гибели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001

  2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука 1987

  3. Философи. Основные идеи и принципы. Под ред. А.И. Ракитова. – М.: Политиздат, 1990

  4. Приходько О.В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты // Международная жизнь. – 1995. - № 3

  5. Брезгун С.Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь – 1994. - № 5

  6. Никитин Д.П., Новиков Ю.В., Зарубин Г.П. НТП, природа и человек. – М.: Наука, 1977

  7. Колошин М.И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь – 1995. - № 3

  8. Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы – М.: Мысль, 1983

  9. Пройс К.Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М.: Прогресс, 1984

  10. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование возможные реализации целей будущего. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Генезис глобальных проблем человечества icon Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного...
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной...
Генезис глобальных проблем человечества icon Противодействие терроризму в российской федерации и личная безопасность...
Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового...
Генезис глобальных проблем человечества icon Сергей Кара-Мурза Научная картина мира, экономика и экология
Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Ее генеральный секретарь Морис Стронг подчеркнул: "западная...
Генезис глобальных проблем человечества icon Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем...
Учащиеся знакомятся как с важнейшими тенденциями развития и бытования современного русского языка, обусловленными как законами самого...
Генезис глобальных проблем человечества icon Книга может быть интересна и доступна в понимании любому вдумчивому читателю
Космоса средствами науки и философии, взаимоотношения земной жизни людей и их инобытия, условий гуманного развития человечества....
Генезис глобальных проблем человечества icon С. В. Иванова Дискуссия о гуманизме
«гуманизм» только относительно проблем образования. Стало очевидно, что невозможно глубокое проникновение в тему гуманизации образования...
Генезис глобальных проблем человечества icon Книга посвящена всестороннему исследованию одной из самых драматичных...
«группе высокого суицидального риска», но еще и потому, что homo scribens является наиболее ярким и удобным для изучения носителем...
Генезис глобальных проблем человечества icon Поль л авиолетт – Лед и Огонь. История глобальных катастроф
Публикуется с разрешения inn er tradition international (сша) и агентства Александра Корженевского
Генезис глобальных проблем человечества icon Учебник санкт-петербургского государственного университета «финансовые рынки»
Экономическая природа глобальных финансов: дефиниция, количественные характеристики, технологическая и правовая основы (с. 4)
Генезис глобальных проблем человечества icon Генезис правовых отношений в Древней Руси. Первые русские законодательства

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции